|
«а, о, у, и», согласных «м, п, б, т, д, в, ф, к, г»
|
Название |
«а, о, у, и», согласных «м, п, б, т, д, в, ф, к, г»
|
Дата |
24.03.2016 |
Размер |
107.82 Kb. |
Тип |
Документы
|
|
Игровые методы и приемы воспитания звуковой культуры речи у детей 3 года жизни.
С детьми 3-го года жизни при проведении работы по воспитанию звуковой культуры речи основное внимание уделяется уточнению и закреплению произношения гласных звуков «а, о, у, и», согласных «м, п, б, т, д, в, ф, к, г», т.е. звуков, наиболее простых в артикуляционном отношении и доступных для произношения детьми данного возраста.
Как осуществляется планирование работы и какие игры можно для воспитания звуковой культуры речи?
Сентябрь – налаживание контакта с детьми, адаптация детей в группе, проведение игр на развитие зрительного и слухового внимания, памяти, общей и мелкой моторики.
Октябрь, первые две недели – уточнение и закрепление произношения звука «а».
С целью подготовки к произношению звука и для развития подвижности артикуляционного аппарата провожу игру «Птичка и птенчики». Показываю картинку, на которой изображена птичка, кормящая птенцов: «Вы будете птенчиками, а я – мамой – птичкой. Птичка принесла зернышки, и все птенчики открыли клювы». Когда дети открывают рот, можно положить на кончик языка витаминку. Упражнение выполняется несколько раз. Движения выполняет только нижняя челюсть, язык и губы спокойны, рот открывать спокойно, без напряжения. Можно проводить эту игру под проговаривание стихотворения:
Кушать птенчики хотят,
Маму ждут, но не шумят.
Ротик на замок закрыт.
Очень тихо все сидят.
Мама зернышко несет!
Открывайте шире рот!
Для уточнения и закрепления звука «а» проводятся игры «Покачаем куклу», «Доктор Айболит». Показываю детям игровые действия с куклой, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», побуждая делать то же самое, произнося звук «а». В другой игре к Айболиту приходят знакомые детям игрушки: зайка, неваляшка. «У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!» Как плачет зайка?» Можно соотнести игрушки со звукоподражанием: зайка – «а», неваляшка – «а».
Далее дети произносят звукоподражания со звуком «а»: ав-ав, га-га, ква-ква.
Октябрь, вторые две недели – уточнение и закрепление произношения звука «у».
Для подготовки к произношению звука провожу упражнения «Слоник», «Дудочка». Дети вытягивают губы вперед под проговаривание стихотворений:
На слоненка погляжу,
Губы хоботком сложу.
В дудочку подую я,
Посмотрите на меня.
Необходимо следить, чтобы при вытягивании губ вперед не вытягивалась вперед нижняя челюсть.
Для уточнения и закрепления произношения звука использую игры: «Волк воет», «Самолет гудит», «Паровоз», «Кто пришел?», «Позови мишку, волка». Дети соотносят игрушки со звукоподражанием «у»:
Загудел паровоз: «У! У! У!»
И ребяток повез: «У! У! У!»
«У! У! У!» - летит самолет,
«У! У! У!» - так песенку поет.
Затем дети закрепляют произношение звука в звукоподражаниях: му-му, ду-ду, бум-бум, тук-тук, сопровождая произнесение звукоподражаний игровыми действиями.
Ноябрь, первые две недели - уточнение и закрепление произношения звука «о».
Для подготовки к произношению звука провожу упражнение «Шарик». Дети округляют и выдвигают губы вперед, изображая шарик. Для вызывания, уточнения и закрепления звука использую игру «Кукла заболела»:
Заболела куколка,
Надо ей поспать.
Заболела куколка,
Начала стонать: «О-о-о!»
Дети произносят звук «о» на выдохе. Для контроля выдоха при произнесении звука можно сдувать с ладони перышко, пушинку. Звук соотносится с игрушкой, например, с белкой. Провожу игры: «Кто пришел?», «Позови белку».
Для закрепления звука в звукоподражании дети произносят звукоподражание «ко-ко» в игре «Курочка»:
Курочка цыплят искала
И к себе их подзывала: «Ко-ко-ко-ко-ко».
Произносят звукоподражание «ой-ой» в игре «Котик испугался»:
Котик маленький гулял
И собачку увидал.
«Ой! Ой! Ой! Ой!» -
Испугался котик мой.
Ноябрь, вторые две недели - уточнение и закрепление произношения звука «и».
Для подготовки к правильному произношению звука дети выполняют упражнение «Улыбаемся»:
Улыбнулись губки,
Показались зубки.
Губы улыбнулись,
К ушкам потянулись.
