|
Психофизические особенности детей второго года жизни и организация развивающей работы с ними
Психофизические особенности детей второго года жизни и организация развивающей работы с ними.
При благоприятных условиях воспитания на протяжении 2-го года жизни происходят очень существенные изменения в развитии и поведении детей. Увеличивается предел работоспособности, легко и быстро формируются условные связи, увеличивается выносливость нервных клеток, происходит становление второй сигнальной системы.
Продолжается интенсивное физическое развитие, повышается сопротивляемость организма.
К 2 годам жизни ходьба ребенка автоматизируется, но детям этого возраста очень трудно сохранять одну и ту же позу, сидеть или стоять. Они быстро устают от однообразных движений.
Путем самостоятельных упражнений и под влиянием соответствующих игр, занятий движения детей становятся более согласованными. Кроме самостоятельных действий, связанных с едой, раздеванием, одеванием и т. д., ребенок начинает правильно подчинять свои действия различным внешним сигналам — зрительным, слуховым и др. Лишние движения, не подкрепленные положительным результатом, постепенно угасают, а закрепляются только те движения, посредством которых ребенок достиг желаемой цели.
Происходит дальнейшее сенсорное развитие ребенка. На 2-м году жизни он начинает различать, сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам — цвету, форме, величине. Так, на предложение: «Дай такой же» - он может правильно выбрать из 2-3 цветных шариков один нужного цвета. Ребенок различает признаки и по слову, например, большой — маленький.
Особенности развития детей раннего возраста
В своих действиях с предметами дети второй половины 2-го года начинают ориентироваться на различные свойства предметов — при вкладывании правильно подбирают матрешки по величине, шарик вкладывают в круглое отверстие, а куб, в квадратное, ориентируясь на форму предмета. В процессе игры, еды, одевания восприятие предметов и явлений становится все более точным.
Благодаря сильно выраженной ориентировочной деятельности, характерной для детей данного возраста, и лучшей способности сосредоточиться развивается внимание детей.. Маленького ребенка привлекает всякое изменение внешней обстановки: скрип двери, незнакомый человек в комнате, звук за окном и др. Сначала он замечает наиболее яркое, движущееся, живое (самолет, машина, бегущая собака и др.), затем начинает дифференцировать более тонкие перемены в окружающем его мире: сняли шторы, на окно поставили новый цветок, покрасили кубики и т. п. Все это говорит об особой чувствительности восприятия, особенно зрительного.
Постепенно, с возрастом развивается умение сосредоточиться, т. е. внимательно смотреть, слушать, заниматься. Ориентировочные реакции становятся более устойчивыми, длительными и в какой-то мере целенаправленными. Иногда ребенок уже подолгу смотрит на то, что привлекло его внимание, например на играющего котенка, а когда тот убегает, идет за ним, ищет его. Ребенок уже может внимательно в течение 6-8 минут рассматривать картинки, следить за движением на улице и т. д.
Особенно велики в этом возрасте сдвиги в развитии речи. К году ребенок начинает произносить первые слова. В первом полугодии происходит быстрое развитие понимания речи, ребенок начинает усваивать все большее число названий предметов и действий, которые неоднократно ему показывали и называли. Достаточно 2-3 раза показать предмет и назвать его, как ребенок уже запоминает это название, и на вопрос взрослого показывает на этот предмет или приносит его. Ребенку говорят: «Скоро придет мама». Он в ответ улыбается и смотрит на дверь, откуда обычно приходит мать.
В этом возрасте происходит дальнейшее развитие активной речи. В словаре ребенка к 2 годам имеются названия не только предметов и действий, но также их качеств, появляются имена прилагательные и местоимения. Новое в формировании речи ребенка во втором полугодии — это то, что он начинает говорить предложениями, сначала из 2—3, а затем и 4 слов. Это свидетельствует о развитии мышления. Ребенок начинает выражать словами взаимосвязь явлений. В этот период речь для ребенка становится средством общения с окружающими его взрослыми, но друг друга дети еще плохо понимают. Ребенок обращается к взрослому, пользуясь речью как средством выражения своих желаний, делится впечатлениями, задает вопросы. Слово взрослого становится средством воспитания, оно может изменить поведение ребенка, его эмоциональное состояние, направить на то или иное действие.
