|
Организация обучения воспитанников с онр в условиях детского сада Аннотация
С.М. Кайданович, О.В. Афанасьева, А.Е. Дубинина
МБОУ «Гимназия №9» структурное подразделение «Детский сад»
г. Тольятти, Россия
Организация обучения воспитанников с ОНР
в условиях детского сада
Аннотация: Актуальность выбранной темы состоит в том, что за последние годы увеличилось число детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произношения, грамматического строя родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи (ОНР), основная общеобразовательная программа дошкольного образования (ООП ДО), организованная детская деятельность (ОДД).
Преодоление общего недоразвития речи воспитанников достигается путем целенаправленной комплексной работы всех специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, методиста. В работу по реализации индивидуальной образовательной программы привлекаются родители воспитанников: консультации со специалистами по вопросам воспитания и обучения; участие в заседаниях ПМПк ОУ; ознакомление с индивидуальной образовательной программы своего ребенка; непосредственное включение родителей в образовательный процесс.
Содержание коррекционной работы в нашем учреждении, согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования направлено на:
выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в развитии речи;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ОНР (в соответствии с рекомендациями городской ПМПК);
возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Методы обучения (особенности проведения и организации ОДД)
Основной формой обучения в дошкольном учреждении для детей данной категории является организованная детская деятельность с учителем-логопедом, в ходе которой осуществляется развитие языковой системы. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском учреждении, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателя и педагога-психолога.
Проведение ОДД, реализующей коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения:
-
в старшей группе: 1 период обучения – 2 фронтальных занятия в неделю по развитию фонематического лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи; 2 период - 2 фронтальных занятия по формированию звуковой стороны речи, 2 фронтальных занятия по развитию фонематического лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи; 3 период - 3 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию звукопроизношения;
в подготовительной группе: 1 период обучения – 3 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию звукопроизношения;
2 период обучения - 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию звукопроизношения, 1 занятие по обучению грамоте; 3 период - 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматического строя, 1 занятия по формированию звукопроизношения, 2 занятие по обучению грамоте.
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей данного речевого уровня является продолжение работы по развитию:
понимание речи и лексико-грамматических средств языка;
произносительной стороны речи;
самостоятельной развернутой фразовой речи;
по подготовке дошкольников к овладению элементарными навыками письма и чтения.
На первом году обучения (старшая группа) пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая утомляемость. Поэтому целесообразно для проведения фронтальных логопедических занятий делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
Формирование лексического словарного запаса и грамматического строя в ходе ОДД осуществляется поэтапно:
1) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;
2) дети с помощью отчетливого образца речи взрослого учатся понимать словесные обозначения этих явлений;
3) педагог организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям.
Целью деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении является повышение комфортности образовательной среды ОУ, способствующей достижению основного образовательного результата (формирование у выпускников подготовительных групп предпосылок универсальных учебных действий) и оптимизация процессов развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Основной задачей педагога-психолога является работа по обеспечению успешной социализации детей с ОВЗ. Психологическая диагностика проводится 2 раза в год по методике Е.А. Стребелевой (5-7 лет). Коррекционно-развивающая работа (групповые занятия с детьми в свободной деятельности 1 раз в неделю и индивидуальные занятия по коррекционно-развивающим программам 1 раз в неделю).
В старших логопедических группах коррекционно-развивающая работа ведется по программе эмоционального развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» авторы Крюкова С.В., Слободняк Н.П. В подготовительных логопедических группах по программе психологических занятий с детьми 6-7 лет, авторы Куражева Н.Ю., Козлова И.А. «Приключения будущих первоклассников». Особую важность имеет работа по профилактике и коррекции нарушений личностного развития у детей с ОВЗ, так как именно этот аспект остается вне внимания других специалистов.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Воспитательно-образовательный процесс строится на основе тематических недель (каждая неделя имеет свою тему). Единое тематическое планирование работы всех педагогов отражается в индивидуальных коррекционно-развивающих программах воспитанников с ОВЗ (логопедических групп).
Тематика недели отражается в предметно-пространственной среде: в уголках речевого развития, изодеятельности, театра, игровой зоне, в свободной и самостоятельной деятельности детей. В группах имеются различные дидактические пособия на развитие мелкой и крупной моторики рук, логического мышления, воображения, памяти и т.д.
В спальнях отведено место для коррекционной работы учителя-логопеда (парта, зеркало с жалюзи и подсветкой, дидактические пособия).
Для ведения воспитательно-образовательного процесса в ОУ функционируют: музыкальный зал с интерактивным оборудованием, кабинет учителя-логопеда, кабинет психолога, мини-музей «Русская изба», музей предметов «Домовенок».
Список использованной литературы
Гилленбранд, К. А. Коррекционная педагогика/ К. А. Гилленбранд.- Москва: Академия, 2010.- 237 с.
Дети с ограниченными возможностями. Проблемы и инновационные идеи в обучении и воспитании. Хрестоматия / под ред. Н.Д. Соколова – Москва: ГНОиД, 2011.- 449с.
Игнатьева, С.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии/ С.А. Игнатьева. – Москва: Владос, 2014. – 304 с.
Зайцева, И.А. Коррекционная педагогика/ И.А. Зайцева, В.С. Кукушкин. – Москва: Академия, 2012. – 352 с.
Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии: коррекционная ритмика. – Москва: Академия, 2012. – 218с.
Поваляева, Н.А. Коррекционная педагогика: взаимодействие специалистов/ Н.А. Поваляева. - Ростов – на - Дону: Феникс, 2012. – 350 с.
Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи/ С.Н. Сазонова.- Москва: Академия, 2013. – 144с.
Филичева, Т.Б. Основы логопедии/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.А. Чевелёва. – Москва: Просвещение, 2003. – 223с.
|
|
|