Главная страница

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях мс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»


Скачать 96.73 Kb.
Название «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях мс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Дата 04.03.2016
Размер 96.73 Kb.
Тип Документы

МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Публикация на тему:

« Психолого-педагогическое сопровождение

детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Выход:

Сергеева, О.П. «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» /О.П. Сергеева// Актуальные проблемы преподавания гуманитарных, естественно-научных и математических дисциплин в школе, в вузе; материалы научно-практ. конференции Вып.8/ Сост. А.Ю. Околелов; науч. ред. П.А. Гончаров. – Мичуринск: МГПИ, 2011-С.124-128.

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.  Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

 Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.

На фоне перемещения части наиболее "благополучных" детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).

Согласно «Словарю русско­го языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожа­того. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевремен­ное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка.

Целью психологического сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание системы психолого-педагоги­ческих условий, способствующих успеш­ной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).

Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

Основными сферами деятельности педагога-психолога в системе ППМС сопровождения специальной (коррекционной) школы являются:

– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.

Остановлюсь подробнее на особенностях психолого-педагогического сопровождения обучающихся младших классов с ОВЗ.

По инициативе родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений дети и подростки с ОВЗ города Мичуринска обследуются на городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которая ежегодно проходит на базе специальной (коррекционной школы). Специалистами городской ПМПК проводится экспертиза уровня развития ребенка, предполагающая систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включающая прогноз развития. Здесь, на ПМПК, и происходит первое знакомство педагога-психолога со вновь поступающими обучающимися в начальные классы коррекционной школы.

На основании результатов экспертизы уровня развития обучающегося осуществляется проектирование условий обучения детей с ОВЗ в образовательном пространстве города. Специалисты ПМПК ставят диагноз и рекомендуют, по какой образовательной программе ребенку обучаться дальше. Отмечу, что в специальной (коррекционной) школе дети обучаются по программе VIII вида с основным диагнозом: умственная отсталость и рядом сопутствующих диагнозов.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).

Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический про­цесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:

  • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психи­ческого развития в процессе обучения;

  • создание социально-психологических условий для лично­сти каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образова­тельный компонент);

  • создание специальных социально-психологических усло­вий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образователь­ного компонента).

К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:

- диагностическая деятельность;

- консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

- экспертная работа;

- организационно-методическая деятельность;

- просветительская работа;

- психопрофилактика.

Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:


  • определение наиболее адекватных путей и средств разви­вающе-коррекционной работы с ребёнком;

  • прогнозирование развития ребёнка и возможностей обуче­ния на основе выявленных особенностей развития;

  • реализация собственно психологической развивающе-кор­рекционной работы на протяжении всего образовательного про­цесса.

Психологическое сопровождение детей на приёме и адаптации:

  • создание системы психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период их школьной адаптации;

  • диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;

  • определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;

  • разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;

  • создание специальных педагогических и социально-психо­логических условий, позволяющих осуществить развивающую, кор­рекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими адаптационные трудности.

Направления работы педагога-психолога в начальной школе:

  • выявляю детей, нуждающихся в специализированной помощи;

  • выявляю в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;

  • реализую психологическую развивающе-коррекционную помощь детям, испытываю­щим трудности адаптации, поведения и др.;

  • контролирую динамику психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;

  • провожу дифференциальную диагностику учащихся с ре­комендациями ПМПК о диагностическом обучении по программе специального (коррекционного) учреждения VIII вида;

  • участвую в ПМПк по сопровождению учащихся с лично­стными и поведенческими проблемами;

  • составляю индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционные программы по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк;

  • взаимодействую с учителями, воспитателями, учителем-логопедом, де­фектологами, социальным педагогом по сопровождению обуча­ющихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, уча­стие в МО, семинарах, педсоветах и др.);

  • знакомлю специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ре­бёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;

  • провожу диагностику учащихся по выявлению взаимоотношений в се­мье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи;

  • осуществляю работу с родителями (лицами их заменяющими) по диагно­стике психологического климата в семье, взаимоотношению родите­лей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное разви­тие детей;

  • консультирую родителей по их запросам;

  • осуществляю просветительскую работу по вопросам психофизиологиче­ских особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индиви­дуальной психолого-медико-педагогической программе сопровож­дения;

  • провожу диагностику готовности к обучению в среднем звене школы,

  • осуществляю прогноз социальной дезадаптации.

Задачи сопроводительной деятельности второй половины 4-го класса:

  1. выявляю уровень психологической готовности четверо­классников к обучению в среднем звене школы;

  2. способствую созданию психологических условий для формирования соци­ально-личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.

Познакомлю с некоторыми диагностическими исследованиями, которые проходят в начальной школе.

При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу подробно изучаю данные его анамнеза и особенностей раннего развития.

В течение первых двух, а иногда и трех месяцев обучения сопровождаю процесс адаптации вновь поступивших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать). У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.

В 1-4 классах проводятся уроки здоровья (1 раз в неделю), программой которых в I семестре предусматривается ряд занятий на сплочение детского коллектива, коррекцию адаптивных возможностей, ну и, конечно, формирование привычки ЗОЖ. Дети, адаптация которых осложнена, получают дополнительную психологическую поддержку в форме «Кругов общения».

Далее отслеживаю мониторинг здоровья всех обучающихся и на семинарах по ЗОТ довожу результаты обследования до каждого педагога школы. В течение нескольких лет являюсь руководителем постоянно действующего семинара, работающего по проблеме: «Компетентность современного педагога в вопросах здоровьесбережения», где педагогический коллектив обучается использованию современных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе и каждый может поделиться своими наработками и находками в этом направлении.

Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно. Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.

Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.

С диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся все участники образовательно-воспитательного процесса для координации совместных усилий.

Как показала практика обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

Для того чтобы можно было отследить эффективность психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами ПМПк была разработана карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика специальной (коррекционной) школы, в которой фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения.

 Практическое психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты ППМС сопровождения специальной (коррекционной) школы находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.

Литература:

  1. Психологическая служба школы. Под ред. И.В. Дубровиной – М., 1995

  2. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005

  3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Изд-во «Аркти», 2005

  4. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой – Центр «Школьная книга», 2008