Главная страница

«а, о, у, и», согласных «м, п, б, т, д, в, ф, к, г»


Скачать 107.82 Kb.
Название «а, о, у, и», согласных «м, п, б, т, д, в, ф, к, г»
Дата 24.03.2016
Размер 107.82 Kb.
Тип Документы

Игровые методы и приемы воспитания звуковой культуры речи у детей 3 года жизни.

С детьми 3-го года жизни при проведении работы по воспитанию звуковой культуры речи основное внимание уделяется уточнению и закреплению произношения гласных звуков «а, о, у, и», согласных «м, п, б, т, д, в, ф, к, г», т.е. звуков, наиболее простых в артикуляционном отношении и доступных для произношения детьми данного возраста.

Как осуществляется планирование работы и какие игры можно для воспитания звуковой культуры речи?

Сентябрь – налаживание контакта с детьми, адаптация детей в группе, проведение игр на развитие зрительного и слухового внимания, памяти, общей и мелкой моторики.

Октябрь, первые две недели – уточнение и закрепление произношения звука «а».

С целью подготовки к произношению звука и для развития подвижности артикуляционного аппарата провожу игру «Птичка и птенчики». Показываю картинку, на которой изображена птичка, кормящая птенцов: «Вы будете птенчиками, а я – мамой – птичкой. Птичка принесла зернышки, и все птенчики открыли клювы». Когда дети открывают рот, можно положить на кончик языка витаминку. Упражнение выполняется несколько раз. Движения выполняет только нижняя челюсть, язык и губы спокойны, рот открывать спокойно, без напряжения. Можно проводить эту игру под проговаривание стихотворения:

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят.

Ротик на замок закрыт.

Очень тихо все сидят.

Мама зернышко несет!

Открывайте шире рот!

Для уточнения и закрепления звука «а» проводятся игры «Покачаем куклу», «Доктор Айболит». Показываю детям игровые действия с куклой, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», побуждая делать то же самое, произнося звук «а». В другой игре к Айболиту приходят знакомые детям игрушки: зайка, неваляшка. «У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!» Как плачет зайка?» Можно соотнести игрушки со звукоподражанием: зайка – «а», неваляшка – «а».

Далее дети произносят звукоподражания со звуком «а»: ав-ав, га-га, ква-ква.

Октябрь, вторые две недели – уточнение и закрепление произношения звука «у».

Для подготовки к произношению звука провожу упражнения «Слоник», «Дудочка». Дети вытягивают губы вперед под проговаривание стихотворений:

На слоненка погляжу,

Губы хоботком сложу.
В дудочку подую я,

Посмотрите на меня.

Необходимо следить, чтобы при вытягивании губ вперед не вытягивалась вперед нижняя челюсть.

Для уточнения и закрепления произношения звука использую игры: «Волк воет», «Самолет гудит», «Паровоз», «Кто пришел?», «Позови мишку, волка». Дети соотносят игрушки со звукоподражанием «у»:

Загудел паровоз: «У! У! У!»

И ребяток повез: «У! У! У!»

«У! У! У!» - летит самолет,

«У! У! У!» - так песенку поет.

Затем дети закрепляют произношение звука в звукоподражаниях: му-му, ду-ду, бум-бум, тук-тук, сопровождая произнесение звукоподражаний игровыми действиями.

Ноябрь, первые две недели - уточнение и закрепление произношения звука «о».

Для подготовки к произношению звука провожу упражнение «Шарик». Дети округляют и выдвигают губы вперед, изображая шарик. Для вызывания, уточнения и закрепления звука использую игру «Кукла заболела»:

Заболела куколка,

Надо ей поспать.

Заболела куколка,

Начала стонать: «О-о-о!»

Дети произносят звук «о» на выдохе. Для контроля выдоха при произнесении звука можно сдувать с ладони перышко, пушинку. Звук соотносится с игрушкой, например, с белкой. Провожу игры: «Кто пришел?», «Позови белку».

Для закрепления звука в звукоподражании дети произносят звукоподражание «ко-ко» в игре «Курочка»:

Курочка цыплят искала

И к себе их подзывала: «Ко-ко-ко-ко-ко».

Произносят звукоподражание «ой-ой» в игре «Котик испугался»:

Котик маленький гулял

И собачку увидал.

«Ой! Ой! Ой! Ой!» -

Испугался котик мой.

Ноябрь, вторые две недели - уточнение и закрепление произношения звука «и».

Для подготовки к правильному произношению звука дети выполняют упражнение «Улыбаемся»:

Улыбнулись губки,

Показались зубки.

Губы улыбнулись,

К ушкам потянулись.

