Главная страница

Программа электива «Лингвостилистический анализ текста»


Скачать 138.93 Kb.
Название Программа электива «Лингвостилистический анализ текста»
Дата 18.02.2016
Размер 138.93 Kb.
Тип Программа

Программа электива «Лингвостилистический анализ текста» для IХ класса на 2013 – 2014 учебный год учителя Н.Н.Полянских.


17 часов

Пояснительная записка

Лингвостилистический анализ текста - одна из важнейших методических и лингвистических проблем современного преподавания русского языка.

Умение понимать текст и работать с ним вырабатывает у учащихся чувство языка, развивает аналитические и творческие способности - как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств.

Текст - это сложное речевое целое, это интегративная единица, понимание которой лежит на сты­ке многих наук: лингвистики, языкознания, психологии, культурологии, фило­софии, литературоведения, истории. Чтобы постичь текст, ученику необходимы знания из области теории литературы, и из истории языка, из этнографии.

Та­ким образом, изучая текст (читая, анализируя, интерпретируя), дети обогащают свой культурный языковой запас, представления о разных сторонах жизни, разных эпо­хах, совершенствуют нравственное чувство. Они учатся сопоставлять, логиче­ски мыслить, высказывать и отстаивать собственные мнения, корректировать свои недочёты.

Данная программа включает предметные темы, предусмотренные государственным стандартом (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (В ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427). Электив «Лингвостилистический анализ текста» в 9 классе ориентирован на выработку у школьников способов деятельности, лежащих в основе предметных ( ключевых) компетенций, определённых ценностно-мировоззренческих установок, необходимых для формирования личности ученика.

Программа составлена на основе учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой для общеобразовательных уч­реждений филологического профиля, допущенного Министерством образова­ния Российской Федерации, является учебно-методической ба­зой для организации элективного курса по актуаль­ной проблематике анализа текста в единстве жанрово-стилевых, лингво-дидактических особенностей.

Практически ориентированный материал, представленный в учебнике Бабайцевой В. В. Русский язык. Учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля. - М., 2008, позволяет ме­тодически полноценно обеспечить теорию и практику элективного курса помогает ме­тодически полноценно обеспечить теорию и практику элективного курса
Цель электива в 9 классе: на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения девятиклассников русскому языку формировать языковую личность.

Образовательная цель курса – формирование и совершенствование знаний, умений и навыков девятиклассников в процессе углублённого освоения русского языка.

Практическая цель – приобретение учащимися практических навыков выполнения жизненно необходимых видов речевой деятельности, подготовка к дальнейшему успешному освоению родного языка, развитие лингвистической и языковой интуиции, творческих способностей, чувства самостоятельности.

Воспитательная цель – воспитание у девятиклассников ценностного отношения к русскому языку на основе идеи языкового эстетического идеала, уважительного отношения к родному языку, расширение лингвистического кругозора.

Задачи курса


  1. Организация планомерной, инте­ресной, качественной работы с текстом, способной сформировать мыслящую, грамотную, творческую, подлинно культурно компетентную личность.




  1. Освоение теории и практики анализа текста в соотношении с его жанрово-стилевыми особенностями

  2. Формирование грамотное письмо.

  3. Развивитие устной и письменной речи.

  4. Формирование навыков составления словесного произведения: рассказа, сочинения, изложения.

  5. Реализация теории речевой деятельности детей (построение видов и типов построения собственных высказываний).

  6. Подготовка к Итоговой аттестации за курс Основной школы.


Проектируемый уровень подготовки учащихся 9 класса на уроках русского языка.

  • Предметно информационный уровень (для успешного ведения лингвостилистического анализа текста учащиеся должны знать)

языковой материал по основным разделам русского языка: фонетике, лексике, словообразования, морфологии, синтаксису словосочетания и простого предложения

  • Деятельностно-коммуникативный уровень («учащиеся должны уметь»)

  1. строить речевые письменные и устные высказывания

  2. анализировать текст

  3. сокращать текст

  4. редактировать текст

  5. отбирать необходимый материал для устного и письменного высказывания

  6. составлять устную речетворческую схему

  7. правильно писать слова и расставлять знаки препинания

  8. осознавать мотив и ставить цель в процессе речи и письма

  • Ценностно-ориентированный уровень (использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни)

  1. выполнение творческих видов работ по русскому языку, рукописных журналов, устных лингвистических журналов

  2. участие детей в творческих конкурсах, лингвистических состязаниях .