С развитием речи неразрывно связано развитие мышления детей. По мере обогащения восприятия, накопления конкретных представлений об отдельных предметах и развития речи уже в самом конце первого года жизни ребенок делает первые обобщения. Сначала они основаны на внешних признаках предметов и явлений. Ребенок объединяет предметы не по их существенным признакам и значению, а по чисто внешним, бросающимся в глаза ярким качествам. На основе расширяющегося опыта дети начинают сравнивать, различать, устанавливать причинную зависимость явлений.
У ребенка 2-го года жизни, особенно в первое полугодие, большое место в самостоятельной деятельности занимают действия с предметами. Предметная деятельность является основным видом деятельности ребенка этого возраста. В начале 2-го года она сводится к немногочисленным простым действиям с предметами, которые, в основном, были разучены еще на предыдущем возрастном этапе: ребенок открывает и закрывает коробку, вкладывает в нее и вынимает из нее предметы, накладывает кубики друг на друга, ставит их в ряд, снимает кольца со стержня и надевает их, и т. д. Во втором полугодии освоенные действия детей все больше приобретают целенаправленный характер.
В результате показа и обучения взрослыми, а также самостоятельного манипулирования с различными предметами ребенок овладевает постепенно все усложняющимися видами действий с предметами. В процессе этих действий он знакомится с различными свойствами предметов — происходит сенсорное развитие ребенка. В этом же возрасте он начинает овладевать и некоторыми орудийными действиями, применяя простейшие орудия — палочку, совок и др.
Действия предметами в начале второго года жизни являются подражанием тому, что ребенку много раз показывал взрослый. Воспроизведение того, что ребенок видит, является началом игры, которая называется отобразительной. Такая игра стала возможной в результате предшествующего развития ребенка, освоения им действий, умения подражать, накопления представлений.
Для детей в возрасте до 1 года 3-4 месяцев характерен переход от одного действия и предмета к другому. Ребенок находится как бы во власти зрительного восприятия: увидел мяч — играет им, заметил куклу — бросает мяч и играет этой куклой. Его действия прерывистые, кратковременные, но многократно повторяющиеся. Это говорит о том, что внимание ребенка еще неустойчиво, он легко отвлекается, у него еще ограничен запас действий. В то же время ребенок, часто меняя предметы, действия, движения, как бы предохраняет себя от утомления, и поэтому, несмотря на то, что он все время в движении, не устает.
Во втором полугодии 2-го года жизни игра становится более устойчивой и возникает не только по внешним сигналам, но и по слову взрослого («пойди возьми куклу, покорми ее»), и по памяти — ребенок идет к шкафу и ищет одеяло, чтобы завернуть куклу. Позже взрослый должен научить ребенка использовать в игре несколько предметов (куклу, одеяло, чашку, ложку).
У ребенка на 2-м году жизни, когда он уже умеет ходить, говорить, разнообразно действовать, появляется повышенный интерес к окружающему и возникают все новые потребности. В связи с этим создаются все более разнообразные взаимоотношения со взрослыми. Но между желанием ребенка, его возможностями и сознанием, есть несоответствие. Ребенок многое уже может сделать сам (пойти в другую комнату, взять любую вещь, забраться куда-нибудь высоко и т. д.), но не понимает еще, что можно и чего нельзя делать. Начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками, дети наблюдают за действиями и состоянием других (например, один плачет, а другой не отрываясь, смотрит на него), подражают их действиям. Иногда, дети даже играют вместе, но больше играют рядом, каждый делает что-то свое, однако посматривают друг на друга и при этом улыбаются, лепечут.
Основные задачи развития детей:
формирование положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, выработка некоторых доступных правил поведения и предупреждение возникновения отрицательных привычек;
развитие самостоятельности;
-
расширение запаса узнаваемых и называемых предметов и действий, формирование обобщений, развитие подражания взрослым, умения слушать и понимать сказанное, развития эмоциональной выразительности голоса;
развитие предметной деятельности и сенсорного развития, умения выполнять определенные правила игры, пользоваться предметами по прямому назначению, производить с ними различные целевые действия, различать основные свойства предметов.
