|
Программа по учебному предмету оркестр (элементарное музицирование) п. Ключевск 2014 Разработчик
Березовское муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа» п. Ключевск
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
Программа по учебному предмету
ОРКЕСТР
(элементарное музицирование)
п.Ключевск 2014
Разработчик: Н. А. Рагозина, преподаватель БМБОУДОД «ДМШ» п. Ключевск
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДМШ на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Программные содержания обучения
Требования к уровню подготовки учащихся
Формы и методы контроля
Методическое обеспечение учебного процесса
Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Оркестр (элементарное музицирование)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом педагогического опыта в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве.
В настоящем быстроменяющемся мире актуальность музыкального воспитания дошкольников возрастает как никогда, так как музыкальное искусство обладает уникальным тонким и эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала.
На основе современных методологических взглядов на образование, развитие и воспитания ребенка была разработана программа музыкального образования детей дошкольного возраста «Тутти» авторами А. И. Бурениной и Т. Э. Тютюнниковой. Именно эта работа взята за основу написания данной общеразвивающей программы в области музыкального искусства по учебному предмету Оркестр (элементарное музицирование), где понятие «музицирование» понимается как комплекс всех активных проявлений детей: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, а также различные синкретические формы, в которых виды музыкальной деятельности могут творчески сочетаться.
Обучаясь в Детской музыкальной школе, на отделении раннего эстетического развития, дети осваивают 4 предмета: хор, ДПИ, ИЗО и оркестр. Таким образом, реализуя программу Оркестр (элементарное музицирование), на первый план выдвигается интегрированный путь обучения. Полученные знания, умения, навыки образуют базу для дальнейшего развития ребенка в области музыкальной и изобразительно-творческой деятельности. Предлагаемая программа, как и весь период обучения детей раннего эстетического отделения, рассчитана на 1-3 годичный срок реализации. Возраст детей - 4-7 лет.
Недельная нагрузка по предмету Оркестр (элементарное музицирование) составляет 1 академический час в неделю:
20 минут – для возраста 4-5 лет, 25 минут – для возраста 5-6 лет, 30 минут – для возраста 6-7 лет. Занятия проходят в групповой форме (от 4-х до12-и человек).
Контроль знаний, умений, навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (полугодовой - в декабре, итоговый - в мае). Форма завершения обучения – открытый урок или выступление на отчетном концерте отделения. Продолжительность занятия (академического часа) устанавливается на основании пункта 11.10 Санитарно-эпидемиологических требований 2.4.1.3049-13, утвержденных Главным государственным врачом Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Оркестр (элементарное музицирование)» 1-3 летнего срока обучения, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Вид учебной работы,
нагрузки.
|
Затраты учебного времени
|
Всего часов
|
Годы обучения
|
1-й год
|
2-й год
|
3-й год
|
|
Полугодия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
Количество недель
|
16
|
19
|
16
|
19
|
16
|
19
|
Аудиторные занятия
|
16
|
19
|
16
|
19
|
16
|
19
|
105
|
Репетиции и концерты
|
8
|
9
|
8
|
9
|
8
|
9
|
51
|
Максимальная нагрузка
|
24
|
28
|
24
|
28
|
24
|
28
|
156
|
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДМШ на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета Оркестр (элементарное музицирование) при 3-летнем сроке обучения составляет 156 часов. Из них: 105 часов – аудиторные занятия, 51 час – репетиционные и концертные мероприятия в рамках образовательного процесса ДМШ.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в групповой форме. Если нет каких- либо препятствий, возможны мелкогрупповая (от 2-х человек) и индивидуальная формы, (в рамках часов, отведенных на репетиции). Групповая, мелкогрупповая и индивидуальная формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цели и задачи учебного предмета
Целью предмета является творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению.
В музыкальном образовании детей можно выделить как общие задачи, касающиеся целостного развития ребенка, так и специальные, конкретизирующиеся в различных видах музыкальной деятельности.
Общие задачи:
Приобщение к музыкальному искусству через музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка);
Воспитание интереса и любви к музыке;
Развитие эмоциональной сферы, эмпатии;
Развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления;
Развитие креативных способностей: творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: способности к сопереживанию, ответственности, толерантности и др.;
Развитие речи;
Развитие движений.
Специальные задачи:
Развитие музыкальных способностей детей в основных видах музыкальной деятельности;
Профилактика и коррекция индивидуальных проблем развития средствами музыки (в случае необходимости).
Основные задачи:
Восприятие музыки;
Исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмическая деятельность, творческое музицирование);
Музыкально-творческая деятельность (специально организованная импровизация в различных видах исполнительской деятельности);
Музыкальная познавательная деятельность (освоение элементарных знаний, формирование основных представлений о музыкальном искусстве, доступных дошкольникам).
