Главная страница

Программа спецкурса по русскому языку и тематическое планирование составлены учителем русского языка и литературы моу «Многопрофильный лицей №1»


Скачать 61.13 Kb.
Название Программа спецкурса по русскому языку и тематическое планирование составлены учителем русского языка и литературы моу «Многопрофильный лицей №1»
Дата 11.02.2016
Размер 61.13 Kb.
Тип Программа спецкурса

Управление по работе с учреждениями образования, культуры и спорта

администрации Чамзинского муниципального района
«Утверждаю»

Директор МОУ

«Многопрофильный лицей №1» _______/Туленин Н.Н./

Приказ № ______ от ________________ 2009 г.
Тематическое планирование

программного материала спецкурса по русскому языку в 8 классе

«Русские языковые афоризмы

(пословицы, поговорки и крылатые выражения)»



2009 -2010 учебный год
Программа спецкурса по русскому языку и тематическое планирование

составлены учителем русского языка и литературы МОУ «Многопрофильный лицей №1» р.п.Чамзинка

Печказовой С.П.

Задачи курса:


Пояснительная записка.

Язык, выполняя важнейшую функцию средства человеческого общения и орудия передачи мыслей, одновременно выступает в качестве зеркала национальной культуры и её хранителя. Языковые афоризмы отражают, фиксируют и передают из поколения в поколение особенности природы, экономики, общественного устройства, фольклора, художественной литературы, искусства, науки, подробности быта и обычаев народа.

Учащиеся с ранних лет пополняют свой словарный запас русскими языковыми афоризмами, однако наследие национально-культурной семантики языка столь велико, что ни школьный урок, ни внеклассная работа не в силах охватить богатство пословиц, поговорок и крылатых выражений. Подробная и систематическая работа с данным лингвистическим материалом вызывает в школьниках интерес к русскому языку, учит понимать мудрость и образность афоризмов, прививает любовь и уважение к народу, создавшему меткие пословицы, поговорки и крылатые выражения.

Спецкурс рассчитан на 34 учебных часа и предназначен для реализации в 8 классе, т.е. после изучения следующих разделов основного курса по русскому языку: «Лексика и фразеология», «Словообразование и орфография», «Морфология и орфография».

Знание особенностей происхождения русских пословиц, поговорок и крылатых выражений, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять эту категорию языковых единиц, но и обогатит речь школьников, будет способствовать воспитанию в них эстетического вкуса.








Раздел программы

Тема урока




1.

Устное народное творчество

Возникновение устного народного творчества.




2.

Богатство жанров устного народного творчества.




3.

Малые жанры устного народного творчества

Детский фольклор.




4.

Малые жанры фольклора, их народная мудрость.




5.

Русские языковые афоризмы



Краткость и простота, меткость и выразительность русских пословиц и поговорок.




6.

Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.




7.

Выражение духа народного языка в русских пословицах и поговорках.




8.

Тематическая классификация русских пословиц и поговорок.




9.

Пословицы и поговорки, в которых отразился быт и обычаи русского народа.




10.

Пословицы и поговорки, в которых отразилась история страны.




11.

Пословицы, в которых упоминаются животные, птицы, рыбы.




12.

Пословицы, в которых упоминаются числа.




13.

«Собирал человек слова…» (В.И.Даль – автор «Толкового словаря…»).




14.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц и поговорок.




15.

Использование пословиц и поговорок русскими писателями и поэтами.




16.

Выбор пословиц в зависимости от темы речи, адресата, цели высказывания.




17.

Исследовательская работа

«Из истории одной пословицы (поговорки)».




18.




19

Крылатые выражения

Крылатые выражения. Источники их возникновения.




20.

Крылатые выражения из мировой мифологии.




21.

Крылатые выражения – цитаты, изречения исторических лиц.




22.

Литература как источник возникновения крылатых выражений.




23.




24.

Имена литературных персонажей, ставшие нарицательными.




25.

Сборники крылатых слов и выражений.




26.

«Почему мы так говорим?» Работа со сборниками крылатых слов и выражений.




27.

Использование крылатых выражений в художественной литературе.




28.

Уместность использование крылатых выражений в повседневной речи.




29.

Исследовательская работа

«Из истории одного крылатого выражения».




30.




31.

Отличие языковых афоризмов от фразеологизмов.




32.

Языковые афоризмы народов мира

Языковые афоризмы народов мира.




33.

Сходство и различия языковых афоризмов разных народов мира на одну тему.




34.

Устное народное творчество – поэтическая автобиография народа.