|
Психологическое занятие «Я смотрю на мир с интересом» Авторы: Ускова М. В., Шнайдер Е. В. педагоги-психологи маоу сош №5 г. Стрежевой Актуальность
Психологическое занятие «Я смотрю на мир с интересом»
Авторы: Ускова М.В. , Шнайдер Е.В. педагоги-психологи МАОУ СОШ № 5 г. Стрежевой
Актуальность. Каждый возраст имеет свои особенности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период между детсвом и взрослостью, который характеризуется рядом физических изменений, а также интенсивным развитием личности ребенка.
В 5-6 классе появляется желание понять свои индивидуальные особенности (формирование самооценки, образа «Я»). Для их психики характерна полярность: повышенная самоуверенность сменяется ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении сменяется желанием уединиться, неустойчивость сменяется на апатию, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать и т.д. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. В общении ребенок получает необходимые знания. Общаясь друг с другом и другими людьми, подростки испытывают трудности, с которыми сами справиться не могут. Как следствие возникают конфликты, стрессовые ситуации.
Разрабатывая данное занятие, мы предполагали знакомство с разнообразием проявлений личностных качеств, формирование навыков самопознания и взаимодействия для построения гармоничных отношений в коллективе сверстников и со значимыми людьми.
Цели и задачи занятия. Занятие предназначено для обучающихся 5-6 классов, у которых есть необходимость в укреплении сотрудничества в коллективе школьников. При проведении занятия происходят изменения в понимании, познании себя и других, осознании своих сильных и слабых качеств личности. Занятие можно использовать для коррекционно-развивающей работы, с подростками, у которых возникли сложности во взаимоотношениях со сверстниками, в понимании себя и своих особенностей.
Цель: формирование позитивного мироощущения.
Задачи:
Обучить навыкам конструктивного взаимодействия, научить их анализировать собственное состояние, свои сильные и слабые стороны.
Активизировать процесс познания себя и окружающих.
Развить навыки самоконтроля и самопознания.
Повысить самооценку через анализ достоинств.
Повысить сопротивляемость стрессам, через создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия в коллективе подростков.
Организация занятия. Данное занятие может реализоваться во внеурочное время. Длительность 45-50 минут. Количество детей в группе от 10 до 12 человек. Ведущий (психолог или педагог с психологическим образованием) должен владеть: активными формами работы, способностью организовывать обсуждения и работу в малых группах, применять элементы арт-терапии и тренинга, применять навыки активного слушания, быть гибким и творческим. В коллективе подростков необходимо создать атмосферу доверия и раскрепощенности, дать детям возможность раскрыться и реализовать свои возможности с учетом их индивидуальности и соблюдать принцип психологической безопасности.
Формы и методы работы:
1.Коллективное обсуждение.
2.Игровые упражнения.
3.Работа в группах и в парах.
4.Самоанализ.
Материал: ватман с рисунком дерева, диска солнца, травка, стебель цветка; лепестки разного цвета по 1 на каждого ребенка; плоды красного и зеленого цвета по количеству детей в группе; лучики солнца; клей, цветные карандаши, фломастеры; памятка качеств (Приложение 1).
Ход занятия.
Вступление. Здравствуйте, ребята! Нас зовут ... Вы, наверно, имеете некоторые представление о психологии. Если коротко сказать, то психология – это внутренний мир человека, его характер, поведение и эмоции. Психология учит, как правильно общаться, как сохранить психологическое здоровье свое и окружающих людей.
Возможно, ваш мир сегодня черно-белый и в душе не очень уютно, как в осеннюю непогоду. А возможно этот мир наполнен для вас радостью и цветом, и вы ищете возможность выразить эти ощущения? Мы готовы вам помочь в этом.
1.Знакомство
Упражнение «Приветствие» (цель - снятие напряжение, получение положительных эмоций).
-Что делают люди, когда встречаются? (ответы детей). Правильно, они здороваются, приветствуют друг друга. Давайте и мы с вами поздороваемся.
Дети встают в общий круг и любым способом образуют два: внешний и внутренний. По словам ведущего внутренний круг передвигается по часовой стрелке. Ведущий говорит: «Эй, дружок, поздоровайся разок – рукой, ногой, головой, спиной … Эй, дружок, обнимемся разок».
