|
Сценарий литературно-музыкальной композиции «николай дмитриев поэт, гражданин, учитель»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»г.о. Балашиха
Сценарий литературно-музыкальной композиции
«НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВ – ПОЭТ, ГРАЖДАНИН, УЧИТЕЛЬ»
Стребежева А.М. – учитель русского языка и литературы
и ученики 6,7,8кл. литкружка им.Н.Дмитриева
Цели мероприятия:
Познакомить с жизнью и творчеством поэта-земляка Н.Дмитриева
Способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, гордости за свою Родину и народ.
Создавать условия для формирования внутренней потребности личности в реализации своих творческих возможностей.
Воспитывать духовного - нравственного человека.
Оформление: портрет Н.Дмитриева
Музыкальное сопровождение: песни о Родине, о России
Народная, классическая музыка : С.Рахманинов, Ф.Шопен
Видеоряд: деревни, природа, церкви, колодец – журавель…
Фрагменты из фильма о Н.Ф.Дмитриеве
Н.ДМИТРИЕВ – ПОЭТ, ГРАЖДАНИН, УЧИТЕЛЬ
Оформление: портрет Н.Дмитриева
Звучит С.Рахманинов «Элегия»
Я – от мира сего –
Мне не надо иного,
Я от мира всего
И села небольшого.
На экране - фрагмент фильма о Н.Ф.Дмитриеве.
На фоне музыки
1 ведущий: Николай Дмитриев - поэт, гражданин, учитель - «озарение нашего поколения» (Вл. Бондаренко) - родился в селе Архангельское Рузского района Московской области 25 января 1953 года.
2 ведущий: На Николу.
1 чтец
Мне было все дано Творцом
Без всяких проволочек:
И дом с крыльцом, и мать с отцом,
И складыванье строчек.
1 ведущий:«В 9-м классе сложились первые стихи. Отправил их в районную газету. Печатали меня часто, правя почти каждую строчку », - вспоминал Н.Дмитриев. Видеоряд:
2 чтец
Где родины берег покатый
И тени берез по лицу,
Поэзии хлеб горьковатый
По вкусу пришелся мальцу.
Тема Родины, природы станет главной в его творчестве.
2 ведущий: С 1969 -1973 г. будущий поэт учится в Орехово - Зуевском педагогическом институте. Мечтает быть учителем: «сеять разумное, доброе, вечное».
3 чтец
От родителей – педагогов
Передался наставника дар,
И учитель (совсем и не строгий!)
Души детские завоевал.
1ведущий: С 1973 г. работает «полпредом литературы», сначала в Рождественской школе, потом в Покровской Рузского района – несет свет в народ. Фрагменты фильма.
2 ведущий: С 1094-1099г. Н.Ф.Дмитриев работает учителем русского языка и литературы в нашей школе, школе №25 . Фото (кабинет, где работал поэт). Но поэзия становится его основным занятием.
4 чтец (на фоне тихой музыки)
Снова снится мне равнина,
Черный бор и талый снег.
Видно, что-то обронила
Там душа моя навек.
2 ведущий:
«Мне очень повезло, - пишет Римма Казакова,- редко судьба дарует нам радость оказаться у истоков рождения подлинного таланта».
4 чтец
Напомню: я - зимний Никола,
Полжизни стихи бормочу,
Толкаю судьбы своей коло,
По замяти коло качу.
С « зимним Николой» прожил поэт всю свою недолгую жизнь.
Фрагмент фильма:
1ведущий: Получает рекомендацию для вступления в Союз писателей СССР. Знакомится с редактором альманаха «Поэзия» в издательстве «Молодая гвардия »поэтом Николаем Старшиновым.
Фрагмент фильма:
2ведущий: Вскоре знакомство переросло в настоящую дружбу, настоящую мужскую. Позже поэт знакомится с Ю.Кузнецовым. Друзья сразу обратили внимание на талант, простодушную, открытую манеру письма.
1ведущий: С 1977 года Н.Дмитриев уже Член Союза писателей СССР -молодой и талантливый.
2ведущий: Поэт в двадцать с небольшим выпустил первую книгу « Я – от мира сего» и всем показал, что писать можно и в наше тревожное время. Становится Лауреатом литературной Государственной премии России –
« Лучшая книга года. Поэзия»
1ведущий: (на фоне музыки) Римма Казакова писала:
Чтец: «Стихи Дмитриева…напоминают неброский пейзаж средней полосы России. Эти ситцевые, чуть выгоревшие на солнце краски не поражают воображения, но в лицо этих холмов, то заплаканное, то улыбающееся, можно смотреть всю жизнь»
Видеоряд:
5 чтец
Ты к земле припади – все воскреснет,
По-отцовски уколет жнивье.
Если все-таки жизнь – это песня.
Значит, детство – припев у нее.
Там спасенье мое,
Там живут мои сказки.
Звучит песня о России к/ф «Тени исчезают в полночь»
Там мне столько всего
Перешло по наследству,
Я от мира сего,
Я от солнца и детства.
2ведущий: Да. Поэзия Дмитриева всегда была образна, неожиданна и выразительна.
3ведущий: «У Н.Дмитриева «слова… таинственным образом превращаются в поэзию, как вода в вино»,- пишет Ю.Поляков.
6 чтец
Станут в темноте лягушки квакать,
Станут петь ночные соловьи.
Родина, ну, как тут не заплакать
На призывы детские твои?
Что мне век и все его законы?
Теплю я костерик под лозой.
Этот край родней и незнакомей
С каждой новой ночью и грозой.
1ведущий: Сколько любви, сколько потаенной грусти в этих стихах, сколько тревоги.
Настоящий русский поэт не может остаться равнодушным к тому, что происходит в стране. Никого нет рядом. Его сердце страдает:
1чтец
Сейчас наступит темнота,
До глаз и сердца доберется.
