|
Методическая разработка занятия по теме «Ошибки в выборе профессии»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Центр Развития Творчества Детей и Юношества
Методическая разработка занятия по теме «Ошибки в выборе профессии» из цикла занятий по образовательно-развивающей программе «Профессиональный выбор».
Слайд 1
Копылова Татьяна Николаевна, педагог-психолог, педагог дополнительного образования.
Творческое объединение «Твой выбор» (профессиональное самоопределение старшеклассников).
Тема занятия: «Ошибки в выборе профессии».
Изучение нового материала.
Время занятия: 40 минут
Цель: Создание условий для формирования умения определять ошибки в выборе профессии.
Задачи:
Образовательные задачи:
1.дать первоначальное представление, что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана.
Развивающие задачи:
1.сформировать у обучающихся умение определять причины, приводящие к ошибкам в выборе профессии.
Воспитательные задачи:
1.прививать чувство ответственности к выбору профессии.
Оборудование:
1.Компьютер или ноутбук с проектором (для слайдовой презентации темы занятия).
2.Карточки с ситуациями ошибок.
3.Распечатанные на принтере буклеты.
4.Мольберт.
5.Стол.
6.Стулья.
Методы обучения:
1.Словесные методы обучения:
Мини-лекция (объяснение);
Диалог и дискуссия (выработка общего определения).
Индивидуальная работа и работа в парах.
Обмен мнениями, впечатлениями (рефлексия).
диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом).
2. Метод игры:
3. Наглядный метод обучения:
Наглядные материалы (карточки с ситуациями, буклеты, чметод демонстраций презентаций занятия, видео).
4.Практический:
Упражнения.
Ход занятия.
1.Ритуал приветствия.
Цель: создание позитивного настроя на занятие (разминка, куда включены игры и упражнения на разогрев группы и настрой на работу);
Приветствие участниками друг, с другом. Упражнение: «Давайте поздороваемся!».
- Ребята, поздоровайтесь друг с другом по цепочке, произнося приветствия или приятное пожелание.
-Привет, Слава, ты как всегда энергичен и весел;
-Рада тебя видеть, Маша! Желаю тебе сегодня с занятия уйти в хорошем настроении!;
-Я рад видеть тебя, и хочу тебе сказать, что ты выглядишь великолепно (обучающиеся по цепочке здороваются ).
2. Определение темы занятия.
Слайд 2(Решены неправильно примеры)
-Посмотрите на слайд, что мы видим?
(Ответы воспитанников: ошибки в решении примера)
Слайд 3.(ДТП)
-К чему приводят ошибки пешеходов при переходе через проезжую часть? (Ответ: ошибка пешехода при переходе через проезжую часть)
Слайд 4. (Ответ: ошибки в работе хирурга)
-К чему могут привести ошибки в работе хирурга? (Ответы детей)
-Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
(Ответы обучающихся с выходом на тему: «Ошибки в выборе профессии»).
Время 3 минуты.
Слайд 5.
3. Основной этап. / 25 минут/.
-И так тема нашего занятия определилась: Ошибки в выборе профессии.
-Мы с вами должны выяснить, что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова ее цена? Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации.
-Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Так же мало, молодые люди информированы о содержании будущей профессии: «знал бы, что ждет космонавтов, лучше бы в рабочие пошел!»
-Давайте попробуем разобраться и определить основные ошибки молодых людей в выборе профессии.
Слайд 6.
1.Выбор из соображений моды или престижа. (Обыгрывание ситуации приводящей к данной ошибке). (Приложение 1).
-В данный момент среди молодых людей престижными считаются профессии экономиста, юриста, менеджера, брокера, дилера и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
-Что вы думаете по данному пункту ошибки?
(Ответы воспитанников:
1.Престижность профессии должна учитываться — но после учёта интересов и способностей.
2. Можно владеть «модной», но не приносящей удовольствия профессией.
3. Оказаться непригодным к выполнению основных рабочих функций…и приходится менять профессию).
Слайд 7.
2.Выбор за «компанию». (Обсуждение видеоролика, см. в приложении 4)
- Самый надежный способ не слышать себя. У каждого человека – свой путь. Множество примеров того, как люди лишают себя покоя, индивидуальности, силы, энергии, желания жить, просто потому, что выбрали, за компанию с друзьями или просто засмотревшись на чужой успех, забывая, что за внешними проявлениями скрывается жизнь (ежедневная работа), другие способности, другие возможности, другие мечты и другие ограничения.
-Какие выводы можно сделать по этой ошибке? (Ответы воспитанников:
В этом случае, как правило, одного из них постигает разочарование, и после долгих поисков он вынужден менять первоначальный выбор.
Повторить чужой успех не возможно.)
Слайд 8.
3.Выбор под влияние интереса к учебному предмету или человеку. (Карточки с ситуациями данной ошибки) (Приложение 2).
- У каждого из вас есть любимые учителя, которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и свое отношение к предмету, «нравится литература, значит, буду литератором». Школьные годы пройдут, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным. Выводы по данному пункту ошибки.