Основной же задачей специально организованных игр является приобретение как можно большего объема впечатлений и умений, представлений о свойствах различных предметов. Специальными приемами надо воспитывать у детей умение внимательно слушать, сосредоточенно рассматривать, различать, сравнивать, находить сходство, устанавливать связь между явлениями, уметь следить за действиями взрослых, понимать и выполнять задания.
Психофизические особенности детей третьего года жизни и организация развивающей работы с ними.
Характеристика возрастных особенностей ребенка третьего года жизни определяется тем, что было заложено на первом и втором годах. Физическое развитие ребенка — это, прежде всего, совершенствование его способности управлять своим телом и выработка самостоятельности, чтобы он мог достигать цели без помощи взрослого, благодаря определенным умениям и навыкам.
Изменяется комплекция, удлиняются ноги, происходит окостенение скелета, совершенствуется ходьба. Развивается мелкая моторика: ребенок почти самостоятельно может раздеться, одеться и развязать ботинки.
В воспитании детей 3-го года жизни стоят следующие задачи развития движений:
а) способствовать развитию общих движений — ходить по ограниченной поверхности, наклонной плоскости, преодолевать небольшие препятствия, подниматься и спускаться с лестницы чередующимся шагом, бегать в прямом направлении, бегать в разные стороны, бросать мяч в цель, ловить большой мяч;
б) воспитывать умение подчинять свои движения внешним сигналам — приостановить движение, перейти от одного движения к другому, изменить темп;
в) воспитывать умение согласовывать работу различных мышц, например, одновременно производить движения ногами и руками, согласовывать свои движения с движениями других детей.
Для этого нужно побуждать детей делать самим все, что они могут, учить их правильным движениям (как держать карандаш, ложку, как удобнее снимать платье, играть в мяч и т. д.) Учитывая быструю утомляемость детей в результате однообразных движений, неумение их регулировать свою деятельность, воспитатель переключает их с одних видов движений на другие и следит, чтобы движения сменялись покоем. Так как у детей скелет еще полностью не окостенел, необходимо предупреждать вредные для этого возраста движения (спрыгивание с высоты, подтягивание на руках в вертикальном положении). Необходимо также тщательно следить за осанкой детей во время ходьбы и позой во время сидения. Детям надо давать различные игрушки и пособия (мячи, обручи, велосипеды, тележки, санки, лопатки и др.), способствующие упражнениям в разнообразных движениях. Кроме повседневной работы по развитию движений, необходимы гимнастика и ежедневные подвижные игры.
Нужно проводить специальные игры – развлечения – в догонялки, прятки, пускание мыльных пузырей (пускает пузыри взрослый, дети дуют на пузыри и ловят их), показывать различные заводные игрушки. Такой показ необходимо сопровождать словесным пояснением, обогащающим представления и эмоции детей, и побуждать их к различным активным действиям. Например, обращать внимание детей на то, какой мишка неуклюжий, как он идет, переваливаясь, как смешно подпрыгивает юла, какие красивые солнечные зайчики.
При правильных воспитательных приемах развивается ориентировочно-познавательная деятельность. Восприятие окружающего у детей начинает переходить в способность наблюдать, что имеет очень большое значение для их познавательной деятельности, формирования их представлений. Это наблюдение возникает преимущественно под влиянием внешнего воздействия (увидел что-то, услышал какой-то звук). Последующее длительное рассматривание чего-либо, наблюдение за какими - либо действиями взрослых или явлениями на улице при соответствующих объяснениях воспитателя обогащают опыт детей, что очень важно для их развития.
Восприятие на этом этапе психического развития является доминирующей функцией сознания. Восприятие становится тоньше, дифференцировка лучше: ребенок узнает голоса и различает звуки на слух, ориентируется в физических свойствах предметов (цвет, форма, величина), в числовых и пространственных представлениях (много-мало, далеко-близко). У ребенка развивается память, он уже может вспомнить, что было в прошлом году. Он воспроизводит в играх действия взрослых, по частям узнает предмет. Внимание становится более устойчивым. Ребенок может заниматься одним делом 15-20 минут. Совершенствуется способность переключать и распределять свое внимание.
Под влиянием восприятия продолжает развиваться мышление. На третьем году жизни оно из наглядно-действенного становится наглядно-образным. Появляются представления о причинно-следственных связях. Ребенок начинает задавать вопросы: почему, где, когда, зачем? Эти вопросы отражают развивающуюся познавательную потребность.
