Главная страница

«Сила святого чувства в «Повести о Петре и Февронии Муромских»


Скачать 72.97 Kb.
Название «Сила святого чувства в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Дата 05.03.2016
Размер 72.97 Kb.
Тип Разработка урока

Разработка урока литературы в 7 классе
Тема: «Сила святого чувства в «Повести о Петре и

Февронии Муромских».

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  1. Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести, выявить черты жития и признаки сказки в данном литературном памятнике.

  2. Развивающие: развивать память, речь, креативное мышление.

  3. Воспитательные: прививать любовь к чтению, воспитывать чувства патриотизма.


Оборудование: фрагмент деревенской избы (лавка, покрытая вышитым покрывалом, прялка); на партах – валентинки; шкатулка с предметами-заданиями; костюмы для инсценировки; листочки для тест-контроля.
Технические средства обучения: магнитофон.

Ход урока.
I. ИНТРИГА.

Слово учителя.

- Ребята, представьте, что сегодня на календаре не 25 сентября 2007 года, а 14 февраля 2008 года. Вот какое странное событие сейчас произойдет. Закройте глаза.

Звучит спокойная фольклорная музыка. В кабинет входит девочка в роли Февронии, медленно проходит между парт и замечает лежащие на них валентинки, берет одну из них и читает.

Феврония. Отроки, что за диковинные вещицы лежат у вас на столах?

Дети отвечают.

Феврония. В честь кого отмечается этот заморский праздник?

Дети отвечают.

Феврония. У нас, ребята, есть свои покровители любви и верности. История этой возлюбленной пары не менее романтична: «Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем, как рассказывают, правил князь по имени Павел…» Впрочем, эту историю вы и так знаете…


II. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.
Слово учителя.

- Ребята, о ком говорила наша странная гостья? Героями какого литературного произведения являются Петр и Феврония? Мы каждый год 14 февраля празднуем день Святого Валентина, даже не задумываясь о том, что отмечаем католический праздник. А у нас действительно есть свои покровители любви – святые Петр и Феврония. 8 июля – православный день влюбленных.

На сегодняшнем уроке мы должны выяснить: действительно ли судьба Петра и Февронии ярче для нас, русских, чем история Святого Валентина. И поможет нам в этом древнерусская «Повесть о святых Петре и Февронии Муромских».
III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

1. Тест-контроль (см. в Приложении 1).

Учитель. На прошлом уроке мы говорили об исторической основе повести. Вы делились впечатлениями о прочитанном, кратко коснулись содержания произведения, а сейчас проверим, насколько хорошо вы его знаете.

Тест-контроль подготовила Женя. На листочках рядом с номером предложения поставьте «+», если оно содержит правильную информацию, «–», если она ошибочная.

После выполнения – самопроверка учащимися. Выставляется рейтинговая отметка.
2. Словарная работа.

Учитель. В каком веке происходили события повести?

Ученик. В XII – начале XIII веках.

Учитель. Кем и когда была написана повесть?

Ученик. Повесть была написана в XVI веке талантливым русским писателем Ермолаем – Еразмом.

Учитель. Текст написан очень давно, поэтому нам необходим словарь урока (см. в Приложении 2). Юля дома поработала с толковым словарем и сегодня углубит ваше представление о лексическом значении отдельных устаревших слов.

3. Инсценировка «Слуга Петра у Февронии».
Учитель. Ребята, как вы думаете, почему слуга не может ничего понять в словах дочери древолаза?

Ученик. Свои ответы- загадки она через него как бы адресует кому-то другому, сам слуга до них еще не дорос умом.

Учитель. Как вы думаете, какую роль в данной сцене играет заяц?

Ученик. Он создавал шум, чтобы Феврония не устала от монотонной работы.
4. Задание «Волшебная шкатулка».

Учитель. Предметы, лежащие в ней, помогут нам ответить на вопрос: какую проверку на мудрость устроил князь Петр Февронии?

Учитель показывает предметы (пучок льна, чурочка), а учащиеся объясняют их назначение.
5. Анализ повести.

Вопросы для беседы.
Учитель. Сдержал ли князь свое слово? Удалось ли ему исцелиться.