Упражнение «Цветик-семицветик» (цель - знакомство).
- А теперь предлагаю познакомиться. Подойдите к столу и возьмите лепесток, цвет которого вам понравился. На лепестке напишите свое имя и одно прилагательное, которое характеризует вас сегодня и сейчас. Например, Елена-прекрасная. Затем прикрепите свои лепестки к стебельку цветка (дети работают).
- Обратите внимание на цветок. Чтобы цветок расцвел, я буду называть ваши имена. Тот, чье имя я назвала, встанет, а мы ему дружно аплодируем.
Упражнение «Моя мечта»
- У каждого из вас наверняка есть мечта. Мечта это то, о чем думаем, к чему постоянно стремимся. На столе возьмите лучик солнца и напишите свои желания - мечту (дети пишут свои желания и прикрепляют к диску солнца).
- Подойдите к картине и посмотрите на наше солнце желаний (называются желания, которые написали дети).
- Когда ваши мечты сбудуться, вы будете самыми счастливыми людьми, будете излучать свет и тепло, как это яркое солнце.
Упражнение «Дерево качеств» (цель - снятие напряжения, создание теплой дружеской обстановки, основанной на доверии и понимании).
- Посмотрите на стол. На нем лежат плоды зеленого и красного цветов. Возьмите яблоко красного цвета. Подумайте, о самом ценном качестве, которое вы имеете, и оно вам помогает двигаться к своей мечте, быть успешным в школе и жить друг с другом в мире и согласии. Напишите его на красном яблоке и приклейте на левую половину нашего дерева. Если вам трудно вспомнить качества человека, посмотрите в памятку, которую мы вам приготовили в помощь (дети работаю индивидуально).
- А сейчас возьмите зеленый плод и напишите качество, которое вы хотели бы еще иметь и развивать, чтобы осуществить свою мечту. Прикрепите плод на правой половине.
Ребята, вот какое дерево у нас получилось. Здесь мы видим ваши качества, котрые вам помогут реализовать свою мечту - это зрелые красные плоды (назвать эти качества). А на правой половине дерева находятся зеленые незрелые плоды, т.е. те качества, которые мы должны развивать и формировать в себе (назвать эти качества).
Упражнение «Психологическая аптечка» (цель – выработка рекомендации).
- А думаю, вам очень хочется, чтобы мечта каждого из вас стала реальностью и наши незрелые плоды стали зрелыми. Что же для этого вам необходимо делать?
- Обсудите и напишите полезные советы, рекомендации, которым нужно следовать, чтобы приблизиться к мечте (работа в группах, обсуждают, результат представляют от группы и кладут в аптечку).
Заключение.
- Ребята, посмотрите на картину, которая у нас получилась! Может быть, вы что-то хотите добавить (на усмотрение детей)?
- Она получилась яркая, необычная, и на ней есть частичка каждого из вас. Здесь есть ваши мечты, есть качества, которыми вы сегодня уже обладаете и которые вам необходимы для приближения к этой мечте. Мы уверены, что эта поляна будет излучать тепло и солнечный свет, согревая вас.
Я смотрю на мир - с интересом, создаю его – с волнением и нежностью. И тогда, обыденность и повседневность оборачивается блеском и роскошью….. а предметы и явления обнаруживают свой истинный тайный смысл.
Рефлексия.
- Перед тем, как закончить нашу встречу, мы просим вас выполнить еще одно упражнение, в котором вам нужно будет продолжить предложения.
Упражнение «Продолжи предложение».
Сегодня на занятии я узнал…..
Это занятие было полезно, потому что….
Я теперь точно знаю, что………
Чтобы быть успешным, нужно…..
Чтобы моя мечта сбылась, я должен….
Наша встреча подошла к концу. Спасибо за активное участие.
До свидания! До новых встреч!
Приложение 1
Перечень качеств
Любознательный
Послушный
Ответственный
Воспитанный
Честный
Добрый
Решительный
Настойчивый
Веселый друг
Правдивый
Активный
|
Уверенный
Общительный товарищ
Аккуратный человек
Самостоятельный
Трудолюбивый
Успешный
Настойчивый
Мужественный
Опрятный
Хороший ученик
Волевой
|
Приложение 2
Фоторепортаж с занятия
|
|
|