Главная страница

Программа «от рождения до школы»


Скачать 163.74 Kb.
Название Программа «от рождения до школы»
Дата 10.02.2016
Размер 163.74 Kb.
Тип Программа

Реализуемые образовательные программы
Образовательная деятельность МДОАУ № 95 осуществляется на основе примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), 2010г.

http://ds23ishim.ru/sites/default/files/pages/foto/ot_rozhdeniya_do_shkoly.jpg

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее - Программа) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе—развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).

Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели Программы -создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Парциальные программы, реализуемые в МДОАУ № 95 по 10 образовательным областям:
Направление развития ребенка: физическое

Образовательная область: «Физическая культура»
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Задачи:

  • развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация);

  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

  • накопление и обогащение двигательного опыта детей в водной среде.



Программно-методическое обеспечение образовательной области: «Физическая культура»:

  1. «Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 3-4 года \

  2. Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.-Просвещение, 2004.

  3. «Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет \

  4. Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.-Просвещение, 2004.

  5. «Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет \

  6. Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.-Просвещение, 2004.

  7. «Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет \

  8. Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.-Просвещение, 2004.

  9. Программа «Здравствуй» Автор М.Л.Лазарев, « Академия здоровья», М.; 1997

  10. «Физкультурные занятия в детском саду» Л.И. Пензулаева.- М.:Мозаика – Синтез, 2009;

  11. «Физическое воспитание в детском саду» Э.Я. Степанкова - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  12. «Двигательная активность ребенка в детском саду» / М.А. Рунова. – М.:Мозаика-синтез, 2000.

  13. «Ознакомление с природой через движение» / М.А. Рунова, А.В. Бутилова. М.: Мозаика-синтез, 2006.

  14. «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения» Т.С. Овчинникова– С-Пб.: Каро, 2006.

  15. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики – М.: Детство-пресс, 2008


Образовательная область: «Здоровье»

Цель: охрана здоровья детей и формирование основ культуры здоровья.

Задачи:


  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • воспитание культурно-гигиенических навыков;

  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.



Программно-методическое обеспечение образовательной области «Здоровье»:


  1. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» Новикова И.М. - М.: Мозаика-Синтез, 2009;

  2. «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет». Пензулаева Л.И.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  3. «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях» / Т.Л. Богина. – М.: Мозаика-синтез, 2006.

  4. Соколова Н.Г. Плавание и здоровье малыша. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2007.

  5. Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники. – М.: Скрипторий 2003, 2008.

  6. Здоровичок. Система оздоровления дошкольников. Авт.-сост. Т.С. Никонорова, Е.М. Сергиенко – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.

  7. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей – СПб.: Речь, 2007.

  8. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  9. Картушина М.Ю. Праздники для детей 6 – 7 лет. Сценарии для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

  10. Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 4 – 5 лет. Сценарии для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера. 2009.

  11. Шорыгина Т.А. Беседа о здоровье. Методические пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  12. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в детском саду. – Москва, 2006.

  13. Севенюк С. А., Лыгдэнова О.С., Величко Ю.В. Формирование культуры здорового образа жизни ребенка-дошкольника. – МДОУ № 108 г. о. Самара - Самара, 2009.



Направление развития ребенка: социально-личностное

Образовательная область: «Безопасность»

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира); формирование представлений об основных источниках опасности на улице и способы безопасного поведения.
Задачи:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

  • передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.


Программно-методическое обеспечение образовательной области «Безопасность»:


  1. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.

  2. «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста» / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

  3. ОБЖ. Средняя группа. Занимательные материалы. – Изд. 2-е переработанное. Автор-сост. Л.Б. Поддубная – Волгоград: ИТД «Корифей».

  4. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей – 5 – 8 лет – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

  5. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок. Авт. - сост. О.В. Калашникова – Волгоград: Учитель, 2005.

  6. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей – М.: Книголюб, 2005.

  7. Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. – Изд-во Скрипторий 2003, 2005.

  8. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младших школьников. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. Под общ.редак. В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий

  9. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. Сост. Н.А. Извенова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н., А.Н. Федотова, под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Мамошкина – М.: ТЦ Сфера, 2005. Рим, 2006.

  10. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности – М.: ТЦ Сфера, 2009.



Образовательная область: «Социализация»
Цель: освоение детьми первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений; развитие гендерного подходов социализации детей дошкольного возраста.
Задачи:

  • развитие игровой деятельности детей;

  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

  • приобщение детей к истокам русской народной культуры


Программно - методическое обеспечение образовательной области «Социализация»:


  1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханёва, СПб.: Детство – Пресс, 2000;

  2. «Игровая деятельность в детском саду» Н.Ф. Губанова. - М.:Мозаика – Синтез, 2006;

  3. «Нравственное воспитание в детском саду» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник.- М.:Мозаика – Синтез, 2006;

  4. «Этические беседы с детьми 4-7 лет» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник.- М.:Мозаика – Синтез, 2006.