Необходимо следить, чтобы дети улыбались без напряжения, показывая верхние и нижние зубы.

Для вызывания произношения, уточнения и закрепления звука провожу игру «Петрушка». Под чтение стихотворения детям демонстрируется улыбающийся игрушечный Петрушка:

Посмотрите, как Петрушка

Тянет ротик прямо к ушкам.

И скажите: «И, и, и» -

Ротик к ушкам растяни!

Затем Петрушка прячется, и дети возвращают губы в обычное положение. При появлении Петрушки дети снова улыбаются.

Для соотнесения звукоподражания с игрушкой использую игры: «Как кричит лошадка?», «Позови лошадку».

Далее дети произносят звукоподражания со звуком «и»: би-би, динь-динь, пи-пи.

Декабрь – закрепление произношения звуков «а, о, у, и», вызывание, уточнение, закрепление произношения слогов-звукосочетаний «ау, уа».

Дети изображают губами артикуляционный уклад гласных звуков, произносят их, соотнося с игрушками в играх «Кто пришел?», «Кто ушел?», произносят звуки «а, о, у, и» громко и тихо, повторяют звукоподражания с этими звуками.

Для вызывания звукоподражания «уа» использую сюрпризный момент: из-за ширмы или из «чудесного» мешочка появляется игрушка-пупсик. Объясняю: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!» Как плачет малыш?» Можно качать куклу, приговаривая:

Плачет куколка: «Уа!»

Моя куколка больна.

Следить, чтобы при повторении звукоподражания дети произносили оба звука плавно, на мягком выдохе.

Для вызывания звукоподражания «ау» проводится игра «В лесу». Показываю картинку и объясняю: «Дети заблудились в лесу, надо позвать их: «Ау!» Затем дети зовут с помощью данного звукосочетания игрушки. При произношении слога звук «у» надо выделять, произнося его длительнее, на мягком выдохе.

Январь – уточнение и закрепление произношения звуков «м, п, б».

При произнесении звука «м» дети сначала произносят звук с сомкнутыми губами, далее изображают, как мычит корова, произносят другие звукоподражания с этим звуком.

Для подготовки к произношению звука «п» провожу упражнение «Рыбка». Дети открывают и закрывают рот, не напрягая при этом губы:

Открывает рыба рот,

Да не слышно, что поет.

Для вызывания звука использую упражнение «Помолчим»:

Губы мы соединим,

Очень тихо посидим,

Воздух в носик надувайся,

«П» сквозь губы прорывайся!

Необходимо следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки, не напрягались. Можно при произнесении данного звука изображать лопнувшую хлопушку: сжимать и разжимать пальцы правой руки.

После отработки произношения звука «п» перехожу к вызыванию, уточнению, закреплению произношения звука «б». Провожу упражнение «Голосок»:

«Б» легко произнеси,

Голосок свой подключи!

Если озвончение звука идет трудно, то используется тактильный контроль: прикладывание руки ребенка к гортани, чтобы он ощутил, как дрожит домик голоса – горло, например, при произношении гласных звуков. Объясняю, что также должен дрожать домик при произнесении звука «б».

Дети закрепляют произношение звуков «п-б» при проведении разнообразных игр и упражнений. В игре «Колыбельная Любе» дети укачивают куклу, закрепляют произношение звука «б», напевая колыбельную:

Баю-баюшки-баю,

Баю Любоньку мою!

Бай-бай-бай-бай!

В игре «Цыплята и машина» используются игрушечные машина и цыплята:

Цыплята пели – пи, пи, пи!

Машина загудела – би!

Цыплята испугались – ой!

И убежали все домой.

При проведении упражнения «Боба заболел» дети повторяют слова со звуком «б»:

Бобе больно - ой, ой, ой!

Бобе больно – он больной!

Далее дети произносят звуки «п-б» в словах-названиях игрушек и картинок.

Февраль – уточнение и закрепление произношения звуков «т, д».

Для подготовки к произношению звука «т» дети стучат языком в верхние зубки, сначала беззвучно, затем с произнесением звука:

Кто же так стучит – «тук-тук»?

Язычок, наш верный друг.

В дверку постучим с тобой:

Той, той, той!

При произношении звука «т» дети могут изображать, как работает пишущая машинка, стуча указательными пальцами по столу.

Затем произносят звукоподражания, называют игрушки и картинки, в названиях которых есть звук «т».

После отработки произношения звука «т» перехожу к уточнению произношения звука «д», в случае необходимости с присоединением тактильного и слухового контроля. Провожу игру «Строим дом»:

Мы построить дом хотим,

Работу язычкам дадим.

Молоточки мы возьмем,

Дружно гвоздики забьем,

«Д» легко произнесем.

