Раздел, блок..
|
№ урока.
|
Тема урока.
|
Дата проведения.
|
Основные сведения о языке и речи.
|
Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности.
|
Примечание.
|
Язык как развивающееся явление (2 часа)
|
1.
|
Наш язык.
|
5. 09.
|
Понятие о языке как развивающемся явлении. Этимология как наука о происхождении исконно-русских и иноязычных слов.
|
Работа с учебным этимологическим словарём.
|
|
2.
|
Исторические изменения русского языка.
|
6. 09.
|
|
Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах)
|
Фонетика и орфоэпия (2 часа).
|
3.
|
Звуки и буквы.
|
7. 09.
|
Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.
Основные средства звучащей речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
|
Фонетический и орфоэпический разборы слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике, морфемике, грамматике в практике правописания. Сравнительный анализ значения, произношения и написания омонимов разных видов.
|
|
4.
|
Орфоэпия. Звукопись.
|
7. 09.
|
|
Словообразование самостоятельных частей речи (7 часов).
|
5.
|
Основные способы образования частей речи.
|
12. 09.
|
Морфологические способы образования слов (обобщение). Неморфологические способы образования слов. Словообразование наречий. Типичные морфемные модели наречий. Приставочный способ образования наречий. Суффиксальный способ образования наречий от прилагательного, числительного, глагола. Основные модели приставочно-суффиксального способа образования наречий. Сложение как способ образования наречий.
Основные выразительные средства словообразования.
|
Морфемно – словообразовательный разбор слова. Определение морфологических и неморфологических способов образования слов самостоятельных частей речи.
Определение основных способов образования наречий.
Анализ и составление словообразовательных цепочек, словообразовательных гнезд на основе учебного словообразовательного словаря.
Морфемный разбор самостоятельных частей речи.
|
|
6.
|
Основные способы образования имени существительного и прилагательного.
|
13. 09.
|
|
|
7.
|
Основные способы образования существительных и прилагательных.
|
14. 09.
|
|
|
8.
|
Основные способы образования наречий.
|
20. 09.
|
|
|
9.
|
Основные способы образования наречий.
|
21. 09.
|
|
|
10.
|
Неморфемные способы образования слов.
|
21. 09.
|
|
|
11.
|
Контрольный диктант.
|
26. 09.
|
|
Лексика и фразеология (4 часа).
|
12.
|
Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные.
|
27. 09.
|
Деление лексического состава русского языка на группы. Основные лексические нормы русского литературного языка.
Смысловые и структурные различия паронимов, правильное их употребление в речи.
Фразеологический словарь.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
|
Лексический разбор слова. Подбор синонимов, антонимов с учётом многозначности слова. Использование синонимов в речи. Употребление слова в переносном значении. Определение исконно русских и заимствованных слов на основе учебного этимологического словаря. Точное употребление паронимов в речи. Работа с фразеологическим словарём. Оценка своей и чужой речи с т. з. уместного и выразительного словоупотребления.
|
|
13.
|
Переносное значение слова. Фразеологизмы.
|
28. 09.
|
|
14.
|
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
|
3. 10.
|
|
15.
|
Устаревшие слова. Неологизмы.
|
4. 10.
|
|
Морфология (8 часов).
|
16.
|
Морфология. Части речи.
|
5. 10.
|
Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль слов каждой части речи.
Глагол и его формы (причастие и деепричастие). Трудные случаи образования деепричастий и причастий.
|
Распознавание слов самостоятельных частей речи. Морфологический разбор сам. частей речи (кроме наречий). Различение деепричастий и причастий. Овладение основными морфологическими нормами русского литературного языка.
Написание подробного изложения.
|
|
17.
|
Именные части речи.
|
5. 10.
|
|
18.
|
Именные части речи.
|
10. 10.
|
|
19.
|
Глагол.
|
11. 10.
|
|
20.
|
Причастие и деепричастие как особые формы глагола.
|
12. 10.
|
|
21.
|
Причастные и деепричастные обороты.
|
18. 10.
|
|
22.
|
Изложение «Храбрая защитница».
|
19. 10.
|
|
23.
|
Изложение «Храбрая защитница».
|
19. 10.
|
|
Синтаксис (4 часа).
|
24.
|
Виды предложений.
|
24. 10.
|
Основные виды словосочетаний и предложений. Морфологические средства выражения членов предложения. Простое осложненное предложение.
|
Синтаксический разбор словосочетаний и предложений.
|
|
25.
|
Предложения односоставные и двусоставные.
|
25. 10.
|
|
26.
|
Простое осложнённое предложение.
|
26. 10.
|
|
27.
|
Контрольный диктант за 1-ю четверть.
|
26. 10.
|
|
Орфография (5 часов).
|
28.
|
Орфография. Правописание морфем.
|
30. 10.
|
Правописание морфем. Слитные, раздельные и дефисные написания. Употребление прописной и строчной букв.
|
Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях.