Ученик. Ради временной выгоды готов совершить грех – обмануть. Но болезнь все же привела его к смирению. Он исцелил не только свой физический недуг, но и душу.

Учитель. Предвидение Февронии сбылось, теперь Петр и Феврония стали княжить. Какое испытание пришлось пройти княгине?

Ученик. Испытание связано с коварством людей – завистью, злобой. И снова мудрость Февронии, уважение и любовь к супругу оказались выше наветов и злобы бояр.

Слово учителя. В нашей шкатулке остался еще один предмет – иголка с золотой нитью. Объясните его роль в повести.

Ученик. Не закончив до конца свою работу, она бросает ее, выбрав, как главное, супружескую верность, верность своему слову, данному мужу.

Учитель. Как думаете, герои любят друг друга? Почему вы так решили?

Ученик. Да, любят. Они уважают друг друга, переживают.

Слово учителя. Обычно «Повесть о Петре и Февронии Муромских» называют повестью о любви, но мы ни разу не встретили это слово, чтобы оно было сказано героями по отношению друг к другу. Слово «люблю» не звучало в устах героев. В данной повести любовь не просто слово, а еще и определенная традиция. Венчанные муж и жена на Руси – это единое целое. Любовь Февронии – жертвенная любовь, любовь к ближнему своему, ради его спасения.
6. Составление таблицы «Черты сказки и жития в повести».
- Дома вы должны были найти в произведении признаки сказки и черты жития. Результат работы оформим в таблице (на доске).

Признаки сказки

Черты жития

1. Сказочный зачин.

2. История о мудрой деве.

3. Сказочный герой – змей-искуситель.

4. Волшебные вещи: агриков меч.

5. Загадки.

6. Задания – испытания.

7. В языке повести – постоянные эпитеты («лукавый змей», «мудрая дева»).

8. Добро побеждает зло.

1. Автор создает идеальные образы.

2. Восхваляющие эпитеты (Петр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная).

3. Любовь к Богу.

4. Чудеса, которые творит герой.

5. Необычная смерть и посмертные чудеса.


- Для создания образов Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, жития.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Учитель. Вернемся к вопросу, заданному в начале урока, действительно ли жизнь Петра и Февронии ярче и ближе для нас, русских людей, чем история Святого Валентина?

Ученики делятся своими размышлениями по поводу данного вопроса.

Учитель обращает внимание на иллюстрацию иконы святых Петра и Февронии.

Слово учителя. Мощи святых до сих пор хранятся в одном из храмов города Мурома. К ним съезжаются верующие со всех уголков России, чтобы попросить у святых благословления на счастливую семейную жизнь. Верующие не презентуют друг другу открытки и шоколадные сердца, зато искренняя молитва святым Петру и Февронии способна подарить встречу с долгожданным избранником и лад в семейных отношениях.

Мы, ребята, должны помнить, что 8 июля – православный день влюбленных.

V. ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Подумать над вопросом:

  1. Соответствует ли заключительная часть «Повести» житийным повестям?

  2. Какие жизненные ценности утверждаются в ней.


Приложение 1



(+) 1. Змей поведал о своей смерти жене Павла.

(–) 2. Петр убил лукавого змия топором.

(+) 3. От крови змия тело Петра покрылось струпьями и открылись

язвы.

(–) 4. Феврония была из села Майского. (из Лаского.)

(–) 5. Брат Февронии был скалолазом.

(+) 6. Феврония нарочно сказала Петру не мазать мазью один

струп, чтобы проверить его.

(–) 7. Петр с первого раза взял Февронию в жены.

(+) 8. В Муроме бояре и их жены невзлюбили Февронию.

(+) 9. Петр и Феврония заранее заказали себе гроб.

(+) 10. Их причислили к лику святых.

(+) 11. У них не было детей.

(+) 12. Феврония вышивала для соборного храма Богородицы

воздух с ликами святых.

(–) 13. Души Петра и Февронии отошли в разное время.

(+) 14. Сразу после смерти их положили в разные гробы.

(+) 15. После смерти их пытались разлучить два раза.

Приложение 2



Отрок

струп

обиняк

навет сирый

преставится

просвещение

праведный

благочестие

ладан

фимиам

инок

канонизировать
В ходе словарной работы ученица дает лексическое толкование каждому слову.