|
«Путешествие в сказку»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад « Аленка»
Конспект
Интегрированной непосредственно образовательной деятельности по сказкотерапии
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Путешествие в сказку»
Возрастная группа Старшая
Подготовила: Жувасина Наталья Николаевна, Воспитатель первой квалификационной категории
п. Тюльган – 2015
Аннотация к НОД
Занятие для детей старшей группы, составлено в соответствии с программой « От рождения до школы» в детском саду под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А.Занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группы согласно расписанию НОД проводятся 2 раз в неделю. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности
Цель занятия: Развитие социально-коммуникативных навыков у детей.
Задачи:
Образовательные: Формирование коммуникативных навыков. Формировать интерес и потребность детей в восприятии сказки. Развивать умение с помощью воспитателя сочинять сказки. Расширять представления детей об эмоциях, развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными эмоциональными средствами.
Развивающие: Развивать связную речь, развивать воображения, любознательность, мышление. Развивать у дошкольников способность к сочувствию и сопереживанию. Расширять и активизировать словарный запас. Побуждать проявлять доброту, заботу о другом человеке.
Воспитательные: Воспитывать уверенность в себе, снятие эмоционально-психического напряжения.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
• Наглядный метод (мультимедийная презентация, игрушка)
• Наглядно-практический метод (творческие упражнения – составление сказки)
• Словесный метод (рассказ-сопровождение)
• Прием эмоциональной заинтересованности (отправка в путешествие)
• Игровой прием (игра-физминутка)
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:
• социально-коммуникативное развитие (упражнение «Давайте поздороваемся»);
• речевое развитие (составление сказки, отгадывание загадок);
• физическое развитие (Игра фантазеры);
• познавательное (рассказ воспитателя, просмотр презентации, проблемная ситуация).
• художественно-эстетическое развитие(рисование сказки)
Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
В ходе подготовки данного занятия проводилась предварительная работа с детьми:
Чтение, рассказывание русских народных сказок.
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Просмотр мультфильмов по теме о русских народных сказок.
Проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой» и т.д.
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей, которое поддерживалось на протяжении всего занятия. Во время занятия дети смотрят мультимедийную презентацию со слайдами сказочных персонажей. Затем с воспитанниками проходит беседа, игровые упражнения, ищут выход из проблемной ситуации. Ребята отвечают на наводящие вопросы воспитателя. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.
После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности, т. е. ставится новая проблема.
По классификации сказки относятся к психокоррекционным (для мягкого влияния на поведение детей).
Анализ сказок. Детям предлагалось ответить на вопросы. Вопросы ставились таким образом, чтобы они подталкивали к размышлению, а не являлись тестом на запоминание. Была дана возможность каждому ребенку высказаться, при этом на занятии царила полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться. использовалась арт-терапевтическая игра фантазеры она же послужила физминуткой. Данная техника позволила работать непосредственно с эмоциями и отношениями, использовать механизмы отреагирования, и, следовательно, корректировать проявления и формировать навыки саморегуляции.
Арт-терапевтические методики и, в частности, сказкотерапия, подобранные и сконструированные соответственно выявленным эмоциональным проблемам детей.
«Сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок»! Хорошая, добрая сказка научит ребёнка правильному поведению, привьёт важные для успешной жизни качества. Характер — дело наживное, и в наших силах вырастить малыша добрым, умным, смелым и целеустремлённым, то есть, настоящим Человеком!
Оборудование: туннель, игрушка мишка,ИКТ;доска,лист бумаги,фломастера, формление(сказочная страна) запись музыки «Маленькая страна»
Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков у детей.
Задачи:
Образовательные: Формировать коммуникативных навыков. Формировать интерес и потребности детей в восприятии сказки. Расширять представления детей об эмоциях. Развить умения передавать заданное эмоциональное состояние различными эмоциональными средствами.
Развивающие: Развивать связную речь, развивать воображения, любознательность, мышление. Развивать у дошкольников способность к сочувствию и сопереживанию. Расширять и активизировать словарный запас. Побуждать проявлять доброту, заботу о другом человеке.
Воспитательные: Воспитывать уверенность в себе, снятие эмоционально-психического напряжения.
