Главная страница

Конспект нод по ознакомлению с окружающим и экспериментированию. Цель: Познакомить детей с ролью коры в жизни дерева


Скачать 54.13 Kb.
Название Конспект нод по ознакомлению с окружающим и экспериментированию. Цель: Познакомить детей с ролью коры в жизни дерева
Дата 13.03.2016
Размер 54.13 Kb.
Тип Конспект

«Кора деревьев»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и экспериментированию.
Цель: Познакомить детей с ролью коры в жизни дерева.
Программное содержание:

Образовательные задачи:

- уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву;

- уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев;

- учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева);

- закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными.

Развивающие задачи:

-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

- учить моделировать кору из бумаги.

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

-вызывать радость открытий, полученных из опытов,

-воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.
Предварительная работа:

Экскурсия в парк, в лес с рассматриванием цвета коры у разных деревьев, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину;

Наблюдение за дятлом;

Беседа о том, что производят из древесины.
Материал:

Кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны);

Кусочки смолы, веточки тополя;

Лист бумаги коричневого цвета, бумажные зеленые листочки, клей, ножницы; схема сухого дерева, образцы предметов, сделанных из бересты, липы.

Журналы «Опыты и эксперименты», карандаши.
Ход мероприятия:
Беседа о коре дерева:

Воспитатель: Ребята, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт со шкатулкой. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читаю письмо, в котором загадка).

Нам в дождь и зной поможет друг,

Зелёный и хороший.

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. » (Дерево)
Воспитатель: Совершенно верно, это дерево (показываю картинку).

Как вы думаете, дерево живое или нет? (Живое)

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Потому что оно дышит, питается, растет.

Воспитатель: А как дышит дерево?

Дети: Листьями.

Воспитатель: Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей.

Дети: А что в шкатулке?

Воспитатель: Откроем её и посмотрим, что там находится. (Показываю образцы коры, раскладываю их на столе). Как вы думаете, что это? (Кора) Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора?

Дети: Кора защищает дерево.

Воспитатель: А от чего она его может защищать? (Ответы детей)

Вывод: Кора защищает от солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал.

Воспитатель: А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (Ответы детей)

Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. «Разденем» веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяю часть кожицы) Что находится под ней?

Дети: Древесина.

Воспитатель: А какая сама кожица?

Дети: Тонкая, гибкая, мягкая.

Воспитатель: Да, мы легко отделили её от древесины, но кора все же прочная, раз она защищает дерево.

Воспитатель: Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре? (Ответы детей)

Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже.

Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете? Какая она? (Тонкая, мягкая)

Найдите кору старого дерева. Объясните, почему? Посмотрите и скажите, с каких пород деревьев эта кора?

Дети: Старая кора толстая, жесткая. (Дети находят и определяют кору деревьев).
Больница для дерева:

Воспитатель: Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева?

Дети: Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.

Воспитатель: А знаете ребята, кроме старых, еще спиливают деревья, которые болеют. Это тоже можно определить по коре дерева. Кора на таком дереве трескается.

Воспитатель: А от чего могут болеть деревья?

Дети: Поселились вредные насекомые.

Воспитатель: Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредными насекомыми (дети находят и показывают).

Воспитатель: Как вы думаете, кто лечит деревья? (Дятел) Правильно, дятел. У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола.

Кто знает, как называют дятла?

Дети: Лесной доктор.

Воспитатель: А от чего ещё болеют деревья? (Ответы детей) Верно, если кто-то порезал кору, сломал ветку. Кто так поступает приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сбора сока необходимо замазать глиной ранку на стволе дерева, чтобы оно не погибло. Березовый сок, дети, очень полезен, богат витаминами. А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Давайте понюхаем кусочки коры. Что нам напоминает этот запах?

Дети: Запах елки, Нового года.
Игра: «Слово на ладошке»
Воспитатель: Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет – молчите.

Яблоня, груша, дуб, апельсин, липа, береза, черемуха, лимон, рябина...

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием.

Воспитатель: Как вы думаете, дети, наша кора с какого дерева снята? С живого или неживого?

Дети: Со спиленного.

Воспитатель: Конечно со спиленного, которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за деревьями. Кто знает, как называется эта профессия?

Дети: лесник.

Воспитатель:- Вот он и знает, какое дерево, необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Что же можно сделать из коры деревьев? (Ответы детей) Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы.

Воспитатель: Из коры дерева изготавливают различные художественные поделки. А еще в древние времена, когда не было бумаги, люди писали письма на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти.
Мастерская:

Включается запись с голосами встревоженных птиц.

Воспитатель: Ребята, что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом. (Показываю схему сухого дерева) Как вы думаете, что случилось с этим деревом?

Дети: Оно погибло.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Нет коры, нет листьев.

Воспитатель: Давайте поможем дереву, «оденем» его. Как сделать кору, похожую на настоящую?

(Ответы детей) Верно, давайте будем делать кору.

Дети делают кору, воспитатель приклеивает ее к стволу дерева.

Воспитатель: Вот мы и подлечили дерево. А чем еще можем ему помочь? Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерева.

Дети называют: поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей, сделать скворечники, чтобы прилетели птицы, собирать жуков, замазывать раны глиной…

Ответив ребенок пишет на березовом листе свое имя и приклеивает листочек к дереву.

Воспитатель: Посмотрите, дети, как наше дерево ожило. К нему прилетели птицы. Может быть, они совьют гнезда и выведут птенцов. Послушайте, как они поют. (Включаю запись пения птиц)

Дети: Весело, радостно поют птицы.

Воспитатель: Вот видите, сколько интересного мы узнали о деревьях, о том, как о них заботиться. Деревья - это украшения нашей земли. Так давайте же беречь их.

Еще мы зарисуем наши полученные знания в журналах.

Самостоятельная работа детей.