Главная страница

Домик Веселого Язычка Пособие для ознакомления детей с артикуляционным аппаратом


Скачать 34.2 Kb.
Название Домик Веселого Язычка Пособие для ознакомления детей с артикуляционным аппаратом
Дата 13.03.2016
Размер 34.2 Kb.
Тип Документы

Домик Веселого Язычка

Пособие для ознакомления детей с артикуляционным аппаратом

Корякина О.А.,

Учитель-логопед МБДОУ комбинированного вида д\с «Рябинка»,

г.Черногорск, республика Хакасия

У детей с недостатками речи могут возникать различные сопутствующие вторичные отклонения в развитии нервно психической сферы. К ним относятся отрицательные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (расторможенность, повышенная возбудимость, замкнутость,стеснения, негативизм), расстройства памяти, внимания и целенаправленного восприятия, а также снижения общей работоспособности. Такие дети оказываются психически неготовыми к активному участию в логопедических занятиях и им необходимо умело и вовремя помочь.

Люди с правильной, четкой речью обычно не задумываются над вопросом: «Как образуются звуки?» или « Какие органы речи участвуют в образовании того или иного звука?». Поток звуков льется и воспринимается как бы автоматически. И задача логопеда – объяснить ребенку, имеющему недостатки речи, правильную артикуляцию непроизносимых или неправильно произносимых звуков.

Почему дети испытывают трудности при произнесении некоторых звуков? И почему не все дети одинаково овладевают нормальным произнесением звуков и слов.

Во-первых у них еще недостаточно развит фонематический слух, они часто не узнают звуки в речи взрослого и воспроизводят их в искаженном виде. Во-вторых недостаточная моторная готовность органов речи к произнесению звуков, артикуляционный аппарат ребенка еще очень неустойчив, и ему не так-то просто справиться с преградами на пути струи воздуха, когда он выговаривает согласные звуки. Чтобы образовался нужный звук, язык, губы и зубы должны принять определенное положение (артикуляционную позу), именно это не удается ребенку, особенно при произнесении шипящих, свистящих, сонорных звуков. ..При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков…

Большую помощь логопеду в преодолении трудностей ознакомления детей с артикуляционным аппаратом оказывает игровая форма работы. При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений и поз. Для ознакомления с органами речи разработано (изготовлено..) пособие «Домик Веселого Язычка». Рассмотрим звуки, которые чаще всего нарушаются при звукопроизношении, представив их живущих в двухэтажном домике-ротике – одни на первом этаже: язык при их произношении находится за нижними зубами, другие на втором этаже: язык находится за верхними зубами.

После ознакомления с «домиком веселого язычка» ребенок знакомится со своим «домиком-ротиком», где живут разные звуки, и сравнивает его с «домиком-ротиком» Веселого Язычка.

.Формирования правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В результате такой работы к 4-5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается…

..При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков…

Логопед: Этот домик твой ротик. Открой рот. Первый этаж – твои нижние зубки, второй этаж – твои верхние зубки. Войдем в домик. На первом этаже одна большая квартира, в которой много комнат. Здесь живут звуки с, сь, з, зь, ц, которые умеют свистеть (…….вставить стих).

Поднимемся на второй этаж: тук-тук-тук. Здесь три квартиры. В первой квартире живут два братца: звуки л, ль. В одной комнате живет братец л, с твердым характером, в другой братец ль, с мягким характером. Им вдвоем весело и скоро они будут петь песенки. Во второй квартире - два брата: звуки р, рь. Звук р с твердым характером, звук рь с мягким характером. Скоро и в твоем домике будут жить эти жильцы. В третьей квартире живет «шипящая семейка». Они любят шипеть: звуки ш, щ - с твердым характером, ч,щ – с мягким характером.

Такая игровая форма создает благоприятный эмоциональный фон, пробуждает у детей интерес к занятию, их внимание направляется к произносимым звукам, уточняется их артикуляция.

.. Для демонстрации правильной артикуляции звука полезно его произносить утрированно. Подключая свою руку и руку ребенка для показа положения языка…

Если ребенок плохо выговаривает все звуки, живущие в домике, значит движения не достигли еще хорошей подвижности, четкости, точности. Для решения этой проблемы необходимы специальные артикуляционные упражнения. И поможет нам Домик Веселого Язычка. Виды гимнастики органов речи определяются характером нормальной артикуляции звука, который формируется, и характером имеющихся искажений.