|
Программа электива «Лингвостилистический анализ текста»
Программа электива «Лингвостилистический анализ текста» для IХ класса на 2013 – 2014 учебный год учителя Н.Н.Полянских.
17 часов
Пояснительная записка
Лингвостилистический анализ текста - одна из важнейших методических и лингвистических проблем современного преподавания русского языка.
Умение понимать текст и работать с ним вырабатывает у учащихся чувство языка, развивает аналитические и творческие способности - как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств.
Текст - это сложное речевое целое, это интегративная единица, понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, языкознания, психологии, культурологии, философии, литературоведения, истории. Чтобы постичь текст, ученику необходимы знания из области теории литературы, и из истории языка, из этнографии.
Таким образом, изучая текст (читая, анализируя, интерпретируя), дети обогащают свой культурный языковой запас, представления о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствуют нравственное чувство. Они учатся сопоставлять, логически мыслить, высказывать и отстаивать собственные мнения, корректировать свои недочёты.
Данная программа включает предметные темы, предусмотренные государственным стандартом (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (В ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427). Электив «Лингвостилистический анализ текста» в 9 классе ориентирован на выработку у школьников способов деятельности, лежащих в основе предметных ( ключевых) компетенций, определённых ценностно-мировоззренческих установок, необходимых для формирования личности ученика.
Программа составлена на основе учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой для общеобразовательных учреждений филологического профиля, допущенного Министерством образования Российской Федерации, является учебно-методической базой для организации элективного курса по актуальной проблематике анализа текста в единстве жанрово-стилевых, лингво-дидактических особенностей.
Практически ориентированный материал, представленный в учебнике Бабайцевой В. В. Русский язык. Учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля. - М., 2008, позволяет методически полноценно обеспечить теорию и практику элективного курса помогает методически полноценно обеспечить теорию и практику элективного курса
Цель электива в 9 классе: на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения девятиклассников русскому языку формировать языковую личность.
Образовательная цель курса – формирование и совершенствование знаний, умений и навыков девятиклассников в процессе углублённого освоения русского языка.
Практическая цель – приобретение учащимися практических навыков выполнения жизненно необходимых видов речевой деятельности, подготовка к дальнейшему успешному освоению родного языка, развитие лингвистической и языковой интуиции, творческих способностей, чувства самостоятельности.
Воспитательная цель – воспитание у девятиклассников ценностного отношения к русскому языку на основе идеи языкового эстетического идеала, уважительного отношения к родному языку, расширение лингвистического кругозора.
Задачи курса
Организация планомерной, интересной, качественной работы с текстом, способной сформировать мыслящую, грамотную, творческую, подлинно культурно компетентную личность.
Освоение теории и практики анализа текста в соотношении с его жанрово-стилевыми особенностями
Формирование грамотное письмо.
Развивитие устной и письменной речи.
Формирование навыков составления словесного произведения: рассказа, сочинения, изложения.
Реализация теории речевой деятельности детей (построение видов и типов построения собственных высказываний).
Подготовка к Итоговой аттестации за курс Основной школы.
Проектируемый уровень подготовки учащихся 9 класса на уроках русского языка.
Предметно информационный уровень (для успешного ведения лингвостилистического анализа текста учащиеся должны знать)
языковой материал по основным разделам русского языка: фонетике, лексике, словообразования, морфологии, синтаксису словосочетания и простого предложения
Деятельностно-коммуникативный уровень («учащиеся должны уметь»)
строить речевые письменные и устные высказывания
анализировать текст
сокращать текст
редактировать текст
отбирать необходимый материал для устного и письменного высказывания
составлять устную речетворческую схему
правильно писать слова и расставлять знаки препинания
осознавать мотив и ставить цель в процессе речи и письма
Ценностно-ориентированный уровень (использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни)
выполнение творческих видов работ по русскому языку, рукописных журналов, устных лингвистических журналов
-
участие детей в творческих конкурсах, лингвистических состязаниях .
Основные формы организации учебного процесса по русскому языку в 5 классе.
Классический урок
Лингвистическая экскурсия.
Урок-семинар.
Урок-практикум.
Творческая мастерская.
Лингвистическая презентация.
Устный лингвистический журнал.
Содержание курса «Лингвостилистический анализ текста» 17 часов
Элективный курс рассчитан на 17 часов (0,5 часа в неделю)
Понятие о тексте. 1 час
Способы выражения темы (цельность текста) —1ч.
Заглавие — 1 ч.
Начало и конец текста (рамка текста) – 1ч.
Ключевые (опорные) слова — 1 ч.
