|
Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество».
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах - «Интерьер».
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Живопись» при 5 -летнем сроке обучения реализуется 5 лет - с 1 по 5 класс.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Живопись» является художественно- эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно- исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:
-знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
-знаний разнообразных техник живописи;
-знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
-умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
-умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
-навыков в использовании основных техник и материалов;
навыков последовательного ведения живописной работы;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций осуществляются в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Продолжительность уроков - 40 минут.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса;
диагностический комплекс.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
Библиотечный фонд, учебная аудитория укомплектована печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по живописи оснащена натурными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской, предметами натурного фонда.
II. Учебно-тематический план
Первый год обучения
№
|
Наименование темы
|
Вид учебного занятия
|
Максимальная учебная нагрузка
|
Задание для самостоятельной работы
|
Аудиторное задание
|
I полугодие
|
1.
|
Характеристика цвета
|
урок
|
5
|
2
|
3
|
2.
|
Характеристика цвета
|
урок
|
5
|
2
|
3
|
3.
|
Характеристика цвета. Три основных свойства цвета.
|
Урок
|
5
|
2
|
3
|
4.
|
Приемы работы с акварелью
|
урок
|
5
|
2
|
3
|
5.
|
Приемы работы с акварелью
|
урок
|
5
|
2
|
3
|
6.
|
Приемы работы с акварелью
|
урок
|
10
|
4
|
6
|
7.
|
Нюанс
|
урок
|
10
|
4
|
6
|
8.
|
Световой контраст (ахроматический контраст)
|
урок
|
10
|
4
|
6
|
9.
|
Цветовая гармония. Полярная гармония.
|
Урок
|
5
|
2
|
3
|
10.
|
Трехцветная и многоцветная гармония
|
урок
|
10
|
4
|
6
|
11.
|
Гармония по общему цветовому тону
|
урок
|
10
|
4
|
6
|
II полугодие
|
12.
|
Гармония по общему цветовому тону
|
урок
|
10
|
4
|
6
|
13.
|
Гармония по общему цветовому тону
|
урок
|
10
|
4
|
6
|
14.
|
Цветовой контраст (хроматический)
|
урок
|
15
|
6
|
9
|
15.
|
Цветовой контраст (хроматический)
|
урок
|
15
|
6
|
9
|
16.
|
Контрастная гармония (на насыщенных цветах)
|
урок
|
10
|
4
|
6
|
17.
|
Гармония по общему цветовому тону
|
урок
|
15
|
6
|
9
|
18.
|
Фигура человека
|
урок
|
10
|
4
|
6
|
Второй год обучения
№
|
Наименование темы
|
Вид учебного занятия
|
Максимальная учебная нагрузка
|
Задание для самостоятельной работы
|
Аудиторное задание
|
I полугодие
|
1.
|
Гармония по общему цветовому тону
|
урок
|
10
|
4
|
6
|
2.
|
Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах)
|
урок
|
10
|
4
|
6
|
3.
|
Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах)
|
урок
|
15
|
6
|
9
|
4.
|
Гармония по насыщенности
|
урок
|
10
|
4
|
6
|
5.
|
Контрастная гармония
|
урок
|
5
|
2
|
3
|
6.
|
Световой контраст (ахроматический). Гризайль.
|
Урок
|
15
|
6
|
9
|
7.
|
Гармония по светлоте и насыщенности
|
урок
|
15
|
6
|
9
|
II полугодие
|
8.
|
Фигура человека
|
урок
|
5
|
2
|
3
|
9.
|
Гармония по общему цветовому тону
|
урок
|
15
|
6
|
9
|
10.
|
Гармония по насыщенности и светлоте
|
урок
|
15
|
6
|
9
|
11.
|
Гармония по общему цветовому тону
|
урок
|
15
|
6
|
9
|
12.
|
Гармония по общему цветовому тону. Нюанс.
|
Урок
|
5
|
2
|
3
|
13.
