|
«Свойства жидкости (молоко, вода)» (№2)
МБДОУ г Иркутска д/сад № 89
Занятие –эксперимент
( интеграция: познавательное развитие/
социально-коммуникативное развитие / развитие речи )
в подготовительной группе № 11
Тема «Свойства жидкости (молоко, вода)» (№ 2)
Подготовила: Воспитатель 1КК,
Шпет С А.
2015
Тема: «Свойства жидкости (молоко, вода)» (№ 2)
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Закреплять умения сравнивать свойства жидкости: форма, цвет, запах;
Познакомить с новым свойством жидкости-плотность (жирность молока)
-
Учить работать с незнакомыми растворами, соблюдать технику безопасности;
-
Формировать умения самостоятельно делать схематичную зарисовку опыта; анализировать и обобщать увиденное, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы;
Обогащать речь: безвкусный, жидкость, молекула, раствор, эксперимент;
Воспитывать умения работать в паре, договариваться и учитывать мнение партнера.
Предварительная работа: Наблюдение за свойствами воды (февраль); наблюдение за снегом, льдом, водой во время прогулок на участке; д/игры; беседы и рассматривание иллюстраций о разных материалах, веществах.
Оборудование: прозрачные стаканы (3 шт на пару детей), схема, вода, молоко, ватные палочки на каждого, пищевой краситель ( 1пакетик на пару) моющее средство, тарелка (1 на пару)чайные ложки, салфетки, обручи.
Ход:
Iч
Загадывание загадки:
Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой,
все что хочешь делай:
сливки, простоквашу,
масло в кашу нашу.
Ешь, пей, гостям налей
и коту не пожалей. (молоко)
- Следующая загадка:
В морях и океанах обитает
Но часто по небу летает.
-Для чего нам нужны молоко? Вода? (ответы детей)
-Кто догадался что мы сегодня будем делать?
В: Сегодня мы будем проводить эксперимент с молоком и водой, сравнивать их свойства, делать выводы и схематично зарисовывать опыт.
IIч
Обсуждение техники безопасности и совместной работы
- Сегодня для опыта нам будут нужны стеклянные стаканы. Какие правила нужно соблюдать при работе со стеклянными предметами?
- Сегодня мы будем работать в парах, поэтому выполняем задания по очереди, договариваемся друг с другом.
Опыт 1 (свойство-жидкость)
- Что такое вода? Что такое молоко? (ответы детей)
Если не ответили- Сейчас мы узнаем, что это?
Если ответили – Сейчас мы проверим, так ли это?
-Возьмите стакан с водой и перелейте в пустой стакан. Что вы увидели? (она льется). Значит она какая? (жидкая)
-Возьмите стакан с молоком и перелейте в пустой стакан. Что вы заметили? (оно тоже льется) Значит оно какое?
-Какой можно сделать вывод, что и молоко, и вода какие…….? (жидкие) (воспитатель зарисовывает в схеме).
В: поскольку вода и молоко жидкие, их называют жидкостью. (Повторим хором)
Опыт 2 ( свойство – запах)
-Есть ли запах у воды? У молока?
-Мнения разделились, давайте проверим. И запаха у воды? Сперва нюхаем воду. Почему не почувствовали запаха воды? Давайте понюхаем молоко? Что мы можем сказать? (У молока есть запах)
(воспитатель зарисовывает в схеме).
Какой можем сделать вывод?
В: Правильно, молоко имеет запах, вода –нет.
Опыт 3 ( свойство – прозрачность, цвет)
-Опустите ложку в стакан с водой. Почему мы видим ложку? (потому что вода прозрачная). Какого она цвета?(обратить внимание, что чистая вода - бесцветная)
- Опустите ложку в стакан с молоком? Что заметили? Почему не видно ложки? Какого оно цвета?
Какой можно сделать вывод?
В: Верно, вода прозрачная и бесцветная, а молоко –белое, непрозрачное.
Дети берут по кружку (голубой, белый).
- Вода и молоко состоят из молекул. Это такие маленькие частицы, которых видно только под микроскопом. Вы сейчас будете этими молекулами. При нагревании (звонит колокольчик) молекулы начинают двигаться быстрее и быстрее. По сигналу – молекулы воды собираются в свой стакан, молекулы молока – в свой.(2-3 раза)
В: Что такое молекулы? Правильно, это маленькие невидимые частицы жидкости.
IIIч.
Опыт 4 ( свойство – плотность жидкости)
-Налейте воды в тарелку (1 пара), и молоко- (2 пара). Возьмите пакетик с красителем и насыпьте его в тарелку. Что происходит? ( В воде краситель растворяется быстро, а в молоке – медленно.)Почему так?
-Это происходит потому что, в молоке есть молекулы жира, и оно гуще, чем вода.
-Ватной палочкой набираем моющее средство и опускаем в воду. Что происходит? (практически ничего)
- Затем другой палочкой опять набираем моющее средство и опускаем в молоко в середину тарелки? Что происходит? (Молоко начинает двигаться) Почему молоко так реагирует на моющее средство?
-Это происходит, потому что моющее средство влияет на молекулы жира в молоке.
-Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
В: В молоке медленно растворяется краситель, потому что оно гуще из-за молекул жира. А в воде молекул жира нет, поэтому краситель в ней растворяется быстро.
IVч
- Итак, ребята, мы провели опыты и все зарисовали. А для чего мы это делаем?
В: Правильно, мы это делаем, чтобы сравнить свойства воды и молока. Чтобы уметь их различать.
Почему мы не можем выпить это раствор?
В:Верно, нельзя выпивать незнакомую жидкость, тк можно отравиться.
- Посмотрите на схему и скажите, чем отличается вода от молока?
Чем они похожи?
В: Все верно, вода-это прозрачная бесцветная жидкость без запаха. Молоко – это белая жидкость с запахом, гуще чем вода из-за молекул жира.
|
|
|