Главная страница

Сценарий литературно-музыкальной композиции «николай дмитриев поэт, гражданин, учитель»


Скачать 87.54 Kb.
Название Сценарий литературно-музыкальной композиции «николай дмитриев поэт, гражданин, учитель»
Дата 13.02.2016
Размер 87.54 Kb.
Тип Сценарий



МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»г.о. Балашиха

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВ – ПОЭТ, ГРАЖДАНИН, УЧИТЕЛЬ»

Стребежева А.М. – учитель русского языка и литературы

и ученики 6,7,8кл. литкружка им.Н.Дмитриева

Цели мероприятия:

  • Познакомить с жизнью и творчеством поэта-земляка Н.Дмитриева

  • Способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, гордости за свою Родину и народ.

  • Создавать условия для формирования внутренней потребности личности в реализации своих творческих возможностей.

  • Воспитывать духовного - нравственного человека.



Оформление: портрет Н.Дмитриева

Музыкальное сопровождение: песни о Родине, о России

Народная, классическая музыка : С.Рахманинов, Ф.Шопен

Видеоряд: деревни, природа, церкви, колодец – журавель…

Фрагменты из фильма о Н.Ф.Дмитриеве

Н.ДМИТРИЕВ – ПОЭТ, ГРАЖДАНИН, УЧИТЕЛЬ

Оформление: портрет Н.Дмитриева

Звучит С.Рахманинов «Элегия»

Я – от мира сего –

Мне не надо иного,

Я от мира всего

И села небольшого.

На экране - фрагмент фильма о Н.Ф.Дмитриеве.

На фоне музыки

1 ведущий: Николай Дмитриев - поэт, гражданин, учитель - «озарение нашего поколения» (Вл. Бондаренко) - родился в селе Архангельское Рузского района Московской области 25 января 1953 года.

2 ведущий: На Николу.

1 чтец

Мне было все дано Творцом

Без всяких проволочек:

И дом с крыльцом, и мать с отцом,

И складыванье строчек.

1 ведущий:«В 9-м классе сложились первые стихи. Отправил их в районную газету. Печатали меня часто, правя почти каждую строчку », - вспоминал Н.Дмитриев. Видеоряд:

2 чтец

Где родины берег покатый

И тени берез по лицу,

Поэзии хлеб горьковатый

По вкусу пришелся мальцу.

Тема Родины, природы станет главной в его творчестве.

2 ведущий: С 1969 -1973 г. будущий поэт учится в Орехово - Зуевском педагогическом институте. Мечтает быть учителем: «сеять разумное, доброе, вечное».

3 чтец

От родителей – педагогов

Передался наставника дар,

И учитель (совсем и не строгий!)

Души детские завоевал.

1ведущий: С 1973 г. работает «полпредом литературы», сначала в Рождественской школе, потом в Покровской Рузского района – несет свет в народ. Фрагменты фильма.

2 ведущий: С 1094-1099г. Н.Ф.Дмитриев работает учителем русского языка и литературы в нашей школе, школе №25 . Фото (кабинет, где работал поэт). Но поэзия становится его основным занятием.

4 чтец (на фоне тихой музыки)

Снова снится мне равнина,

Черный бор и талый снег.

Видно, что-то обронила

Там душа моя навек.

2 ведущий:

«Мне очень повезло, - пишет Римма Казакова,- редко судьба дарует нам радость оказаться у истоков рождения подлинного таланта».

4 чтец

Напомню: я - зимний Никола,

Полжизни стихи бормочу,

Толкаю судьбы своей коло,

По замяти коло качу.

С « зимним Николой» прожил поэт всю свою недолгую жизнь.

Фрагмент фильма:

1ведущий: Получает рекомендацию для вступления в Союз писателей СССР. Знакомится с редактором альманаха «Поэзия» в издательстве «Молодая гвардия »поэтом Николаем Старшиновым.

