|
Урок по русскому языку в 8 классе по теме «Безличные предложения» Тема: Безличные предложения. Тип урока: урок изучения нового материала
Урок по русскому языку в 8 классе по теме «Безличные предложения»
Тема: Безличные предложения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: познакомить учащихся с понятием «безличные предложения»
Задачи:
1) Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.
2) Развивать память, речь, образное мышление учащихся.
3) Воспитывать чуткое отношение к состоянию природы и окружающих нас людей
Оборудование: раздаточные карточки, таблица «Способы выражения сказуемого в БП», карточки-примеры, контрольные карточки, портрет В.П.Астафьева, книга «Затеси», картина – зимний пейзаж.
ХОД УРОКА.
1. Оргмомент.
2. Лингвистическая разминка. (раздаточные карточки на каждом столе).
1)В каком слове ударение падает на 3-ий слог?
а) баловать; б) звонит; в) черпает; г) сверкает.
2) В каком слове пишется окончание –ИТ?
а) чист..т; б) подморажива..т; в) рису..т; г) света..т.
3) Укажите словосочетание с подчинительной связью примыканием.
а) гулять по лесу; б) мечтает отдохнуть; в) красота природы; г) свой взгляд.
4) Найдите составное глагольное сказуемое:
а) казался тёплым; б) будет врачом; в) начал свистеть; г) прогуливается.
5) Укажите односоставные предложения:
а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.
б) Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой. в) Искрится и переливается снег в лунном свете.
г) За окном завьюжило.
3. Сообщение темы, цели и задач урока.
- О чём говорит нам название «безличное» предложение?
4.Работа над предложениями.
- Найдите в составе сложного предложения односоставное предложение:
1) Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.
- Назовите односоставное предложение в составе СП.
- Состояние чего рисует это предложение?
2) Мне не сидится в хате тесной, тянет погулять.
- О чём здесь говорит нам безличное предложение?
5. Работа с раздаточным материалом (с целью анализа таблицы «Способы выражения сказуемого в безличном предложении»).
- Перед вами предложения, взятые из миниатюр В.П.Астафьева.
Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены.
Чем выражено сказуемое в безличном предложении
|
Безличные предложения
|
1. Безличный глагол ( с –ся и без –ся)
|
1.Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло.
|
2.Личный глагол в безличном значении.
|
2. Каплет с черёмух. Завыло, запело вдали густо, пронзительно.
|
3. Инфинитив
|
3. Идти дальше некуда.
Слов не понять.
|
4. Слово категории состояния на -о
|
4. За окном мутно. На душе было легко и грустно.
|
5. Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом
|
5.Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.
|
6. Несклоняемым словом, по форме совпадающим с существительным, в сочетании с инфинитивом
|
6. Пора уж разводить костёр и варить уху.
|
7. Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание.
|
7. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка.
|
8. Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами –н-, -ен-, -т-.
|
8. В номере было накурено.
|
- Чем можно объяснить распространённость безличных предложений в художественной речи?
- Что сказано красивее: Наступает вечер или Вечереет?
6. Работа по первичному закреплению.
1) дифференцированная работа в группах:
1- найти в тексте БП, сколько их? Чем выражено сказуемое?
2- трансформация БП в ДП.
ВЫВОД: о функции БП в художественной речи.
2) анализ – исследование миниатюры В.П.Астафьева «Тоска»
Растаял мокрый снег.
Осталось на стекле приклеившееся птичье пёрышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал её, не пустил. И пёрышко это как укор белеет на стекле.
Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда – то пёрышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу – то и неловко, печально. Залетело, видать, в меня пёрышко. Прилипло к моему сердцу.
- Докажите, что пред вами текст. Какова его тема?
- Почему текст назван «Тоска»?
- Какие вопросы поднимает в своей миниатюре писатель? О чём размышляет?
- Все ли типы односоставных предложений представлены в тексте?
- Какова функция безличных предложений? Что удаётся передать с помощью этих предложений?
- Объясните устно пунктуацию. Почему так много вводных слов?
- Объясните и обозначьте графически орфограммы (по цепочке).
3) Контрольные раздаточные карточки.
Двусоставное предложение
|
|
Определённо–личное предложение
|
|
Неопределённо-личное предложение
|
|
Безличное предложение
|
|
1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)
2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)
3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)
4) От её голоса повеяло теплотой.
5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.
6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
7) В ту ночь никому не спалось.
8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
9) В избе жарко натопили.
10) В воздухе пахнет сосновой смолой.
7. Творческая итоговая работа (дифференцированная)
Составить по картине текст ( группу предложений), используя разные виды односоставных предложений.
(2-3 работы - прочитать)
ВЫВОД: роль односоставных предложений в художественном тексте.
8. Итог урока. ИГРА «ДА – НЕТ»
1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)
2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)
3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)
4) Безличное предложение – это односоставное предложение?(ДА)
5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)
9. Д/З (дифференцированное)
1.Составить текст с использованием односоставных предложений на тему «Первый снег»
2. Упр.224
|
|
|