Метапредметный урок в 10-ом классе по рассказу А.П.Чехова «Студент»
(учитель Щербатенко Н.В.)
Тема урока: Вера. Смысл жизни.
Цели:
-
Формировать у учащихся представление о вере;
Сформировать представление о философской концепции рассказа «Студент»;
Развивать навыки целостного анализа художественного произведения;
Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, аргументировать позицию;
-
Формировать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям, потребность в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.
Эпиграф к уроку:
Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста… (А.П.Чехов)
Ход урока.
Слово учителя.
Сегодня обращаемся к философской прозе А.П.Чехова. Попробуем осмыслить философскую концепцию рассказа «Студент». По свидетельству близких, это любимый рассказ Чехова. Почему? В нём для Чехова что-то важное? Сокровенное? Результаты напряжённого духовного поиска?
В 1904 году в публичной лекции «Чехов как мыслитель» Сергей Булгаков укажет: «В произведениях Чехова это высшее искание веры, тоска по высшему смыслу жизни, мятущееся беспокойство русской души и её больная совесть».
Обратимся к эпиграфу. Сопоставьте слова С.Булгакова со словами героини Чехова. Выделите ключевые слова.
эпиграф
|
Высказывание С.Булгакова
|
искать веры, жизнь
|
искание веры, смысл жизни
|
Как вы понимаете смысл слов «искание веры»?
Словарная работа:
Вера –
убеждённость, глубокая уверенность в ком-нибудь, в чём-нибудь.
убеждённость в существовании Бога, высших Божественных сил.
то же, что и вероисповедание.
(Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»)
- А для чего нужно человеку «искание веры»? Веры во что?
На какое из значений слова «вера» будем опираться при анализе рассказа «Студент»?
- Каков сюжет рассказа. Составление по группам сюжетного плана.
Вывод: Перед нами не просто движение, путь героя по тропинке к костру, а затем далее (в гору). Перед нами своеобразный «внутренний» путь героя.
Попробуем доказать, что герой в ситуации «преображения», проанализировав части рассказа. Сколько композиционных частей можно выделить в рассказе?
Задание 1. Выделите ключевые слова, передающие а) пейзаж; б) мироощущение героя.
природа
|
Мироощущение Ивана Великопольского
|
Неуютно
Глухо
Нелюдимо
Пронизывающий ветер
Холод
|
Холод нарушил во всём порядок и согласие;
Чувство голода, невежество, тоска
Холод
Лютая бедность
Пустыня кругом
Не хотелось домой
|
Выводы: Иван во всём: и в теперешнем своём состоянии, и в жизни своей, и в истории видит лишь холод, ветер, страдания.
Задание 2. К какому выводу приходит Иван? В чём он уверен? (Жизнь никогда не станет лучше, что бы люди ни делали. Пессимистическое настроение героя)
Пессимизм – мрачное мироощущение, при котором человек НЕ ВЕРИТ в будущее, во всём склонен видеть унылое, плохое.
Как вы думаете, какие вопросы возникают в таком психологическом состоянии? (Для чего жить? В чём смысл жизни?)
Чем определяется такое психологическое состояние? (Разлад человека с Богом. Иван – студент духовной академии, идёт домой с тяги (охоты) накануне Пасхи. Домой ему не хотелось, в ту жизнь, где нет веры.)
Задание 3. Выделите ключевые слова, передающие мироощущение Ивана в конце рассказа. (радость, чувство молодости, здоровья, силы, ожидание счастья, жизнь восхитительная, полная высокого смысла, правда и красота)
Задание 4. С чем связаны такие изменения в герое? (Непосредственным толчком к изменению мировосприятия Ивана оказывается реакция его слушательниц. Рассказ тронул Василису и Лукерью, заставил вспомнить о чём-то своём. Иван рассказал библейскую историю об отречении апостола Петра, композиционный приём – рассказ в рассказе).
Чтение библейской истории и сопоставление её с рассказом Ивана (Иисус простил Петра)
Запишите слова, передающие чувства, состояние, поступки Петра: предательство, отступничество, слабость, трусость, страдание, любовь.
Почему Иван рассказал легенду о Петре? (поступки и переживания Петра соотносятся с его собственными поступками и переживаниями)
Почему Василиса заплакала? (Слёзы Василисы – это жалость к Петру, совершившему невольное предательство: испугался за себя, за свою жизнь, то есть струсил. Внимание к чужой душе! Василиса смогла почувствовать боль и вину Петра)
Мгла, холод, ветер, спутники тяжёлого расположения духа героя, сменяются теплотой человеческого участия и сострадания.
В конце рассказа – другой Иван. Жизнь его обрела смысл.
Задание 5. С каким отрывком из романа «Война и мир» Л.Толстого ассоциируется рассказ «Студент»? (Встреча Андрея Болконского с дубом. Герои приходят к мысли: надо жить, надо любить, надо верить, потому что «правда и красота», направлявшие человеческую жизнь, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле»)
«Правда и красота» - это «правда и красота Христова ученья».
Задание 6. Сравните ключевые фразы романа «Война и мир» и рассказа «Студент». Что общего в восприятии жизни главными героями?
-
«… так много в себе чувствую силы и молодости… надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него» («Война и мир»)
«… и чувство молодости, здоровья, силы… и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу…» («Студент»
Подведение итогов. Пьер Безухов на вопрос «Зачем жить?» находит ответ: «Затем, что есть Бог, тот Бог, без воли которого не упадёт волос с головы человеческой». А что бы ответил Иван Великопольский в конце рассказа?
Эссе. Для чего нужно человеку искание веры? (обращение к эпиграфу) Как вера отражается в характере человека и его поступках?
Домашнее задание.
Почему Чехов изменил первоначальное название рассказа «Вечером»?
Изменилось ли во мне что-то после прочтения рассказа «Студент»?
|