Основные формы организации учебного процесса по русскому языку в 5 классе.

  • Классический урок

  • Лингвистическая экскурсия.

  • Урок-семинар.

  • Урок-практикум.

  • Творческая мастерская.

  • Лингвистическая презентация.

  • Устный лингвистический журнал.



Содержание курса «Лингвостилистический анализ текста» 17 часов

Элективный курс рассчитан на 17 часов (0,5 часа в неделю)


  1. Понятие о тексте. 1 час

  2. Способы выражения темы (цельность текста) —1ч.

  3. Заглавие — 1 ч.

  4. Начало и конец текста (рамка текста) – 1ч.

  5. Ключевые (опорные) слова — 1 ч.

  6. Синтаксис текста (связность). Пред­ложения в составе текста — 1 ч.

  7. Количество и характер предложений в тексте — 1 ч.

  8. Способы связи предложений в тек­сте — 1 ч.

  9. Средства связи смысловых частей тек­ста. Лексические средства связи — 1 ч.

  10. Местоимения и союзы в связующей функции —1ч.

  11. Именительный представления —1ч.

  12. Парцеллированные конструкции —1ч.

  13. Понятие о типах речи. Повествова­ние. Языковые ср-ва выражения пове­ствования — 1ч.

  14. Описание. Языковые средства выра­жения описания — 1 ч.

  15. Рассуждение.Языковые средства выражения рассуждения — 1 ч.

  16. Медитативное рассуждение в русской поэзии и лирической прозе — 1 ч.

  17. Тексты разных стилей. Языковое на­полнение публицистического и научного стилей — 1 ч.


Теоретические материалы учебника обобщают сведения о тексте, особенно­стях его структуры и семантики, ти­пах речи и связности предложений и смысловых частей в составе текста. Задания учебника предоставляют об­ширный материал для практических занятий. Занятия проводятся на сдво­енных уроках. На первом уроке уча­щиеся знакомятся с теорией, на вто­ром — анализируют текст. Многие за­дания ориентируют учащихся на углуб­ленный анализ текста на уроках рус­ского языка и литературы.


  1. Занятие. Понятие о тексте.

На первом уроке учащиеся знакомят­ся с материалами § 10, подводят итоги тому, что знают о тексте, называют его основные признаки — цельность и связ­ность. На втором уроке анализируется текст задания 59. На дом: задание 60.

Практический раздел «Понятие о тек­сте» включает четыре текста разных стилей, так что учитель имеет возмож­ность выбора.


  1. Занятие. Способы выражения темы (цель­ность текста).

Учащиеся обобщают всю ту большую работу с текстом, которой они начали заниматься еще в первом клас­се. Уже тогда они отвечали на вопрос: «Какова тема текста?» Выполняя за­дание 63, учащиеся подбирают приме­ры из художественных произведений, заглавия которых выражают тему, и отвечают на вопрос: «Что такое цель­ность текста?»


  1. Занятие. Заглавие.

На первом уроке девятиклассники работают с § 11, подбирают произве­дения, в которых тема представлена заглавием, дополняют название произ­ведения своими примерами. На втором

уроке анализируется стихотворение Ф. И. Тютчева. На дом: задание 65.


  1. Занятие. Начало и конец текста (рамка тек­ста).

На уроке идет работа с материалами § 12, которые дополняются собственными наблюдени­ями, примерами. Учащиеся должны усвоить, что первое и последнее пред­ложения текста обладают большой смысловой нагрузкой: первое предло­жение представляет, заявляет текст, последнее содержит итоговую мысль. Поэтому первое и последнее предложе­ния нуждаются в тщательной работе над ними. Методическое обеспечение темы разнообразно (задания 66—70). Это разноаспектный анализ текстов разных стилей. Особое внимание сле­дует обратить на публицистический текст задания 66. Используя как обра­зец изученные тексты, учащиеся пишут небольшое сочинение.


