|
Николаева Людмила Юрьевна, социальный педагог мбоу «сош №43» г. Чебоксары Аннотация статья
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИНЫЙ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Николаева Людмила Юрьевна,
социальный педагог МБОУ «СОШ №43» г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена проектной деятельности как одному из эффективных методов воспитания школьников в современных условиях жизни. В статье рассматриваются понятие метода проектов, его историческое развитие, роли педагога в системе воспитания, актуальности методики проектной деятельности.
Ключевые слова: проект, метод проектов.
В эпоху быстроменяющегося общества актуальной проблемой в работе школы становится воспитание учащихся, способных решать социально-значимые проблемы, принимать нестандартные решения и умеющих творчески мыслить. Кроме того, школа должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информационного общества и развития новых технологий. Уже сейчас одним из важнейших умений для человека становится умение найти информацию, переработать и использовать ее в определённых целях. Социально-педагогическая деятельность в школе направлена на развитие данных качеств.
Для реализации данной цели я в своей работе помимо традиционных методов использую метод проектов, а именно проектную деятельность учащихся. Учениками нашей школы, состоящими на внутришкольном учете, был разработан и реализован проект «Не забывайте ветеранов», результатом которого стало создание социальных плакатов. Эта работа была отправлена на открытый конкурс проектов, направленных на патриотическое воспитание учащихся, проводимой Станцией юного техника, и заняла там второе место. Сейчас другими учащимися нашей школы реализовывается разработанный ими проект «Наш выбор – здоровый образ жизни». С данным проектом они вышли на заочный тур Республиканский этапа Всероссийской акции «Я – гражданин России». Целью проекта является приобщение учащихся школы к здоровому образу жизни через изучение проблемы здоровья в школе, выявления отношения учащихся к здоровому образу жизни, организацию работы по агитации и пропаганде здорового образа жизни в школе.
Так что же собой представляет метод проектной деятельности учащихся?
В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова под проектом (от лат. projectus – выдвинутый вперед) понимается:
1) разработанный план сооружения, устройства чего-нибудь ;
2) предварительный текст какого-нибудь документа;
3) замысел, план [3, 493].
Образовательная технология проектного обучения не является новой в педагогике, метод проектов возник еще в 1920-е годы двадцатого столетия в США, в России он стал известен в 1925 году. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и педагогики, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. По мнению Дж. Дьюи, опыт и знания ребёнок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, проведения экспериментов и опытов. Метод проектов опирается на собственный путь преодоления затруднений и исканий ученика: в процессе учебной деятельности школьники самостоятельно планируют и решают конкретные практические задачи.
Первые десятилетия советской школы были связаны с использованием в обучении исследовательского подхода, заимствованным из американской педагогики, в частности к студийной системе, одним из вариантов которой был «Метод проектов». Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Эта образовательная технология практически исчезла в 30-е годы ХХ века и до недавнего времени не использовалась в российской школе [2, 66].
В современной педагогической литературе под методом проектов подразумевают совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательной презентацией результатов [1].
В процессе реализации проекта автор должен получить какой-то результат. Это может быть продукт, программа, плакат, брошюра, фильм, сценарий и т.д.
В основе каждого проекта лежит некая проблема, из которой вытекают и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. В соответствии с этим у ученика имеются возможности расширения и усовершенствования своих интеллектуальных знаний, овладения навыками исследовательской деятельности, практических умений, поиска, обработки, хранения и передачи информации, формирования умения работать с книгой, средствами массовой информации как источниками познания. Кроме того, групповая проектная деятельность помогает при формировании социальных и коммуникативных навыков. Во время работы учащиеся учатся сотрудничать, работать в группе, слушать друг друга, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё [2].
Безусловно, проектная деятельность предполагает активную позицию ребенка. Но какова же тогда роль педагога, учителя в проектной деятельности учащихся?
Авторитет педагога определяется его способностью быть инициатором проектной деятельности учащихся. При реализации проекта учитель призван повышать мотивацию учащихся, поддерживать, поощрять и направлять их. Роль педагога заключается в постоянной консультативной помощи. Учитель выступает тем человеком, который может организовать доступ к информационным ресурсам и технологическим средствам. При помощи наводящих вопросов он организует обсуждение появляющихся трудностей и путей их решения, замечает ошибки и поддерживает обратную связь между учащимися. Педагог является экспертом, который дает ясный анализ результатов реализации, как отдельных этапов проектной деятельности, так и конечного результата проекта.
Самостоятельное усвоение учащимися методом проектов невозможно. Существенную роль на всех этапах этой деятельности выполняет педагог. Именно он чаще всего является организатором проекта, обеспечивая развитие и обучение детей. В то же время педагог является равноправным членом проектной группы, выдвигающим собственные цели, анализирующим ситуацию и предлагающим интересные идеи для обсуждения [1].
В проекте можно соединить содержание образования из разных областей знаний. Он даёт ребёнку возможность анализировать приобретенные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, метод проектов открывает большие возможности в организации совместной учебно-позновательной деятельности школьников, педагогов и родителей.
Проект является универсальным средством организации сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Библиографический список:
1. Литвинова, О. В. Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время / О. В. Литвинова, И. А. Шенбергер, И. Б. Фомичёва // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 781-784.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. – М. : Академия, 2001. – с. 272.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: ок. 65 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. – М. : ООО «Издательство Оникс», 2008. – 736 с.
|
|
|