Развивается способность к обобщениям, формируются элементарные представления о явлениях природы, общественной жизни, труде взрослых, о пространственных отношениях, о назначении предметов. Ребенок понимает устный рассказ взрослого без показа игрушки или картинки.
Одной из ведущих линий развития на 3-м году жизни является речь. На третьем году жизни расширяется пассивный и активный словарь. Активный словарь к двум годам — 200—300 слов, к трем годам — 1200—1500 слов. Ребенок начинает говорить сложными предложениями, происходит грамматизация слов, улучшается дикция.
В 2 1/2 — 3 года ребенок способен действовать в воображаемой ситуации, заменить один предмет другим. К трем годам ребенок может делать умозаключения, сравнения, способен на глубокие обобщения. Речь становится саморегулятором поведения. Теперь можно уже все в большей мере управлять поведением и развитием ребенка с помощью речи — изменять его эмоциональное состояние, направлять действия, вызывать воспоминания, формировать представления, понятия.
Игровая деятельность на третьем году сложнее и разнообразнее. Ребенок играет с сюжетными и дидактическими игрушками, рассматривает картинки, наблюдает за окружающим миром, целенаправленно двигается с мячами, выполняет простые просьбы взрослого. Источником возникновения игры являются не только непосредственно воспринимаемые явления, но и впечатления, полученные ранее. В игре проявляются разнообразные чувства и состояния детей: удовольствие, радость, огорчение, страх, смущение, обида, чувство привязанности. Появляется эстетическое чувство: охотно слушают музыку, пение, стихи, потешки, сказки. Трехлетние дети замечают красивое в природе, в одежде, в быту, понимают комичное, смешное, охотно помогают взрослым и младшим детям.
На третьем году жизни появляются специфические поведенческие реакции, говорящие о кризисе самоопределения. Идет борьба двух противоречивых тенденций: стремление к автономизации (я сам) и сохранение потребности в защите и эмоциональной близости.
Таким образом, к трем годам жизни выявляются следующие показатели зрелости ребенка:
1. Коммуникативное поведение, формирующее партнерские отношения со сверстниками.
2. Продолжает развиваться наглядно-образное мышление и сенсорно-моторный интеллект, формируются сенсорные эталоны цвета, формы, размера и ориентация на эти признаки в практической жизни. Появляются первые навыки графико-символической деятельности — элементарный предметный рисунок, но остаются и каракули.
3. Игровая деятельность в виде сюжетной и сюжетно-ролевой игры вместе со взрослым. Игровые действия ребенка становятся более развернутыми. Продолжает развиваться предметно-практическая игра: элементарные формы творческого конструирования и игры с дидактической игрушкой.
Для полноценного развития и обогащения деятельности детям нужны разнообразные впечатления. Много впечатлений дети могут получать на прогулке. Явления природы, различный природный материал (песок, вода, снег и др.), птицы, домашние животные, жизнь улицы (транспорт, люди, старшие дети) усиливают зрительное и слуховое восприятие, формируют представления, разнообразят предметную деятельность. Обогащает чувственный опыт соответствующая окружающая обстановка. В детской комнате желательно иметь аквариум, птичку в клетке, цветущие растения, картины на стенах. Воспитатель активно привлекает внимание детей к наблюдению за окружающим, в доступной форме дает соответствующие объяснения (пришел монтер ввернуть лампочку; приехала машина с продуктами, какие продукты привезла, для кого; пошел дождь — солнышко спряталось, стало холодно и др.).
Для расширения представлений и ориентирования детей в окружающем , для сенсорного воспитания нужно:
1) обогащать чувственный опыт ребенка и на основе его устанавливать правильную связь между предметами, явлениями и их словесными обозначениями;
2) расширять словарь ребенка, учить его пользоваться всеми частями речи;
3) продолжать развивать умение слушать, что говорит взрослый;
4) вызывать активные высказывания детей — передавать словами свои впечатления, отвечать на вопросы, выполнять простые словесные поручения по образцу и без него;
5) развивать способность к обобщению;
6) формировать у детей элементарные представления и понятия о явлениях природы, жизни животных, о некоторых доступных пониманию детей явлениях общественной жизни, о труде взрослых, времени, числе, пространственных отношениях, назначении предметов и др.;
7) воспитывать потребность речевого общения со взрослыми и детьми, учить передавать словами свои впечатления, отвечать на вопросы и задавать их.