Фрагмент фильма:

2ведущий: Вскоре знакомство переросло в настоящую дружбу, настоящую мужскую. Позже поэт знакомится с Ю.Кузнецовым. Друзья сразу обратили внимание на талант, простодушную, открытую манеру письма.

1ведущий: С 1977 года Н.Дмитриев уже Член Союза писателей СССР -молодой и талантливый.

2ведущий: Поэт в двадцать с небольшим выпустил первую книгу « Я – от мира сего» и всем показал, что писать можно и в наше тревожное время. Становится Лауреатом литературной Государственной премии России –

« Лучшая книга года. Поэзия»
1ведущий: (на фоне музыки) Римма Казакова писала:

Чтец: «Стихи Дмитриева…напоминают неброский пейзаж средней полосы России. Эти ситцевые, чуть выгоревшие на солнце краски не поражают воображения, но в лицо этих холмов, то заплаканное, то улыбающееся, можно смотреть всю жизнь»

Видеоряд:

5 чтец

Ты к земле припади – все воскреснет,

По-отцовски уколет жнивье.

Если все-таки жизнь – это песня.

Значит, детство – припев у нее.

Там спасенье мое,

Там живут мои сказки.

Звучит песня о России к/ф «Тени исчезают в полночь»

Там мне столько всего

Перешло по наследству,

Я от мира сего,

Я от солнца и детства.

2ведущий: Да. Поэзия Дмитриева всегда была образна, неожиданна и выразительна.

3ведущий: «У Н.Дмитриева «слова… таинственным образом превращаются в поэзию, как вода в вино»,- пишет Ю.Поляков.

6 чтец

Станут в темноте лягушки квакать,

Станут петь ночные соловьи.

Родина, ну, как тут не заплакать

На призывы детские твои?

Что мне век и все его законы?

Теплю я костерик под лозой.

Этот край родней и незнакомей

С каждой новой ночью и грозой.

1ведущий: Сколько любви, сколько потаенной грусти в этих стихах, сколько тревоги.

Настоящий русский поэт не может остаться равнодушным к тому, что происходит в стране. Никого нет рядом. Его сердце страдает:

1чтец

Сейчас наступит темнота,

До глаз и сердца доберется.

Мне двадцать шесть. Я – сирота.

Усынови меня, береза!

1ведущий: Береза – символ Родины, России. С этим образом мы встречаемся не только у Есенина и Рубцова, но и Н.Дмитриева.

2 ведущий: Да, темы природы, любви, тема поэта и поэзии, тема Творца, Пути и Родины становятся основополагающими в творчестве Дмитриева:

2чтец

Видеоряд:

Не исчезай, мое село,-

Твой берег выбрали поляне,

И ты в него, судьбе назло,

Вцепись своими тополями.

Фрагмент из фильма:

3 ведущий: Вслед за С. Есениным Дмитриев обращается к теме деревни.

Но деревни, не уходящей, как у Есенина, а ушедшей.

3чтец

Мне на родину ехать не хочется,

Мне как будто уже все равно-

Там священная срублена рощица,

где парило златое руно…

1 ведущий: Его сердце страдает, видя то, что происходит дома

Россия конца 20 века. Хаос в стране, хаос в душах.

80-е годы- годы потерь, годы загубленной любви, зря потраченной силы - испитое и избитое время…Поэт не может понять, что происходит с ним , с народом, частью которого является и он сам. Пытается найти ответы на вопросы.

4чтец (на фоне музыки):

Вся в росе моя рубашка,

Под ногтями прах земной.

Клевер, донник и ромашка,

Расскажите, в чем промашка

Жизни путаной одной.

Жизнь казалась длинной- длинной,

Но зачин ее былинный

Встрепенулся и угас…

2 ведущий: О чем же писать, когда мир вокруг рушится?- задает себе вопросы поэт. Он, никогда ни под кого не подлаживающийся, бросает смелый вызов тем, кто стоит у власти, тем, кто указывает, как жить, о чем писать

5 чтец

«Пиши о главном», - говорят.