Методы обучения
Важнейшей особенностью методического подхода программы Оркестр (элементарное музицирование) является целостный игровой подход: игра и творчество пронизывают музыкальную деятельность детей на всех уровнях. Любой фрагмент занятия и музыкальный репертуар представляются детям как синкретическая интегрированная игра.
Общий методический подход: « с детьми играют, но они при этом не осознают, что их учат». Методы обучения, дают возможность получать знания не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие»:
Дидактические и творческие игры;
Наглядные (использование на занятиях информационно-коммуникационных технологий, в частности видео-партитур);
Музицирование («звучащие жесты» и игра на детских музыкальных инструментах);
Эмоциональный (ассоциации, образы, впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Создание развивающей музыкальной среды в ДМШ является необходимым условием реализации цели и задач музыкального воспитания и образования детей.
Первое, что обеспечит создание творческой музыкально насыщенной среды, это наличие детских музыкальных инструментов. Среди всего разнообразия шумовых, а также звуковысотных инструментов можно перечислить наличие следующих инструментов: треугольники, маракасы, колокольчики и бубенцы на ручках и на браслетах, деревянные коробочки, бубны, ложки, тамбурины, кастаньеты деревянные, детские духовые инструменты, ксилофоны и металлофоны, баяны, аккордеоны. А также наличие самодельных шумовых инструментов.
Второе, для организации различных музыкально-дидактических игр – наличие разнообразных детских и театральных игрушек: кукол, зверушек и др.
Третье – оборудование. Музыкальные инструменты для преподавателя (фортепиано, баян). Учебно-наглядные пособия. Наличие стульев различной высоты, подставки под инструменты, аудио и видео техника, компьютер с подключением к сети интернет.
Четвертое – библиотечный фонд, укомплектованный печатными, электронными изданиями, нотами, книгами, методической литературой.
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план первого года обучения
№
|
Тема занятия
Первое полугодие
|
Количество
часов
|
1
|
Давайте познакомимся!
|
1
|
2
|
К нам гости пришли. Звучащие жесты. Бубен.
|
1
|
3
|
К нам гости пришли. Погремушки. Громко – тихо.
|
1
|
4
|
Лесные жители.
|
2
|
5
|
Высоко – низко.
|
1
|
6
|
Долгий и короткий
|
2
|
7
|
Осенние фантазии. Металлические.
|
2
|
8
|
Деревянные.
|
2
|
9
|
Здравствуй, гостья зима! Тутти.
|
1
|
10
|
Веселые снеговики
|
1
|
11
|
Где ты, Дедушка Мороз?
|
1
|
12
|
Праздник новогодней Елки
|
1
|
13
|
Второе полугодие
Сказки зимнего леса
|
2
|
14
|
Зимние забавы и веселье
|
2
|
15
|
Скоро праздник пап
|
1
|
16
|
Праздник пап
|
1
|
17
|
Наши улыбки и сюрпризы для мам
|
1
|
18
|
Праздник мам
|
1
|
19
|
Ожидание Весны
|
1
|
20
|
Звонкая капель
|
1
|
21
|
Солнечный апрель
|
1
|
22
|
Подснежник
|
1
|
23
|
Веселое настроение
|
2
|
24
|
Мир. Май. Труд.
|
1
|
25
|
Ожидание лета
|
1
|
26
|
К нам приходят сказки
|
2
|
27
|
Музыкальные встречи
|
1
|
Программное содержание первого года обучения
Задачи инструментального музицирования:
-
Воспитание любви и интереса к музицированию;
Формирвание устойчивого ощущения равномерной метроритмической пульсации, ощущение музыки как процесса;
Формирование артикуляционно-телесных и двигательных ощущений элементарных ритмических рисунков; исполнение простейших остинатных фигур (звучащие жесты) как аккомпанементов к музыке;
Развитие творческого воображения в играх звуками – первой ступени к музыкальной импровизации;
Развитие способности к свободным импровизациям на инструментах в виде звукоподражаний явлениям природы, животного мира;
Развитие ритмического слуха на основе простейших ритмов с речевой поддержкой; начальный этап абстрагирования ритма, отделения от слова;
Развитие интонационного слуха в речевом музицировании: проговаривание с разной интонацией и движением имен, слов, коротких фраз;
Побуждение к самостоятельному исполнению в детском оркестре маленьких жанровых пьес в двухчастной форме со сменой инструментов на границе частей.