Для развития мышления необходимо в процессе общения с детьми ставить их перед необходимостью сообразить, сравнить, решить элементарные умственные задачи и использовать те случаи, когда эти задачи выдвигаются перед ребенком в процессе его повседневной жизни. Необходимо поддерживать каждое инициативное словесное обращение ребенка, по возможности превращать его в разговор, давать словесные поручения, расширять поводы для обращений ребенка к взрослым и детям, отвечать на каждый вопрос ребенка.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА
Психологические особенности детей раннего возраста естественно накладывают отпечаток на общение с ними взрослых в процессе взаимодействия. Дать какие-то правила подхода к детям нельзя, так как они должны меняться в зависимости от окружающей обстановки, сложившихся ранее привычек, состояния нервной системы, здоровья и развития. Можно руководствоваться лишь рядом общих психолого-педагогических правил, которые необходимо соблюдать.
1. ЕДИНСТВО И ПОСТОЯНСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРИЕМОВ
Это правило обязательно для всех лиц, воспитывающих детей. Как известно, любой условный рефлекс, то или иное умение, привычка могут легко и быстро образоваться лишь при многократном повторении одних и тех же условий. Ребенок усвоит ряд правил (например, что нельзя прыгать на диване, садиться за стол с невымытыми руками и т. д.), если все и всегда будут требовать от него их выполнения. Несогласованность и непостоянство в требованиях ведут к возникновению у детей отрицательных реакций, так как ребенок должен все время менять свое поведение, что для его нервной системы является трудной, часто даже непосильной задачей. В конечном итоге дети приспосабливаются и к такой системе воспитания, у них устанавливается различное поведение в присутствии разных воспитателей или матери и отца. Такое воспитание ведет к формированию негативных черт характера.
Особо необходимо коснуться вопроса об уровне эмоциональности, на фоне которой осуществляется воспитание. Дети очень легко внушаемы, им передается настроение окружающих. Обращение с детьми должно быть ровным, спокойным и ласковым. Особенно вредно неровное обращение взрослых с детьми, выражающееся в резких переходах от ласки к сердитым окрикам. Необходимо приучать детей к спокойному выполнению просьб взрослых. Необходимо проследить, чтобы они обязательно были выполнены. Это приучит ребенка в дальнейшем доводить начатое дело до конца.
Предъявляемые детям требования взрослых должны быть посильны для выполнения и обоснованны. Многое, что доступно более старшим детям, ребенку раннего возраста непосильно. Например, он не может длительно сохранять одну и ту же позу (стоять, сидеть), ему трудно спокойно сидеть, долго ожидая, пока воспитатель приготовит материал для занятия. При всем старании ребенок раннего возраста не может заставить себя сидеть долго без движения, ничего не делая, так как длительно находиться в заторможенном состоянии ребенок этого возраста не может.
Когда ребенок начинает понимать речь, надо стараться обосновывать все предъявляемые ему требования. Например, предлагая ребенку надеть резиновые сапожки, недостаточно сказать: «надень сапожки», а лучше объяснить: «на улице грязно,- мокро, надо надеть сапожки, а то промочишь ножки и заболеешь» и т. п.
2. ЗНАНИЕ И УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА
Наблюдение за детьми показывает, что их поведение при одних и тех же условиях воспитания различно. У детей также различен предел работоспособности. Одни хорошо выдерживают установленную для их возраста длительность бодрствования, в то время как другие в том же возрасте утомляются скорее и нуждаются в уменьшении времени бодрствования, в более частом отдыхе. Различен темп развития детей, быстрота формирования умений, навыков.
Различно значение анализаторов в ходе индивидуального развития детей. У одних преобладают двигательные реакции, движения у них развиваются быстрее, они много лишаются, действуют. Другие больше смотрят, наблюдают, у них быстрее формируются зрительные реакции. Нельзя сдерживать подвижного, восприимчивого ребенка, рассматривать это как отсутствие сосредоточенности и ограничивать возможность его активных проявлений. Необходимо усложнять его деятельность, тренировать устойчивость его внимания, давая ему более сложный, вызывающий интерес материал.
