|
Родительское собрание «Права ребёнка – обязанности родителей» Ход собрания I. Актуализация
Родительское собрание «Права ребёнка – обязанности родителей»
Ход собрания
I.Актуализация.
На экране презентация. (текст на презентацию)
Перед ребёнком открывается мир. Он познаёт много новых для него вещей, всё для него новое, всё его волнует: и солнечный зайчик в комнате, и сказка, и яркая бабочка, и белое облачко в небе.
Но открывается перед ребёнком и другое: человек, человеческие отношения. Начинает ребёнок познавать мир человека – с матери и отца, с того, как обращается мать к нему, как отец относится к матери. Из всего этого складываются первые детские представления и понятия о добре и зле.
Когда мы шагаем по жизни рука об руку с детьми, смотрим на окружающее их юными глазами, повседневные, бесцветные, с нашей точки зрения, события и предметы открываются нам в неожиданных аспектах и поразительной глубине
Нет никаких сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Самоотверженно заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удобствами и удовольствиями ради того, что может быть полезно ребёнку или доставит ему радость. И уж, конечно, легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если бы кто-то чужой – сосед, няня или учитель – попытался обидеть его.
При всём том многие родители сами способны поднять руку на своего ребёнка или, по крайней мере, категорически такой возможности не отрицают, нарушают его права.
Да, конечно, воспитывать человека – дело нелёгкое. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствует действительности. Дети – не ангелы. Но это маленькие человеческие существа, и поэтому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
Уважаемые родители! Мы собрались, чтобы обсудить очень важную актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребёнка, а также рассмотреть обязанности родителей по отношению к ребёнку. Тема сегодняшнего собрания «Права ребёнка – обязанности родителей»
II. Диалог с родителями
Знаете ли вы, какие правовые документы регулируют отношения с одной стороны детей и с другой - родителей, общества и государства.
(отвечают: декларация о правах ребёнка, конвенция о правах ребёнка, семейный, гражданский кодекс. Закон об образовании)
Учитель обобщает:
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребёнка, которая сыграла большую роль в защите детей. Её содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Но декларация имеет лишь рекомендательный характер, и её нормы не обязательны для исполнения. Другое дело – конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной. Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.
в нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Отвечают родители
- Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции - основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании», уставе школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесс а (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
Более подробно о правах и обязанностях родителей и детей говорится в Семейном кодексе.
Семейные отношения - вещь очень деликатная. В отношениях между мужем и женой, между родителями и детьми разобраться порой бывает чрезвычайно трудно. Многое здесь определяется семейным укладом, традициями, взаимными привязанностями, чувствами, характерами, привычками и так далее. В семейных отношениях существует множество различных нюансов, которые постороннему взору бывает трудно разглядеть, чаще всего их можно только почувствовать. Поэтому значительная часть проблем семейной жизни решается внутри семьи: супруги, родители, дети решают их сами. Закон не может установить, кому мыть посуду, кому вечером выгуливать собаку, нужно ли кому-то раньше вставать и готовить всей семье завтрак или каждый собирается на работу, в школу самостоятельно, стараясь не потревожить других членов семьи ...
III. Работа в группах
Быть родителем – радостный, но напряжённый труд. Родительские обязанности не кончаются с концом рабочего дня. Вы постоянно должны быть готовы удовлетворять потребности ваших детей. И, выполняя эту работу, вы не раз будете теряться, и переживать, пытаясь найти самую подходящую для ваших детей систему воспитания.
Мы попытаемся ответить на отдельные вопросы, возникающие у родителей. А сейчас давайте подумаем вместе. Вашему вниманию сейчас будет представлен видеоролик. Мне хотелось бы, чтобы вы его прокомментировали. Оцените ситуацию. Нарушены ли права ребёнка?
Ситуация 1.
(После просмотра…) Нарушены ли права ребёнка? Какие права нарушены? Какие статьи сем кодекса защищают права ребёнка?
Чтобы легче было разобраться, у каждой группы на столах лежат подсказки – документы, регламентирующие права и обязанности, статьи Конвенции о правах ребёнка, статьи семейного кодекса, закон об образовании.
А теперь работать будем в группах. Я предлагаю вам жизненные ситуации. Давайте попробуем в них разобраться. Каждой группе предлагается одна из ситуаций.
Комментарий к ситуации 1
И у детей и у взрослых есть права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, родители зачастую нарушают законные права детей, но и дети в силу своего незнания и неумения часто требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред. Взаимопонимание, уважение – единственный способ решения конфликта. Ребёнок имеет право на выбор профессии, а также имеет право свободно выражать своё мнение.
Ситуация 2.
Лида Иванова боялась идти домой. Сегодня утром её отец был в школе. Классный руководитель накануне срочно вызвала родителей в школу, да ещё желательно и отца. Лида шла медленно и всё время думала: «Если бы пришла мама, порки можно было бы избежать. А отец точно отлупит». Учителя много рассказали родителю, всё, что скопилось за целую четверть. Лида была не ангелом. Её поведение было далеко не примерным, да и отметки оставляли желать лучшего.
Прокомментируйте данную ситуацию. Какие права Лиды нарушаются?
Комментарий к ситуации 2
Налицо жестокое обращение с ребёнком - создание условий, представляющих реальную опасность для ребенка телесные повреждения. В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин тому множество.
Одна из основных - приверженность традициям «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет», а поэтому и сами переносят методы телесного наказания на своего и чужого ребенка в случаях неприемлемого поведения детей.
Другая причина - высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, при водить примеры, наказал - и, по мнению взрослого, проблема решена.
Но, вероятно, самая важная причина - незнание родителями других, оптимальных методов воздействия. Лучше поговорить, убедить привести личные примеры, это даст, куда больший результат.
А согласно закону, ребёнок имеет право на защиту его от всех форм жестокого обращения
Ситуация 3
Вернувшись с родительского собрания, мама с порога безапелляционно заявила Стасу, что с сегодняшнего дня тренировки по футболу заканчиваются. «Весь двойками зарос, только и думаешь о своих тренировках. Отставляем их. Самое главное – получить знания, а не научиться мяч по полю гонять!»
Прокомментируйте данную ситуацию.
Ситуация 4
Сашины родители уже 4 года в разводе, да вот только никак не могут его поделить. Саша живёт с мамой, и каждый раз после встречи с отцом мать устраивает скандалы. Не желает она, чтобы сын общался с отцом. Папа, в свою очередь добивается того, чтобы ребёнок жил с ним.
Прокомментируйте данную ситуацию.
Воспитание - это и право, и обязанность родителей. То есть рожать детей, заботиться об их здоровье и воспитании - это право всех взрослых людей, на то есть их добрая воля. Но если уж по собственному желанию люди родили сына или дочь, то отныне ответственность за физическое, психическое, нравственное здоровье своих детей.
А решением сегодняшнего собрания будут заповеди для родителей.
Любите своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок - это праздник, который пока с Вами.
Старайтесь сделать для ребенка как можно больше. Но не мучайтесь, если не можете сделать для него все.
Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы или таким, или как Вы хотите. Помогите ему стать самим собой..
Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет
Не относитесь к проблемам ребенка свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будьте уверены, ему она тяжела не меньше. Чем Вам, а может и больше, поскольку у малыша нет опыта.
Не унижайте!
Не забывайте, что самые важные встречи человека- это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
-
Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
|
|
|