- - - - - -
- В каком предложении слово
кошка - подлежащее? (1)
- Это слово стоит в этом предложении в начальной форме? (Да.)
- В каких предложениях
кошка - второстепенный член предложения? (2-6).
- Это слово стоит там в других формах? (Да, в других.)
- Ты судишь только по окончаниям или ещё и по вопросам, на которые отвечает это слово в предложениях? (По окончаниям и по вопросам.)
- В какие словосочетания входит слово
кошка? ( Скучает без кошки; налил кошке; напоил кошку; подружился с кошкой; рассказал о кошке.)
- На какие вопросы оно отвечает? (Без кого? кому? кого? с кем? о ком?)
- Докажите, что слово кошка в разных предложениях стоит в разных формах.
- Сколько предложений в тексте?
- Сколько вопросов поставлено к формам слова
кошка?
- Продолжите высказывания: (слайд № 5)
Имена существительные могут отвечать на вопросы …
(После того, как
дети назовут все вопросы, на которые отвечает имя существительное в тексте, по щелчку мышью открыть запись на слайде:
кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?)
При изменении существительного по вопросам изменяется его …
( По щелчку мышью открыть запись на слайде:
окончание.)
V. Постановка темы урока. (3 мин.)
- Какой вид работы мы с вами выполняли? (
Изменение имён существительных по вопросам.)
- Кто из вас знает, каким одним словом можно заменить эту длинную фразу? (
Выслушать ответы детей).
- Изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам. (слайд № 6)
-Прочитайте в учебнике на странице 61 подсказку Летучей Мыши, пояснение Анишит Йокоповны.
- Хочу вас обрадовать, - сказала Анишит Йокоповна. - с этими двумя падежами вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. А слово в начальной форме - это и есть слово в ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже! В начальной форме оно как бы даёт ИМЯ всякому предмету.
- А откуда мы знаем родительный падеж? - спросила Маша.
- РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж показывает первое изменение формы слова, - ответила Анишит Йокоповна.
Есть
кто? что? кот (И.п.)
Нет
кого? чего? кота (Р.п.)
VI. Целеполагание и мотивация. (1 мин.)
-
Можете мне сказать, о чём мы будем говорить на уроке?
(Сегодня на уроке мы будем говорить об имени существительном: повторим то, что знаем, если чего-то не знаем, то сегодня постараемся узнать.)
VII. Изучение нового материала.
1).Работа с Толковым словарём. (слайд № 7)
(4 мин.)
- Откройте словарь. Найдите любое слово, называющее предмет.
-
Обратите внимание на пометы, которые даны к каждому слову:
первая помета показывает окончание в Родительном падеже,
вторая - род существительного.
- Найдите в словаре любое существительное,
прочитайте его начальную форму, определите форму Р.п. по пометке в статье.
2) Знакомство с названиями падежей. (4 мин.)
Прочитать сказку Е. Мережинской «Откуда пошли названия падежей»:
Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.
Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.
- У падежей как-то спросили:
- А зачем вы нужны существительным?
- Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение хозяина Существительного к другим словам в предложении.
- А как именно?
- Указываем, на отношение действия и места (идти лесом, сидеть на стуле), действия и орудия (бить молотом, рисовать карандашом), действия объекта (читать книгу, собирать ягоды и так далее).
- Посмотрите на слайд. На нём записаны названия всех падежей и их сокращённое обозначение. (слайд № 8)
-
И.п.
|
Именительный падеж
|
Р.п.
|
Родительный падеж
|
Д.п.
|
Дательный падеж
|
В.п.
|
Винительный падеж
|
Т.п.
|
Творительный падеж
|
П.п.
|
Предложный падеж
|
3). Знакомство с приёмами запоминания падежей. (2 мин.)
- А сейчас мы познакомимся с приёмом запоминания падежей.
(слайд № 9)
- Твои прапрапрабабушки и прапрапрадедушки запоминали порядок падежей с помощью шутливой присказки:
-
И.п.
|
Именительный падеж
|
Иван
|
Р.п.
|
Родительный падеж
|
Рубит
|
Д.п.
|
Дательный падеж
|
Дрова
|
В.п.
|
Винительный падеж
|
Варвара
|
Т.п.
|
Творительный падеж
|
Топит
|
П.п.
|
Предложный падеж
|
Печку
|
4) заполнение таблицы «ЗХУ», (4 мин.)
