Главная страница

«Душа с душою говорит»


Скачать 94.68 Kb.
Название «Душа с душою говорит»
Дата 12.02.2016
Размер 94.68 Kb.
Тип Документы

Урок-мастерская по рассказу В.Распутина «Уроки французского».

(Провела С.В.Васенина в 6 «а» классе).

Тема: «Душа с душою говорит»
Цели урока: раскрыть глубинный философский смысл повествования рассказа «Уроки французского»;

развивать в учащихся творческую самостоятельную личность, развивать «талант читателя»;

стремиться пробудить мысль о том, что для становления человека очень важна память детства.

Данный урок – урок с использованием ИКТ. Приложение к уроку - презентация.
Эпиграф: Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему потом право взяться за перо.

В.Распутин. 1974 год.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Вступление. Рассказ учителя о судьбе В.Распутина. Духовный опыт детства писателя. Выступления учеников о детстве В.Распутина.

4. Основная часть.

- чтение статьи «Уроки доброты» и постановка вопросов по статье;

- работа с текстом (класс работает в группах);

- беседа по вопросам;

- поиск смыслов слова уроки;

- вывод о том, что для писателя важен духовный опыт человека, который приобретается в течение всей жизни.

- чтение стихотворений о доброте.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.
Ход урока.

1. Организационный момент.

Разделить класс на 3 равные группы.
2. Сообщение темы и цели урока.

В наше время проблема нравственности стала особенно актуальной, так как происходит распад личности. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии о взаимоотношениях между людьми, наконец, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов В. Распутина. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра. А в произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы. Произведения В. Распутина состоят из «живых мыслей», и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.

В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых

представить её уже не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Григорьевич Распутин. В 1974 году в иркутской газете «Советская молодёжь» Валентин Распутин писал: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». И собственный его пример лучше всего подтверждает верность этих

слов, ведь В. Распутин, как никто другой, пронёс через всю свою жизнь в своём творчестве её нравственные ценности.

Сегодня на уроке мы попытаемся осмыслить мотивы поступков героев рассказа «Уроки французского» и ответить на вопрос:

«Какие «уроки» получил главный герой рассказа из всех произошедших с ним событий?»

3. Вступление. Рассказ о судьбе В.Г.Распутина.

Учитель: Сознательное детство Валентина Григорьевича Распутина частично совпало с войной. Родился будущий писатель 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. И рос в этих же местах, в деревне с красивым названием Аталанка. Там в 1944 году он пошел в первый класс начальной школы.
И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной, временами полуголодной.

Выступление ученика.
От автора:
«Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, - тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались, или он был настолько мал, что мы его не почувствовали. Впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности что-то там делали неверно».

Учитель: Матери Валентина Распутина трудно было одной в те почти голодные годы поднимать троих детей. Жили они без отца, жили очень тяжело.

Выступление ученика.
От автора: «Вернувшись с фронта в орденах и медалях, отец не пошел в колхоз, а заступил на должность начальника почты. Деревня наша хоть и была небольшой, но считалась центральной среди полдюжины еще меньших, раскиданных по Ангаре. В ней располагались сельсовет, почта, сберкасса, медпункт, сельпо. По почте пересылались денежные переводы, велись иные мелкие расчеты. И когда у заснувшего на пароходе отца во время его служебного отъезда срезали сумку, денег в ней много находиться не могло. Но в те времена в расправе не мелочились. После четырех лет фронта, всего только два года и пробыв дома, на семь лет он загремел в магаданские рудники и вышел только после амнистии после смерти Сталина, совсем «доходягой», как он с грустью говорил о себе. И вероятнее всего, не вышел бы вовсе, если бы не фантастическое везение: в тот же лагерь попал взятый в армию в конвойные отряды его младший брат, мой дядя. Пока разобрались, что они братья, прошло более полугода, в которые отец успел "подкормиться"». (Из очерка «Откуда есть пошли мои книги».)

Учитель: Маленький Валентин учился хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, но особенно ему доверяли в деревне проверку облигаций. Он перечитал все книги из школьной библиотеки и по вечерам рассказывал из них всякие истории, больше добавляя от себя.

Выступление ученика.
От автора: Валентин Распутин вспоминал: «Свое знакомство с книгами я начал… с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые… За лето я настолько пристрастился к чтению, что придя в школу, почувствовал себя несчастным человеком: читать-то стало нечего. А без книг я уже не мог. В то время я прочитывал все, что могло попасться на глаза, - будь то брошюра, обрывок газеты или плакат. А когда перешел в пятый класс, учиться стал в районном центре».

Учитель: Не просто было Нине Ивановне решиться на это, с ними уже не было отца. А маленький Валентин был старшим в семье, он уже начал серьезно помогать матери. Но не менее страшно было ей отпустить его, совсем маленького, в самостоятельную жизнь. Школа, в которой был пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это – целых пятьдесят километров от родной деревни. Надо было учиться жить одному, без семьи. Для героя рассказа переход в пятый класс стал настоящим испытанием на выносливость и зрелость. Эта история, полная драматических переживаний, изложена писателем в рассказе «Уроки французского».

4. Основная часть.

1) Чтение в учебнике статьи «Уроки доброты»

Вопрос: Почему в названии и статьи, и рассказа употреблено слово «уроки»? Какой смысл вкладывает писатель в это слово? (Записать вопросы на доске и в тетради).

