Главная страница

Адаптация ребёнка к детскому саду


Скачать 43.25 Kb.
Название Адаптация ребёнка к детскому саду
Дата 21.02.2016
Размер 43.25 Kb.
Тип Документы

Адаптация ребёнка к детскому саду

Способность людей менять своё поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Термин «адаптация» означает приспособление. Как же формируется у ребёнка способность к адаптации?

Когда ребёнок поступает в детский сад, для него меняются всё. Основные параметры среды - материальна обстановка, встреча с незнакомыми взрослыми, большим количеством сверстников, несовпадение приёмов воспитания дома и в детском саду. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов ребёнка приводит к психическому напряжению, а это вызывает изменение в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (ухудшается сон, аппетит, дети оказываются играть с другими детьми). Страхи перед всем новым, плюс разлука с близкими ему людьми – всё это приводит к стрессу, т.е. адаптация для ребёнка – это стресс. В результате стресса ребёнок может уйти в себя. У ребёнка изменяется температура тела, биоэлектрическая активность кожи, снижаются защитные силы организма, что может способствовать заболеванию ребёнка. Дети по - разному переносят трудности, связанные с адаптацией. Наибольшее значение в период адаптации имеет уровень социализации ребёнка (наличие или отсутствие общения ребёнка со сверстниками). Немаловажную роль играет формирование таких черт личности, как самостоятельность, умение решать "проблемы» в игре.

Важно заранее имеет знакомство с воспитателями ребёнка. В ходе беседы необходимо рассказать о вашем ребёнке (о его привычках, особенностях поведения, о том, что ребёнок любит и не любит, какие предпочитает игры, о методах воспитания принятых в семье) - обо всём том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребёнком.

Различают 3 степени адаптации

  1. Лёгкая адаптация, при которой ребёнок проявляет напряжение в виде кратковременного отрицательного эмоционального состояния. У него в первое время поступления в детский сад ухудшается сон и аппетит, он неохотно играет с другими детьми, но всё проходит в течение первого месяца.

  2. При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно. Он переносит заболевания, которые длятся не более 7-10 дней и завершаются без каких-либо осложнений.

  3. Самым нежелательным проявлением является тяжёлая адаптация, которая характеризуется очень длительным течением (иногда несколько месяцев) может протекать в 2-х вариантах. Это либо повторное заболевание, часто протекающее с осложнениями – отиты, бронхиты, пневмонии и др., либо стойкие нарушения поведения, граничащие с преневротическими состояниями. Например, дети ни за что не расстаются с какой-нибудь вещью или игрушкой, принесённой из дома. Часто стараются спрятаться или уйти куда-нибудь. Сидят в приёмной и зовут маму, спят только сидя и т.д. У таких детей бурная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановке детского сада, наблюдающееся в первые дни и сменяется очень часто вялым безразличным состоянием.

Советы родителям

  1. В период адаптации к детскому саду необходимо обеспечить ребёнку максимум двигательной активности. Если позволяет погода, гуляйте с ребёнком после садика и не спешите идти домой. Дайте малышу возможность набегаться, напрыгаться, накричаться. И даже дома вечером не запрещайте бегать, скакать, кричать, беситься. Лишь за 1 – 1,5 часа до сна привлекайте ребёнка к спокойным играм и чтению (можете поиграть в детский сад, чтобы ребёнок быстрее привыкал).

  2. Чтобы ограничить нагрузку на нервную систему ребёнка сведите к минимуму просмотр телевизора, посещение шумных общественных мест, гостей с весёлой шумной компанией и т.д.

  3. Родителям необходимо заботиться, чтобы ребёнок высыпался. Ночной сон должен быть не менее 10 часов, а дневной 2 – 2,5 часа. Это способствует уменьшению невротических состояний.

  4. Проявляйте к ребёнку больше нежности и любви, чаще, чем обычно обнимайте, ласкайте ребёнка

5. Приучайте к самообслуживанию и другим навыкам гигиены, чтобы малышу было легче в детском саду.

6. В период адаптации могут проявиться приступы агрессии, вредные привычки. Отнеситесь к этому с пониманием и терпением. Спокойно напоминайте ребёнку как надо себя вести.

7. Прощание в приёмной детского сада должно быть быстрым. Длительные прощания – лишний стресс.

8. Если прощание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отвести кто – то другой ( например, бабушка или папа).

- Ведение наблюдения и фиксирование негативных сторон адаптации даёт возможность вовремя выявить и провести

коррекцию по дальнейшему построению общения с ребёнком.

Воспитатель

-Второй путь улучшения положения в группе - укрепление уверенности, что взрослый всегда рядом и готов помочь ему в любую минуту.

-Третий путь – использование способов эмоциональной поддержки (поглаживание, похвала, проявление нежности, комплименты, дружеские жесты, успокаивание, проявление содружества).

-Поручить лидеру группы шефство над вновь, пришедшим ребёнком.

-Чаще подчёркивать самые незначительные достижения ребёнка.

-Позволить ребёнку быть самим собой, принимать его таким ,какой он есть, опираясь на его сильные стороны.

-Развивать игровые умения и навыки.

Литера:

  1. К.Л. Печёра, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. М- Владос, 2002г.

  2. Журнал Старший воспитатель 2011 г., Статья Л.Г. Голубевой, Адаптация детей к детскому саду.

Рекомендации для воспитателей

по адаптации детей к детскому саду

  1. Наблюдение и фиксирование негативных сторон адаптации для своевременного выявления и проведения

коррекции по дальнейшему построению общения с ребёнком.

2. Укрепление уверенности, что взрослый всегда рядом и готов помочь ему в любую минуту.

3.Использование способов эмоциональной поддержки (поглаживание, похвала, проявление нежности, комплименты, дружеские жесты, успокаивание, проявление содружества).

4.Поручить лидеру группы шефство над вновь, пришедшим ребёнком.

5.Чаще подчёркивать самые незначительные достижения ребёнка.

6.Позволить ребёнку быть самим собой, принимать его таким, какой он есть, опираясь на его сильные стороны.

7.Развивать игровые умения и навыки.