Синтаксис текста (связность). Предложения в составе текста — 1 ч.
Количество и характер предложений в тексте — 1 ч.
Способы связи предложений в тексте — 1 ч.
Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи — 1 ч.
Местоимения и союзы в связующей функции —1ч.
Именительный представления —1ч.
Парцеллированные конструкции —1ч.
Понятие о типах речи. Повествование. Языковые ср-ва выражения повествования — 1ч.
Описание. Языковые средства выражения описания — 1 ч.
Рассуждение.Языковые средства выражения рассуждения — 1 ч.
Медитативное рассуждение в русской поэзии и лирической прозе — 1 ч.
Тексты разных стилей. Языковое наполнение публицистического и научного стилей — 1 ч.
Теоретические материалы учебника обобщают сведения о тексте, особенностях его структуры и семантики, типах речи и связности предложений и смысловых частей в составе текста. Задания учебника предоставляют обширный материал для практических занятий. Занятия проводятся на сдвоенных уроках. На первом уроке учащиеся знакомятся с теорией, на втором — анализируют текст. Многие задания ориентируют учащихся на углубленный анализ текста на уроках русского языка и литературы.
Занятие. Понятие о тексте.
На первом уроке учащиеся знакомятся с материалами § 10, подводят итоги тому, что знают о тексте, называют его основные признаки — цельность и связность. На втором уроке анализируется текст задания 59. На дом: задание 60.
Практический раздел «Понятие о тексте» включает четыре текста разных стилей, так что учитель имеет возможность выбора.
Занятие. Способы выражения темы (цельность текста).
Учащиеся обобщают всю ту большую работу с текстом, которой они начали заниматься еще в первом классе. Уже тогда они отвечали на вопрос: «Какова тема текста?» Выполняя задание 63, учащиеся подбирают примеры из художественных произведений, заглавия которых выражают тему, и отвечают на вопрос: «Что такое цельность текста?»
Занятие. Заглавие.
На первом уроке девятиклассники работают с § 11, подбирают произведения, в которых тема представлена заглавием, дополняют название произведения своими примерами. На втором
уроке анализируется стихотворение Ф. И. Тютчева. На дом: задание 65.
Занятие. Начало и конец текста (рамка текста).
На уроке идет работа с материалами § 12, которые дополняются собственными наблюдениями, примерами. Учащиеся должны усвоить, что первое и последнее предложения текста обладают большой смысловой нагрузкой: первое предложение представляет, заявляет текст, последнее содержит итоговую мысль. Поэтому первое и последнее предложения нуждаются в тщательной работе над ними. Методическое обеспечение темы разнообразно (задания 66—70). Это разноаспектный анализ текстов разных стилей. Особое внимание следует обратить на публицистический текст задания 66. Используя как образец изученные тексты, учащиеся пишут небольшое сочинение.
Занятие. Ключевые (опорные) слова.
С ключевыми (опорными) словами учащиеся знакомы давно, еще с начальной школы. Теперь они обобщают свои знания. На первом уроке старшеклассники читают материалы § 13, находят ключевые слова в самостоятельно подобранных текстах. На втором уроке выполняют задания 71 или 72 (по выбору). Текст Д. С. Лихачева можно проанализировать на уроке, а анализ фрагмента из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» предложить как домашнюю работу.
Занятие. Синтаксис текста (связность). Предложения в составе текста.
С этого урока начинается теоретическое обобщение и изучение второго основного признака текста — его связности. Практический опыт такой работы у учащихся есть, однако, изучая § 14, они по-новому смотрят на, казалось бы, знакомые вещи, т. е. обращают внимание на количество, состав, семантику предложений в тексте и его смысловых частях, наблюдают закономерности подбора предложений в прозаическом и поэтическом текстах, изучают влияние структуры предложений на тип речи. На втором уроке школьники выполняют задания 73, 74. Они анализируют предложения в составе фрагмента публицистического текста-
И. Л. Андроникова, а затем сопоставляют этот фрагмент с началом повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».
Занятие. Количество и характер предложений в тексте.
На уроке учащиеся анализируют фрагменты текстов § 15, затем самостоятельно подбирают для анализа сходные фрагменты. Затем анализируется стихотворение И. Ф. Анненского «Смычок и скрипка» (задание 77).
Занятие. Способы связи предложений втексте.
На уроке учащиеся повторяют структуру цепной и параллельной связи предложений в тексте (§ 16), иллюстрируя материал учебника прозаическими и поэтическими текстами с разными способами связи. Учитель обращает внимание на то, что структура текста может задаваться первым предложением и учащимся надо это учитывать при построении собственных текстов.
