Главная страница

Урок по русскому языку в 8 классе по теме «Безличные предложения» Тема: Безличные предложения. Тип урока: урок изучения нового материала


Скачать 55.49 Kb.
Название Урок по русскому языку в 8 классе по теме «Безличные предложения» Тема: Безличные предложения. Тип урока: урок изучения нового материала
Дата 06.03.2016
Размер 55.49 Kb.
Тип Урок

Урок по русскому языку в 8 классе по теме «Безличные предложения»

Тема:  Безличные предложения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: познакомить учащихся с понятием «безличные предложения»

Задачи:

1) Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.

2) Развивать память, речь, образное мышление учащихся.

3) Воспитывать чуткое отношение к состоянию природы и окружающих нас людей

Оборудование: раздаточные карточки, таблица «Способы выражения сказуемого в БП», карточки-примеры, контрольные карточки, портрет В.П.Астафьева, книга «Затеси», картина – зимний пейзаж.

ХОД УРОКА.

1. Оргмомент.

2. Лингвистическая разминка.
(раздаточные карточки на каждом столе).

1)В каком слове ударение падает на 3-ий слог?
а) баловать; б) звонит; в) черпает; г) сверкает.

2) В каком слове пишется окончание –ИТ?
а) чист..т; б) подморажива..т; в) рису..т; г) света..т.

3) Укажите словосочетание с подчинительной связью примыканием.
а) гулять по лесу; б) мечтает отдохнуть; в) красота природы; г) свой взгляд.

4) Найдите составное глагольное сказуемое:

а) казался тёплым; б) будет врачом; в) начал свистеть; г) прогуливается.

5) Укажите односоставные предложения:
а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.  
б) Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой.
в) Искрится и переливается снег в лунном свете.
г) За окном завьюжило.

3. Сообщение темы, цели и задач урока.

- О чём говорит нам название «безличное» предложение?

4.Работа над предложениями.

- Найдите в составе сложного предложения односоставное предложение:

1) Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

- Назовите односоставное предложение в составе СП.

- Состояние чего рисует это предложение?

2) Мне не сидится в хате тесной, тянет погулять.

- О чём здесь говорит нам безличное предложение?

5. Работа с раздаточным материалом (с целью анализа таблицы «Способы выражения сказуемого в безличном предложении»).

- Перед вами предложения, взятые из миниатюр В.П.Астафьева.

 

Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены.

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

Безличные предложения

1. Безличный глагол ( с –ся и без –ся)

1.Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло.

2.Личный глагол в безличном значении.

2. Каплет с черёмух. Завыло, запело вдали густо, пронзительно.

3. Инфинитив

3. Идти дальше некуда.

Слов не понять.

4. Слово категории состояния на -о

4. За окном мутно. На душе было легко и грустно.

5. Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом

5.Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.

6. Несклоняемым словом, по форме совпадающим с существительным, в сочетании с инфинитивом

6. Пора уж разводить костёр и варить уху.

7. Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание.

7. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка.

8. Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами –н-, -ен-, -т-.

8. В номере было накурено.

 

- Чем можно объяснить распространённость безличных предложений в художественной речи?
- Что сказано красивее: Наступает вечер или Вечереет?

6. Работа по первичному закреплению.

1) дифференцированная работа в группах:

1- найти в тексте БП, сколько их? Чем выражено сказуемое?

2- трансформация БП в ДП.

ВЫВОД: о функции БП в художественной речи.

2) анализ – исследование миниатюры В.П.Астафьева «Тоска»

Растаял мокрый снег.

Осталось на стекле приклеившееся птичье пёрышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал её, не пустил. И пёрышко это как укор белеет на стекле.

Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда – то пёрышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу – то и неловко, печально. Залетело, видать, в меня пёрышко. Прилипло к моему сердцу.

- Докажите, что пред вами текст. Какова его тема?

- Почему текст назван «Тоска»?

- Какие вопросы поднимает в своей миниатюре писатель? О чём размышляет?

- Все ли типы односоставных предложений представлены в тексте?

- Какова функция безличных предложений? Что удаётся передать с помощью этих предложений?

- Объясните устно пунктуацию. Почему так много вводных слов?

- Объясните и  обозначьте графически орфограммы (по цепочке).

3) Контрольные раздаточные карточки.

Двусоставное предложение



Определённо–личное предложение



Неопределённо-личное предложение




Безличное предложение




1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса повеяло теплотой.

5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось.

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В избе жарко натопили.

10) В воздухе пахнет сосновой смолой.

7. Творческая итоговая работа (дифференцированная)

Составить по картине текст ( группу предложений), используя разные виды односоставных предложений.

(2-3 работы - прочитать)

ВЫВОД: роль односоставных предложений в художественном тексте.

8. Итог урока.   ИГРА «ДА – НЕТ»

1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)

3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

4) Безличное предложение – это односоставное предложение?(ДА)

5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

9. Д/З (дифференцированное)

1.Составить текст с использованием односоставных предложений на тему «Первый снег»

2. Упр.224