Работа над словарем: путешествие, туннель, мимика, жесты.
Приемы руководства деятельностью детей:
Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: система вопросов, комментирование, игровой момент.
-
Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, анализ и выводы
Приемы организации практической деятельности детей: показ слайдов, моделирование сказки.
Приемы поддержания интереса у детей: сюрпризные моменты, физкультурная пауза, чередование видов деятельности.
Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность.
Создание среды для организации и проведения НОД: туннель, игрушка мишка, ИКТ, доска, лист бумаги, фломастера, оформление (сказочная страна) запись музыки «Маленькая страна»
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая;
Коммуникативная;
Продуктивная;
Здоровьесберегающая.
Планируемые результаты:
Умение детей действовать самостоятельно, проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками, воспитание нравственных качеств, умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи, расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей в НОД:
1.Ребёнок задаёт вопросы.
2.Активно участвует в продуктивной деятельности.
3.Проявляет самостоятельность.
4.Сопереживание.
5.Эмоционально реагирует.
Интеграция образовательных областей.
Области
|
Интеграция
|
Решаемые задачи
|
Познавательное развитие
|
Просмотр презентации со сказочными героями « В гостях у сказки».
Упражнение «Давайте поздороваемся».
Знакомить детей с понятиями «мимика», «жесты».
|
Проявлять интерес к своим эмоциям. Принимать активное участие в образовательном процессе.
|
Социально-коммуникативное развитие
|
«Угадай настроение»
Моделирование сказки
Проблемная ситуация
|
Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,
Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
|
Речевое развитие
|
Отгадывание загадок, сочинение сказки.
|
Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью
Развивать умение составлять предложения связанных по смыслу.
|
Физическое развитие
|
Физминутка «Танцуй со мной»
|
Способность возникновению самостоятельной деятельности, направленной на восстановление физических сил и активность.
|
Художественно-эстетическое
|
Рисование сказки, слушание музыкальных композиций
|
Развивать творческие способности детей, сохранять положительно эмоциональный настрой.
|
|
|
|
|
|
|
План НОД
Психологический настрой
1.Вводная часть.
Игровой момент « Путешествие в сказку».
2.Основная часть
1.Упражнение «Давайте поздороваемся».
2.Отгадывание загадок по сказкам.
3.Сюрпризный момент.
4.Упражнение «Покажи жестом».
5.Упражнение «Угадай настроение».
6.Физминутка «Танцуй со мной»
7.Проблемная ситуация.
3.Практическая часть.
1.Моделирование сказки.
2.Сочинение сказки по рисункам детей.
4. Заключительная часть. Подведение итогов.
Рефлексия.
Ход
Интегрированной непосредственно образовательной деятельности
Психологический настрой
Дети и воспитатель стоят посередине группы.
Воспитатель: Давайте друг другу улыбнемся, подарим частичку хорошего настроения.
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в сказку. Вы согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Чтобы попасть в сказку нам надо пройти по туннелю сказочному. А чтобы пройти мы не должны бояться темноты.
(Дети друг за другом проходят по туннелю и оказываются в сказке)
2. Основная часть
Воспитатель: Вот мы и в сказке. Рада приветствовать всех кто не побоялся темноты и попал в сказку.
(садиться в кружочек)
Воспитатель: Вы попали в сказку, а при встрече, что обычно делают?
Дети: Здороваются
1)Упражнение «Давайте поздороваемся»
Воспитатель: Правильно. Давайте друг с другом поздороваемся, не просто, а будем называть ласково имя. Вот, например. Здравствуй, Даниловка!!!
(Здороваются по кругу)
2)Актуализация знаний. Отгадывание загадок по сказкам
Воспитатель: Вы все любите сказки? Хорошо знаете сказки?
Дети отвечают
Воспитатель: А я сейчас проверю. Ушки открыли, слушаем и отгадываем
(показ презентации):
- В какой сказке жил дед, бабушка, заяц, волк, медведь, лиса и кругленький, румяненький путешественник? (Колобок) Молодцы догадались.