Слитное и раздельное написание не с причастиями и деепричастиями.
|
|
29.
|
Правописание морфем.
|
30. 10.
|
|
30.
|
Правописание н и нн в причастиях и прилагательных.
|
31. 10.
|
|
31.
|
Слитные, раздельные и дефисные написания.
|
1. 11.
|
|
32.
|
Правописание не с причастиями.
|
2. 11.
|
|
Пунктуация (4 часа).
|
33.
|
Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения.
|
2. 11.
|
Знаки препинания, их роль в письменной речи. Знаки предложения внутри простого предложения.
|
Синтаксический разбор предложения.
|
|
34.
|
Предложения с обособленными членами.
|
14. 11.
|
|
35.
|
Постановка знаков препинания перед союзом и. Предложения с прямой речью.
|
15. 11.
|
|
36.
|
Синтаксический разбор простого предложения.
|
16. 11.
|
|
Культура речи (2 часа).
|
37.
|
Правильное употребление именных частей речи.
|
19. 11.
|
Правильное употребление самостоятельных частей речи.
|
Употребление слов самостоятельных частей речи в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.
|
|
38.
|
Правильное употребление глагола, причастия и деепричастия.
|
21. 11.
|
|
Текстоведение.
|
Текстоведение (12 часов).
|
39.
|
Основные признаки текста. Этапы работы над сочинением.
|
22. 11.
|
Текст как произведение речи. Основные этапы создания текста.
Основные требования к связному высказыванию.
Точность и логичность речи.
Правильность связного высказывания как соответствие его литературным нормам современного русского языка.
Выразительность речевого высказывания как одно из требований к тексту.
Уместность речи как соответствие её целям и условиям речевого общения.
Рассуждение как тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения.
Сочетание типов речи в тексте.
|
Определение основных признаков текста. Поэтапное создание текста. Соблюдение требований к построению текста. Рецензирование чужих текстов и редактирование собственных с учетом требований к построению связного текста. Использование лингвистических словарей при подготовке к сочинению и при редактировании текста.
Анализ текстов с т. з. соответствия их требованию точности и логичности речи.
Создание собственных высказываний, соответствующих требованию точности и логичности речи.
Соблюдение основных лексических и грамматических норм современного русского литературного языка.
Соблюдение произносительных норм речи. Выразительное чтение текстов.
Соблюдение языковых норм письменной речи.
Экспрессивное использование разных частей речи в текстах художественной литературы.
Употребление фонетических, словообразовательных, лексических, морфологических, синтаксических средств выразительности.
Рассуждение на морально – этические, лингвистические темы.
Анализ типологической структуры текста.
|
|
40.
|
Точность и логичность речи. Композиция текста.
|
23. 11.
|
|
41.
|
Виды связи предложений в тексте.
|
26. 11.
|
|
42.
|
Подготовка к сочинению по картине А. А. Пластова «Первый снег».
|
28. 11.
|
|
43.
|
Выразительность речи. Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования.
|
29. 11.
|
|
44.
|
Лексические средства выразительности.
|
30. 11.
|
|
45.
|
Морфологические средства выразительности.
|
|
|
46.
|
Синтаксические средства выразительности.
|
|
|
47.
|
Рассуждение как тип речи.
|
|
|
48.
|
Сочинение – рассуждение.
|
|
|
49.
|
Сочетание разных типов речи в тексте.
|
|
|
50.
|
Контрольная работа по теме «Текстоведение».
|
|
|
|
Морфология.
|
|
Наречие ( 35 часов).
|
51.
|
Наречие как часть речи. Общее значение наречий и их употребление в речи.
|
|
Наречие как сам. неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Разряды наречий по значению.
Семантические особенности местоименных наречий. Группы местоименных наречий.
Образование степеней сравнения.
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи.
Правописание наречий.
Синтаксическая роль наречия в словосочетании и предложении.
Наречие в тексте.
Правильное употребление наречий.
|
Распознавание наречий на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов.
Морфологический разбор наречия.
Различение наречий и созвучных слов других частей речи (грамматических омонимов).
Правильное образование степеней сравнения наречий и употребление их в речи.
Различение наречий и слов категории состояния.
Использование орфографического словаря для определения слитного и раздельного написания наречий.