Учебно-тематический план второго года обучения
№
|
Тема занятия
Первое полугодие
|
Количество
часов
|
1
|
Мы снова встретились
|
1
|
2
|
Здравствуй, осень!
|
1
|
3
|
Щедрые подарки осени
|
2
|
4
|
В гостях у Феи музыки (День музыки)
|
1
|
5
|
Урожай собирай
|
1
|
6
|
Прощание с Журавушкой.
|
1
|
7
|
Осеннее настроение
|
1
|
8
|
День матери
|
1
|
9
|
Вездесущий ритм
|
2
|
10
|
Снежная сказка
|
2
|
11
|
В ожидании праздника
|
2
|
12
|
Праздник новогодней Елки
|
1
|
13
|
Второе полугодие
Зимний вальс
|
1
|
14
|
Зимние фантазии
|
2
|
15
|
Морозные кружева
|
2
|
16
|
Праздник пап
|
1
|
17
|
Наши улыбки и сюрпризы для мам
|
1
|
18
|
Праздник мам
|
1
|
19
|
Праздник итальянского (английского, французского и др.)
|
1
|
20
|
Расписные, хохломские.
|
1
|
21
|
Ай, да береза.
|
1
|
22
|
Мы веселые артисты
|
2
|
23
|
Музыкальные фантазии
|
2
|
24
|
Тебе, Великая Победа!
|
1
|
25
|
Ожидание лета
|
1
|
26
|
Мы – лучики солнца.
|
1
|
27
|
Музыкальные встречи
|
1
|
Программное содержание второго года обучения
Задачи творческого музицирования:
-
Воспитание любви и интереса к музицированию; создание условий для получения детьми удовольствия от музицирования и общения, которое его сопровождает;
Развитие ассоциативности мышления и фантазии как способа дальнейшего развития навыков озвучивания текстов более сложного содержания (поиск нужных средств выразительности);
Развитие стремления детей к самостоятельным музыкальным действиям; использование шумовых инструментов для самостоятельных импровизированных аранжировок танцевальной музыки;
Использование разнообразия тембров шумовых инструментов как средство озвучивания и варьирования, ведущее к пониманию оттенков смысла музыкальной интонации – сказки, различные ситуации, стихи;
Исследование с детьми различных качеств звучания шумовых инструментов (деревянный, металлический, глухой, звонкий); связывать их с эмоциональными смыслами при озвучивании стихов и сказок;
Развитие способности слышать и выделять сильную долю, играть ее на фоне метра; исполнять ритмы в более продолжительных фразах при помощи звучащих жестов (вначале с речевой поддержкой и постепенно снимая ее);
Подведение детей к импровизации ритмически организованных форм на простых инструментах: бубне, маракасе;
Знакомство детей со звуковысотными инструментами: ксилофоном и металлофоном; начать их использовать для игры попевок из 2-3 звуков.
Учебно-тематический план третьего года обучения
№
|
Тема занятия
Первое полугодие
|
Количество
часов
|
1
|
Радостные встречи и воспоминания
|
1
|
2
|
Веселые истории
|
2
|
3
|
К нам гости пришли
|
1
|
4
|
День музыки
|
1
|
5
|
Урожай собирай
|
1
|
6
|
Осенние фантазии
|
1
|
7
|
Этот удивительный ритм
|
1
|
8
|
День матери
|
1
|
9
|
Ритм и пауза
|
2
|
10
|
Снежная сказка
|
2
|
11
|
В ожидании праздника
|
2
|
12
|
Праздник новогодней Елки
|
1
|
13
|
Второе полугодие
Зимний вальс
|
1
|
14
|
Зимние фантазии
|
2
|
15
|
Морозные кружева
|
2
|
16
|
Праздник защитников Отечества
|
1
|
17
|
Наши улыбки и сюрпризы для мам
|
1
|
18
|
Праздник 8 Марта
|
1
|
19
|
Праздник итальянского (английского, французского и др.)
|
1
|
20
|
Масленица.
|
1
|
21
|
Фестиваль оркестров
|
1
|
22
|
Мы веселые артисты
|
2
|
23
|
Музыкальные фантазии
|
2
|
24
|
Тебе, Великая Победа!
