Предполагаемые результаты
Основные знания, умения и навыки учащихся 6 класс
Дети с ЗПР, ЗРР, ОВР, с социально-педагогической запущенностью к концу обучения должны уметь:
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи;
выполнять синтаксический разбор предложений с двумя главными членами;
с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
-
находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
уметь грамотно отвечать на вопросы по пройденному материалу;
сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания;
описывать помещение, пейзаж; составлять рассказ на основе услышанного и по воображению.
Дети с интеллектуальными нарушениями умеренной степени к концу обучения должны уметь:
списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова по слогам. Соблюдать красную строку при списывании текста;
писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами
(4о – 45 слов);
подбирать однокоренные слова;
правильно писать слова с разделительными Ь и Ъ знаками;
-
различать приставки и предлоги, раздельное написание предлогов;
доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
знать падежи , падежные вопросы , предлоги, изменять имена существительные по падежам, понятие о начальной форме имени существительного;
-
понятие о склонении имени прилагательного;
делить текст на предложения;
восстанавливать текст по предварительно выписанным опорным словосочетаниям, с помощью учителя.
Примерное календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для учащихся 6 класса, имеющих нарушения умеренной степени 36 часов
№ п/п
|
Тема занятия
|
Содержание занятия
|
Коррекционная направленность
|
Оборудование
|
Количество часов, месяц
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33. 34.
35.
36.
|
|
|
Выявление навыка чтения, понимания, умения передать содержание прочит.
Выявление состояния
каллиграфических, орфографических навыков, учебной мотивации, индивидуальных способностей и возможностей ученика.
Формирование
орфографической зоркости, умения исправить ошибку, применить правило.
Развитие усидчивости, внимание, каллиграфич. навыка.
Формирование положительных личностных качеств.
Развитие самоконтроля, внимания, умения различать части речи по их значению, по вопросам.
Формирование познавательной активности, зрительного и слухового восприятия, понимания,
развитие речевых навыков, навыков каллиграфич. письма.
Формирование умения увидеть орфограмму, применить нужное правило, правильно записать слово.
Развивать умения различать части слова, находить корень в цепочке однокоренных слов, правильно писать приставки.
Формирование положительной учебной мотивации.
Формирование навыка грамотного письма: правильно выбери знак Ъ или Ь
Развитие речи, пополнение словарного запаса,
Развитие индивид. положительных качеств.
Развитие и совершенствование навыка грамотного письма,
Формирование пространственных и временных понятий.
Запомнить падежи и вопросы к ним.
Формирование
каллиграф. навыка,
развитие мыслительных способностей, памяти, развитие связной речи.
Развитие самостоятельности, самоконтроля, внимания, активной познавательной деятельности.
Формирование устойчивых знаний, умение выделить в тексте имя существительное, назвать его признаки, повторение падежей с вопросами, запоминание.
Формирование самостоятельности, самоконтроля, положительных личностных качеств.
Формирование
Внимания, орфографической зоркости, умение работать с опорными таблицами, памятками.
Развитие связной осмысленной, последовательной речи в описании, использование прилагательных для образности картины описания.
Формирование орфографических навыков.
Развитие познавательной активности,
внимания, интереса к занятиям.
Формировать навык в различении частей речи по их значению, вопросам.
Развивать речь, обогащать словарь.
Развитие самоконтроля, внимания.
|
Школьная доска, цветные мелки,
магнитная доска,
буквы,
фломастеры,
карандаши,
альбомный лист,
письм. принадлежности,
учебник.
Опорные таблицы,
словарь,
памятки.
Дидактический материал, раздаточные карточки с печатным текстом,
опорные таблицы.
Опорные схемы,
картины по развитию речи
«Осень».
Опорные таблицы, памятки.
Опорные таблицы, памятки, магнитная доска, буквы.
Магнитная доска, буквы Ъ- Ь
знаки, опорные таблицы. Образцы печатных объявлений.
