Главная страница

Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе


Скачать 428.23 Kb.
Название Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
страница 1/2
Дата 10.02.2016
Размер 428.23 Kb.
Тип Пояснительная записка
  1   2




I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».

Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.

Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах - «Интерьер».

Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.

Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Живопись» при 5 -летнем сроке обучения реализуется 5 лет - с 1 по 5 класс.

Цель и задачи учебного предмета



Целью учебного предмета «Живопись» является художественно- эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно- исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачи учебного предмета:

- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:

-знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

-знаний разнообразных техник живописи;

-знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

-умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

-умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

-навыков в использовании основных техник и материалов;

навыков последовательного ведения живописной работы;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.


Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций осуществляются в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Продолжительность уроков - 40 минут.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса;

  • диагностический комплекс.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

  • практический;

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд, учебная аудитория укомплектована печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по живописи оснащена натурными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской, предметами натурного фонда.

II. Учебно-тематический план

Первый год обучения



Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание



I полугодие

1.

Характеристика цвета

урок

5

2

3

2.

Характеристика цвета

урок

5

2

3

3.

Характеристика цвета. Три основных свойства цвета.

Урок

5

2

3

4.

Приемы работы с акварелью

урок

5

2

3

5.

Приемы работы с акварелью

урок

5

2

3

6.

Приемы работы с акварелью

урок

10

4

6

7.

Нюанс

урок

10

4

6

8.

Световой контраст (ахроматический контраст)

урок

10

4

6

9.

Цветовая гармония. Полярная гармония.

Урок

5

2

3

10.

Трехцветная и многоцветная гармония

урок

10

4

6

11.

Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

II полугодие

12.

Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

13.

Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

14.

Цветовой контраст (хроматический)

урок

15

6

9

15.

Цветовой контраст (хроматический)

урок

15

6

9

16.

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

10

4

6

17.

Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

18.

Фигура человека

урок

10

4

6



Второй год обучения




Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

I полугодие

1.

Гармония по общему цветовому тону

урок

10

4

6

2.

Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах)

урок

10

4

6



3.

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах)

урок

15

6

9

4.

Гармония по насыщенности

урок

10

4

6

5.

Контрастная гармония

урок

5

2

3

6.

Световой контраст (ахроматический). Гризайль.

Урок

15

6

9

7.

Гармония по светлоте и насыщенности

урок

15

6

9

II полугодие

8.

Фигура человека

урок

5

2

3

9.

Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

10.

Гармония по насыщенности и светлоте

урок

15

6

9

11.

Гармония по общему цветовому тону

урок

15

6

9

12.

Гармония по общему цветовому тону. Нюанс.

Урок

5

2

3

13.

Гармония по насыщенности

урок

15

6

9

14.

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

15

6

9





Третий год обучения






Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание




I полугодие

1.

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

18

9

9

2.

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

30

15

15

3.

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

24

12

12

4.

Фигура человека

урок

6

3

3

5.

Гармония по общему цветовому тону и

насыщенности

(на ненасыщенных цветах)

урок

18

9

9


II полугодие

6.

Гармония по общему цветовому тону

урок

24

12

12

7.

Контрастная гармония на ненасыщенных цветах

урок

30

15

15

8.

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

24

12

12

9.

Гармония по светлоте

урок

24

12

12




Четвертый год обучения



Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальна я учебная нагрузка

Задание для самостоятель ной работы

Аудиторное задание

I полугодие

1.

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

24

12

12

2.

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах)

урок

30

15

15

3.

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

30

15

15

4.

Гармония по общему цветовому тону

урок

12

6

6

II полугодие

5.

Гармония по общему цветовому тону и

насыщенности

(на ненасыщенных цветах)

урок

30

15

15

6.

Гармония по насыщенности и светлоте

урок

30

15

15

7.

Нюансная гармония

урок

30

15

15

8.

Фигура человека

урок

12

6

6


Пятый год обучения

I полугодие

1.

Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности

урок

12

6

6

2.

Нюансная гармония

урок

30

15

15

3.

Гармония по насыщенности и светлоте

урок

30

15

15

4.

Интерьер

урок

24

12

12

II полугодие

5.

Гармония по общему цветовому тону

урок

12

6

6

6.

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности

урок

30

15

15

7.

Фигура человека

урок

12

6

6

8.

Гармония по общему цветовому тону и светлоте

урок

24

12

12

9.

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности

урок

24

12

12






III . Содержание учебного предмета.

Годовые требования

В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет.

В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со станковой композицией.

Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии.

Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы.

В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии.

В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности.

В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся основные задачи академической живописи: передать точные цветовые отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте, форму, объем и фактуру предметов.

К учащимся шестого класса предъявляются следующие основные требования:

  • самостоятельно выполнять задание по созданию художественного образа, натюрморта;

  • самостоятельно строить цветовую гармонию;

  • выражать индивидуальное отношение к изображаемому;

  • уметь технически реализовать замысел.

Первый год обучения

  1   2