|
1
|
25
|
Ожидание лета
|
1
|
26
|
Мы – лучики солнца
|
1
|
27
|
Прощальная сказка
|
1
|
Программное содержание третьего года обучения
Задачи инструментального музицирования:
Всемерно поощрять желание детей самостоятельно включаться в любительское музицирование вне занятий;
-
Развивать способность детей к музицированию экспромтом; самостоятельно разыгрывать сюжетные игровые песни;
Творчески использовать знакомый материал в импровизациях; стимулировать оригинальность, проявление фантазии;
Развивать способность детей импровизировать музыку в играх с дирижером (2-3 инструмента); побуждать детей дирижировать, руководить репетицией;
Развивать умение играть в небольших ансамблях разного состава, меняясь инструментами и партиями; формы: тутти и соло, дуэт, трио, диалог инструментов;
Развивать чувство фразы в форме музыкальных диалогов: вопрос – ответ; учить импровизировать цепочкой ритмические мотивы на фоне ритмической музыки (живое звучание или запись);
Побуждать детей в играх с инструментами создавать более сложные образы и самостоятельно выбирать для этого средства, например: «Разговор звездочки и светлячка», «Осенние звуки», «Ветерок и мячик»;
Создавать условия для творческих этюдов детей в синкретических формах: работа в небольших группах над творческим заданием с использованием речи, музыки, инструментов, движения;
Продолжать работу над чувством ритма: устойчивый метр, сильная доля, повторение «эхо» более сложных ритмов, развитие способности держать ритм остинато;
Знакомство детей с традиционными инструментами: баян, аккордеон; начать их использовать для игры в ансамбле, оркестре.
Требования к уровню подготовки учащихся
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Оркестр (элементарное музициование)».
Эмоциональная отзывчивость на музыку:
Учащийся реагирует на разные музыкальные образы, способен к внутреннему переживанию музыкального образа при слушании коротких пьес; тонко чувствует музыкальный образ, настроение музыкального произведения и передает свое восприятие в исполнительской, игровой и художественно-творческой деятельности.
Учащийся различает тонкие оттенки звучания по высоте, динамике, тембру, длительности; точно воспроизводит несложный ритмический рисунок в заданном тепе, слышит и выделяет сильную долю в хлопках, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных произведениях в заданном темпе; способен к произвольному слуховому вниманию, простейшему анализу коррекции собственного исполнения (пении, движении, игре на инструментах).
Учащийся с удовольствием поет, знает много (5-7) детских песен и охотно их исполняет; способен подстраиваться голосом к унисону; поет легким естественным голосом; может импровизированно петь простейшие мелодии (фразы).
Музыкально-ритмические навыки:
Учащийся с удовольствием двигается под музыку; выполняет разнообразные общеразвивающие и образные движения ритмично и координированно по показу и самостоятельно.
Музыкально-творческие способности:
Учащийся с удовольствием импровизирует музыкально-пластические движения, создавая оригинальный образ в соответствии с характером музыки; с удовольствием участвует в инсценировании песни; у него точные и выразительные движения, мимика соответствуют музыкально-игровому образу; умеет подобрать музыкальные инструменты по тембру в соответствии с характером исполняемой музыки.
Формы и методы контроля
Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде открытого урока, концерта и т.п. по окончании каждого полугодия учебного года. Итоговая аттестация предусматривает выступление учащихся на концертах, конкурсах и фестивалях различного уровня. По окончании обучения на отделении раннего эстетического развития, в том числе по предмету «Оркестр (элементарное музицирование)», преподаватель по результатам аттестации может рекомендовать музыкально и творчески одаренных детей к дальнейшему поступлению в первый класс ДМШ.
Методическое обеспечение учебного процесса
Реализация программы учебного предмета «Оркестр (элементарное музицирование)» для учащихся дошкольного возраста на отделении раннего эстетического развития основывается на принципах создания развивающей музыкальной среды, предоставления возможности каждому ребенку творчески реализовать себя, создание комфортных условий для музыкального развития детей.
В программе учтены принципы:
Научной обоснованности и практической применимости;
Деятельности (новое знание вводится через самостоятельное «открытие» детьми;
-
Единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач;
Целостность (новые знания о музыке раскрываются в их взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира);
Разноуровневое музыкальное развитие детей - в соответствии с их возрастными и природными возможностями;
Интеграция с другими образовательными предметами;
6.Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э. Тутти. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - С.-Пб.: Музыкальная палитра, 2012.
Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. - С.-Пб.: Композитор, 2005.
Костина Э. П. Камртон. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Просвещение,
Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.
Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. – М.: «Апрель», 2000.
Тютюнникова Т. Э. Потешные уроки. – М.: Апрель, 2009.
Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки лоя детей. Выпуск 1. Игры звуками
Тютюнникова Т. Э., Алексеева Л. Н. Музыка. Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста. Автор серии и руководитель проекта Лункевич Л. В. – М.: АСТ, 1998.
Тиличеева Е. Музыкальные игры. Для детей дошкольного возраста. – М.: Музыка, 1964.
Рокитянская Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002.
Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение: Владос, 1994.
Меркулова Л. Малыши в оркестре. Песни и пьесы для детского оркестра. Партитуры. – М.: Музыка, 1999.
|
|
|