Различение на письме наречий и созвучных предложно-падежных сочетаний.
Дефисное написание наречий; словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей.
Дефисное написание сложных наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание не с наречиями. Различение приставок не- и ни- в отрицательных наречиях.
Правописание н и нн в наречия на –о (-е); суффиксы –а и –о на конце наречий; правописание е (ё) или о на конце наречий после шипящих.
Ь на конце наречий после шипящих.
Синтаксический разбор словосочетаний и предложений, в состав которых входят наречия. Анализ и моделирование словосочетаний, в состав которых входят наречия.
Использование местоименных наречий в качестве союзных слов в сложноподчиненных предложениях.
Определение синтаксической роли слов категории состояния.
Употребление наречия и слов категории состояния в текстах разных стилей и типов речи.
Наблюдение за экспрессивным использованием наречий разных разрядов; выразительными возможностями наречий, употребленных в составе фразеологизмов, этикетных выражений. Уместное употребление в речи наречий-синонимов.
Соблюдение языковых норм употребления наречий (орфоэпических, словообразовательных, лексических, грамматических, стилистических).
Правильное употребление наречий сравнительной степени.
|
|
52.
|
Разряды наречий по значению.
|
|
|
53.
|
Разряды наречий по значению.
|
|
|
54
|
Местоименные наречия.
|
|
|
55
|
Различение грамматических омонимов. Выразительные возможности наречий.
|
|
|
56
|
Слова категории состояния.
|
|
|
57
|
Степени сравнения наречий.
|
|
|
58
|
Образование степеней сравнения наречий.
|
|
|
59
|
Слитное и раздельное написание наречий.
|
|
|
60
|
Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний.
|
|
|
61
|
Дефисное написание наречий.
|
|
|
62
|
Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями.
|
|
|
63
|
Контрольный диктант за первое полугодие.
|
|
|
64
|
Анализ контрольного диктанта.
|
|
|
65
|
Правописание н и нн в наречиях на –о (-е).
|
|
|
66.
|
Суффиксы –о и -а на конце наречий.
|
|
|
67.
|
О и е (ё) на конце наречий после шипящих.
|
|
|
68.
|
Употребление ь на конце наречий после шипящих.
|
|
|
69.
|
Сжатое изложение.
|
|
|
70.
|
Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий».
|
|
|
71.
|
Наречие в словосочетании и предложении.
|
|
|
72
|
Синтаксическая роль наречия.
|
|
|
73.
|
Синтаксическая роль наречия.
|
|
|
74.
|
Контрольный диктант.
|
|
|
75.
|
Наречие в тексте.
|
|
|
76.
|
Наречие в тексте.
|
|
|
77.
|
Функции наречий в тексте.
|
|
|
78.
|
Правильное произношение наречий.
|
|
|
79.
|
Правильное образование форм степеней сравнения наречий.
|
|
|
80.
|
Лексические нормы.
|
|
|
81.
|
Сжатое изложение.
|
|
|
82.
|
Повторение и обобщение по теме «Наречие».
|
|
|
83.
|
Контрольный диктант.
|
|
|
84.
|
Работа над ошибками.
|
|
|
85.
|
Сочинение – рассуждение.
|
|
|
|
|
Служебные части речи и междометия.
|
|
Самостоятельные и служебные части речи (1 час).
|
86.
|
Служебные части речи.
|
|
Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи.
Основная роль каждой служебной части речи.
|
Различение предлога, союза и частицы как служебных частей речи.
|
|
Предлог (9 часов).
|
87
|
Предлог как часть речи.
|
|
Предлог как служебная часть речи.
Предлог как средство связи слов в словосочетании и предложении.
Предлог и падежная форма имён; употребление предлога с одним или несколькими падежами.
Основные грамматические значения предлогов.
Разряды предлогов по происхождению и составу.
Производные и непроизводные предлоги.
Правильное употребление предлогов.
|
Опознавание предлога в составе словосочетания и предложения.
Определение основных грамматических значений предлога.
Различение предлогов разных разрядов.
Правописание производных предлогов.
Морфологический разбор предлога.
Правильное употребление предлогов в речи.
|
|
88.
|
Грамматическое значение предлогов.
|
|
|
89.
|
Разряды предлогов.
|
|
|
90.
|
Производные и непроизводные предлоги.
|
|
|
91.
|
Изложение.
|
|
|
92.
|
Правописание производных предлогов.
|
|
|
93.
|
Слитное и раздельное написание производных предлогов.
|
|
|
94.
|
Предлог в предложении и тексте.
|
|
|
95.
|
Контрольная работа.
|
|
|
Союз (15 часов).
|
96.
|
Союз как часть речи.
|
|
Союз как служебная часть речи.
Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
Разряды союзов по значению и строению.
Союзы и союзные слова с ССП.
Союз как средство связи предложений в тексте.
Правильное употребление союзов.
|
Постановка знаков препинания в простом и сложном предложениях с сочинительными союзами.
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато и др. в отличие от созвучных сочетаний слов.
Морфологический разбор союза.
Конструирование простых и сложных предложений по заданной схеме с использованием указанных союзов.
Наблюдение за экспрессивным использованием союзов в художественных текстах.
Орфоэпические нормы произношения союзов что, чтобы. Употребление союзов с учетом их стилистической окраски.
|
|
97.
|
Разряды союзов по значению.
|
|
|
98.
|
Сочинительные союзы.
|
|
|
99.
|
Подчинительные союзы.
|
|
|
100.
|
Разряды союзов по строению.
|
|
|
101.
|
Различение союзов и союзных слов.
|
|
|
102.
|
Морфологический разбор союза.
|
|
|
103.
|
Контрольный диктант за 3-ю четверть.
|
|
|
104.
|
Работа над ошибками.
|
|
|
105.
|
Правописание союзов.
|
|
|
106.
|
Правописание союзов.
|
|
|
107.
|
Подготовка к сочинению по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине».
|
|
|
108.
|
Союз в предложении и тексте.
|
|
|
109.
|
Выразительные возможности союзов.
|
|
|
110.
|
Повторение и обобщение по теме «Союз».
|
|
|
Частица (16 часов)
|
111.
|
Понятие о частице. Разряды частиц.
|
|
Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм слова.
Разряды частиц по значению и роли в предложении.
Разряды частиц по составу.
Интонационные особенности предложений с частицами.
Правильное употребление частиц.
|
Использование частиц для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи.
Морфологический разбор частицы.
Смысловые различия частиц не и ни, различение их в письменной речи.
Различение приставки не- и частицы не, их употребление с разными частями речи.
Дефисное написание частиц –то, -таки, -ка.
Наблюдение за экспрессивным использованием частиц в художественных текстах.
Употребление частиц в соответствии с языковыми нормами современного русского литературного языка.
|
|
112.
|
Формообразующие частицы.
|
|
|
113.
|
Слитное, раздельное, дефисное написание частиц.
|
|
|
114.
|
Правописание частиц не и ни.
|
|
|
115.
|
Правописание частиц ни и не.
|
|
|
116.
|
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
|
|
|
117.
|
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
|
|
|
118.
|
Изложение с элементами сочинения.
|
|
|
119.
|
Роль частиц в речи.
|
|
|
120.
|
Роль частиц в предложении.
|
|
|
121.
|
Роль частиц в тексте.
|
|
|
122.
|
Орфоэпические нормы.
|
|
|
|
123.
|
Грамматические нормы.
|
|
|
124.
|
Повторение и обобщение изученного по теме «Частица».
|
|
|
125.
|
Повторение и обобщение изученного по теме «Служебные части речи».
|
|
|
126.
|
Контрольный диктант.
|
|
|
Междометие (3 часа).
|
127.
|
Междометие как часть речи.
|
|
Междометия и звукоподражательные слова; их грамматические особенности.
Группы междометий.
|
Правильное и уместное использование междометий. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложении. Дефисное написание междометий.
|
|
128.
|
Междометие как часть речи.
|
|
|
129.
|
Звукоподражательные слова.
|
|
|
|
Трудные случаи разграничения языковых явлений.
|
|
Омонимия слов разных частей речи (3 часа).
|
130.
|
Омонимия и многозначность. Использование омонимов как средства художественной выразительности.
|
|
Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических классов слов. Омонимия слов разных частей речи.
Разные виды омонимов.
Словарь омонимов.
|
Различение разных видов омонимов.
Сравнительный анализ значения, строения, написания разных видов омонимов.
Работа с учебным словариком омонимов.
|
|
131.
|
Различение грамматических омонимов.
|
|
|
132.
|
Различение грамматических омонимов.
|
|
|
|
Повторение изученного в 7 классе.
|
|
Повторение изученного в 7-м классе.
|
133.
|
Повторение изученного в 7 классе. Части речи.
|
|
|
Применение полученных знаний, умений, навыков в практической деятельности.
|
|
134.
|
Повторение изученного в 7 классе. Нормы орфографии и пунктуации.
|
|
|
135.
|
Контрольный диктант за курс 7 класса.
|
|
|
136.
|
Подведение итогов года.
|
|
|