- Из какой сказки мы узнали о больших белых птицах, которые унесли маленького мальчика к баба-яге(Гуси-лебеди)
- В какой сказке девочка пошла к своей бабушке и встретила в лесу серого волка (Красная шапочка)
- В какой сказке вы узнали о папе и его деревянном сынишке с длинным носом (Буратино)
- В какой сказке девочка пошла по грибы по ягоды и заблудилась и попала в дом мишки. (Маша и медведь)
3)Сюрпризный момент
(Тук-тук в дверь)
Воспитатель: Ой, ребята, сейчас я посмотрю, кто там еще в гости в сказочную страну пришел.
Мишка: О, а вы что тут делаете? Чего пришли?
Воспитатель: Миша, Миш подожди, послушай, пожалуйста, в - первых ты что-то забыл?
Мишка: Что, это я забыл?
Воспитатель: Мне кажется, ты забыл поздороваться, правда, ребята?
Мишка: Ой, а как это здороваться?
4)Восприятие и усвоение нового. Упражнение «Покажи жестом»
Воспитатель: Мы ребята с вами как поздоровались (язычком), можно ручками (машем), когда далеко видим друга (кричать нельзя не услышат) можно руку поднять и махнуть (будет означать привет). А пока как показываем?
Дети: Рукой машем
Воспитатель: А когда соглашаемся с чем-то?
Дети: Киваем
Воспитатель: А когда не согласны с чем-то?
Дети: Головой киваем, нет
Воспитатель: А когда нас чего спрашивают, а мы чего-то незнаем
Дети: Плечи пожимаем.
Воспитатель: Понял Мишка?
Мишка: Да
5)Упражнение «Угадай настроение»
Воспитатель: А еще можно показывать свое настроение. Вот сейчас у меня какое настроение (грустное). А сейчас? (веселое) А придумайте и покажите каждый настроение. И мы с мишкой отгадаем, правда, мишка?
Мишка: Конечно
(отгадывание настроения у детей)
Воспитатель: Ну, ты понял мишка, как можно здороваться и прощаться не открывая рта?
Мишка: Понял, спасибо!
6.Физминутка «Танцуй со мной»
7.Проблемная ситуация.
Мишка: О, как здорово, пожалуй, я пойду, а то там дома девочка меня ждет.
Воспитатель: Стой мишка, какая такая девочка? А ты нам ничего не рассказывал, так ребята?
Мишка: Как? Я вам не рассказывал. У меня же живет Маша и эта Маша, такая умница (готовит, убирает, сказки рассказывает)
Воспитатель: Ну, ты что Миша, так нельзя. Девочке, наверное, очень грустно, домой хочет. Ребята, как же нам быть?
Дети (придумывают выход из ситуации)
Воспитатель: Ребята, а я придумала, как нам помочь Мише. Мы ведь тоже можем сказки рассказывать, правда? Давайте мы научим мишку рассказывать сказки?
3.Практическая часть. Моделирование сказки.
( присаживаются на коврик, Мишу тоже сажают)
Воспитатель: А сказку мы будем сочинять так. Каждый по одному придумывают какой-нибудь предмет или игрушку (домик, солнце, принцесса и т.д.) и будем маркером на доске рисовать по очереди по цепочке. Потом будем сочинять сказку.
2.Сочинение сказки по рисункам детей.
Воспитатель: Вот и получилась наша сказка. Понравилась Вам? Мишка я считаю, что девочку надо отпустить.
Мишка: Да, я посмотрел сказки вы сочинять можете, поэтому девочку отпущу, а к вам буду приходить сказки слушать, вы меня научите еще?
Воспитатель: Ну что ребята на этом сказка у нас заканчивается, Миши нужно идти Машу отпускать домой а, вам нужно возвращаться обратно в детский сад. Приходите к нам Миша еще в гости. Досвидания!
(Дети возвращаются из сказки в группу обратно через туннель, там их встречает воспитатель)
4.Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель: Спрашивает у ребят, где они были, что делали, кого видели, что им понравилось больше всего?
Ответы детей
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу, если вам понравилось занятие, показываем вот так (палец большой вверх), если не понравилось, вот так (вниз). Я рада, что вам понравилось в сказке (дотрагивается большим пальцев, пальцев детей).
|
|
|