|
Урока «Хищные Птицы»
План открытого урока «Хищные Птицы»
Цель:
1) показать вариации клюва, ног и строении крыльев хищных птиц, и подвести к самостоятельному выводу о причине изменений в строении клюва, ног и строении крыльев хищных птиц
2) продемонстрировать живых представителей отр.Хищные птицы, и подввести к пониманию необходимости существования различных видов хищных птиц в природе.
Оборудование: таблица «Разнообразие в строении клюва и ног птиц», таблица «Многообразие птиц. Хищные птицы», фотографии различных видов хищных птиц, метр, линейка, клинья и веревка для ограничения площадки, тетради, живые объекты – пара ручных беркутов.
Ход урока:
I. Орг. момент
II. Опрос домашнего задания
Индивидуальная работа по карточкам.
Фронтальный опрос (беседа)
III. Изучение нового материала
а)Демонстрация фотографий хищных птиц. Вступление – историческая справка – изображения хищных птиц чаще всего использовались человеком для обозначения силы, ловкости, мужества; в культуре многих народов мира хищные птицы несли свой определенный смысл – победа над врагом, неукротимый дух воина, и многие другие свойства человеческой натуры. И в самом деле, человек издавна заметил своеобразную красоту хищных птиц, их отличительные признаки, повадки и характер. (акцент на таблицу «Многообразие птиц. Хищные птицы» - просьба учащихся выделить и назвать знакомых им хищных птиц, параллельно - записать названных представителей ).
Вопрос: По каким внешним признакам вы смогли определить, что перед вами – представители отр.Хищные птицы?
б)Демонстрация таблицы «Разнообразие в строении клюва и ног птиц», постановка проблемного вопроса: Как вы считаете, почему у Хищных птиц произошли такие изменения в строении ног, клюва и крыльев? Как вы можете доказать, что данные изменения необходимы хищным птицам? Запишем причины изменения (составление конспекта)
Причины изменения в строении клюва, ног и крыльев хищных птиц:
Приспособление к пищевым ресурсам – 1-2примера (приводятся самими учащимися)
Приспособление к среде обитания – 1-2примера (приводятся самими учащимися)
Приспособления к образу жизни – 1-2примера (приводятся самими учащимися)
Итак, данные изменения жизненно необходимы для существования хищных птиц. Давайте прослушаем сообщения, которые подтверждают ваши предположения.
Сообщение «Степной орел» - демонстрация фотографий
Сообщение «Сокол» - демонстрация фотографий, таблицы
Сообщение «Ушастая сова» - демонстрация фотографий, таблицы
Сообщение «Филин» - демонстрация таблицы
Сообщение «Гриф» - демонстрация таблицы
в) Общий вывод: Таким образом, мы видим, что все изменения – это разнообразные приспособленности хищных птиц к среде обитания и образу жизни.
Теперь мы попробуем увидеть это воочию, но с особыми правилами – инструктаж по ТБ. (выход на опыт.площадку, где заранее огорожена территория для охотников с беркутами).
Если наши предположения верны, то первое доказательство мы увидим у беркутов на голове – характерное строение клюва. Второе – на ногах – ноги с острыми загнутыми когтями. Третье – на туловище – демонстрация крыла, измерение размаха крыльев охотником. Но есть и еще необходимые для хищников приспособления. Как вы думаете – какие? (Острое зрение, обоняние, слух, особенности полета – парение, скольжение). Очень хорошо, таким образом, мы все для себя выяснили. Пожалуйста, теперь перечислите и запишите эти доказательства: (озвучивание признаков хищных птиц, конспектирование в тетрадях)
Зачем нужны в природе хищные птицы? (При затруднении – рассказ о роли разных представителей хищных птиц в природе).
(возвращение в аудиторию)
IV. Закрепление
а) Заполнение предлагаемой таблицы при работе с учебником
«Представители отр. Хищные птицы»
Представитель
|
Семейство
|
Характерные признаки
|
Образ жизни
|
Роль в природе
|
Степной орел
|
|
|
|
|
Гриф
|
|
|
|
|
Серая неясыть
|
|
|
|
|
V. Подведение итогов:
1) Объяснение домашнего задания
2) Оценки за урок
VI. Рефлексия
|
|
|