3. НЕДОПУСТИМОСТЬ ЧАСТЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ДЕЙСТВИЙ И ЗАПРЕЩЕНИЙ
Учитывая слабость тормозных процессов и сложность их формирования у детей раннего возраста, нельзя заставлять ребенка длительно находиться в заторможенном состоянии и часто останавливать его действия запретами. Однако уже в период раннего детства ребенка надо приучать считаться с интересами других детей. Ребенок должен знать, что есть вещи, которыми играть нельзя. Он должен спокойно относиться к наличию в детской комнате и некоторых недозволенных для его игры предметов, с которыми ему следует аккуратно обращаться. Убирать из поля зрения ребенка все, что ему нельзя брать, не стоит.
Таким образом, необходимо удовлетворять в доступной для ребенка форме все его возрастные и индивидуальные потребности: в движении, в разнообразной деятельности, в частом общении со взрослыми.
Запрещая одно, надо направлять деятельность ребенка на другое. Потребность детей в разнообразной деятельности должна быть удовлетворена как путем предоставления в их самостоятельное пользование достаточного количества различных игр и материалов, так и путем активного участия
взрослых в их игре.
4. НЕДОПУСТИМОСТЬ СРЫВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Одной из частых причин неуравновешенного поведения ребенка является нарушение его сосредоточенной деятельности. Другими словами, если ребенок чем-либо занят (например, внимательно рассматривает картинки), то нельзя резким указанием, а тем более молча прекращать его занятия, отобрав картинки и требуя немедленного перехода к другому действию (например, идти одеваться). Следствием невозможности быстро затормозить одно действие и переключиться на другое является резкий протест ребенка, нередко в виде плача. Если такие приемы применяются по отношению к ребенку часто, то в дальнейшем у него закрепляется отрицательное отношение ко всем предложениям взрослого. Прекращать действия ребенка необходимо, отвлекая его внимание либо словом, либо внешним раздражением.
Именно неправильные приемы — отсутствие единства подходов, частые и резкие прекращения начатой деятельности ребенка, а также отсутствие условий для разнообразной активной деятельности - приводят к упрямству, негативизму, повышенной раздражительности и вспышкам возбуждения детей раннего возраста.
Дети раннего возраста легко приходят в состояние возбуждения, если не удовлетворяется их желание: они начинают плакать, кричать, настойчиво требовать. Успокоить ребенка в этом возрасте довольно легко приемом, называемым «отвлечением». Так, если 9-месячный малыш тянется к предмету, который дать ему в руки нельзя, можно отвлечь его внимание, показав какой-либо другой предмет, запев песенку и т. д.
Но чем старше становится ребенок, тем труднее отвлечь его от интересующего предмета. Кроме того, успокоение путем отвлечения лишь ликвидирует данное отрицательное состояние ребенка, но не воспитывает никаких положительных навыков поведения, и в дальнейшем ребенок будет продолжать криком требовать выполнения все более усложняющихся желаний. Поэтому, чем старше ребенок, тем реже надо пользоваться отвлечением и все больше заменять его убеждением. Например, надо учить ребенка: «Отнимать нельзя, надо попросить, скажи: "Дай, пожалуйста"». Иногда следует действовать даже прямым, но обоснованным запрещением: «Нет, играть ручкой нельзя — это не игрушка. Ты можешь ее сломать, чем я тогда буду писать?» — и предложить малышу альтернативный вариант: «Возьми лучше карандаш и напиши маме красивое письмо».