Занятие. Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи (лексические повторы, синонимы, антонимы, гиперонимы и т. д.).
На уроке обобщаются многолетние наблюдения учащихся над разнообразными способами связи предложений в тексте и смысловых частях текста. На уроках учитель обращает внимание школьников на то, какими средствами связываются смысловые части в текстах. Учащиеся изучают материалы § 17, которые в основном им знакомы, а роль однокоренных слов в функции связи для них нова (§ 18). Выполняя задание 84, они составляют тезисный план § 17— 20, делают теоретические обобщения при выполнении задания 85.
Занятие. Местоимения и союзы в связующей функции.
Учащиеся еще раз читают материалы § 19, 20. На втором уроке они анализируют публицистический текст задания 86 с точки зрения его связности. Яркий текст Д. С. Лихачева включает элементы и цепной, и параллельной структуры, в нем представлены и лексические элементы связи (повтор ключевого слова память превращается в экспрессивное средство), которые находятся на первом плане. Внутри смысловых частей учащиеся обнаружат местоименную и союзную связь между предложениями.
Занятие. Именительный представления.
При анализе текстов учащиеся встречались с именительным представления как экспрессивным средством, организующим или начало текста (задание 66), или его смысловые части (задание 86, второй абзац). Именительный представления заявляет тему текста или его смысловой части, раскрытие которой и составляет содержание этой смысловой части. Именительный представления, называя тему высказывания, активно используется в школьных сочинениях. Он выполняет текстообразующую функцию, связывая смысловые части текста, осуществляет переход от одной части текста к другой.
Именительный представления по форме напоминает обращение:
Как часто в горестной разлуке, /В моей блуждающей судьбе, /Москва, я думал о тебе! /Москва... как много в этом звуке /Для сердца русского слилось! /Как много в нем отозвалось! (Пушкин).
В первом предложении слово Москва является обращением, во втором — это именительный темы (здесь уже нет повторного называния личным местоимением 2-го лица ты, а есть синонимичный повтор с указательным местоимением: в этом звуке).
Занятие. Парцеллированные конструкции.
Парцелляцией называется такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух (или даже нескольких) единицах, следующих друг за другом и отделенных точкой.
Парцелляция характерна для разговорной речи. При парцелляции в расчлененном высказывании сохраняются те же отношения и средства связи, что и между компонентами неразделенного предложения. Эта особенность разговорной речи часто используется в художественных текстах в экспрессивной функции. Семантика отчленяемого фрагмента всегда богаче семантики того же фрагмента в составе цельного предложения:
Спят свиные туши.
Дома, задворки.
Жизнь бессмысленна.
Или слишком длинна;
Сплошные струпья.
Высохшие и набрякшие
— Приезжай, попьем вина, закусим хлебом.
Или сливами.
И голос тот противоречит мне.
Уверенно, настойчиво и глухо.
(Бродский).
Учащиеся подбирают примеры парцелляции из стихотворений М. Цветаевой, А. Вознесенского, Р. Рождественского и др.
Занятие. Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования.
С термином «типы речи» учащиеся давно знакомы. В практике преподавания, ориентированной на анализ текста, эти термины даются еще в начальной школе: описание — картина, повествование — «мультик», бегущая картинка.
Уроки о типах речи предусматривают творческие работы (задания 88, 90).
В § 21 структура повествования связывается с цепной и параллельной структурой текста. Учитель найдет здесь подробные образцы анализа повествовательных текстов, познакомится с языковыми признаками текстов-повествований. Учащиеся выписывают языковые признаки текстов-повествований.
Для практической работы учитель выбирает материалы заданий 87, 89, 91: в них представлены яркие тексты, насыщенные языковыми приметами текста-повествования.
Занятие. Описание. Языковые средства выражения описания.
Из § 22 учащиеся узнают о языковых особенностях текста-описания, знакомятся с образцами анализа описаний — поэтических и прозаических. Работа с фрагментом стихотворения Н. А. Некрасова «Дешевая покупка» продолжается и на практическом занятии (задание 92). Эти образцы облегчают работу над собственными сочинениями-анализами текста, делают их целенаправленными. Материал параграфа содержит анализ прозаических текстов-описаний И. Соколова- Микитова, А. Цветаевой, а также стихотворения М. Лермонтова «Парус».
Практическая часть учебника предлагает богатый методический и развивающий материал.
Задание 93 (описание лунной ночи в Отрадном) представляет новую форму работы: сначала на занятии проводится анализ текста, а затем пишется сочинение на тему «Встреча в Отрадном». Остальные задания очень подробно представляют художественное и публицистическое описание в разных аспектах и формах.
