|
1. Предмет : литература Класс: 6 Автор учебника : В. П. Полухина, В. Я. Коровина Тема урока: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
1.Предмет: литература
2.Класс: 6
3. Автор учебника: В.П.Полухина, В.Я. Коровина
4. Тема урока: «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
5. Тип урока: урок решения учебной задачи.
6. Цель урока: показать мастерство И.С.Тургенева в изображении портретов; указать на психологическую и социальную сторону портретов; новое слово Тургенева в литературе.
7. Задачи
Обучающая: проанализировать портретные характеристики мальчиков, повторить понятие портрета; показать портрет как составную часть характеристики героя. выяснить, как автор относится к своим героям; узнать об историях, рассказанных мальчиками, понять, как они характеризуют детей-рассказчиков.
Развивающая: развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательная: воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.
8. Методы и приёмы: работа в группах, анализ художественного текста, упражнения на развитие логического мышления.
9. Планируемые образовательные результаты:
а) умение выступать перед классом, взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания;
б) умение определять цель предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты;
в) умение создавать устный и письменный текст;
г) умение проводить анализ художественного текста;
д) воспитание уважительного отношения к русскому языку.
10. Карту урока составил учитель: Карпова Е. Ю, учитель русского языка и литературы, ГБОУ гимназия № 330, г. Санкт-Петербург
Ход урока
Деятельность
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
УУД
|
I. Организационный момент
Цель: повторение изученного материала
|
На прошлом уроке мы познакомились с произведением И.С.Тургенева «Бежин луг». И начнем урок с небольшой разминки.
- Как называется сборник, в который входит «Бежин луг»?
- Когда был создан сборник?
- В каком жанре написаны произведения сборника?
- Что такое очерк?
- О чем рассказывается в сборнике? Его тема?
- Какова идея?
|
Активизация мыслеречевой деятельности учащихся. Фронтальный опрос
«Записки охотника»
40е – 50е гг 19в
Очерк
Очерк – небольшое литературное произведение, содержащее краткое выразительное описание чего-либо
Изображение крепостных крестьян
Протест против крепостного права
|
Познавательные УУД:Структурирование знания.
Коммуникативные УУД :Умение оформлять свои мысли в устной форме
|
II. Актуализация знаний.
Цель: включение учащихся в деятельность
|
Посмотрите на доску (слайд 1). Что это перед вами?
Что такое портрет?
Для чего нужен портрет, что он нам дает?
Теперь посмотрим, как художники в разное время описывали внешность человека. (слайд 2). Это портрет Екатерины 2 художника Левицкого. Жанр портрета – парадный. Что значит «парадный?» Что можно сказать об этом портрете? Как вы думаете, что будет являться главным в подобном портрете?
Далее – портрет кон 18 - нач 19 вв.. Боровиковский, портрет князя Куракина (3 слайд). Это портрет в духе классицизма. Что важно здесь показать художнику? Обратите внимание на детали - на кисти и краски.
- Кто были героями портретов? Люди какого сословия?
- Изображала ли кто-то народ? Посмотрите на 4 слайд – портрет первой половины 19 века. Венецианов, «Жница». Кто изображен? Какими он их изображает? Как вы думаете, такими ли были на самом деле крестьяне?
- Как вы думаете, передается ли характер в портретах?
- Скажите, только ли в живописи мы встречаемся с портретом?
- Верно. Вспомните произведения Тургенева, где встречается портрет. Передается ли там характер героя через портрет?
Если сравнить с живописью, к какому бы периоду вы бы отнесли портреты Тургенева?
|
Просмотр материалов презентации, проблемный диалог
(портреты). (описание внешности). (как выглядит человек, т.е. представление о человеке).
(показать место человека в государстве, возвеличивание его).
(показать принадлежность к профессии, государственной деятельности).
(дворяне, монархи)
(крестьяне)
(облагораживает, приукрашивает)
(нет, и в литературе).
(«Муму» - Герасим, «Бежин луг» - мальчики).
(ближе к Венецианову).
|
Познавательные УУД:активизация мышления при рассматривании портретов;
Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Сравнение
|
III. Постановка учебной задачи. Цель: проговаривание цели урока в виде темы урока.
|
Итак, мы не зря начали урок с обращения к портретам. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? А что нам может дать описание внешности? Итак, сформулируйте тему нашего урока.
Какие цели поставим?
|
( о портретах мальчиков).
(достаток, характер).
Формулируют тему урока
Запись темы урока (слайд 5).
|
Общеучебные УУД: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование
Личностные УУД: Действие смыслообразования Регулятивные УУД:планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция
|
IV. Первичное осмысление текста и его анализ. Самостоятельная работа.
|
- Обратимся непосредственно к тексту произведения.
- У каждой группы есть тексты. Раскройте лист, внимательно прочитайте текст. Ваша задача – определить, о ком из героев идёт речь.
- Зачитайте ваши отрывки и скажите, о ком идет речь.
- Скажите, а сколько всего мальчиков в произведении? Почему мы рассматриваем только четверых?
- Теперь давайте посмотрим, КАК Тургенев изображает детей? Как он строит описание внешности, на что старается обратить внимание? Для этого, вам нужно обратиться к заданию 2 и ответить на вопросы.