|
Гармония по насыщенности
|
урок
|
15
|
6
|
9
|
14.
|
Гармония по общему цветовому тону и светлоте
|
урок
|
15
|
6
|
9
|
Третий год обучения
|
|
№
|
Наименование темы
|
Вид учебного занятия
|
Максимальная учебная нагрузка
|
Задание для самостоятельной работы
|
Аудиторное задание
|
|
I полугодие
|
1.
|
Контрастная гармония (на насыщенных цветах)
|
урок
|
18
|
9
|
9
|
2.
|
Гармония по общему цветовому тону и светлоте
|
урок
|
30
|
15
|
15
|
3.
|
Контрастная гармония (на насыщенных цветах)
|
урок
|
24
|
12
|
12
|
4.
|
Фигура человека
|
урок
|
6
|
3
|
3
|
5.
|
Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности
(на ненасыщенных цветах)
|
урок
|
18
|
9
|
9
|
II полугодие
|
6.
|
Гармония по общему цветовому тону
|
урок
|
24
|
12
|
12
|
7.
|
Контрастная гармония на ненасыщенных цветах
|
урок
|
30
|
15
|
15
|
8.
|
Гармония по общему цветовому тону и светлоте
|
урок
|
24
|
12
|
12
|
9.
|
Гармония по светлоте
|
урок
|
24
|
12
|
12
|
Четвертый год обучения
|
№
|
Наименование темы
|
Вид учебного занятия
|
Максимальна я учебная нагрузка
|
Задание для самостоятель ной работы
|
Аудиторное задание
|
I полугодие
|
1.
|
Контрастная гармония (на насыщенных цветах)
|
урок
|
24
|
12
|
12
|
2.
|
Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах)
|
урок
|
30
|
15
|
15
|
3.
|
Гармония по общему цветовому тону и светлоте
|
урок
|
30
|
15
|
15
|
4.
|
Гармония по общему цветовому тону
|
урок
|
12
|
6
|
6
|
II полугодие
|
5.
|
Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности
(на ненасыщенных цветах)
|
урок
|
30
|
15
|
15
|
6.
|
Гармония по насыщенности и светлоте
|
урок
|
30
|
15
|
15
|
7.
|
Нюансная гармония
|
урок
|
30
|
15
|
15
|
8.
|
Фигура человека
|
урок
|
12
|
6
|
6
|
Пятый год обучения
I полугодие
|
1.
|
Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности
|
урок
|
12
|
6
|
6
|
2.
|
Нюансная гармония
|
урок
|
30
|
15
|
15
|
3.
|
Гармония по насыщенности и светлоте
|
урок
|
30
|
15
|
15
|
4.
|
Интерьер
|
урок
|
24
|
12
|
12
|
II полугодие
|
5.
|
Гармония по общему цветовому тону
|
урок
|
12
|
6
|
6
|
6.
|
Гармония по общему цветовому тону и насыщенности
|
урок
|
30
|
15
|
15
|
7.
|
Фигура человека
|
урок
|
12
|
6
|
6
|
8.
|
Гармония по общему цветовому тону и светлоте
|
урок
|
24
|
12
|
12
|
9.
|
Гармония по общему цветовому тону и насыщенности
|
урок
|
24
|
12
|
12
|
|
III . Содержание учебного предмета.
Годовые требования
В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет.
В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со станковой композицией.
Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии.
Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы.
В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии.
В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности.
В пятом классе углубляются и закрепляются знания и умения последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся основные задачи академической живописи: передать точные цветовые отношения, построить сложную цветовую гармонию, глубину в натюрморте, форму, объем и фактуру предметов.
К учащимся шестого класса предъявляются следующие основные требования:
самостоятельно выполнять задание по созданию художественного образа, натюрморта;
самостоятельно строить цветовую гармонию;
выражать индивидуальное отношение к изображаемому;
уметь технически реализовать замысел.
Первый год обучения
|
|
|