Таблица
«Склонение имен существительных», инд. памятки,
картины «Времена года».
Опорные таблицы. Деформированный печатный текст, словарь.
Опорные таблицы, памятки.
Схемы, опорные таблицы.
Картины зимних пейзажей.
Опорные таблицы, памятки, сборник упражнений, словарь, компьютерный диск «Фраза».
Опорные таблицы по теме «Глагол», памятки, печатные
опорные слова, сборник упражнений, словарь.
|
сентябрь
4 часа
1 – 4
октябрь
1 час
5 – 8
3 часа
ноябрь
1 час
9 - 12
1 час
1 час
1 час
декабрь
1 час
13 – 16
1 час
1 час
1 час
январь
3 часа
17 - 19
февраль
1 час
20 – 24
3 часа
1 час
март
4 часа
25 - 28
апрель
4 часа
29 -32
май
2 часа
33- 36
1 час
1 час
|
Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития, усвоения изучаемого материала по русскому языку:
Наблюдение в ходе занятия.
Наблюдение родителей в ходе выполнения домашних заданий на закрепление изученного материала.
Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой диктант, перфокарты, самостоятельные задания с использованием компьютера, дидактические карточки и др.).
Диагностические работы ( диктант с грамматическим заданием): первичный, промежуточный, итоговый).
Материально-техническая база:
школьная доска, цветные мелки;
магнитная доска, буквы гласные ( красные), согласные (синие);
компьютер для учителя, обучающая программа-тренажер по русскому языку (4 – 6 классы ) «Фраза»;
-
учебник, сборник упражнений, печатные рабочие тетради к учебникам;
словари, справочники;
тетради, ручки, цветные карандаши, фломастеры;
таблицы настенные, таблицы раздаточные;
памятки, перфокарты;
лента букв, алфавит;
словарь в картинках;
словарь печатных словарных слов;
таблицы по развитию речи и др.
Библиография
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной школе). ГРИФ. МО. РФ
2. Бгажнокова И.М. Коррекционо-развивающее обучение детей с нарушением интеллекта.
3. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собрание сочинений в 4-х томах.
4. Гонеев. А.Д. Основы коррекционной педагогики.- М. Академия. 2002г.
5. Дробинская. А.О. Понять, чтобы помочь.- М. Школьная пресса. 2005г.
6. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М. Академия, 2002 г.
7. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учебное пособие для работы с учащимися 4-7 кл. специальных (коррекционных) учреждений. В 4ч. – М.: «Владос», 2003 г.
8. Костенко Ю.А. Дети с ЗПР: особенности речи, чтения, письма. – М. 2005 г.
9. Кумарина. Коррекционная педагогика в начальном обучении. - М. Академия. 2001 г.
10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. Авторы программ: Аксенова А.К., Т.Н. Бугаева и др. Под редакцией кандидата психологических наук Бгажноковой И.М. – М.: «Просвещение», 2011г.
11. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Авторы программ: Аксенова А.К., Антропов А.П. Бгажнокова И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2010 г.
12. Программа для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальная школа (1-4кл.) под редакцией Шевченко С.Г., 2004 г.
13.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. – «Владос», 2001 г.
14. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. - М.: Школьная пресса, 2006 г.
Содержание
I. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………..1-5 стр.
II. Примерное календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для учащихся 4-6 классов, имеющих нарушения умеренной степени:
1. Предполагаемый результат 4 класс……………………………………………………………..6 стр.
2. Планирование 4 класс…………………………………………………………7-15 стр.
3. Предполагаемый результат 5 класс……………………………………………………………16 стр.
4. Планирование 5 класс………………………………………………………17-24 стр.
5. Предполагаемый результат 6 класс……………………………………………………………25 стр.
6. Планирование 6 класс………………………………………………………26-30 стр.
III. Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания
динамики развития…………………………………………………………………………………………......31 стр.
IV. Материально-техническая база………………………………………………………………………31 стр.
V. Библиография……………………………………………………………………………………………………32 стр.
|