Нельзя сердиться на ребенка, если он случайно разбил, например, чашку или, бегая, сломал постройку другого, так как движения маленьких детей еще плохо координированы. Следует только спокойно объяснить, как можно было бы избежать этого. Взрослому необходимо продумать организацию предметной среды группы так, чтобы дети не мешали друг другу. Но, если ребенок нарочно делает то, чего нельзя, например, разливает суп по столу, нарочно рвет книжку или намеренно мешает играть детям, то такие действия должны быть, конечно, немедленно пресечены. Если словесное воздействие воспитателя на отрицательное поведение ребенка не достигло цели, надо сделать так, чтобы ребенок не мог продолжать это действие, например, увести его в другую комнату (обеспечив наблюдение за ним), сказать спокойно, но сердито: «Ты мешаешь детям, иди играй один!» — или вывести его из-за стола, сказав: «Ты не кушаешь, а проливаешь суп, значит, кушать не хочешь — выходи из-за стола». Применять какие-либо другие виды наказания (ставить ребенка в угол, лишать сладостей за разорванную книжку, заставлять сидеть неподвижно длительное время на стуле за сломанную игрушку) нельзя. Форма наказания должна, прежде всего, следовать из поступка, только тогда ребенок воспримет наказание, как следствие своего отрицательного поведения. Кроме того, считается, что время наказания ограничением его подвижности (распространенное «поставлю в угол») должно соответствовать возрасту ребенка.
Надо твердо помнить, что непослушание маленьких детей, их отрицательные поступки или частое возбуждение обычно являются результатом либо неправильной системы воспитания (прежде всего отсутствия индивидуального подхода), либо какого-то неправильного, неосторожного приема воспитателя (нарушение режима, чрезмерное длительное занятие, задержанная прогулка).
Часто отрицательные формы поведения детей можно объяснить тем, что воспитатели не учитывают их возрастных особенностей и уровень развития. Например, вспышки сильного возбуждения ребенка, проявляющегося в виде громкого раздраженного плача, бросания на пол различных предметов, агрессивных действий по отношению к другим детям (ударяет, ломает их постройку и др.), часто бывают следствием длительного вынужденного заторможенного состояния или обилия запрещений, ограничения желаний ребенка. Понятно также и упрямство, которое проявляет ребенок, например, отказываясь идти умываться, если его без предупреждения резко отрывают от интересной книжки, которую он рассматривал. Поэтому нельзя ограничиваться пресечением данного отрицательного поступка ребенка: необходимо разобраться в его причинах и устранить их.
При гармоничном воспитании маленьких детей поводов для наказаний мало. Если у воспитателя хороший контакт с детьми, если он удовлетворяет все справедливые требования детей, любит их, часто ласкает, то лишение ласки, улыбки, суровый взгляд и сердито сказанные слова: «Я на тебя сердит, ты обидел Колю!» - являются для малыша очень большим наказанием. Как горько плачет ребенок, если эти суровые слова говорит мать или любимый им воспитатель!
Ребенок, который только что хорошо, казалось, спокойно играл, вдруг от легкого толчка другого ребенка раздраженно ударяет обидчика, иногда от незначительного ушиба при падении громко кричит, хотя в другое время аналогичные и даже более сильные неприятные раздражения не вызывают таких отрицательных реакций. Попытки успокоить ребенка во время таких вспышек возбуждения часто ведут к еще большему раздражению. Также легко переходит ребенок от активного, бодрого состояния к вялому.
Указанные выше неадекватные реакции, нарушения обычного для данного ребенка поведения являются показателями нарушения оптимального состояния возбудимости. Такая реакция наблюдается в случае, если в данный момент нервная система ребенка находится в состоянии повышенной или пониженной возбудимости. Например, ребенок, который обычно при получении новой игрушки ярко проявляет радость, вдруг лишь слабо улыбается, движения его становятся замедленными, и он реагирует хотя и адекватно, но более вяло, чем обычно. Такие реакции можно наблюдать в начальной стадии заболевания или при наступлении утомления ребенка. Возможны проявления и более глубокого понижения возбудимости, когда ребенок как бы безразлично относится к окружающим его явлениям — он не радуется новой игрушке, плохо, не проявляя никакого интереса, слушает рассказ взрослого. Иногда даже на громкое распоряжение «иди скорее» ребенок не ускоряет, а еще больше замедляет шаги или даже совсем останавливается. Воспитатели часто рассматривают такое поведение, как проявление упрямства. Но чаще всего такие отрицательные реакции являются следствием временного понижения возбудимости, вследствие чего резкий окрик является для данного состояния ребенка предельно трудным, а поэтому ведет к затормаживанию его движений.
