|
Эссе «Моё педагогическое мастерство»
Эссе «Моё педагогическое мастерство».
Родной язык для меня является призмой, через которую смотрю на мир. Звуки родного языка – это то дивное звучание, которое окружает человека с рождения. Нет слаще мелодии для моего сердца – чем звуки чувашского языка, языка наших славных предков.
В далёкой юности передо мной не было дилеммы в вопросе кем быть. Выбор давным-давно был сделан с подачи моего старого доброго учителя. Мудрый наставник, он сразу заметил искорку, из которой сумел разжечь яркое пламя любви к филологии, горящее в моей груди уже двадцать лет. Немалый срок преподавания убеждает в том, что родной язык является не только школьным предметом, но и смыслом всей моей жизни.
Какое это счастье - прививать к нему любовь моих воспитанников, питомцев, взращивать в их душах ростки гордости за то, что они являются носителями древнего чувашского языка.
Вот и я, сельский учитель, нашла свое педагогическое кредо в том, чтобы служить родному языку. Все мои педагогические силы и умения отданы на сохранение чистоты и приумножение богатства его.
Чем я могу похвастаться? В настоящее время имею высшую квалификационную категорию. Ну, скажем, половина моих коллег имеют эту высшую категорию, пройдя все муки ада аттестации. Хотя, сколько экзаменов было в моей жизни! В своё время я окончила родную школу, потом Чувашский государственный университет Имени Ильи Николаевича Ульянова, в городе Чебоксары.
Если удалось на уроке заинтересовать детей, увлечь, завязать доверительный диалог - это уже педагогическое мастерство! Поэтому приходя на урок, мне хочется помочь ребятам ощутить счастье творческого труда, чтобы они смогли проявить индивидуальность, неповторимость, раскрыть личность каждого из них. Я стараюсь донести знания через простые формы, жизненные ситуации, путём общения и обмена опытом. Я понимаю, что для того, чтобы ребёнок усвоил учебный материал, нужно забыть о своих знаниях и опуститься до его незнаний. Дети легче запоминают информацию, которая интересна им, которая отражает их мироощущение. Именно поэтому я работаю над темой «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования», так как считаю, что эффективным современное образование может быть только при максимальной активности школьников, их интеллектуальных способностей. Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. Для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие их общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся. Применяя в своей практике нестандартные уроки: уроки-путешествия, уроки - деловые игры, уроки - ролевые игры, уроки с дидактической игрой, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения. Это одна из форм активного обучения учащихся на уроках языка и литературы.
Закончился урок, а дети не спешат выходить из кабинета, толпятся, задают вопросы. В такие минуты моя душа поёт. Значит, день был прожит не напрасно, значит, ты сделал что-то важное, может быть, кому-то помог. Я вижу счастливые глазёнки ребят, заинтересованных, увлеченных, говорящих взахлёб, перебивая друг друга и спрашивающих, когда мы встретимся снова.
Учащиеся с удовольствием заучивают наизусть стихи на родном языке, некоторые сами пробуют себя в роли поэта и писателя. Стихи учащихся были опубликованы в газетах «Сувар», «Тантăш». Участвовали в конкурсе сочинений: «Мой любимый учитель», «Наша армия». В конкурсе сочинений «Коррупции – нет!» мы заняли первое место в районе. Ежегодно занимаем призовые места на районной олимпиаде по чувашскому языку и литературе. Также участвуем на республиканской олимпиаде и занимаем призовые места.
Особое место в своей работе отвожу занятиям с одарёнными детьми. В целях развития творческих способностей детей мною разработана программа кружка «Культура и традиции чувашского народа». Члены кружка участвовали в фестивале воскресных школ и школ с этнокультурным компонентом в городе Казани. Участвуют ежегодно на районном конкурсе «Чувашская красавица». Так же участвуем в других районных и дистанционных конкурсах. Я постоянно занимаюсь самообразованием. Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много, но есть немало настоящих профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные достижения: и большие, и крошечные.
Каковы мои достижения в методической профессиональной деятельности? Я являюсь автором программы кружка «Культура и традиции чувашского народа».
В 2012 году заняла I место в районном конкурсе «Лучшая методическая разработка урока чувашского языка».
Участвую в профессиональных конкурсах различного уровня. Участница республиканского этапа лучших учителей образовательных учреждений национального проекта «Образование»; ежегодное участница республиканских научно-практических конференций по истории и культуре чувашского народа, все российских конкурсов по изучению родного края, обрядов и традиций народов России. Имею свой собственный сайт в сети Интернет, разработки уроков и внеклассных мероприятий опубликованы на сайте «Фестиваль педагогических идей».
А как руководство оценивает мои профессиональные достижения?
Награждена Почетными грамотами Министерства образования и науки РТ, РФ, администрации Алькеевского муниципального района и отдела образования Алькеевского муниципального района, наградным знаком.
Мне кажется, что педагогические достижения учителя – это не только грамоты, дипломы, звания, которые он заслужил за свою работу. Все эти профессиональные достижения, конечно, ничто по сравнению с тем, что я научила читать, писать и воспитала почти 200 учащихся!
Моя работа в качестве учителя и классного руководителя направлена на то, чтобы создать максимально благоприятные условия для каждого ребенка через привития любви к родному языку, к традициям и обрядам чувашского народа. Большую помощь в обучении и воспитании мне оказывают родители: это -совместные экскурсии, походы на природу, спортивные дни здоровья, празднование дни рождения детей в стенах школы и многое другое. Думаю, что данная система сотрудничества способствует развитию чувства самоуважения, организаторских качеств творческой активности укрепляя чувство любви и взаимопонимания между детьми и родителями.
За 27 лет работы в школе я подготовила и выпустила 3 класса. В настоящее время готовлю к выпуску 4-е поколение учащихся. Мои первые ученики уже привели в школу своих детей. Среди бывших моих учеников есть врачи, экономисты, воспитатели детских садов, таксисты, продавцы, инженеры, полицейские, парикмахеры. А главное - отличные семьянины, добрые, порядочные люди.
Моя задача и впредь, чтобы мои ученики любили свою Родину, свой язык, культуру и традиции. Задача национальной школы – обеспечить развитие национальной культуры, от неё перекинуть мостик к диалогу культур, воспитать толерантность, помочь ребёнку понимать и принимать другие культуры. Толерантность тесно связана с патриотизмом, она будет способствовать гармонизации межнациональных отношений, что актуально в нынешних социально-культурных, экономических и политических условиях. На учителе родного языка и литературы лежит особая ответственность за развитие нравственного мира ученика, его национального самосознания. Если ученик будет ценить и уважать свой родной язык и литературу, то он будет уважать все другие языки, будет иметь стремление учить языки других народов. При этом любовь к родному языку только возрастает. Мне бы хотелось процитировать высказывание замечательного русского педагога К. Д. Ушинского, который впервые глубоко раскрыл великое значение для народа родного языка, в котором отражается история всей его духовной жизни: «В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина. Когда исчезнет народный язык – народа нет более». Наши сегодняшние ученики – это будущее нашего города и Республики. Я как учитель родного языка должна сделать всё, чтобы они хорошо знали свой родной язык, чтобы на таком же чистом и красивом языке говорили их дети и внуки.
|
|
|