  1. Занятие. Ключевые (опорные) слова.

С ключевыми (опорными) словами учащиеся знакомы давно, еще с началь­ной школы. Теперь они обобщают свои знания. На первом уроке старшекласс­ники читают материалы § 13, находят ключевые слова в самостоятельно по­добранных текстах. На втором уроке выполняют задания 71 или 72 (по вы­бору). Текст Д. С. Лихачева можно проанализировать на уроке, а анализ фрагмента из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» предло­жить как домашнюю работу.


  1. Занятие. Синтаксис текста (связность). Предложения в составе текста.

С этого урока начинается теоретичес­кое обобщение и изучение второго ос­новного признака текста — его связно­сти. Практический опыт такой работы у учащихся есть, однако, изучая § 14, они по-новому смотрят на, казалось бы, знакомые вещи, т. е. обращают внимание на количество, состав, семан­тику предложений в тексте и его смыс­ловых частях, наблюдают закономер­ности подбора предложений в прозаи­ческом и поэтическом текстах, изуча­ют влияние структуры предложений на тип речи. На втором уроке школь­ники выполняют задания 73, 74. Они анализируют предложения в составе фрагмента публицистического текста-

И. Л. Андроникова, а затем сопостав­ляют этот фрагмент с началом повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».


  1. Занятие. Количество и характер предло­жений в тексте.

На уроке учащиеся анализи­руют фрагменты текстов § 15, затем самостоятельно подбирают для анали­за сходные фрагменты. Затем анализируется стихотворение И. Ф. Анненского «Смычок и скрипка» (задание 77).


  1. Занятие. Способы связи предложений втексте.

На уроке учащиеся повторя­ют структуру цепной и параллельной связи предложений в тексте (§ 16), иллюстрируя материал учебника про­заическими и поэтическими текстами с разными способами связи. Учитель обращает внимание на то, что струк­тура текста может задаваться первым предложением и учащимся надо это учитывать при построении собствен­ных текстов.


  1. Занятие. Средства связи смысловых час­тей текста. Лексические средства свя­зи (лексические повторы, синонимы, антонимы, гиперонимы и т. д.).

На уроке обобщаются многолетние наблюдения учащихся над разнообраз­ными способами связи предложений в тексте и смысловых частях текста. На уроках учитель обращает внимание школьников на то, какими средствами связываются смысловые части в текстах. Учащиеся изучают материалы § 17, ко­торые в основном им знакомы, а роль однокоренных слов в функции связи для них нова (§ 18). Выполняя задание 84, они составляют тезисный план § 17— 20, делают теоретические обобщения при выполнении задания 85.


  1. Занятие. Местоимения и союзы в связу­ющей функции.

Учащиеся еще раз читают материа­лы § 19, 20. На втором уроке они ана­лизируют публицистический текст за­дания 86 с точки зрения его связности. Яркий текст Д. С. Лихачева включает элементы и цепной, и параллельной структуры, в нем представлены и лек­сические элементы связи (повтор клю­чевого слова память превращается в экспрессивное средство), которые находятся на первом плане. Внутри смыс­ловых частей учащиеся обнаружат ме­стоименную и союзную связь между предложениями.


  1. Занятие. Именительный представления.

При анализе текстов учащиеся встре­чались с именительным представления как экспрессивным средством, органи­зующим или начало текста (задание 66), или его смысловые части (задание 86, второй абзац). Именительный пред­ставления заявляет тему текста или его смысловой части, раскрытие которой и составляет содержание этой смысло­вой части. Именительный представле­ния, называя тему высказывания, ак­тивно используется в школьных сочи­нениях. Он выполняет текстообразующую функцию, связывая смысловые части текста, осуществляет переход от одной части текста к другой.

Именительный представления по форме напоминает обращение:

Как часто в горестной разлуке, /В моей блуждающей судьбе, /Москва, я думал о тебе! /Москва... как много в этом звуке /Для сердца русского слилось! /Как много в нем отозвалось! (Пушкин).

