Главная страница

Прощание с ботаникой


Скачать 104.33 Kb.
Название Прощание с ботаникой
Дата 05.04.2016
Размер 104.33 Kb.
Тип Урок


Материалы урока по биологии

6 класс

Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения»

Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений»

Урок №16 «Прощание с ботаникой»

Учитель биологии

Фараонова В. Н.

МБОУ «Иозефовская ООШ»

Хиславичский район

Тема: Прощание с ботаникой

Цель: Повторение, обобщение и углубление биологических вопросов, имеющих прикладное значение

Задачи:

  1. способствовать воспитанию культуры умственного труда, эстетическому воспитанию.

  2. способствовать формированию ОУУН: учебно-информационных умений развертывания информации: ответы на вопросы; учебно-логических умений, анализа информации; учебно-организационных умений: умений самоорганизации при выполнении заданий; учебно-коммуникативных умений: умений слушать и слышать других, умения публичного мини-выступления.

Планируемые результаты:

    • личностные формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; формирование основ биологической культуры, соответствующей современному уровню биологического мышления;

    • метапредметные умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определят способы действий в рамках предложенных условий и требований; развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

    • предметные формирование первоначальных систематизированных представлений об основных биологических вопросах, имеющих прикладное значение.

Методы: поисковый.

Оборудование: персональный компьютер, подключенный к сети Интернет.

Литература:

  1. Пасечник В. В. «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

  2. Книга для чтения по биологии: Растения: Для учащихся 6-7 классов (сост. Трайтак Д.И.)

  3. Сивоглазов В.И., Ефимова Т.М., Суматохин С.В., Юнусбаев У.Б. Биология:Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Дидактические карточки: 6 кл. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. – 176 с.: ил.- (Б-ка «Сельская школа России»).

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Tussilago Мать-и-мачеха

  5. http://doshkolnik.info/biblio/st_oduv.htm Лопушки

  6. http://festival.1september.ru/articles/512915/ Голованова Л.И. Литературное чтение

  7. http://www.gov.karelia.ru/Karelia/2108/46.html Юрий Линник «Ветер - почтальон»

  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ricinus Клещевина

Ход урока: Ребята! Вот и заканчивается изучение раздела биологии, посвященного грибам, бактериям, растениям. Чаще всего его называют «ботаникой». Поэтому и урок наш будет называться «Прощание с ботаникой».

Одной из примет весны является цветение растений-первоцветов.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/66/728/66728229_494175_96.jpg

Как называется растение, представленное на картинке? Чем оно интересно?
-Мать-и-мачеха. А ещё у этого растения есть и другие русские названия: двоелистник, камчужная трава, лапуха студёная, мать-трава, односторонник, царь-зелье.

Латинское название рода tussilágo может быть переведено как «кашлегон». Это название связано с применением растения как средства от кашля. Видовой эпитет лат. fárfara переводится как «несущий муку́» из-за белого войлока на нижней стороне пластинки, создающего впечатление как бы осыпанных муко́й листьев. Научное название вида Tussilago farfara, дословно можно перевести на русский язык как «мать-и-мачеха-муконосница». Изнанка листьев мать-и-мачехи испаряет воду слабее их лицевой стороны, а потому нижняя поверхность их теплее верхней — отсюда русское название растения.

Подземное ветвистое ползучее корневище ранней весной выпускает надземные стебли, покрытые яйцевидно-ланцетными, буроватыми, чешуйчатыми листьями.

На этом стебле развивается одиночная головка, состоящая из цилиндрического однорядного покрывала, голого плоского цветоложа и жёлтых цветков двух родов: многочисленных наружных женских, ложноязычковых, плодущих и срединных, обоеполых, трубчатых, бесплодных.

Плод — цилиндрическая семянка, с хохолком из мягких волосков. После созревания плодов цветоносы отмирают, вместо них развиваются крупные округлосерцевидные, угловато-неравномерно-зубчатые, снизу беловойлочные, сверху голые листья. [4]

Посмотpите, около доpожки,

Где вчеpа смеялись pyчейки,

Теплые зеленые ладошки

Пpотянyли к солнцy лопyшки.

Юля Лебедушкина [5]

Мать – и – мачеха открывает весну, а символом начала лета считается цветение другого «солнечного» растения – одуванчика.

Шла по городу Весна,

Кошелёк несла она.

Краски яркие и кисти

Нужно было ей купить.

Приоткрыла кошелёк,

А монетки

Скок,

скок,

скок!-

Раскатились,
убежали,
Одуванчиками стали.

Елена Приходько [5]

Юрий Линник “Одуванчик”.

