Главная страница

Протокол № «Утверждаю» Директор школы Уварова Г. Ф. Приказ № от 2012 года


Скачать 302.96 Kb.
Название Протокол № «Утверждаю» Директор школы Уварова Г. Ф. Приказ № от 2012 года
Дата 13.02.2016
Размер 302.96 Kb.
Тип Протокол


Управление образования муниципального района «Газимуро-Заводский район»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа

Согласовано

на заседании экспертного совета

школы

_________________________

« » 2012 года

Протокол №


«Утверждаю»

Директор школы

____________________Уварова Г. Ф.

Приказ №

от « » 2012 года

Рабочая программа

по русскому языку

для 7 класса А

на 2012-2013 учебный год.


Составлена: учителем

русского языка и литературы

Резановой Любовью Сергеевной.

С. Газимурский Завод, 2012 год.
Пояснительная записка.

Пояснительная записка составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, Федерального базисного учебного плана (Сборник нормативных документов, 3-е издание, стереотипное,

Москва. Дрофа. 2010), Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» 5-11 классы. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, изд. «Мнемозина», Москва. 2009 (ISBN 978-5-346-01179-8), учебного комплекса «Русский язык» 7 класс. В 3 ч. Учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – 5-е изд., стереотип. - М.: Мнемозина, 2010.

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;

сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития

коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой

компетенций.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения русского языка ученик должен

Знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

УМЕТЬ:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности языка;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Характеристика класса.

В 7 классе А 18 учеников. Учащиеся способны усваивать материал на базовом уровне. 2 ученика имеют справки ОВЗ 8 вида.

Место предмета в учебном плане.

По программе С. И. Львовой на изучение предмета «Русский язык отводится 170 часов на учебный год, что составляет 5 часов в неделю. Поскольку в учебном плане школы на изучение русского языка в 7 классе А отводится 136 учебных часов, т. е. 4 часа в неделю (уч. год равен 34 неделям), то учебный материал программы сокращен на 34 часа.

Учебно-тематическое планирование на 2012-2013 уч. год.


Раздел, блок..

№ урока.

Тема урока.

Дата проведения.

Основные сведения о языке и речи.

Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности.

Примечание.

Язык как развивающееся явление (2 часа)

1.

Наш язык.

5. 09.

Понятие о языке как развивающемся явлении. Этимология как наука о происхождении исконно-русских и иноязычных слов.

Работа с учебным этимологическим словарём.




2.

Исторические изменения русского языка.

6. 09.




Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах)

Фонетика и орфоэпия (2 часа).

3.

Звуки и буквы.

7. 09.

Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.

Основные средства звучащей речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Фонетический и орфоэпический разборы слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике, морфемике, грамматике в практике правописания. Сравнительный анализ значения, произношения и написания омонимов разных видов.




4.

Орфоэпия. Звукопись.

7. 09.




Словообразование самостоятельных частей речи (7 часов).

5.

Основные способы образования частей речи.

12. 09.

Морфологические способы образования слов (обобщение). Неморфологические способы образования слов. Словообразование наречий. Типичные морфемные модели наречий. Приставочный способ образования наречий. Суффиксальный способ образования наречий от прилагательного, числительного, глагола. Основные модели приставочно-суффиксального способа образования наречий. Сложение как способ образования наречий.

Основные выразительные средства словообразования.


Морфемно – словообразовательный разбор слова. Определение морфологических и неморфологических способов образования слов самостоятельных частей речи.

Определение основных способов образования наречий.

Анализ и составление словообразовательных цепочек, словообразовательных гнезд на основе учебного словообразовательного словаря.

Морфемный разбор самостоятельных частей речи.





6.

Основные способы образования имени существительного и прилагательного.

13. 09.







7.

Основные способы образования существительных и прилагательных.

14. 09.







8.

Основные способы образования наречий.

20. 09.







9.

Основные способы образования наречий.

21. 09.







10.

Неморфемные способы образования слов.

21. 09.







11.

Контрольный диктант.

26. 09.




Лексика и фразеология (4 часа).

12.

Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные.

27. 09.

Деление лексического состава русского языка на группы. Основные лексические нормы русского литературного языка.

Смысловые и структурные различия паронимов, правильное их употребление в речи.