В первом предложении слово Моск­ва является обращением, во втором — это именительный темы (здесь уже нет повторного называния личным место­имением 2-го лица ты, а есть синони­мичный повтор с указательным место­имением: в этом звуке).


  1. Занятие. Парцеллированные конструк­ции.

Парцелляцией называется такое чле­нение предложения, при котором со­держание высказывания реализуется не в одной, а в двух (или даже несколь­ких) единицах, следующих друг за другом и отделенных точкой.

Парцелляция характерна для разго­ворной речи. При парцелляции в рас­члененном высказывании сохраняют­ся те же отношения и средства связи, что и между компонентами неразделен­ного предложения. Эта особенность разговорной речи часто используется в художественных текстах в экспрессивной функции. Семантика отчленяе­мого фрагмента всегда богаче семан­тики того же фрагмента в составе цель­ного предложения:

Спят свиные туши.

Дома, задворки.

Жизнь бессмысленна.

Или слишком длинна;

Сплошные струпья.

Высохшие и набрякшие

Приезжай, попьем вина, закусим хлебом.

Или сливами.

И голос тот противоречит мне.

Уверенно, настойчиво и глухо.

(Бродский).

Учащиеся подбирают примеры пар­целляции из стихотворений М. Цвета­евой, А. Вознесенского, Р. Рождествен­ского и др.


  1. Занятие. Понятие о типах речи. Повество­вание. Языковые средства выражения повествования.

С термином «типы речи» учащиеся давно знакомы. В практике препода­вания, ориентированной на анализ тек­ста, эти термины даются еще в началь­ной школе: описание — картина, пове­ствование — «мультик», бегущая кар­тинка.

Уроки о типах речи предусматрива­ют творческие работы (задания 88, 90).

В § 21 структура повествования свя­зывается с цепной и параллельной структурой текста. Учитель найдет здесь подробные образцы анализа повество­вательных текстов, познакомится с язы­ковыми признаками текстов-повество­ваний. Учащиеся выписывают языко­вые признаки текстов-повествований.

Для практической работы учитель выбирает материалы заданий 87, 89, 91: в них представлены яркие тексты, насыщенные языковыми приметами текста-повествования.


  1. Занятие. Описание. Языковые средства выражения описания.

Из § 22 учащиеся узнают о языко­вых особенностях текста-описания, зна­комятся с образцами анализа описа­ний — поэтических и прозаических. Работа с фрагментом стихотворения Н. А. Некрасова «Дешевая покупка» продолжается и на практическом за­нятии (задание 92). Эти образцы об­легчают работу над собственными со­чинениями-анализами текста, делают их целенаправленными. Материал па­раграфа содержит анализ прозаичес­ких текстов-описаний И. Соколова- Микитова, А. Цветаевой, а также сти­хотворения М. Лермонтова «Парус».

Практическая часть учебника пред­лагает богатый методический и разви­вающий материал.

Задание 93 (описание лунной ночи в Отрадном) представляет новую форму работы: сначала на занятии проводит­ся анализ текста, а затем пишется со­чинение на тему «Встреча в Отрадном». Остальные задания очень подробно представляют художественное и публи­цистическое описание в разных аспек­тах и формах.


  1. Занятие. Рассуждение. Языковые сред­ства выражения рассуждения.

Анализируя § 23, учащиеся знакомят­ся со всеми видами рассуждений, вклю­чая самые элементарные, например определения частей речи: ремонт — это имя существительное (тезис); доказа­тельства: 1) отвечает на вопрос что?; 2) имеет мужской род, изменяется по числам и падежам; 3) заимствовано из французского языка; 4) в предложе­нии чаще бывает подлежащим или до­полнением. Вывод: это имя существи­тельное.

Из параграфа старшеклассники уз­нают, как нужно строить рассуждение. Практическая часть учебника предла­гает семь разных заданий: анализ про­заических и поэтических текстов, твор­ческие задания. Выполняя задание 112, учащиеся имеют возможность более глу­боко осмыслить роль языковых явле­ний в художественных текстах.


  1. Занятие. Медитативное рассуждение в русской поэзии и лирической прозе.