Листья у одуванчика лежат на земле, расположившись по кругу. Из этого зеленого круга скоро подымется узкая трубочка- стрелка, когда- то радовавшая нас возможностью извлекать из нее необычные звуки. Какое детство не делало из одуванчиков дуделок да пищалок! Быть может, для кого-то это стало первыми уроками музыки… Набрав задуманную высоту, одуванчик распускается: желтое колесико выкатывается на луг, залепляя зубчиками свой солнечный диск. Ведь, право же, одуванчик – как золотые часы. На его желтый циферблат часто садятся шмели – ювелиры. Сейчас одуванчик всей сутью своей воплощает облик дня, образ солнца. А когда отцветет, то появится в нем что- то лунное, серебряное. Как легок он и полупрозрачен! Издали в утреннем свете он кажется выточенным из дымчатого хрусталя, но на поверку – хрупок, воздушен. Подумаешь ненароком, что одуванчик ныне - как трубочка волшебника- стеклодува, из которого выдуто округлое чудо. Это тоже радость детства: обдуть одуванчик, пустить его по ветру.[6]

 Какие биологические особенности одуванчика лекарственного вы нашли в этом рассказе?  

  • -Прикорневая розетка листьев;

  • -цветочная стрелка;

  • -млечный сок;

  • -соцветие корзинка; 

  • -распространение семян с помощью ветра;  

Сейчас мы с Вами поработаем ещё с одним рассказом Юрия Линника. Дома Вы должны были придумать для него название, составить к нему план.

Вчера одуванчик был похож на лучезарное золотое солнце. А сегодня он - серебряная луна. Удивительная метаморфоза.

Ты подошел к дымчатому шарику, подул на него - нет одуванчика. Ветер уже несет вдаль семена - парашютики. И где им суждено опуститься?

Вот говорят: впервые идея парашюта пришла к Леонардо да Винчи. Но разве в семенах одуванчика не осуществлена эта идея? Семена-планеры...Семена-дельтапланы... Семена, похожие под лупой на инопланетные НЛО... Дивное это зрелище: воздушный парад семян!

Вот полетел пух с ивы...

Стоишь сейчас на берегу озера, и тебе кажется: ты перенесся в самую гущу Млечного Пути. Мириады блескучих миров-пушинок плывут мимо тебя. Находясь внутри этого живого потока, ощущаешь величие земной жизни, ее космичность. Посмотри через бинокль на небо: и там высоко-высоко летят семена ивы. Невольно фантазируя, ты думаешь о том, что семена эти могут покинуть небо Земли. И улететь в бескрайний космос. И прорасти где-нибудь на неведомых планетах. Фантазия? Но картина лета семян настолько грандиозна, что ты правомерно придаешь ей космическую масштабность.
 Предгрозье... Пушинки опускаются на черное зеркало озера - вскоре вихревая круговерть проходит над его поверхностью. Когда буря уходит, мы видим с удивлением: семена на воде расположились по спирали. Будто спиральная галактика отобразилась в озере! Это слепок вихря, его неистовых крутней...

Представим на мгновение, что атмосфера на Земле всегда спокойная, всегда неподвижная. О, тогда мир растений выглядел бы совсем иначе! Многое в этом мире связано с приспособлением к ветру: способность былинки колыхаться, колебаться, удивительная гибкость и маленьких веточек и огромных стволов - все эти качества были бы не нужны в условиях безветрия.

Не возникли бы на планете, где нет ветров, и вот эти необычные семена. Крылатые семена! Воздушный океан осваивали не только птицы и насекомые - растения тоже внесли свой вклад в конструирование крыльев. Правда, это пассивные крылья: они неспособны к машущему полету - им нужна поддержка ветра. Ну и что же? Все равно изобретательность растений заслуживает внимания. Сколько летательных аппаратов ими создано! Семена ели и сосны; плоды вяза, клена, ясеня... Тут что ни крыло, то оригинальное решение: неповторимы очертания крыльев, всегда своеобразен способ подвеса драгоценного груза - плодика, семени.

Замечательный контур имеют семена березы. Настоящие самолетики! Это сравнение не могло появиться сто лет назад: ведь возраст нашей авиации всего около века. Тогда как семена-аэропланы летают уже миллионы лет. Мечтая о полете, человек издревле присматривался к крыльям птиц: именно их пытались промоделировать Дедал и Икар, а также их последователи.

Теперь ученые-бионики изучают с этой целью крылья насекомых. А крылатки растений? Быть может, опыт наших зеленых соседей по планете тоже пригодится будущим воздухоплавателям. Посмотри на эти плоды липы: несколько шариков сбоку - подобие крыла или паруса. Это приспособление для группового полета! Прицветный лист тут получил от природы совершенно новое назначение: помогать липе распространяться в пространстве - нести по ветру ее семена.

Как далеко могут улетать крылатые семена деревьев? Давайте устроим им соревнование. А сами выступим в роли судей.

Далеко же нам пришлось бы лететь вслед за семенами сосны! Почти 50 километров - отличный результат. А эти семена ели совершили десятикилометровый перелет. Береза: полтора километра - вот радиус разлета ее семян. Крылатка клена совершает стометровый бросок в воздушном пространстве. Ясень отстает от клена: 15 - 20 метров - вот дальность полета его плодиков.