Итак, сделаем выводы. Что нам дает портрет? Что мы можем понять по нему?
|
Работа в группах
Ответы представителей групп.
Работа в группах.
Ответы представителей групп
-Павлуша – смелый, уверенный, умный.
-Костя – задумчивый, печальный, любопытный.
- Федя - гордый, любопытный.
-Илюша - смирный, спокойный, пугливый, заботливый.
Представление о герое, характер
|
Коммуникативные УУД: Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Построение монологического высказывания;
Познавательные УУД: Осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов; Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Личностные УУД: Контроль и самооценка процесса усвоения
|
V. Физкультминутка
|
А теперь закройте глаза. Прикройте их ладошками и мысленно погрузитесь в темноту летней ночи. Представьте, что вы сидите у костра на поляне, кругом тишина, только потрескивают поленья, да сверчки трещат. Перед вами – яркий огонь, а за вами черным-черно. И вот вы начинаете рассказывать друг другу разные истории…
|
|
|
VI. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в тетрадях
|
А теперь вернемся к нашему уроку. Мальчики в рассказе тоже рассказывают разные истории. Что за истории они рассказывают?
- Что можно сказать о мальчиках по их рассказам?
- Кроме одного мальчика. Какого?
Что мы можем сказать о нем? Как он рассказывает истории?
- Есть ли связь между портретами мальчиков и их рассказами?
Итак, мы видим, что характеристика героя складывается из нескольких составляющих. Во-первых, это … (портрет). Во-вторых, … (рассказ самого героя). В третьих, (слово автора о нем). И на прошлом уроке мы с вами говорили о пейзаже, который также помогает создать характер героя. Но нас интересует сейчас портрет и рассказы
- Кто из мальчиков вам больше понравился?
- Как вы думаете, а кто больше нравится автору?
- Почему?
- Но что же происходит с Павлушей в конце рассказа?
- Ожидали ли вы такую судьбу Павла?
- Есть ли в портрете предвидение его будущей судьбы?
- И вот теперь давайте посмотрим, почему Тургенев обращается к образам детей, и именно крестьянских детей. Для начала, почему дети? Если дети в общем – это будущее, то крестьянские дети – это чье будущее?
Высказывания о народе В.Г. Белинского (слайд)
«Народ – дитя, но это дитя растет и обещает сделаться мужем, полным силы и разума... Он еще слаб, но он один хранит в себе огонь национальной жизни»
- Как бы связали это высказывание с рассказом?
- Что общего у детей в описании, характерах?
- Связано ли это как-то с тем, что они крепостные?
А как они относятся к природе?
|
(страшные, о нечисти, потусторонних силах)
(суеверные, боязливые, верят в чудеса)
(Павлуши).
(с иронией относится к таким историям, не верит, смелый).
(В каждом рассказе мальчика проявился его характер, его отношение к жизни) Павлушу в рассказе « Бежин луг» мы видим решительным, смелым, умным, он иронично относится к нелепым суевериям. Ильюша, рассказывая свои былички, верит в них, как, впрочем, и все остальные дети у костра.
Ответы учащихся
Павлуша
Сильный, ловкий, смелый
он погибает, упав с лошади
Предположения учащихся
Дети – это будущее
будущее крестьян.
Предположения учащихся
(не очень красивые, тщедушные (хилый, слабый, болезненный), мягкие, робкие).
Восхищаются природой, ценят ее красоту.
|
Познавательные УУД: Сравнение; Установление причинноследственных связей; Осуществление синтеза как составления целого из частей;
Коммуникативные УУД: Учет разных мнений; Владение диалогической формой речи
Познавательные УУД: Логические УУД:Выдвижение гипотез Обоснование гипотез
|
VII. Обобщение
|
Давайте сделаем выводы. Нам важно было понять, как Тургенев изображает детей. Что мы увидели через портрет и рассказы мальчиков?
- Знаете ли вы, какая наука изучает душу человека? Душу человека изучает психология. Исходя из этого, как бы мы назвали портрет Тургенева.
- Но нужно помнить тему и идею сборника «Записки охотника». Еще раз – какова тема и идея?
- Верно. И это уже социальная сторона. Скажите, что в себе сочетает портрет Тургенева?
|
Их характеры, их духовный мир
Предположения учащихся
Психологический
Изображение простого народа, Протест против крепостного права
Портрет у Тургенева совмещает в себе психологическую и социальную стороны. (запись в тетради)
|
Познавательные УУД: Структурирование знания Выдвижение гипотез Регулятивные УУД:Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форм
|
VII. Рефлексия.
|
Подведем итоги.
Что мы сегодня узнали на уроке?
Чему научились?
Что вам понравилось на уроке?
Как вы оценивает свою работу на уроке?
|
|
Регулятивные УУД: Оценка правильности выполнения действия;Адекватное восприятие оценки учителя Коммуникативные УУД: Построение монологического высказывания
|
IX. Домашнее задание.
|
Творческое задание: Написать короткий портрет друга, родственника.
Поразмышлять: Как вы представляете себе в дальнейшем судьбу мальчиков?
Кого бы вы взяли из мальчиков к себе в товарищи и почему?
|
Записывают ДЗ в дневники
|
|
|
|
|