Программа воспитательной работы
«НА ПУТИ К УСПЕХУ»
Возрастной контингент: 7 – 11 лет
Срок реализации: 4 года
Составитель:
Шипилова Лариса Викторовна,
учитель начальных классов
Трусово - 2012
Содержание программы:
|
|
Стр.
|
I.
|
Пояснительная записка
|
2
|
II.
|
Цель и задачи программы
|
4
|
III.
|
Принципы воспитательной деятельности
|
5
|
IV.
|
Этапы и организационно-педагогические условия реализации Программы
|
6
|
V.
|
Содержание Программы
|
8
|
VI.
|
Психолого-диагностическое сопровождение
|
14
|
VII.
|
Ожидаемый результат
|
14
|
VIII.
|
Оценка эффективности Программы
|
16
|
|
Список используемой литературы и интернет-источников:
|
17
|
|
Приложения
|
18
|
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
Ι. Пояснительная записка
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека. В настоящее время данный компонент обретает приоритетную роль в государственной политике и национальных проектах социального развития. Воспитание есть педагогическая деятельность по целенаправленному введению ребенка в контекст современной мировой и отечественной культуры во имя становления личности ребенка, его высокого физического, социального и духовного развития. Задача каждого классного руководителя – помочь своему ученику пройти свой путь морально-нравственного и социального развития. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, а также сверстников, общественных организаций, религиозных институтов, средств массовой коммуникации, то есть существует так называемое «организованное воспитание» и «неорганизованное воспитание». Но школе, как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в воспитании и социализации ребенка.
Воспитательная система нашей школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, учреждений дополнительного образования. Цель совместной работы – создать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С.Выготский), среду общения, в которой будет осуществляться успешное разностороннее развитие и самореализация учащихся самых разных категорий: творчески и интеллектуально одаренных, имеющих какие-либо отклонения, детей из неблагополучных семей, детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. Ведь с первых дней пребывания в школе формируется их отношение к образованию в целом через призму отношений в классе, с учителем; вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их общественной, трудовой и творческой деятельности.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и
здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа не противоречит основным идеям и принципам воспитательной программы школы и разработана с учетом новых условий жизнедеятельности современного ребенка, при соблюдении прав ребенка. Программа основана на наиболее эффективных подходах к организации воспитания и социализации учащихся; направлена на противодействие негативным тенденциям реальной жизни:
- современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. Поэтому необходимо проводить мероприятия, направленные на то, чтобы помочь детям разобраться в информационном пространстве, критично относиться к любому продукту, любой информации, которая им предлагается, вести активную пропаганду здорового образа жизни, противодействия всем негативным проявлениям, которое разрушает наших детей;
- иногда взрослые вольно или невольно стараются изолировать ребенка от проблем, которыми живут сами, искажают их социализацию, нарушают процесс взросления, происходит ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми приводящее к росту агрессивности, грубости детей, за которыми скрывается страх, неуверенность, неприятие будущего. Поэтому необходимо введение ребенка в возможно более широкий круг доступной его возрасту деятельности, достаточно продолжительное
общение со взрослыми и старшими детьми;
- произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. На первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Поэтому у детей следует воспитывать готовность оказать помощь окружающим, проявлять заботу о других.
Приоритетным видом деятельности является коллективно-творческая деятельность.
Научно-методическими основами разработки Программы являются:
Конвенция о правах ребёнка.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
Ведомственная целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 2011 – 2013 годы (Постановление №551 Администрации Алтайского края от 14.12.2010г.)
Долгосрочная целевая Программа «Патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае» на 2011-2015 годы (Постановление № 283 Администрации Алтайского края от 31.05.2011г.)
Районная целевая программа « Развитие муниципальной системы образования Курьинского района на 2011 – 2013г), постановление Администрации Курьинского района № 597 от 06.04.2011 г.
Устав муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края (в новой редакции) (утверждён постановлением Администации Курьинского района 20.10.2011г. № 520)
Программа развития МКОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа»
Воспитательная программа «Школа – социокультурный центр села» МКОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа», утверждена на заседании педагогического совета школы, протокол № 2 от. 09.09. 2012 г.
Локальные акты школы.
ΙΙ. Цель и задачи Программы
Цель Программы –
создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи Программы:
формирование и развитие классного коллектива;
создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
защита прав и интересов обучающихся;
формирование у обучающихся нравственного смысла и духовных ориентиров;
организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.