Занятие. Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.
Анализируя § 23, учащиеся знакомятся со всеми видами рассуждений, включая самые элементарные, например определения частей речи: ремонт — это имя существительное (тезис); доказательства: 1) отвечает на вопрос что?; 2) имеет мужской род, изменяется по числам и падежам; 3) заимствовано из французского языка; 4) в предложении чаще бывает подлежащим или дополнением. Вывод: это имя существительное.
Из параграфа старшеклассники узнают, как нужно строить рассуждение. Практическая часть учебника предлагает семь разных заданий: анализ прозаических и поэтических текстов, творческие задания. Выполняя задание 112, учащиеся имеют возможность более глубоко осмыслить роль языковых явлений в художественных текстах.
Занятие. Медитативное рассуждение в русской поэзии и лирической прозе.
В § 24 представлен теоретический и практический материал о медитативном рассуждении в поэзии и прозе, подробно анализируются признаки текста-рассуждения на примере произведений, изучаемых на уроках литературы, дается понятие прерванного текста, энтимемы. Учащиеся самостоятельно подбирают тексты — медитативные рассуждения по образцам и анализируют их в форме эссе.
Занятие. Тексты разных стилей. Языковое наполнение публицистического и научного стилей.
На последних двух уроках учитель знакомит учащихся с § 29—34 в самом общем виде. Это занятие строится как подведение итогов многолетних наблюдений учащихся в процессе разнообразной работы с текстами. На занятии можно поговорить о лексике высокого стиля (задания 236—238), поработать со словарем В. И. Даля.
Материалы учебника предусматривают возможность проведения полноценных элективных курсов аспектного характера: «Принципы анализа художественного текста (поэтического и прозаического)», «Принципы анализа публицистического текста», «Принципы анализа учебно-научного текста».
Структура этих курсов в целом повторяет структуру предыдущего элективного курса, однако они имеют значительно большую практическую направленность. Отдельные занятия проходят как подготовительная работа перед написанием сочинений по литературе. Методическое обеспечение заданий помогает руководить работой учащихся в процессе анализа ими поэтических и прозаических текстов не только на уроке русского языка, но и на уроках литературы (задания 60, 68, 72, 76, 77, 79, 80, 81, 82, 87, 88, 89, 91, 92, 105, 179, 439, 444, 445). Анализ прозаических произведений помогают освоить задания 93, 94, 95, 99, 100, 101, 102, 103, 104 и многие другие. Учитель имеет возможность интегрировать уроки русского языка и литературы.
Некоторые задания предусматривают совершенно новую интегративную методику, когда в процессе анализа языкового материала учащиеся готовятся к сочинению по литературе. Многоаспектный анализ отрывка из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (задание 93) может служить основой для написания сочинения «Роль эпизода в романе».
Элективный курс также может повторять основную структуру модульного курса. Однако многочисленные задания ориентируют учащихся на особенности организации именно публицистического текста. Это, например, задания 55, 59, 62, 66, 67, 69, 71, 73, 74, 75, 86, 98, 106 и многие другие. Здесь внимание обращается на морфологические и синтаксические выразительные средства, характерные для публицистического стиля.
Литература
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. — Томск, 2001.
Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М., 1971.
Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. — 7-е изд. — М., 2006.
Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1992.
Николина Н. А. Филологический анализ текста. — М., 2003.
Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя. — М., 2004.
Энциклопедический словарь юного филолога / Составитель М. В. Панов. — М., 1984.
Гац И.Ю. «Целенаправленный комплекс сил...» (О работе по культуре речи на основе текста).- «Русский язык в школе». - 2007. - № 5
3емзерева В.И. Тексты массмедиа на уроках русского языка. - «Русский язык в школе». - 2006. - №6.
Сычугова Л.П. Когда сочинение в радость. - «Русский язык в школе». - 2004.-№1
Система обучения сочинениям в 4-8 классах / Под ред.Т.А.Ладыженской. Изд.7. -М.,2001.
Тихонова В.В. Обучение рецензированию в школе: проблема отбора теоретических сведений.- «Русский язык в школе». - 2005. - № 5.
Творческие сочинения в старших классах (на литературные темы) / Под ред.Н.В. Колокольцева.-М., 1986.
Шафалина Т.П. Библиотечно-библиографические занятия в старших классах. -«Литература в школе». - 1974. - № 5.
Шипицыны Г.А., Самкова Е.А. Учимся цитировать. - «Русский язык в школе». -2007.-№ 5.
|
|
|