2) Работа с текстом. (Класс разделён на 3 группы).

а) Душевный мир главного героя – мальчика (его мысли, чувства, переживания, проявления характера).

б) Учительница Лидия Михайловна – человек необыкновенный.

в) Голос автора-рассказчика.

Дома учащиеся должны были перечитать текст, выписать детали, отдельные слова и выражения по каждой теме. Приблизительный объём работы – 1 страница.

Задание: обсудите в своих группах выбор деталей. Один человек из группы выходит к доске и комментирует работу группы у доски.

а) Душевный мир главного героя.

- «в 11 лет началась самостоятельная жизнь», «самый старший»;

- «учился хорошо, с удовольствием», «грамотей», «башковитый парень»;

- «держались пятёрки», «способный мальчишка»;

- «тоска по дому, по деревне» - «плохо, горько, постыло»;

- «крепился, не жаловался, не плакал»;

- «всё вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля»;

- «постоянно недоедал», «хотелось есть даже во сне»;

- «робость, молчаливость, деревенская замкнутость»;

- «стал выигрывать, не позволял себе чересчур увлекаться игрой»;

- «не было на всём белом свете человека несчастнее меня»;

- «не посмел обмануть»;

- «тощий и диковатый мальчишка»

- «не мог смириться с тем, что меня набили и выгнали»;

- «от природы робкий и стеснительный»;

- «каменел и боялся дышать». «пугался и терялся»;

- «злость помогала держаться уверенней»;

- «скованность и угнетённость отступали», «осмеливался задавать вопросы, вступать в спор»;

- «непреклонность, упрямства мне хватало на десятерых»;

- «почувствовал вкус к языку»;

- «подстёгивало самолюбие: не получилось – получится»;

- «я опомнился не сразу и не легко»;

- «честный выигрыш»;

- «яблоки» - «догадался».

б) Учительница Лидия Михайловна – «человек необыкновенный».

- «привычка внимательно осматривать каждого»;

- «остановила Тишкина»;

- «мелкий и лёгкий голос, как у птички в клетке»;

- «аккуратная, умная и красивая»;

- «сказочный, особый французский язык»;

- «внимательные глаза»;

- «расспрашивала меня или рассказывала о себе»;

- «иная жизнь… много книг, радиоприёмник с проигрывателем»;

- «»не было видно в её лице жестокости»;

- «покраснела, смутилась», «хотела как лучше»;

- «иногда надоедает быть только учительницей»;

- «для учителя самое важное понимать, что он может научить совсем немногому»;

- «была отчаянной девчонкой»;

- «вела себя как обыкновенная девчонка», «весёлая, смеялась»;

- «спокойно ответила»;

- «Учись…».

в) Голос автора – рассказчика своих воспоминаний.

- «испытания ждут меня, голубчика, на новом месте» (ирония взрослого человека);

- «ангарское происхождение», «отдувался один за всех» (юмор в описании занятий французским языком);

- «осень стояла тёплая и сухая» (воспринимает природу душой, любит и тонко чувствует её);

- «жестокость в лице становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей»;

- «человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком» (мудрые наблюдения над жизнью, обобщение).

Вопросы для беседы:

- Какие качества главного героя вы выделили при работе над текстом?

- Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?

Стихотворения об учителе рассказывают учащиеся.

Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил,
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких смешных первоклашек.
М. Садовский

Не смейте забывать учителей!
Они о нас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат,
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч не частых.
И сколько бы не миновало лет,
Слагается учительское счастье,
Из наших ученических побед!
А мы порой так равнодушны к ним,
Под Новый год не шлем им поздравлений.
И в суете, и попросту из лени,
Не пишем, не заходим, не звоним!
Не смейте забывать учителей!
Ведь лучшее все в нас от их усилий,
Учителями славится Россия!
Ученики приносят славу ей!
Не смейте забывать учителей .
Б. Гайкович.

- Как автор и вы как читатель относитесь к герою? Какие мысли автора вам показались важными и интересными?

- В народе говорят: «Жизнь учит». Как вы считаете, какие жизненные уроки вынес герой из всех событий? Как «самостоятельная жизнь» расширила его духовный опыт?

Стихотворения о доброте читают учащиеся.

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги

Тропою

Доброты

И радость помоги найти кому-то.

Я.Романов.

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живём на земле.

А. Лесных.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

А.Лисянский.

- Теперь переходим к кульминации нашего творческого процесса.

- Закончите, пожалуйста, предложение: «С моей точки зрения, уроки – это…

- учебные часы в расписании;

- ростки доброты в человеке;

- опыт общения с учителем;

- выводы, жизненные наблюдения;

- духовный рост человека;

- итоги событий, раздумий, переживаний, поступков.

Записать выводы в тетрадь.

5. Итоги урока.

- Заканчиваем мастерскую. Я надеюсь, что каждый получил какой-то важный для вас жизненный урок, урок доброты, сострадания; обогатил свой духовный опыт мыслями автора, героев и ваших товарищей.

Основное назначение человека – творить добро. Может быть, именно поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – земля, Л – люди, М – мыслите, буква Д обозначалась словом Добро.

Азбука как бы призывала: Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!

Благодарю вас, ребята, за активную работу на уроке.

6. Домашнее задание. Написать сочинение «Мой любимый учитель»

.