Надо помнить, что частые вспышки возбуждения ведут к излишнему расходованию нервной энергии, к повышенной утомляемости и даже истощению нервной системы, а частое вялое состояние, отражающее понижение возбудимости коры, ведет к отставанию в физическом и нервно-психическом развитии. Гигиена нервной системы, предупреждение ее истощения, поддержание оптимального состояния возбудимости — основные задачи при воспитании детей раннего возраста, как в семье, так и в детском учреждении.
Состояние оптимальной возбудимости является одним из условий, обеспечивающих лучшее восприятие окружающего, а поэтому и более быстрое формирование умений, навыков, приобретение новых знаний. И, наоборот, возникающие нарушения оптимального состояния возбудимости мешают правильно воспринимать и реагировать на окружающее.
ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
Знакомство детей второго года жизни с разнообразными свойствами предметов происходит посредством манипулирования. На этом этапе срабатывает так называемый автодидактизм, когда цель достигается не за счет целенаправленных действий, а случайно. Ребенка интересует момент исчезновения предмета, и он может многократно повторять эти действия.
Далее, на втором этапе путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или разной формы в соответствующих гнездах. Здесь тоже существенную роль играет автодидактизм. Постепенно от хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей, другими словами, ребенок сравнивает величину или форму вкладыша с разными гнездами, отыскивает идентичное. По мнению Венгера Л. А. предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе в сенсорном развитии ребенка. Большим достижением является развитие умения сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины или формы. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнять задание правильно. Усложняются и движения рук детей.
Практикум по сенсомоторному развитию
Задания на группировку предметов по величине, форме, цвету становятся доступны детям, когда они могут удерживать в памяти условия выполнения действия. Дети запоминают, что они должны не только брать предметы двух типов и раскладывать их в разные места, но при этом учитывать их величину, форму или цвет. Первоначально детям предлагаются дополнительные ориентиры: на узкой дорожке раскладывать маленькие кружки, на большой — большие и т. п. Малыши довольно быстро привыкают к заданиям с двумя условиями и в дальнейшем переходят к группировке предметов без дополнительных ориентиров.
Горлова О. А. предлагает ряд правил, которые могут помочь сделать игры более эффективными.
1. Перед тем как организовать игру с ребенком, постарайтесь провести подготовительный этап, суть которого будет заключаться в ознакомлении малыша со свойствами и функциями игрушек, которые в будущем будут использоваться. Например, если это будет мяч, ребенок должен осознать, что мяч может катиться, прыгать и т. д.
2. В этом возрасте ребенок усваивает речь благодаря ее эмоциональной окраске. Поэтому взрослому необходимо следить за своей речью и произношением — оно должно быть четким и ясным. Через эмоциональный рисунок фразы ребенок усваивает смысл сказанного. Жесты и мимика усиливают и закрепляют значение высказывания.
3. Не утомляйте ребенка, следите за временем его активности. Например, проведите игру, а затем спокойно займитесь рассматриванием картинок. Если ребенок не утомился, в другой раз проведите две игры.
4. Возьмите за правило хвалить ребенка, поощряйте его самостоятельность и любознательность. Это будет воспитывать уверенность ребенка в своих силах. Кроме того, такая тактика поведения сделает общение с вами желанным для ребенка.
ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
К трем годам у детей уже накоплен определенный сенсорный опыт, который используется в продуктивных видах деятельности, в частности при рисовании, игры с мозаикой и т. д.
При организации таких игр – занятий взрослый в большей степени должен стимулировать активность детей, которая помогала бы им использовать свойства предметов адекватно. Не следует требовать обязательного запоминания и употребления названий цвета, формы.
Речевая инструкция должна содержать только сущность задания.
Игры и задания по сенсорному воспитанию обязательно должны включаться не только в предметную, но и в элементарную продуктивную деятельность — рисование, игры с мозаикой.
На этом этапе развития ребенок способен увидеть и самостоятельно исправить допущенные ошибки, если взрослый сконцентрирует на них внимание вопросом «Посмотри, что неправильно?»
Венгер Л. А. указывает, что размещение вкладок разной величины и формы дети осуществляют двумя способами:
сначала отбираются предметы одной разновидности, затем раскладывают по гнездам оставшиеся вкладыши.
дети берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующее гнездо.
Нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок научился обоим способам. Дети, не владеющие вторым способом, в дальнейшем затрудняются в чередовании предметов по тому или иному признаку.
|
|
|