|
Протокол № от 20 г
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Принята на педагогическом совете МОУДОД
«Центр детского творчества»
Протокол №____от_______________20__г
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУДОД
«Центр детского творчества»
_______________ Л.Г. Иванова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Группы кратковременного пребывания
Возрастной состав обучающихся: 5-6 лет
Продолжительность обучения: 1года
Составитель: Троицкая Юлия Константиновна
Воспитатель группы кратковременного пребывания
МОУДОД «Центр детского творчества»
р.п. Большеречье
2012 г.
Пояснительная записка
к образовательной программе группы кратковременного пребывания МКОУ ДОД «Центр детского творчества».
Образовательная программа ГКП разработана на основе программы Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора». Образовательная программа является комплексной программой и предназначена для детей, не посещающих дошкольные учреждения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ (декабрь 2004 г.) «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 г.» в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с пяти – шести лет.
Цели программы
социальная цель — обеспечение единых стартовых возможностей при поступлении детей в
школу
педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению, создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы школьника, обеспечивающей адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному сотрудничеству.
Задачи программы
Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.
Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желание учиться.
Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации в школе.
Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
Планируемые результаты
Планируемые результаты курса: развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.
Учебно-методическое обеспечение работы группы кратковременного пребывания
Выбор пособий для обучения детей дошкольного возраста осуществлен в соответствии с «Положением о порядке лицензирования образовательных учреждений» (Приказ Министерства образования РФ от 17.11.1994 г. № 442. Приложение 1. Раздел 1. «Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении»).»
1.Программа обучения и развития детей 5-6 лет «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
2.Раздел «Познаем мир».
Щербакова Е.И. знакомимся с математикой: развивающее пособие для детей старшего дошкольного возраста.
Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе: книга для детей 5-6 лет.
Златопольский Д.С. Удивительные превращения: детям о секретах
вещества: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
Кочурова Е.Э. , Кузнецова М.И. Готовимся к школе: пособие для будущих
первоклассников.
3. Раздел «Познаем других людей и себя».
Куликова Т.А. Я и моя семья: пособие для детей 5-6 лет.
Козлова С.А. Я и мои друзья: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
Козлова С.А. Я хочу в школу: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
4. Раздел «Учимся рисовать».
Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи: рабочая тетрадь
для детей старшего дошкольного возраста.
Умелые ручки «Рисуем по сетке» часть 1-2.
Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: рисование, аппликация, лепка:
рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста.
Умелые ручки «Рисуем по звездам» часть 1-2.
Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: графика, живопись и народные
промыслы: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста .
Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: анализ форм и создание образа:
рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста.
5. Раздел «Учимся думать».
Салмина Н.Г.Учимся думать. Что за чем следует? Пособие для детей старшего
дошкольного возраста часть 1-2.
Салмина Н.Г.Учимся думать. Что с чем объединяется? Пособие для детей старшего
дошкольного возраста часть 1-2.
Салмина Н.Г.Учимся думать. Что, как и с чем связано? Пособие для детей старшего
дошкольного возраста часть 1-2.
Организация обучения
В учебном плане для группы кратковременного пребывания представлено 4 образовательных области: филология (развитие речи; обучение грамоте), математика (логика и счёт), естествознание (окружающий мир), искусство (занятия в музее, картинной галерее и библиотеке) , изобразительное искусство .
Режим работы ГКП.
Занятия проводятся 5 раз в неделю по 3 занятия в день.
Длительность занятий составляет 25 минут.
Время занятий со вторника по субботу с 9.00 до 12.00.
Между занятиями проводится игровой час (игры со строительным материалом,
сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные игры).
Начало занятий: сентябрь 2012 года
Окончание занятий: май 2013 года.
Продолжительность обучения 37 недель.
Общее число занятий – 555, из них по разделам:
«Познаем мир»- 111,
«Познаем других людей и себя» - 74,
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 111,
«Учимся родному языку» - 185,
«Учимся рисовать» - 74.
Недельная нагрузка составляет 15 часов.
Число занятий в неделю:
«Познаем мир»- 3,
«Познаем других людей и себя» - 2,
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 3,
«Учимся родному языку» - 5,
«Учимся рисовать» - 2.
Содержание программы.
1. «,Учимся думать, рассуждать, фантазировать» 111 часов.
В процессе практической деятельности с предметами устанавливать связи между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/ меньше», «больше/ меньше на столько-то», уравнивать до множества (удалить или добавить элементы); измерять величины. Получать числа прибавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство)
предметов.
Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3 - это 2 и 1» или «3 - это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать , называть и писать цифры (О - 9) , пользоваться ими для определения числа.
Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов. Выделять группы предметов из ряда, воспроизводить серию по заданному признаку, анализировать объекты сравнения по признакам. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
В процессе действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд величиною одному из параметров (длина, высота, толщина). Считать предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.