В § 24 представлен теорети­ческий и практический материал о ме­дитативном рассуждении в поэзии и прозе, подробно анализируются при­знаки текста-рассуждения на примере произведений, изучаемых на уроках литературы, дается понятие прерван­ного текста, энтимемы. Учащиеся са­мостоятельно подбирают тексты — ме­дитативные рассуждения по образцам и анализируют их в форме эссе.


  1. Занятие. Тексты разных стилей. Языко­вое наполнение публицистического и научного стилей.

На последних двух уроках учитель знакомит учащихся с § 29—34 в самом общем виде. Это занятие строится как подведение итогов многолетних наблюдений учащихся в процессе разнообразной работы с текстами. На занятии можно поговорить о лексике высокого стиля (задания 236—238), поработать со сло­варем В. И. Даля.

Материалы учебника предусматрива­ют возможность проведения полноцен­ных элективных курсов аспектного ха­рактера: «Принципы анализа художе­ственного текста (поэтического и про­заического)», «Принципы анализа пуб­лицистического текста», «Принципы анализа учебно-научного текста».

Структура этих курсов в целом по­вторяет структуру предыдущего электив­ного курса, однако они имеют значительно большую практическую направ­ленность. Отдельные занятия проходят как подготовительная работа перед на­писанием сочинений по литературе. Методическое обеспечение заданий по­могает руководить работой учащихся в процессе анализа ими поэтических и прозаических текстов не только на уро­ке русского языка, но и на уроках ли­тературы (задания 60, 68, 72, 76, 77, 79, 80, 81, 82, 87, 88, 89, 91, 92, 105, 179, 439, 444, 445). Анализ прозаичес­ких произведений помогают освоить задания 93, 94, 95, 99, 100, 101, 102, 103, 104 и многие другие. Учитель имеет возможность интегрировать уроки рус­ского языка и литературы.

Некоторые задания предусматривают совершенно новую интегративную ме­тодику, когда в процессе анализа язы­кового материала учащиеся готовятся к сочинению по литературе. Многоас­пектный анализ отрывка из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (зада­ние 93) может служить основой для написания сочинения «Роль эпизода в ро­мане».

Элективный курс также может повторять основную структуру модульного курса. Однако многочис­ленные задания ориентируют учащих­ся на особенности организации имен­но публицистического текста. Это, на­пример, задания 55, 59, 62, 66, 67, 69, 71, 73, 74, 75, 86, 98, 106 и многие другие. Здесь внимание обращается на морфологические и синтаксические вы­разительные средства, характерные для публицистического стиля.


Литература


  1. Бахтин М. М. Вопросы литерату­ры и эстетики. — М., 1975.

  2. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. — Томск, 2001.

  3. Виноградов В. В. О теории ху­дожественной речи. — М., 1971.

  4. Горшков А. И. Русская словес­ность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. — 7-е изд. — М., 2006.

  5. Лотман Ю. М. Анализ поэтичес­кого текста. — Л., 1992.

  6. Николина Н. А. Филологический анализ текста. — М., 2003.

  7. Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя. — М., 2004.

  8. Энциклопедический словарь юного филолога / Составитель М. В. Панов. — М., 1984.

  9. Гац И.Ю. «Целенаправленный комплекс сил...» (О работе по культуре речи на основе текста).- «Русский язык в школе». - 2007. - № 5

  10. 3емзерева В.И. Тексты массмедиа на уроках русского языка. - «Русский язык в школе». - 2006. - №6.

  11. Сычугова Л.П. Когда сочинение в радость. - «Русский язык в школе». - 2004.-№1

  12. Система обучения сочинениям в 4-8 классах / Под ред.Т.А.Ладыженской. Изд.7. -М.,2001.

  13. Тихонова В.В. Обучение рецензированию в школе: проблема отбора теоретиче­ских сведений.- «Русский язык в школе». - 2005. - № 5.

  14. Творческие сочинения в старших классах (на литературные темы) / Под ред.Н.В. Колокольцева.-М., 1986.

  15. Шафалина Т.П. Библиотечно-библиографические занятия в старших классах. -«Литература в школе». - 1974. - № 5.

  16. Шипицыны Г.А., Самкова Е.А. Учимся цитировать. - «Русский язык в школе». -2007.-№ 5.