Эссе
«Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию
детей с ограниченными возможностями здоровья
в условиях образовательной организации»
«Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, - все знаю я от них.
Они по знаку моему являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где».
(Киплинг)
– Мама, а что ты читаешь? - спросила меня 16-летняя дочь.
– Новый закон «Об образовании в РФ» - ответила я.
– И тебе это интересно?.. – удивлённо, с выраженной подростковой взрослостью спросила она.
– Конечно. Это новый документ, который мне необходимо использовать в работе и знать его я просто обязана.
– Ты же и так много знаешь, учишь детей, даёшь консультации родителям, к тебе приходят студенты и молодые дефектологи.
– Понимаешь, сейчас мы стоим на пороге больших перемен в системе образования, косвенно ты можешь их наблюдать в своей школе, но и существующая система специальных коррекционных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья тоже претерпевает серьезные изменения и во многом стоит на пороге своей реорганизации.
В настоящее время наблюдаются изменения отношения общества к отдельным категориям населения, которые раньше не замечались, а проблемы их умалчивались. Это дети-инвалиды, дети с речевым и умственным недоразвитием, дети с нарушениями (задержками) физического и психического развития. И это изменение не связано с увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья, в большей степени это изменение связано с самим отношением общества к проблемам детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Современная система дошкольного образования на сегодняшний момент не отвечает в полной мере тем требованиям, которые предъявляет к ней современное общество. Но это не ведёт к необходимости рушить всё и начинать выстраивать заново. Ориентируясь на современный мир, на сегодняшний момент назрела острая необходимость в модернизации всей образовательной системы и дошкольного образования в частности. Роль педагога, а в особенности педагога – коррекциониста в этой работе высока. Очевидно, что определённая часть нашего общества составляют дети с особыми нуждами, дети – инвалиды. Внимание к поддержке детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и всесторонней помощи им в процессе обучения нуждается в существенном усилении.
Выстраивать по кирпичикам тяжело, ещё тяжелее не ошибиться в выборе самих материалов. Ведь при безграмотной работе может рухнуть всё строительство, сломаться вся выстроенная система. При этом придётся возводить всё заново. Начиная модернизацию, необходимо в первую очередь задуматься о материалах, используемых в работе. Не нужно ломать всё старое, можно и необходимо использовать в работе тот фундамент, который испытан на протяжении многих лет. Фундамент, который даёт возможность новому строительству. Осуществлять дальнейшее возведение новой системы нужно с грамотными специалистами. И здесь не обойтись без коррекционистов.
Как всё новое, модернизация системы образования, новый подход к обучению и воспитанию детей с особыми нуждами и потребностями, требует кропотливого изучения и подготовки, для качественной и безболезненной реализации. Инновационная деятельность направлена на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала, применение им в учебном процессе инновационных форм и методов обучения. Педагоги, как грамотные творцы, готовы работать, не подстраиваясь под предъявляемые требования, а шагать в ногу со временем, опираясь на свой богатый багаж знаний, умений, желание работать и огромный потенциал, который в них заложен. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их методическое и дидактическое наполнение. Дефектолог должен не только давать детям знания, развивать умения и навыки – это не самое главное. Гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию, научить радоваться новым открытиям и стремлениям исследовать что-то новое, научить детей общению друг с другом и окружающими.
Вот так, выстраивая шаг за шагом, наше общество придёт к новому завершению строительства. На это потребуется не один год плодотворной работы и на сегодняшний момент мы, педагоги, готовы к этому преобразованию. Готовы осуществлять и строить, перестраиваясь самим. И я верю, что всё у нас получится!
Для меня «дефектолог» – не профессия, не общественное положение, не хобби, и даже не работа. Для меня «дефектолог» - это жизнь, моя философия. Я не работаю дефектологом, я им живу, ежедневно отвечая на вопросы: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где своих маленьких воспитанников.
|