-Давайте заполним 1 колонку таблицы, что мы уже знаем по нашей теме урока
(слайд № 10)
Знаю
|
Хочу узнать
|
Узнал
|
Что такое «падеж», «склонение»;
приёмы запоминания падежей.
|
Что нужно делать, чтобы правильно определять падеж имён существительных.
|
|
- Что вы ещё хотите узнать сегодня на уроке и на следующих уроках? Запишите, посоветовавшись в парах. (Высказывания детей записываются во 2 столбик таблицы).
- А вот третью колонку заполните в конце урока.
5). Знакомство со способами определения падежей. (4 мин.)
- Познакомимся со следующей таблицей. (слайд № 11)
- Для верного определения падежей очень важно запомнить, на какие вопросы отвечают существительные в разных падежах.
-
И.п.
|
ЕСТЬ
|
кто? что?
|
Р.п.
|
НЕТ
|
кого? чего?
|
Д.п.
|
ДАМ
|
кому? чему?
|
В.п.
|
ВИЖУ
|
кого? что?
|
Т.п.
|
ВОСХИЩАЮСЬ
|
кем? чем?
|
П.п.
|
ДУМАЮ
|
о ком? о чём?
|
- Что вы заметили? (У некоторых падежей вопросы совпадают. Различение этих падежей может вызвать затруднения, так как в этих падежах слова иногда отвечают на одинаковые вопросы).
- Как быть в таких случаях? Обратите внимание на слова 2 столбика. Эти слова могут помочь в трудных ситуациях. Давайте вернёмся к упражнению 58. Найдите предложение, где слово
кошка стоит в родительном падеже. (слайд № 12)
- Миша считает, что во 2-ом предложении, а Маша - что в 4-м предложении.
Чтобы не ошибиться в определении падежей, воспользуйся помощью слов: ЕСТЬ, НЕТ, ДАМ, ВИЖУ, ВОСХИЩАЮСЬ, ДУМАЮ О.
-
Р.п.
|
НЕТ КОШКИ
|
В.п.
|
ВИЖУ КОШКУ
|
- Давайте определим падежи у этого слова во всех остальных предложениях. Что для этого нужно сделать?
6). Знакомство с алгоритмом определения падежей. (слайд № 13)
(2 мин.)
определи словосочетание, в которое входит это слово;
поставь к этому слову вопрос от слова-командира;
проверь, какой именно это падежный вопрос.
7). Упражнения в определении падежей имен существительных. Работа в парах. (слайд № 14)
(3 мин.)
- На листочках записаны пословицы и простые предложения. Нужно расставить их в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно. Указать, в каком падеже стоит слово «труд»:
Человек трудом красен.
Терпенье и труд всё перетрут.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
По труду о человеке судят.
Человек воспевает труд.
Есть много пословиц о труде.
- Что изменяется в словах при изменении его по падежам?
8). Проверка самостоятельной работы. (слайд № 15)
(1 мин.)
5. Человек
трудом красен. (Т.п.)
1. Терпенье и
труд всё перетрут. (И.п.)
2. Без
труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)
3. По
труду о человеке судят. (Д.п.)
4. Человек воспевает
труд. (В.п.)
6. Есть много пословиц о
труде. (П.п.)
9). Стадия рефлексии. (1 мин.)
Что мы называем склонением?
Сколько падежей в русском языке?
К какому падежу относится существительное в начальной форме?
Назовите вопросы косвенных падежей.
- Запишите третий столбик таблицы «Узнал». (слайд № 16)
VIII. Итог.
(2 мин.)
-Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
-Всё ли было понятно на уроке? Усвоил ли каждый из вас тему?
-Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?
- На следующих уроках мы обязательно продолжим работу по теме
«Изменение существительных по падежам».
- Оцените свою
работу и работу своих товарищей на уроке, дополняя предложения: ( на слайде 17)
Мне понравилось на уроке …
Мне удалось на уроке…
Я порадовался на уроке за …
Я могу похвалить себя за …
Мне надо еще поработать над …
-Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.
- Сегодня на уроке хорошо работали…
- Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учебе. (слайд № 18)
IX. Домашнее задание:. (слайд № 19
) (1 мин.)
Вспомнить всё то, о чём говорили сегодня на уроке.
Выучить названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.
Вспомнить алгоритм определения падежей.
Выполнить упражнение № 41 на стр. 35
Информационные ресурсы:
1.
Н.А. Чуракова. Русский язык: учебник для 3 класса в 2-частях. Часть 1.- М.: Академкнига, 2008 г.
2 .
Н.
А. Чуракова, М.Л. Каленчук, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская. Русский язык. 3 класс: методическое пособие для учителя.- М.: Академкнига, 2008 г.
3.
Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева. Рабочие тетради для самостоятельных работ №1.- М.: Академкнига, 2008 г.