ΙΙΙ. Принципы реализации Программы
Программа выстроена на основании общих принципиальных положений теории воспитания:
принципа ценностной ориентации, предполагающего в процессе взаимодействия с детьми обеспечение акцента на ценностях жизни;
деятельностностного подхода. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а
организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей;
принципа целостности в воспитании, предполагающего, что нужно научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального;
эгоцентрированного принципа, означающего отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности;
возрастного принципа, который предполагает
знание половозрастных особенностей детей;
коллективного сотворчества, на которое ориентирует программа, ставит ученика перед необходимостью прислушиваться к мнению друзей, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, радоваться успехам одноклассников;
воспитание на
принципах нравственности – это организация отношений на принципах миролюбия, толерантности, через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности;
принципа природосообразности и развития, предполагающего учет закономерностей природного развития ребенка, опирающегося на психологопедагогические диагностики, обеспечивающего развитие творческой, мыслительной деятельности ученика, его самообразование, позволяющего развивать разнообразные навыки и способы деятельности.
ΙV. Этапы и организационно-педагогические условия реализации Программы
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка через становление и развитие детского самоуправления, разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс
-
успешная адаптация к школьной жизни;
эмоциональная устойчивость обучающихся;
создание предпосылок для формирования классного коллектива;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс
устойчивые положительные результаты обучения;
активное участие детей в жизни класса, школы;
формирование негативного отношения к вредным привычкам;
создание органов классного самоуправления.
3 класс
проявление интеллектуальных способностей на муниципальном и региональном уровне;
знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей села и района;
умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности;
умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
готовность к самоопределению в социуме.
обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Реализация Программы осуществляется:
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, вопросники, социологические исследования);
через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
через систему КТД и традиционных дел ОУ;
через сотрудничество со школьными детскими организациями: организацией младших школьников «Орлята» и подростковой республикой «Ровесник»;
через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями района (школы, музеи, библиотеки, дворец культуры и искусств).
Инновационные педагогические технологии, лежащие в основе воспитательной деятельности:
1. Здоровьесберегающия технология направлена на сохранение и укрепление здоровья (игровые технологии оздоровительной и профилактической направленности Степановой О.А., проветривание и генеральные уборки кабинета, введение диагностики заболеваний детей, беседы с обучающимися и родителями медицинским работником и другое.)
2. Технология воспитания экологической культуры направлена на создание условия
подрастающего поколения к жизни в этом мире; развитие равновесия и гармонии в отношениях " человек-природа", ориентация обучающихся на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре, фауне.
3. Технология накопительной оценки "Портфолио" дает представление о результатах индивидуального развития ученика, его творческой активности, интересов.
4. Проектная технология - одна из важнейших составляющих воспитательного процесса. Она способствует формированию исследовательских умений обучающихся, направлена на организацию их самостоятельной деятельности. Этот метод широко использую во внеурочной деятельности. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
5. Технология сотрудничества - совместная деятельность классного руководителя и учеников, ученика и учеников, классного руководителя и родителей (дискуссии, беседы, обсуждение проблемных вопросов, тесты, анкетирование, диагностика учащегося).
6. Коллективная технология предусматривает взаимосвязанную деятельность классного руководителя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения.
Методы:
научно-исследовательский;
метод проектов;
коммуникативная методика;
личностно-ориентированный метод;
метод креативного мышления;
репродуктивный метод;
метод критического мышления;
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
тренинги, занятия;
конкурсы, викторины, игры, праздники, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, фестивали;
дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции, встречи с интересными людьми.
V. Содержание программы
Приоритетные направления воспитательной работы
Направление I. «В гармонии со здоровьем» (спортивно-оздоровительная деятельность)
Цель: создание условий для демонстрации обучающимся значимости физического и психического здоровья человека через использование педагогических технологий и методических приемов; воспитания понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «В гармонии со здоровьем»:
- Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «В гармонии со здоровьем»:
1. Сотрудничество с медицинским персоналом ФАПа села с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с родителями обучающихся и учителем физической культуры в рамках обозначенной проблемы.
3. Сотрудничество с психологом школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Формы работы с классным коллективом в направлении «В гармонии со здоровьем»:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, литературно-поэтические конкурсы, посвященные спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Направление II. «Учимся, познавая» (интеллектуально-познавательная деятельность)
Цель: создание условий для интеллектуального развития обучающихся;
оказание помощи обучающимся в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
- Определить круг реальных учебных возможностей обучающегося и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Учимся, познавая»:
1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности обучающихся класса и организации коррекционной работы.
2. Интеллектуальное развитие обучающихся класса, формирование культуры умственного труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие обучающихся.
4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Учимся, познавая»:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры внутри класса, между классами;
- участие в школьном и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников;
- участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня.
Направление III. «Воспитание в общении» (коммуникативная деятельность)
Цель: передача обучающимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи деятельности в направлении «Воспитание в общении»:
1. Знакомить обучающихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
2. Формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех обучающихся класса.
4. Учить приемам преодоления проблем в общении.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Воспитание в общении»:
- Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.
- На материале диагностики определение проблем в общении обучающихся и организация коррекционной работы.
- Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения.
- Обучение проявлению эмпатии, создания положительных ситуаций общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.
- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.
- Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.