Фразеологический словарь.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Лексический разбор слова. Подбор синонимов, антонимов с учётом многозначности слова. Использование синонимов в речи. Употребление слова в переносном значении. Определение исконно русских и заимствованных слов на основе учебного этимологического словаря. Точное употребление паронимов в речи. Работа с фразеологическим словарём. Оценка своей и чужой речи с т. з. уместного и выразительного словоупотребления.




13.

Переносное значение слова. Фразеологизмы.

28. 09.




14.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

3. 10.




15.

Устаревшие слова. Неологизмы.

4. 10.




Морфология (8 часов).

16.

Морфология. Части речи.

5. 10.

Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль слов каждой части речи.

Глагол и его формы (причастие и деепричастие). Трудные случаи образования деепричастий и причастий.

Распознавание слов самостоятельных частей речи. Морфологический разбор сам. частей речи (кроме наречий). Различение деепричастий и причастий. Овладение основными морфологическими нормами русского литературного языка.

Написание подробного изложения.




17.

Именные части речи.

5. 10.




18.

Именные части речи.

10. 10.




19.

Глагол.

11. 10.




20.

Причастие и деепричастие как особые формы глагола.

12. 10.




21.

Причастные и деепричастные обороты.

18. 10.




22.

Изложение «Храбрая защитница».

19. 10.




23.

Изложение «Храбрая защитница».

19. 10.




Синтаксис (4 часа).

24.

Виды предложений.

24. 10.

Основные виды словосочетаний и предложений. Морфологические средства выражения членов предложения. Простое осложненное предложение.

Синтаксический разбор словосочетаний и предложений.




25.

Предложения односоставные и двусоставные.

25. 10.




26.

Простое осложнённое предложение.

26. 10.




27.

Контрольный диктант за 1-ю четверть.

26. 10.




Орфография (5 часов).

28.

Орфография. Правописание морфем.

30. 10.

Правописание морфем. Слитные, раздельные и дефисные написания. Употребление прописной и строчной букв.

Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях.

Слитное и раздельное написание не с причастиями и деепричастиями.




29.

Правописание морфем.

30. 10.




30.

Правописание н и нн в причастиях и прилагательных.

31. 10.




31.

Слитные, раздельные и дефисные написания.

1. 11.




32.

Правописание не с причастиями.

2. 11.




Пунктуация (4 часа).

33.

Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения.

2. 11.

Знаки препинания, их роль в письменной речи. Знаки предложения внутри простого предложения.

Синтаксический разбор предложения.




34.

Предложения с обособленными членами.

14. 11.




35.

Постановка знаков препинания перед союзом и. Предложения с прямой речью.

15. 11.




36.

Синтаксический разбор простого предложения.

16. 11.




Культура речи (2 часа).

37.

Правильное употребление именных частей речи.

19. 11.

Правильное употребление самостоятельных частей речи.

Употребление слов самостоятельных частей речи в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.




38.

Правильное употребление глагола, причастия и деепричастия.

21. 11.




Текстоведение.

Текстоведение (12 часов).

39.

Основные признаки текста. Этапы работы над сочинением.

22. 11.

Текст как произведение речи. Основные этапы создания текста.

Основные требования к связному высказыванию.

Точность и логичность речи.

Правильность связного высказывания как соответствие его литературным нормам современного русского языка.

Выразительность речевого высказывания как одно из требований к тексту.

Уместность речи как соответствие её целям и условиям речевого общения.

Рассуждение как тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения.

Сочетание типов речи в тексте.

Определение основных признаков текста. Поэтапное создание текста. Соблюдение требований к построению текста. Рецензирование чужих текстов и редактирование собственных с учетом требований к построению связного текста. Использование лингвистических словарей при подготовке к сочинению и при редактировании текста.

Анализ текстов с т. з. соответствия их требованию точности и логичности речи.

Создание собственных высказываний, соответствующих требованию точности и логичности речи.

Соблюдение основных лексических и грамматических норм современного русского литературного языка.

Соблюдение произносительных норм речи. Выразительное чтение текстов.

Соблюдение языковых норм письменной речи.

Экспрессивное использование разных частей речи в текстах художественной литературы.

Употребление фонетических, словообразовательных, лексических, морфологических, синтаксических средств выразительности.

Рассуждение на морально – этические, лингвистические темы.

Анализ типологической структуры текста.




40.