Семена трав в дальности путешествий идут впереди деревьев. Посмотри на этот фантастический летательный аппарат. Его можно назвать нителетом - пучок легких шелковистых нитей помогает семенам иван-чая переноситься на большие расстояния. Вот бы совершить путешествие на таком нителете!

Крылатые семена созданы растениями в соавторстве с ветром. Потоки воздуха принимают самое деятельное участие в делах биосферы. Авиапочтой доставляются по назначению не только семена, но и пыльца растений - при содействии ветра опыляются ели и сосны, осины и березы, злаки и осоки. Как хорошо, что в земной атмосфере есть незримые реки и ручьи! Они - то бурные, то тихие. Русла у них непостоянные: сегодня проходят здесь, а завтра в другом месте. И направление тоже переменное: сейчас текут на юг, но через час могут устремиться вспять.

Сонмы семян переносятся воздушными потоками. Ветер-почтальон работает без передышки. [7]
Проверка домашнего задания: Семена и плоды - путешественники.

  1. Воздухоплаватели

  • Парашютики одуванчика (http://www.anypics.ru/pic/201211/640x480/anypics.ru-48835.jpg )

  • Пуховки ивы ( http://casinostrateg.ru/humor/images/ddd5juehrgiuhei2222.jpg )

  • Крылатки ели, сосны, вяза, клена (http://muravlenkoekokl.ucoz.ru/_nw/1/88258543.jpg )

  • Аэропланы березы (http://www.vashsad.ua/downloads/image/7732/02.jpg )

  • Паруса липы (http://www.chas-daily.com/win/2007/06/13/n133_lipa_tree-04.jpg )

  • Нителёты иван-чая (http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=192658215-31-73&n=21 )

  1. Дальность полета

  2. Соавторство ветра и растений

Юрий Линник назвал свой рассказ «Ветер – почтальон». Согласны ли Вы с таким названием? Почему?

Сегодня на уроке мы продолжим систематизацию наших биологических знаний. Для этого воспользуемся копилкой вопросов «Будь первым»! [3]

Постарайтесь очень кратко записать суть ответа, чтобы в случае его правильности вы могли получить за него баллы.

Подведение итогов (количество баллов, набранное каждым учащимся).

Мы с вами подошли к самому интересному и интригующему моменту урока. Сейчас вы окажетесь в трех группах в зависимости от задания.

Каждая группа должна найти ответы на следующие вопросы:

  1. Что это? Кто это?

  2. Как «это» называется? Почему «этому» дали такое название?

  3. «Год выпуска»?

  4. Чем «это» знаменито?

  5. Где применяется?

  6. Какое отношение имеет к «этому» высказывание: «В малых дозах всё полезно, в больших дозах всё вредно»?


1 группа:

Даётся только описание «этого» (текст).

Родина, возможно, Африка (Эфиопия). Основные центры культуры — Индия, Бразилия, Аргентина, страны Африки, Китай и Иран. В Египте разводится уже более четырёх тысяч лет.

…высотой до 10 м, в странах умеренного климата (Россия) - высотой до 2—3 м.

….крупные, 30—80 см длиной глубокоразрезные, иногда раздельные, заострённые, неравно-зубчатые, тускло-зелёные с черешками 20—60 см длиной.

…шаровидная голая или колючая коробочка до 3 см в диаметре.

… имеют овальную форму, напоминают клеща. Со спинной стороны выпуклые, с брюшной — более плоские, посередине имеется продольный шов. Поверхность гладкая, блестящая, окраска пёстрая, мозаичная. Цвет фона варьирует от серого до медно-красного. На верхушке имеется белый придаток, легко отваливающийся.

…содержат от 40 до 60 % жирного масла, токсальбумин рицин — сильноядовитое вещество. Ядовит также содержащийся там же, в количестве 0,1—1 %, рицининпиридиновый алкалоид с циангруппой в числе заместителей.

Приём внутрь трёх … вызывает сильнейший энтерит, рвоту и колики. Шесть семян смертельны для детей, а двадцать — для взрослых.

Медицинское касторовое масло — фракция, получаемая при первом горячем прессовании. Для разрушения рицина масло обрабатывают горячим паром.

Касторовое масло — классическое слабительное средство. Оно входит в состав некоторых линиментов, например бальзамических, обладающих антисептическими свойствами и способностью ускорять регенерацию тканей.

Технические сорта касторового масла используются в различных областях промышленности. Его высокая вязкость, сохраняющаяся при повышении температуры, и относительная инертность делают это масло исключительно ценным смазочным средством для высокофорсированных двигателей внутреннего сгорания (авиационных, модельных), а также компонентом специальных смазочных смесей.[8]

2 группа:

Даётся «это» без названия.

3 группа:

Даётся макрофотография «этого» (http://fitoapteka.org/images/foto/718/5.jpg )

Подведение итогов

Рефлексия:

Для себя я сделал следующий вывод…

Мне сегодня…

Хотелось бы…

Оценка деятельности на уроке