Дети ударяют кончиком языка по верхним зубам:

«Д» легко произнеси,

Голосок свой подключи!

В случае затруднений дети прикладывают руку к гортани для ощущения работы голосовых складок.

Затем называют звукоподражания, игрушки, картинки, в названиях которых имеется звук «д».

Март – уточнение и закрепление произношения звуков «ф, в».

Для подготовки к правильному произношению звука «ф» провожу упражнение «Зайчик»:

Ушки – на макушке,

А зубки – на губке.

Нижняя губа прижата к краям верхних зубов, верхняя губа слегка приподнята, образуется как бы «заборчик».

Для вызывания звука использую игру «Ветерок»:

Ручки вверх поднимай,

Тихо носиком вдыхай.

Ручки вниз опускай,

«Фф» - как ветер напевай!

Можно предложить такую игру: дети изображают, как ветер качает деревья, машут руками над головой, произнося звук «ф».

От данного звука перехожу к произношению звука «в» с присоединением тактильного и слухового контроля в случае необходимости. Провожу упражнение «Сильный ветер»:

Сильный ветер налетел,

Голосок у нас запел.

Ручку к шейке прижимай,

Голосочек подключай!

В-В-В…

Для закрепления произношения звука использую игру «Вьюга»:

Начинает вьюга выть,

«В-в-в» - ребятам говорить.

Звук «в» произносится тихо.

Злая вьюга налетела

И сердито загудела.

Звук «в» произносится громко.

Ветер начал затихать,

Вьюга стала умолкать.

Звук «в» произносится тише.

Далее дети при произношении звука могут махать руками над головой, изображая, как воет вьюга и качает деревья.

Затем произносят слоги, слова со звуком «в».

Апрель – уточнение и закрепление произношения звуков «к, г».

Для вызывания произношения звука «к» проводится игра с язычком «Прятки». Дети высовывают язык, затем прячут его, отодвигая назад в рот:

Язычок пошел гулять,

В домик спрятался опять.

Затем, с силой выдыхая воздух, произносят звук «к». При произношении звука дети могут изображать, как стреляет игрушечный пистолетик: указательный палец поднимают вверх, большой палец помещают под прямым углом к указательному. Далее называют слоги, слова с этим звуком.

От данного звука перехожу к звуку «г», в случае необходимости с присоединением тактильного и слухового контроля. Провожу игру «Гуси, гуси, га-га-га…»

Далее дети называют слоги со звуком «г», игрушки и картинки с данным звуком.

Для закрепления умения правильно произносить звуки «к-г» с использованием игрушек (лошадь, курица, рыбка, голубь) провожу игру «Утром», побуждая детей при повторном чтении стихотворения договаривать звукоподражания:

Вот лошадь на лугу:

-уИ-го-го, и-го-го!

Курочка-несушка:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Голуби над крышей:

Гуль-гуль-гуль!

Ну а рыбка в море –

Ни гу-гу!

Май – закрепление произношения всех пройденных звуков: «а, у, о, и, м, п, б, т, д, ф, в, к, г».

Проводятся игры, четко произносятся звукоподражания и слова с этими звуками.

Очень хорошо помогает в закреплении правильного произношения звуков проговаривание чистоговорок:

А-а-а – мы увидели кита.

А-а-а – увидали паука.

У-у-у – я лечу, лечу, лечу.

У-у-у – я лечу куда хочу.

О-о-о – надеваю я пальто.

И-и-и – прыгают кузнечики.

Ма-ма-ма – это мама моя.

Му-му-му – люблю маму мою.

Па-па-па – палка у меня.

Ба-ба-ба – у меня труба.

Бу-бу-бу – купили мне трубу.

Та-та-та – мы увидели кота.

Ту-ту-ту – молоко дадим коту.

Да-да-да – холодная вода.

Ва-ва-ва – у меня голова.

Аф-аф-аф – вот какой жираф.

Га-га-га – у меня болит нога.

Га-га-га - у козы рога.

Ко-ко-ко – кошка любит молоко.

Воспитание звуковой культуры речи у детей 3-го года жизни имеет большое значение для речевого развития детей: развивает подвижность артикуляционного аппарата, подготавливает к произношению более сложных звуков, способствует формированию у детей слухового восприятия, развитию речевого дыхания, силы голоса.

Используемая литература:


  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто говорить, надо… - СПб.: «Паритет», 200 «Паритет», 2005.

  2. Репина З.А., Доросинская А.В. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста. – Екатеринбург: УрГПУ, НПРЦ «Бонум», 1999.

  3. Фомичева М.Ф. Формирование правильного произношения у детей дошкольного возраста. – Москва, 1971.