Точность и логичность речи. Композиция текста.

23. 11.




41.

Виды связи предложений в тексте.

26. 11.




42.

Подготовка к сочинению по картине А. А. Пластова «Первый снег».

28. 11.




43.

Выразительность речи. Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования.

29. 11.




44.

Лексические средства выразительности.

30. 11.




45.

Морфологические средства выразительности.







46.

Синтаксические средства выразительности.







47.

Рассуждение как тип речи.







48.

Сочинение – рассуждение.







49.

Сочетание разных типов речи в тексте.







50.

Контрольная работа по теме «Текстоведение».










Морфология.




Наречие ( 35 часов).

51.

Наречие как часть речи. Общее значение наречий и их употребление в речи.




Наречие как сам. неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Разряды наречий по значению.

Семантические особенности местоименных наречий. Группы местоименных наречий.

Образование степеней сравнения.

Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.

Правописание наречий.

Синтаксическая роль наречия в словосочетании и предложении.

Наречие в тексте.

Правильное употребление наречий.

Распознавание наречий на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов.

Морфологический разбор наречия.

Различение наречий и созвучных слов других частей речи (грамматических омонимов).

Правильное образование степеней сравнения наречий и употребление их в речи.

Различение наречий и слов категории состояния.

Использование орфографического словаря для определения слитного и раздельного написания наречий.

Различение на письме наречий и созвучных предложно-падежных сочетаний.

Дефисное написание наречий; словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей.

Дефисное написание сложных наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание не с наречиями. Различение приставок не- и ни- в отрицательных наречиях.

Правописание н и нн в наречия на –о (-е); суффиксы –а и –о на конце наречий; правописание е (ё) или о на конце наречий после шипящих.

Ь на конце наречий после шипящих.

Синтаксический разбор словосочетаний и предложений, в состав которых входят наречия. Анализ и моделирование словосочетаний, в состав которых входят наречия.

Использование местоименных наречий в качестве союзных слов в сложноподчиненных предложениях.

Определение синтаксической роли слов категории состояния.

Употребление наречия и слов категории состояния в текстах разных стилей и типов речи.

Наблюдение за экспрессивным использованием наречий разных разрядов; выразительными возможностями наречий, употребленных в составе фразеологизмов, этикетных выражений. Уместное употребление в речи наречий-синонимов.

Соблюдение языковых норм употребления наречий (орфоэпических, словообразовательных, лексических, грамматических, стилистических).

Правильное употребление наречий сравнительной степени.




52.

Разряды наречий по значению.







53.

Разряды наречий по значению.







54

Местоименные наречия.







55

Различение грамматических омонимов. Выразительные возможности наречий.







56

Слова категории состояния.







57

Степени сравнения наречий.







58

Образование степеней сравнения наречий.







59

Слитное и раздельное написание наречий.







60

Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний.







61

Дефисное написание наречий.







62

Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями.







63

Контрольный диктант за первое полугодие.







64

Анализ контрольного диктанта.







65

Правописание н и нн в наречиях на –о (-е).







66.

Суффиксы –о и -а на конце наречий.







67.

О и е (ё) на конце наречий после шипящих.







68.

Употребление ь на конце наречий после шипящих.







69.

Сжатое изложение.







70.

Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий».







71.

Наречие в словосочетании и предложении.







72

Синтаксическая роль наречия.







73.

Синтаксическая роль наречия.







74.

Контрольный диктант.







75.

Наречие в тексте.







76.

Наречие в тексте.







77.

Функции наречий в тексте.







78.

Правильное произношение наречий.







79.

Правильное образование форм степеней сравнения наречий.







80.

Лексические нормы.







81.

Сжатое изложение.







82.

Повторение и обобщение по теме «Наречие».







83.

Контрольный диктант.







84.

Работа над ошибками.







85.

Сочинение – рассуждение.













Служебные части речи и междометия.




Самостоятельные и служебные части речи (1 час).

86.

Служебные части речи.




Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи.

Основная роль каждой служебной части речи.

Различение предлога, союза и частицы как служебных частей речи.




Предлог (9 часов).

87

Предлог как часть речи.




Предлог как служебная часть речи.

Предлог как средство связи слов в словосочетании и предложении.

Предлог и падежная форма имён; употребление предлога с одним или несколькими падежами.

Основные грамматические значения предлогов.