Форма работы классного руководителя в направлении «Воспитание в общении»:
- тематические классные часы;
- тренинг общения детей и родителей;
- самопрезентации и самопредставление;
- праздники, конкурсы, игры.
Направление IV. «Огонек надежды» (духовно-нравственная деятельность
)
Цель: создание условий для обучения детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Огонек надежды»:
- Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Огонек надежды»:
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Работа детского ордена милосердия.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Праздники, конкурсы.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Направление V. «Я+» (творческо-эстетическая деятельность)
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для равного проявления обучающимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
2. Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
4. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Я+»:
- Изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.
- Просвещение и консультация в выборе кружков, секций.
- Представление обучающимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.
- Предоставление родителям обучающихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений обучающихся.
- Стимулирование инициативы и активности обучающихся в жизни классного коллектива и жизни школы.
Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Я+»:
- празднование памятных дат в жизни об
учающихся;
- празднование памятных дат календаря;
- театрализованные представления;
- фестивали, презентации, игры и др. мероприятия.
Направление VI. «Колокола времен» (гражданско-патриотическая деятельность)
Цель: создание условий для формирования у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Колокола времен»:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения обучающихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Формы работы классного руководителя в направлении «Колокола времен»:
- Тематические классные часы.
- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
- Конкурсы, викторины по правовой тематике.
Направление VII. «Дорога к дому» (работа с семьей)
Цель: создание условий для формирования и развития личности обучающихся в тесном сотрудничестве семьи и школы.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей обучающихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологом школы, организующим консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Формы деятельности классного руководителя в направлении:
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).
- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями, родительские собрания.
VΙ. Психолого-диагностическое сопровождение
Диагностика в классе осуществляется психологом школы в тесном сотрудничестве с классным руководителем и направлена
на обобщение демографических данных ученика и составление социального паспорта класса, на изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
- темперамент;
- способности;
- выявление интересов;
- уровень воспитанности;
- тип личности в общении;
- самооценка;
на изучение межличностных отношений:
- социально-психологический климат в классе;
- социометрия.
Формы проведения диагностики:
- Наблюдение (планомерное и целенаправленное фиксирование педагогических и психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни), проведение диагностики исходного, промежуточного, итогового психоэмоционального состояния взрослых, детей и подростков.
- тестирование;
- анкетирование;
- наблюдение;
- беседа.
Для определения личностного роста ребенка и коллективной деятельности используются разные методы диагностики, параметры задаются задачами, поставленными в данной Программе.
VΙΙ. Ожидаемый результат
Выпускник начальной школы – это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. Обладает высоким уровнем самосознания, самодисциплины; пониманием ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия; уважением человеческого достоинства; милосердием, доброжелательностью, способностью к сопереживанию; умением пользоваться правами ученика и
выполнять возложенные на него обязанности; убежденность личности в том, что настоящий гражданин любит Родину и гордится ею, изучает историко-культурное духовное наследие, бережет природу, заботится о ближних.
Этапы и прогнозируемые результаты I ступени (1 класс)
приобщение к истории своей семьи, школы, села;
приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;
устойчивые положительные результаты обучения;
приобщение к исследовательской деятельности;
повышение уровня социальной комфортности в коллективе.
Этапы и прогнозируемые результаты II ступени (2 класс)
воспитание чувства гордости, любви к родному краю;
знание экологических проблем района, края, способов выхода из них;
повышение интереса к исследовательской деятельности;
проявление уважительного отношения к старшим;
формирование негативного отношения к вредным привычкам;
расширение кругозора;
активное участие родителей в жизни класса, школы.
Этапы и прогнозируемые результаты III ступени( 3-4 класс)
испытание чувства гордости за свою страну;
владение методами самовоспитания, самоконтроля;
повышения интеллектуального уровня;
проявление самостоятельной творческой активности;
повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.
VΙΙΙ. Оценка эффективности Программы
Основными критериями оценки эффективности работы по Программе «На пути к успеху» являются:
Повышение уровня воспитанности учащихся класса;
Личностный рост и развитие творческого потенциала каждого ребёнка;
Степень сформированности классного коллектива.
Список используемой литературы и интернет-источников
1. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы от А до Я: пособие для учителя/ под ред. Виноградовой Л.И. – М.: Просвещение, 2006.
2. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: метод.пособие – М.: Айрис – пресс, 2006.
3. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»/авт.-сост. Г.И.Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. (Проект) М., 2009 – http://standart.edu.ru/
5. Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1 – 4 классы. – М.: Глобус, 2007
6. Степанов Н.Е. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2006.
7. Шептенко П.А. Классный руководитель в современной школе: учеб.-метод. пособие. – Барнаул: БГПУ, 2006.
8. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология.- М.: Педагогическое сообщество, 2000.
http://www.school.edu.ru
http://window.edu.ru
http://www.zavuch.info/
http://festival.1september.ru/