Пишу о главном.

Пишу, который год подряд

О снеге плавном.

…Иду тропинкою своей

По все планете.

И где больней, там и главней

Всего на свете.

3 ведущий: Лауреат нескольких премий: Ленинского комсомола, «России верные сыны», им. А.Дельвига. Вышли 7 его сборников поэзии. Талант. Слава. Кажется, о чем еще можно мечтать…Но поэта мучает вопрос: «Что же дальше?» Что будет с ним, с его семьей, с его народом – с РОДИНОЙ?

6 чтец

Упаду и я, и мне приснится

Журавлиный клин в родном краю,

И шепну о родине я птицам:

«Берегите яблоньку мою!»

1 ведущий: Уходят, не выдержав, друзья-поэты: Б.Примеров, Ю. Друнина, А. Башлачев. Тяжело приходится и Дмитриеву.

2 ведущий: Где найти силы? Как выстоять? Тема смерти звучит в стихах Дмитриева

3ведущий: «Не знаю, сколько мне осталось жить, но знаю, что до последней строки буду писать..», - в одном из писем друзьям заявляет

Н.Дмитриев. Что это? Предчувствие смерти? И ли еще чего-то…

6 чтец

Иду, в глаза не глядя, средь толпы,

Одним, другим недобрым словом мечен.

Друзья-поэты – вот мои попы.

О! Смертные стихи ведь тоже лечат.

Друзья легко сигают на тот свет,

Как будто там и вправду что-то светит.

Как будто сам Есенин – их поэт-

Своей тальянкой каждого приветит.

1ведущий: Где найти спасение?! В стихах?! В вине?! Спасение поэт находит в прошлом…

Видеоряд:

1 чтец

Пойду рубахою белеть,

Искать в давно знакомой муке

То, что смогло бы уцелеть,-

Хотя бы запахи и звуки.

Но детство не найти мое,

как не нашел я в час прощанья

Оставшееся от нее

единственное завещанье.

Россия- рядом и –в груди,

С мечтой о новом Спасе,

С тысячелетьем позади

И с вечностью в запасе.

2ведущий: Где же можно найти спасение?! Только обратившись к Творцу, можно услышать ответ. И снова тема Творца звучит лейтмотивом в стихах поэта. Тема Творца и творчества. Тема назначения поэта и поэзии. Тема ответственности…

2 чтец

И спросит Он не без усилья

Вслед за поэтом боль тая:

-так, где теперь твоя Россия,

И по какой рубеж твоя?

Нет у меня совсем ответа.

Я сам ищу его во мгле,

И темное безвестье это

Удерживает на земле.

(под звуки музыки):

1ведущий: У ваятеля может остановиться рука – резец.

2ведущий: У художника может остановиться рука - кисть.

3ведущий: У музыканта может остановиться рука - смычок.

У поэта может остановиться только

ВСЕ: сердце.

1ведущий: Так,13 июня 2005г. в деревне Аниськино под Покровом остановилось сердце Н.Дмитриева.

3чтец

Мы уйдем не подарить потомкам

Новые культурные слои,

А чтоб их тревожили в потемках

Наших душ ночные соловьи.

Ф.Шопен «Ноктюрн», соч.2./С.Рахманинов «Колокола»

Минута молчания

2 ведущий: Поэт ушел - сердце не выдержало, но тихая его поэзия продолжает помогать нашим душам.

4чтец

Балашиха по праву гордится,

Называя его «наш поэт»,

Не случайно он в городе нашем

Свой оставил немеркнущий свет.

Песней рядом с Есениным ставший

Все: замечательный/ русский/ поэт!

(фрагменты фильма)

Литература:

Николай Дмитриев «Зимний Никола» Стихотворения,2008г.

Статьи:

Юрий Поляков «Открытие моего поколения»;

Н.Старшинов «Шаг в большой мир»;

В.Бондаренко «Элегическое простодушие»

Май.2011г.