Изображать признаки предметов символами, используя принятые знаковые системы (например, дорожные знаки и др.). Определять значение знаков - рисунков, знаков-символов, пиктограмм, букв, цифр, геометрических фигур.
Решать задачи на сложение и вычитание в одно и два действия.. Решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
Используем пособие из серии «Предшкольная пора»: автора Салминой Н.Г. «Учимся думать»; Щербаковой Г.И. «Знакомство с математикой»
2. «Учимся родному языку» 185 часов.
В процессе общения обогащать активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? из чего сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда; обувь, посуда и пр.).
При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами,
характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий,
глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира,
описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).
Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые
занятия, игрушки, праздники).
Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания животных (например, кошки, утенка, муравья, лягушки, вороны).
Составлять рассказ по серии картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу.
Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я -бабочка», «Я - муравей», «Я - лисичка» и т. п.). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.
В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно.
Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком - заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости - мягкости.
Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава,
проводить звуковой анализ слов из пяти - шести звуков (в процессе
моделирования)
Различать и обозначать соответствующим знаком - заместителем гласные,
твердые и мягкие согласные звуки.
Читать слоги, структурно несложные слова и предложения.
Делить слова на слоги, ставить ударение, писать буквы.
Слушать чтение взрослого и пересказывать, выражать свое отношение к прочитанному,
Используем пособие из серии «Предшкольная пора»:
«Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами»;» авторов Журовой Л.Е. и Кузнецовой М.И. Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Готовимся к школе: пособие для будущих первоклассников.
3. « Познаём окружающий мир» - 111 часов.
Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать название и последовательность времен года, называть основные признаки сезона.
Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Сравнивать и различать хвойные и лиственные деревья.
В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику насекомых, зверей, птиц (диких и домашних), живущих в ближайшем природном окружении. Узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, жужжит, пищит, стрекочет).
Проявлять желание ухаживать за животными и растениями уголка природы. Знать и применять правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животные, бережно относиться к природе.
Знать название родного города, страны, столицы.
В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина,
автобус, троллейбус). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, зебра, остановка транспорта), сигналы светофора.
Знать свое полное имя, отчество, день рождения, адрес.
Проявлять желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми, выполнять поручения в семье, проявлять заботу о близких.
Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять требования учителя, правила поведения в классе. Быть внимательным, сдержанным, аккуратным, уметь организовывать место для занятий. Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, занятиях со сверстниками и взрослыми. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своих поступков, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо-плохо), понимать слова, определяющие чувство вины (стыдно), обиды, жалости. Стараться доставлять радость другим.
Используем пособие из серии «Предшкольная пора»: автора Виноградовой Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», А.А. Плешаков «Зеленая полянка».
«Познаем других людей и себя».
Сформировать представление ребенка о составе семьи.
Научить характеризовать свои индивидуальные особенности (черты характера, внешность).
Сформировать понятие «автопортрет».
Уточнить с ребенком имена родственников, родственные связи (сестры, братья, бабушки, дедушки, тети, дяди). Семейные традиции.
Закрепить понятие «друзья». Расширить представление о дружбе.
Расширить представление детей о проведении праздника, досуга.
Учить анализировать свои поступки, поступки друзей, поступки взрослых. Активизировать стремление совершать благородные поступки, радоваться результату.
Познакомить с понятием «отдых» и показать его необходимость. Учить ценить свободное время, заполнять его интересным делом.
Сформировать понятие о важности частей человеческого тела (рук, ног, глаз и т.д.)
Формировать представление о том, что человек умеет думать, планировать свою деятельность. Объяснить, что каждый человек думает по-своему.
Познакомить с правилами личной гигиены.
Объяснить, что такое школа. Вызывать положительные эмоции в беседе о школе.
Используем пособие из серии «Предшкольная пора»: Куликова Т.А. Я и моя семья, Козлова С.А. Я и мои друзья, Козлова С.А. Я хочу в школу.
« Учимся рисовать».
Развить умение воспроизводить линии и фигуры в рамках клетки, в системе клеток и точек.
Развить зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку.
Научить детей делать аппликации из набора фигур.
Развить умение выделять структуру объекта и копировать ее.
Научить детей выделять орнамент и раскрашивать его.
Воспроизводить рисунок на основе образца.
Работа с пластилином.
Поделки из различных материалов.
Используем пособие из серии «Предшкольная пора»: Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста.
Умелые ручки «Рисуем по сетке» часть 1-2.
Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: рисование, аппликация, лепка:
рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста.
Умелые ручки «Рисуем по звездам» часть 1-2.
Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: графика, живопись и народные
промыслы: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста .
Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать: анализ форм и создание образа:
рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста.
.
6. Игровой час.
В соответствии с замыслом авторов программы «Предшкольная пора» игра выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей.
Через игру развиваются коммуникативные навыки, познавательные процессы, формирует положительную самооценку.
|
|
|