Необходимо следить, чтобы дети улыбались без напряжения, показывая верхние и нижние зубы.
Для вызывания произношения, уточнения и закрепления звука провожу игру «Петрушка». Под чтение стихотворения детям демонстрируется улыбающийся игрушечный Петрушка:
Посмотрите, как Петрушка
Тянет ротик прямо к ушкам.
И скажите: «И, и, и» -
Ротик к ушкам растяни!
Затем Петрушка прячется, и дети возвращают губы в обычное положение. При появлении Петрушки дети снова улыбаются.
Для соотнесения звукоподражания с игрушкой использую игры: «Как кричит лошадка?», «Позови лошадку».
Далее дети произносят звукоподражания со звуком «и»: би-би, динь-динь, пи-пи.
Декабрь – закрепление произношения звуков «а, о, у, и», вызывание, уточнение, закрепление произношения слогов-звукосочетаний «ау, уа».
Дети изображают губами артикуляционный уклад гласных звуков, произносят их, соотнося с игрушками в играх «Кто пришел?», «Кто ушел?», произносят звуки «а, о, у, и» громко и тихо, повторяют звукоподражания с этими звуками.
Для вызывания звукоподражания «уа» использую сюрпризный момент: из-за ширмы или из «чудесного» мешочка появляется игрушка-пупсик. Объясняю: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!» Как плачет малыш?» Можно качать куклу, приговаривая:
Плачет куколка: «Уа!»
Моя куколка больна.
Следить, чтобы при повторении звукоподражания дети произносили оба звука плавно, на мягком выдохе.
Для вызывания звукоподражания «ау» проводится игра «В лесу». Показываю картинку и объясняю: «Дети заблудились в лесу, надо позвать их: «Ау!» Затем дети зовут с помощью данного звукосочетания игрушки. При произношении слога звук «у» надо выделять, произнося его длительнее, на мягком выдохе.
Январь – уточнение и закрепление произношения звуков «м, п, б».
При произнесении звука «м» дети сначала произносят звук с сомкнутыми губами, далее изображают, как мычит корова, произносят другие звукоподражания с этим звуком.
Для подготовки к произношению звука «п» провожу упражнение «Рыбка». Дети открывают и закрывают рот, не напрягая при этом губы:
Открывает рыба рот,
Да не слышно, что поет.
Для вызывания звука использую упражнение «Помолчим»:
Губы мы соединим,
Очень тихо посидим,
Воздух в носик надувайся,
«П» сквозь губы прорывайся!
Необходимо следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки, не напрягались. Можно при произнесении данного звука изображать лопнувшую хлопушку: сжимать и разжимать пальцы правой руки.
После отработки произношения звука «п» перехожу к вызыванию, уточнению, закреплению произношения звука «б». Провожу упражнение «Голосок»:
«Б» легко произнеси,
Голосок свой подключи!
Если озвончение звука идет трудно, то используется тактильный контроль: прикладывание руки ребенка к гортани, чтобы он ощутил, как дрожит домик голоса – горло, например, при произношении гласных звуков. Объясняю, что также должен дрожать домик при произнесении звука «б».
Дети закрепляют произношение звуков «п-б» при проведении разнообразных игр и упражнений. В игре «Колыбельная Любе» дети укачивают куклу, закрепляют произношение звука «б», напевая колыбельную:
Баю-баюшки-баю,
Баю Любоньку мою!
Бай-бай-бай-бай!
В игре «Цыплята и машина» используются игрушечные машина и цыплята:
Цыплята пели – пи, пи, пи!
Машина загудела – би!
Цыплята испугались – ой!
И убежали все домой.
При проведении упражнения «Боба заболел» дети повторяют слова со звуком «б»:
Бобе больно - ой, ой, ой!
Бобе больно – он больной!
Далее дети произносят звуки «п-б» в словах-названиях игрушек и картинок.
Февраль – уточнение и закрепление произношения звуков «т, д».
Для подготовки к произношению звука «т» дети стучат языком в верхние зубки, сначала беззвучно, затем с произнесением звука:
Кто же так стучит – «тук-тук»?
Язычок, наш верный друг.
В дверку постучим с тобой:
Той, той, той!
При произношении звука «т» дети могут изображать, как работает пишущая машинка, стуча указательными пальцами по столу.
Затем произносят звукоподражания, называют игрушки и картинки, в названиях которых есть звук «т».
После отработки произношения звука «т» перехожу к уточнению произношения звука «д», в случае необходимости с присоединением тактильного и слухового контроля. Провожу игру «Строим дом»:
Мы построить дом хотим,
Работу язычкам дадим.
Молоточки мы возьмем,
Дружно гвоздики забьем,
«Д» легко произнесем.