- Как бы вы охарактеризовали выбор, сделанный в данных ситуациях, ваши выводы?
( Ответы воспитанников:
1. Если восхищает душевность учителя — это не значит, что тебе нравится математика сама по себе или литература.
2.Не стоит выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности).
Слайд 9.
4.Уступка давлению влиятельных людей. (История ошибки в выборе профессии, беседа с педагогом дополнительного образования)
- Люди, подверженные чужому влиянию, чаще, чем нужно, следуют чужим советам или выбирают профессию по настоятельному совету родителей. На них влияет всё: телесериалы, советы случайных людей или под давлением родителей.
(Беседа с приглашенным на занятие педагогом дополнительного образования Кирсановой Натальей Сергеевной).
- Кто повлиял на выбор профессии в данной ситуации, и какие выводы по данному пункту ошибки?
(Ответы воспитанников:
1 Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей
2 Можно помогать, но не заставлять.).
Чтобы не допускать ошибок, надо иметь преставления о профессиях.
Предлагаю вам такое задание:
Я называю несколько ассоциаций, связанных с профессией, а вы называете саму профессию.
Латынь, тонометр, ампула, халат – врач.
Конституция, суд, кодекс, консультация – юрист
Накладная, чек, цена, витрина – продавец
Кипа бумаг, цифры, зарплата, калькулятор – бухгалтер
Каскад, лак, ножницы, расческа – парикмахер-модельер
Камера, студия, негатив, пленка – фотограф
Винчестер, клавиатура, диск, мышка – программист…
Слайд 10.
-Всегда помните: окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Знание типичных ошибок при выборе профессии оградит вас от лишних или неверных шагов, сэкономит время, поможет обрести наиболее подходящую для вас профессию.
Основные ошибки выбора профессии вы уже знаете, об остальных прочитаете в буклете (Приложение 3).
Слайд 11.
Домашнее задание.
Ответьте письменно на следующий вопрос и запишите в своей тетради для профориентации:
1.Встречались ли вам взрослые, которые ошиблись в выборе профессии? 2.Переговорите с родителями об их профессии и попробуйте выяснить ошибки.
Слайд 12.
4. Подведение итогов: /5 минут/.
1.О чем мы с вами сегодня говорили?
2. Что важного я сегодня узнал (а)?
3. Что пригодится мне в будущем?
4.Перечислите причины возможных ошибок в выборе профессии:
(Ответы детей)
1.Выбор из соображений моды или престижа.
2.Выбор за «компанию».
3.Выбор под влияние интереса к учебному предмету или человеку
4.Уступка давлению влиятельных людей.
Слайд 13.
5.Заключительная этап:а/ рефлексия занятия. /5 минут/.
Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий, получить обратную связь.
-Сейчас на улице зима, и я хочу подарить вам частичку лета. Оправдались ли ваши ожидания, какие чувства вы испытали от нашей встречи?
Для ответа выберите только один цветок.
Как я оцениваю занятие?
Моя работа на занятии?
Работа педагога?
Желтый – разочарование
Розовый – удовольствие
Голубой – чувства неопределенности
Слайд 14. Будьте уверены в себе! Успехов!
б/ ритуал прощания. /3 мин/.
Упражнение «Спасибо за приятное занятие»
Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.
Инструкция:
«Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!».
Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию вместе говоря: « До свиданияяяяя!!!!»
Литература
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.-2-е изд., дораб. - М.: “Просвещение”, “Учебная литература”, 1996.
Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. пособие для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений.-М.: Просвещение, 1995
Пряжников Н.С. Профориетрация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М .: ВАКО, 2005.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/ Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.:ВАКО, 2005.
Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.-метод. пособие. – М.: Глобус, 2006
Приложение 1
Сценка: Ошибка " Выбор из соображений моды или престижа. "
Разговор двух старшеклассников.
Валерия: - Здравствуй, Максим! Ну как .... , куда идешь учиться, ты по-моему выбирал профессию инженера?
Максим: - Привет, Лера! Да нет, я передумал. Поступаю на юридический, сейчас профессия юриста престижная.
Валерия: - Ты когда-то говорил, что профессия инженера тебе интересна, нравиться, да и способности у тебя к технике?
Максим: - Ну что там инженер, да зарплата не на уровне.
Валерия: - А не думаешь ли ты о том, что профессия юриста не очень востребована на рынке труда, как будешь после окончания университета устраиваться на работу???
Максим: - Да ладно, закончу, там видно будет.
Приложение 2
Карточки с ситуациями ошибок.
- Людмиле в школе очень нравились уроки математики, учитель любила свой предмет и была очень душевным человеком. Девушка в школе активно занималась общественной работой. Выбрала профессию учителя математики. Получив профессиональное образование, несколько лет проработала в данной должности. Работа быстро разонравилась, и она пришла за помощью в службу занятости.
|
Руслан хорошо писал сочинения и решил, что его призвание журналистика. Поступил, однако, профессия журналиста предполагала частые поездки, умение вникать в различные сферы деятельности и взаимоотношения людей. Поэтому работать он не смог, так как долго и тактично не умел разговаривать с людьми.
|
|
|
|