Тема родительского собрания в 5-х классах:
«Возрастные особенности пятиклассника
и его адаптация к обучению в среднем звене»
Кризисный этап в школьной жизни — это переход из начальной школы в среднюю, влекущий за собой большую физиологическую и психологическую нагрузку. Наблюдается снижение успеваемости, вызванное общей перегрузкой учащихся:
большим объемом теоретической информации, предлагаемой к усвоению (затруднены сравнение, анализ, выделение главных, существенных признаков); возрастанием недельной нагрузки (дни, уроки);
переход от одного, привычного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями-предметниками. Расставание с первым любимым учителем огорчает детей. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один педагог, как это было в начальной школе, а несколько.
Встреча с новыми лицами, появление новых требований, возрастание ответственности окажутся для ребенка также большой неожиданностью → может наблюдаться снижение самооценки, уверенности в себе.
Педагоги относятся к пятикласснику не как к малышу, а как к сформированному школьнику, и должно пройти некоторое время, прежде чем сам ребенок осознает это (к 6-му классу).
Итог
Все это влияет на самочувствие, на отдельные особенности поведения подростков, вызванные одновременным проявлением и утомляемости, и повышенной возбудимости, и раздражительности.
Задача родителей на данном этапе — познакомиться с учителями, которые преподают в классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста (у их ребенка).
КАКИЕ ПЛЮСЫ НЕСЕТ В СЕБЕ ПЕРЕХОД ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В V КЛАСС?
Прежде всего, дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.
Общение
Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «Я» в социальном плане (роли, место в коллективе).
От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, чтобы занять в новом социальном сообществе устраивающее его статусное положение (чтобы уважали и ценили, не был ребенок одиночкой):
- самостоятельное разрешение конфликтов; иметь свое мнение, но учитывать и мнение других людей; умение поддерживать отношения; общаться с девочками и с мальчиками и др.
Дети осваивают окружающую действительность за порогом класса и школы, а потому задача учителей и родителей — помочь в этом сложном деле: больше узнать о друзьях ребенка, познакомиться с ними, интересоваться увлечениями и ценностями подростков.
Возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие подростки пробуют наркотики, курение, у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период необходимо спланировать время подростка, чтобы он не тратил его бесцельно. Классному руководителю вместе с родителями надо обговорить, какие кружки, студии, факультативы хотел бы посещать ребенок, кто из его друзей мог бы составить ему компанию.
Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, то необходимо дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом, в чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями-одноклассниками. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанных с двойками, в большинстве случаев приводят к отчуждению подростка и лишь ухудшают взаимоотношения между учителем и учеником, родителями и ребенком.
Обязательно надо тщательно контролировать ребенка, особенно первые три месяца обучения в V классе: как подготовился к урокам, все ли собрал в школу. Иногда дети, собираясь в школу, кладут в портфель совсем не то, что нужно, потому что только учатся следить за расписанием и его изменением. Заметив несоответствие, не спешите исправлять оплошность ребенка, пусть он сделает это сам, тем самым развивается его внимание и воспитывается самостоятельность.
(«Выучил?» - «выучил», проверьте. 36 стрессовых ситуаций в неделю (оценки обеспечивают эмоциональный комфорт в школе, перед сверстниками). Проверяйте выученность правил, не пропустил ли д/з по 1 предмету, учебные предметы и наличие вещей в портфеле).
В отношении с учителем подростку предстоит занять самостоятельную, во многом равноправную позицию и научиться сочетать ее с уважением к мнению старшего (устанавливать контакты, не бояться подойти и спросить и т.д.).
Переходное состояние перед подростковым кризисом характеризуется особой эмоциональностью. С одной стороны, дети становятся неуправляемыми. Но одновременно с этим они удивительно гибки, пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества.
ВЫВОДЫ
- Развивайте навыки общения,
- учите нормам поведения и отношения с людьми,
- формируйте адекватную самооценку («Ты не лучше других и не хуже других», правильное оценивание своих возможностей, способностей),
- развивайте логическое мышление, способность рассуждать (подбрасывайте вопросы как «дровишки в печку» в мозг), формируйте привычку задумываться,
- приучайте к планированию своей деятельности, самостоятельности в учебных и домашних делах, осуществлению самоконтроля,
- развивайте стремление к овладению новыми знаниями, объясняйте значимость знаний (метод развития: подражание родителям).
Всё это будет способствовать успешной адаптации учеников к среднему звену, успешному обучению и дальнейшему личностному развитию.
Учителя нашей школы делают все возможное для развития умственных способностей, для эмоционального, личностного развития ребенка, но ваша помощь в воспитании и обучении детей будет бесценна!
Тревожность (у 33% повышенная тревожность)
У подростка сильная потребность в одобрении.
Рекомендации родителям:
- безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи и трудности
- проявление интереса к школе, классу, прожитому дню, неформальное общение после прошедшего дня
- знакомство с одноклассниками и возможность общения после школы
- недопустимость запугивания, физических мер воздействия, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других родственников, сверстников
- медлительные и малообщительные дети медленнее привыкают к классу, к новым условиям обучения
- предоставление ребенку самостоятельности (а не делать все за него, прививать «чувство взрослости»), но и обоснованный контроль. Учите осуществлять самоконтроль (как выполнил, что сказал и т.д), ответственности.