Дети ударяют кончиком языка по верхним зубам:
«Д» легко произнеси,
Голосок свой подключи!
В случае затруднений дети прикладывают руку к гортани для ощущения работы голосовых складок.
Затем называют звукоподражания, игрушки, картинки, в названиях которых имеется звук «д».
Март – уточнение и закрепление произношения звуков «ф, в».
Для подготовки к правильному произношению звука «ф» провожу упражнение «Зайчик»:
Ушки – на макушке,
А зубки – на губке.
Нижняя губа прижата к краям верхних зубов, верхняя губа слегка приподнята, образуется как бы «заборчик».
Для вызывания звука использую игру «Ветерок»:
Ручки вверх поднимай,
Тихо носиком вдыхай.
Ручки вниз опускай,
«Фф» - как ветер напевай!
Можно предложить такую игру: дети изображают, как ветер качает деревья, машут руками над головой, произнося звук «ф».
От данного звука перехожу к произношению звука «в» с присоединением тактильного и слухового контроля в случае необходимости. Провожу упражнение «Сильный ветер»:
Сильный ветер налетел,
Голосок у нас запел.
Ручку к шейке прижимай,
Голосочек подключай!
В-В-В…
Для закрепления произношения звука использую игру «Вьюга»:
Начинает вьюга выть,
«В-в-в» - ребятам говорить.
Звук «в» произносится тихо.
Злая вьюга налетела
И сердито загудела.
Звук «в» произносится громко.
Ветер начал затихать,
Вьюга стала умолкать.
Звук «в» произносится тише.
Далее дети при произношении звука могут махать руками над головой, изображая, как воет вьюга и качает деревья.
Затем произносят слоги, слова со звуком «в».
Апрель – уточнение и закрепление произношения звуков «к, г».
Для вызывания произношения звука «к» проводится игра с язычком «Прятки». Дети высовывают язык, затем прячут его, отодвигая назад в рот:
Язычок пошел гулять,
В домик спрятался опять.
Затем, с силой выдыхая воздух, произносят звук «к». При произношении звука дети могут изображать, как стреляет игрушечный пистолетик: указательный палец поднимают вверх, большой палец помещают под прямым углом к указательному. Далее называют слоги, слова с этим звуком.
От данного звука перехожу к звуку «г», в случае необходимости с присоединением тактильного и слухового контроля. Провожу игру «Гуси, гуси, га-га-га…»
Далее дети называют слоги со звуком «г», игрушки и картинки с данным звуком.
Для закрепления умения правильно произносить звуки «к-г» с использованием игрушек (лошадь, курица, рыбка, голубь) провожу игру «Утром», побуждая детей при повторном чтении стихотворения договаривать звукоподражания:
Вот лошадь на лугу:
-уИ-го-го, и-го-го!
Курочка-несушка:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Голуби над крышей:
Гуль-гуль-гуль!
Ну а рыбка в море –
Ни гу-гу!
Май – закрепление произношения всех пройденных звуков: «а, у, о, и, м, п, б, т, д, ф, в, к, г».
Проводятся игры, четко произносятся звукоподражания и слова с этими звуками.
Очень хорошо помогает в закреплении правильного произношения звуков проговаривание чистоговорок:
А-а-а – мы увидели кита.
А-а-а – увидали паука.
У-у-у – я лечу, лечу, лечу.
У-у-у – я лечу куда хочу.
О-о-о – надеваю я пальто.
И-и-и – прыгают кузнечики.
Ма-ма-ма – это мама моя.
Му-му-му – люблю маму мою.
Па-па-па – палка у меня.
Ба-ба-ба – у меня труба.
Бу-бу-бу – купили мне трубу.
Та-та-та – мы увидели кота.
Ту-ту-ту – молоко дадим коту.
Да-да-да – холодная вода.
Ва-ва-ва – у меня голова.
Аф-аф-аф – вот какой жираф.
Га-га-га – у меня болит нога.
Га-га-га - у козы рога.
Ко-ко-ко – кошка любит молоко.
Воспитание звуковой культуры речи у детей 3-го года жизни имеет большое значение для речевого развития детей: развивает подвижность артикуляционного аппарата, подготавливает к произношению более сложных звуков, способствует формированию у детей слухового восприятия, развитию речевого дыхания, силы голоса.
Используемая литература:
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто говорить, надо… - СПб.: «Паритет», 200 «Паритет», 2005.
Репина З.А., Доросинская А.В. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста. – Екатеринбург: УрГПУ, НПРЦ «Бонум», 1999.
Фомичева М.Ф. Формирование правильного произношения у детей дошкольного возраста. – Москва, 1971.
|
|
|