Мне двадцать шесть. Я – сирота.
Усынови меня, береза!
1ведущий: Береза – символ Родины, России. С этим образом мы встречаемся не только у Есенина и Рубцова, но и Н.Дмитриева.
2 ведущий: Да, темы природы, любви, тема поэта и поэзии, тема Творца, Пути и Родины становятся основополагающими в творчестве Дмитриева:
2чтец
Видеоряд:
Не исчезай, мое село,-
Твой берег выбрали поляне,
И ты в него, судьбе назло,
Вцепись своими тополями.
Фрагмент из фильма:
3 ведущий: Вслед за С. Есениным Дмитриев обращается к теме деревни.
Но деревни, не уходящей, как у Есенина, а ушедшей.
3чтец
Мне на родину ехать не хочется,
Мне как будто уже все равно-
Там священная срублена рощица,
где парило златое руно…
1 ведущий: Его сердце страдает, видя то, что происходит дома
Россия конца 20 века. Хаос в стране, хаос в душах.
80-е годы- годы потерь, годы загубленной любви, зря потраченной силы - испитое и избитое время…Поэт не может понять, что происходит с ним , с народом, частью которого является и он сам. Пытается найти ответы на вопросы.
4чтец (на фоне музыки):
Вся в росе моя рубашка,
Под ногтями прах земной.
Клевер, донник и ромашка,
Расскажите, в чем промашка
Жизни путаной одной.
Жизнь казалась длинной- длинной,
Но зачин ее былинный
Встрепенулся и угас…
2 ведущий: О чем же писать, когда мир вокруг рушится?- задает себе вопросы поэт. Он, никогда ни под кого не подлаживающийся, бросает смелый вызов тем, кто стоит у власти, тем, кто указывает, как жить, о чем писать
5 чтец
«Пиши о главном», - говорят.
Пишу о главном.
Пишу, который год подряд
О снеге плавном.
…Иду тропинкою своей
По все планете.
И где больней, там и главней
Всего на свете.
3 ведущий: Лауреат нескольких премий: Ленинского комсомола, «России верные сыны», им. А.Дельвига. Вышли 7 его сборников поэзии. Талант. Слава. Кажется, о чем еще можно мечтать…Но поэта мучает вопрос: «Что же дальше?» Что будет с ним, с его семьей, с его народом – с РОДИНОЙ?
6 чтец
Упаду и я, и мне приснится
Журавлиный клин в родном краю,
И шепну о родине я птицам:
«Берегите яблоньку мою!»
1 ведущий: Уходят, не выдержав, друзья-поэты: Б.Примеров, Ю. Друнина, А. Башлачев. Тяжело приходится и Дмитриеву.
2 ведущий: Где найти силы? Как выстоять? Тема смерти звучит в стихах Дмитриева
3ведущий: «Не знаю, сколько мне осталось жить, но знаю, что до последней строки буду писать..», - в одном из писем друзьям заявляет
Н.Дмитриев. Что это? Предчувствие смерти? И ли еще чего-то…
6 чтец
Иду, в глаза не глядя, средь толпы,
Одним, другим недобрым словом мечен.
Друзья-поэты – вот мои попы.
О! Смертные стихи ведь тоже лечат.
Друзья легко сигают на тот свет,
Как будто там и вправду что-то светит.
Как будто сам Есенин – их поэт-
Своей тальянкой каждого приветит.
1ведущий: Где найти спасение?! В стихах?! В вине?! Спасение поэт находит в прошлом…
Видеоряд:
1 чтец
Пойду рубахою белеть,
Искать в давно знакомой муке
То, что смогло бы уцелеть,-
Хотя бы запахи и звуки.
Но детство не найти мое,
как не нашел я в час прощанья
Оставшееся от нее
единственное завещанье.
Россия- рядом и –в груди,
С мечтой о новом Спасе,
С тысячелетьем позади
И с вечностью в запасе.
2ведущий: Где же можно найти спасение?! Только обратившись к Творцу, можно услышать ответ. И снова тема Творца звучит лейтмотивом в стихах поэта. Тема Творца и творчества. Тема назначения поэта и поэзии. Тема ответственности…
2 чтец
И спросит Он не без усилья
Вслед за поэтом боль тая:
-так, где теперь твоя Россия,
И по какой рубеж твоя?
Нет у меня совсем ответа.
Я сам ищу его во мгле,
И темное безвестье это
Удерживает на земле.
(под звуки музыки):
1ведущий: У ваятеля может остановиться рука – резец.
2ведущий: У художника может остановиться рука - кисть.
3ведущий: У музыканта может остановиться рука - смычок.
У поэта может остановиться только
ВСЕ: сердце.
1ведущий: Так,13 июня 2005г. в деревне Аниськино под Покровом остановилось сердце Н.Дмитриева.
3чтец
Мы уйдем не подарить потомкам
Новые культурные слои,
А чтоб их тревожили в потемках
Наших душ ночные соловьи.
Ф.Шопен «Ноктюрн», соч.2./С.Рахманинов «Колокола»
Минута молчания
2 ведущий: Поэт ушел - сердце не выдержало, но тихая его поэзия продолжает помогать нашим душам.
4чтец
Балашиха по праву гордится,
Называя его «наш поэт»,
Не случайно он в городе нашем
Свой оставил немеркнущий свет.
Песней рядом с Есениным ставший
Все: замечательный/ русский/ поэт!
(фрагменты фильма)
Литература:
Николай Дмитриев «Зимний Никола» Стихотворения,2008г.
Статьи:
Юрий Поляков «Открытие моего поколения»;
Н.Старшинов «Шаг в большой мир»;
В.Бондаренко «Элегическое простодушие»
Май.2011г.
|
|
|