Известный педагог Симон Соловейчик разработал правила, которые могут помочь родителям готовить ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников, в обществе, к взрослой жизни. Далее нужно обсудить правила с ребенком, повесить в рабочий уголок, обсуждать с учеником получается или нет их выполнять.
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть в месте.
Играй честно, не подводи товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
Будь внимательным везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не плач. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя из-за отметок не обижайся.
Старайся все делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
10.Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
11. ПОМНИ! ТЫ НЕ ЛУЧШЕ ВСЕХ! ТЫ НЕ ХУЖЕ ВСЕХ!
Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Памятка для родителей
Известный педагог Симон Соловейчик разработал правила, которые могут помочь родителям готовить ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников, в обществе, к взрослой жизни. Нужно обсудить правила с ребенком, повесить в рабочий уголок, далее обсуждать с учеником получается или нет их выполнять.
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть в месте.
Играй честно, не подводи товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
Будь внимательным везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не плач. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя из-за отметок не обижайся.
Старайся все делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
10.Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
11. ПОМНИ! ТЫ НЕ ЛУЧШЕ ВСЕХ! ТЫ НЕ ХУЖЕ ВСЕХ!
Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Памятка для родителей
Известный педагог Симон Соловейчик разработал правила, которые могут помочь родителям готовить ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников, в обществе, к взрослой жизни. Нужно обсудить правила с ребенком, повесить в рабочий уголок, далее обсуждать с учеником получается или нет их выполнять.
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть в месте.
Играй честно, не подводи товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
Будь внимательным везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не плач. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя из-за отметок не обижайся.
Старайся все делать во время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
10.Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
11. ПОМНИ! ТЫ НЕ ЛУЧШЕ ВСЕХ! ТЫ НЕ ХУЖЕ ВСЕХ!
Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Рекомендации по успешной адаптации 5-ка к среднему звену
- Развивайте навыки общения,
- учите нормам поведения и отношения с людьми,
- формируйте адекватную самооценку («Ты не лучше других и не хуже других», прав. оценивание своих возможностей, способностей),
- развивайте логическое мышление, способность рассуждать (подбрасывайте вопросы как «дровишки в печку» в мозг), формируйте привычку задумываться,
- приучайте к планированию своей деятельности, самостоятельности в учебных и домашних делах, осуществлению самоконтроля,
- развивайте стремление к овладению новыми знаниями, объясняйте значимость знаний (метод развития: подражание родителям).
Всё это будет способствовать успешной адаптации учеников к среднему звену, успешному обучению и дальнейшему личностному развитию.
Рекомендации по снижению тревожности (у подростка сильна потребность в одобрении).
ОСНОВНЫЕ СТРАХИ
страх не соответствовать ожиданиям окружающих
страх ситуации проверки знаний
страх самовыражения
Рекомендации родителям:
- безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи и трудности
- проявление интереса к школе, классу, неформальное общение после прошедшего дня
- знакомство с одноклассниками и возможность общения после школы
- недопустимость запугивания, физических мер воздействия, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии др. родственников, сверстников
- медлительные и малообщительные дети медленнее привыкают к классу, к новым условиям обучения
- предоставление ребенку самостоятельности (а не делать все за него, прививать «чувство взрослости») но и обоснованный контроль. Учите осуществлять самоконтроль (как выполнил, что сказал и т.д), ответственности.
Рекомендации по успешной адаптации 5-ка к среднему звену
- Развивайте навыки общения,
- учите нормам поведения и отношения с людьми,
- формируйте адекватную самооценку («Ты не лучше других и не хуже других», прав. оценивание своих возможностей, способностей),
- развивайте логическое мышление, способность рассуждать (подбрасывайте вопросы как «дровишки в печку» в мозг), формируйте привычку задумываться,
- приучайте к планированию своей деятельности, самостоятельности в учебных и домашних делах, осуществлению самоконтроля,
- развивайте стремление к овладению новыми знаниями, объясняйте значимость знаний (метод развития: подражание родителям).
Всё это будет способствовать успешной адаптации учеников к среднему звену, успешному обучению и дальнейшему личностному развитию.
Рекомендации по снижению тревожность (у подростка сильна потребность в одобрении).
ОСНОВНЫЕ СТРАХИ
страх не соответствовать ожиданиям окружающих
страх ситуации проверки знаний
страх самовыражения
Рекомендации родителям:
- безусловное принятие ребенка, несмотря на неудачи и трудности
- проявление интереса к школе, классу, неформальное общение после прошедшего дня
- знакомство с одноклассниками и возможность общения после школы
- недопустимость запугивания, физических мер воздействия, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии др. родственников, сверстников
- медлительные и малообщительные дети медленнее привыкают к классу, к новым условиям обучения
- предоставление ребенку самостоятельности (а не делать все за него, прививать «чувство взрослости») но и обоснованный контроль. Учите осуществлять самоконтроль (как выполнил, что сказал и т.д), ответственности.
|