Разряды предлогов по происхождению и составу.

Производные и непроизводные предлоги.

Правильное употребление предлогов.

Опознавание предлога в составе словосочетания и предложения.

Определение основных грамматических значений предлога.

Различение предлогов разных разрядов.

Правописание производных предлогов.

Морфологический разбор предлога.

Правильное употребление предлогов в речи.




88.

Грамматическое значение предлогов.







89.

Разряды предлогов.







90.

Производные и непроизводные предлоги.







91.

Изложение.







92.

Правописание производных предлогов.







93.

Слитное и раздельное написание производных предлогов.







94.

Предлог в предложении и тексте.







95.

Контрольная работа.







Союз (15 часов).

96.

Союз как часть речи.




Союз как служебная часть речи.

Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.

Разряды союзов по значению и строению.

Союзы и союзные слова с ССП.

Союз как средство связи предложений в тексте.

Правильное употребление союзов.

Постановка знаков препинания в простом и сложном предложениях с сочинительными союзами.

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато и др. в отличие от созвучных сочетаний слов.

Морфологический разбор союза.

Конструирование простых и сложных предложений по заданной схеме с использованием указанных союзов.

Наблюдение за экспрессивным использованием союзов в художественных текстах.

Орфоэпические нормы произношения союзов что, чтобы. Употребление союзов с учетом их стилистической окраски.




97.

Разряды союзов по значению.







98.

Сочинительные союзы.







99.

Подчинительные союзы.







100.

Разряды союзов по строению.







101.

Различение союзов и союзных слов.







102.

Морфологический разбор союза.







103.

Контрольный диктант за 3-ю четверть.







104.

Работа над ошибками.







105.

Правописание союзов.







106.

Правописание союзов.







107.

Подготовка к сочинению по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине».







108.

Союз в предложении и тексте.







109.

Выразительные возможности союзов.







110.

Повторение и обобщение по теме «Союз».







Частица (16 часов)

111.

Понятие о частице. Разряды частиц.




Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм слова.

Разряды частиц по значению и роли в предложении.

Разряды частиц по составу.

Интонационные особенности предложений с частицами.

Правильное употребление частиц.

Использование частиц для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи.

Морфологический разбор частицы.

Смысловые различия частиц не и ни, различение их в письменной речи.

Различение приставки не- и частицы не, их употребление с разными частями речи.

Дефисное написание частиц –то, -таки, -ка.

Наблюдение за экспрессивным использованием частиц в художественных текстах.

Употребление частиц в соответствии с языковыми нормами современного русского литературного языка.





112.

Формообразующие частицы.







113.

Слитное, раздельное, дефисное написание частиц.







114.

Правописание частиц не и ни.







115.

Правописание частиц ни и не.







116.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.







117.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.







118.

Изложение с элементами сочинения.







119.

Роль частиц в речи.







120.

Роль частиц в предложении.







121.

Роль частиц в тексте.







122.

Орфоэпические нормы.










123.

Грамматические нормы.







124.

Повторение и обобщение изученного по теме «Частица».







125.

Повторение и обобщение изученного по теме «Служебные части речи».







126.

Контрольный диктант.







Междометие (3 часа).

127.

Междометие как часть речи.




Междометия и звукоподражательные слова; их грамматические особенности.

Группы междометий.

Правильное и уместное использование междометий. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложении. Дефисное написание междометий.




128.

Междометие как часть речи.







129.

Звукоподражательные слова.










Трудные случаи разграничения языковых явлений.




Омонимия слов разных частей речи (3 часа).

130.

Омонимия и многозначность. Использование омонимов как средства художественной выразительности.




Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических классов слов. Омонимия слов разных частей речи.

Разные виды омонимов.

Словарь омонимов.

Различение разных видов омонимов.

Сравнительный анализ значения, строения, написания разных видов омонимов.

Работа с учебным словариком омонимов.




131.

Различение грамматических омонимов.







132.

Различение грамматических омонимов.










Повторение изученного в 7 классе.




Повторение изученного в 7-м классе.

133.

Повторение изученного в 7 классе. Части речи.







Применение полученных знаний, умений, навыков в практической деятельности.




134.

Повторение изученного в 7 классе. Нормы орфографии и пунктуации.







135.

Контрольный диктант за курс 7 класса.







136.

Подведение итогов года.