  5. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников – М.: ИГЛ, 2005.

  6. День победы! Сценарии праздников в детском саду, посвященных 9 мая/ Т.А. Шорыгина – М.: Издательство Гном и Д, 2005.

  7. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  8. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5 – 7 лет «Свет Руси»: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – М.: АРКТИ, 2004.


Образовательная область: «Труд»
Цель: формирование положительного отношения к труду.

Задачи:

  • развитие трудовой деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;


Программно-методическое обеспечение образовательной области «Труд»:

  1. «Трудовое воспитание в детском саду» Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. — М.; Мозаика-Синтез, 2005;

  2. «Конструирование и ручной труд в детском саду» Куцакова Л. В. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  3. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» - М.: Мозаика-Синтез, 2007.


Направление развития ребенка: познавательно-речевое

Образовательная область «Познание»
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей.

Задачи:

  • сенсорное развитие;

  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

  • формирование элементарных математических представлении;

  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.


Программно-методическое обеспечение образовательной области «Познание»

  1. «Занятия по конструированию из строительного материала» Л.В. Куцакова - М.: Мозаика-Синтез, 2008;

  2. «Математика в детском саду» В. П. Новикова М., Мозаика - синтез, 2000.

  3. «Юный эколог» С. Н. Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 2002.

  4. «Познавательное развитие детей 4-5 лет» Гризик Т. – М., 1997.

  5. Экологические проекты в детском саду/ О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2011.

  6. Задачки для маленьких дачников. Развитие речи, математика, логика/ И.А. Кравченко; худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2006.

  7. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005.

  8. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, гувернёров, родителей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005.

  9. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005.

  10. Транспорт. Какой он? Пособие для воспитателей, гувернёров, родителей. – 2-е изд., испр. - М.: Издательство «Гном и Д», 2005.

  11. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип./ авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008.

  12. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.

  13. Экология. Нестандартные занятия. Старшая группа./ Автор-сост. Т.В. Иванова – Волгоград: ИТД «Корифей

  14. Зенина Т.Н. Циклы наблюдений за объектами природы. Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.

  15. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания./ А. Лопатина, М. Скребцова. – М.: Амрита, 2010.

  16. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2011.

  17. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа./авт.-сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.

  18. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие./ Под ред. Г.М. Кисилёвой, Л.И. Понамарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

  19. Блинова Г.М. Посновательное развитие детей 5 -7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

  20. Посвянская Н.П. Планета Земля. Занятия с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2000», 2005.

  21. Скорлупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

  22. Скорлупова О.А. Большое космическое путешествие. Игровая неделя в ДОУ. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

  23. Шорыгина Т.А. О космосе. – М.: Книголюб, 2005.


Образовательная область «Коммуникация»
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.


Программно-методическое обеспечение образовательной области «Коммуникация»

  1. «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников» Максаков А. И. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  2. «Развитие речи в детском саду» В.В. Гербова — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  3. «Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада»Арушанова А.Г. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

  4. «Игры и игровые упражнения для развития речи» под ред. В.В. Гербовой .- 2 изд.. испр. – М.: Просвещение,1988.

  5. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом» Тумакова Г.А. М.: Просвещение, 1991.

  6. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (старшая группа). – М.: ВАКО, 2005.

  7. Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Методическое пособие. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.

  8. Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. Развитие связной речи по теме «Лето» у детей 5 -7 лет. Сценарии игр и развлечений в летний период. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.

  9. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.

  10. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  11. Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005.


Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Цель: формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Задачи:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

  • развитие литературной речи;

  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.


Программно- методическое обеспечение образовательной области «Чтение художественной литературы»


  1. «Писатели мира детям» Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1991;

  2. «Расскажи мне сказку…» Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1993;

  3. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Л.М. Гурович, Л.Б. береговая – М.: Просвещение, 1990.

  4. «Приобщение детей к художественной литературе» Гербова В.В. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.


Направление развития ребенка: художественно-эстетическое

Образовательная область: «Художественное творчество»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении.

Задачи:


  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

  • развитие детского творчества;

  • приобщение к изобразительному искусству мира.


Программно-методическое обеспечение образовательной области «Художественное творчество»

  1. «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова - М.: Мозаика-Синтез, 2007;

  2. «Народное искусство в воспитании детей» / под ред. Т.С. Комарова - М.: Мозаика-Синтез, 2007;

  3. «Коллективное творчество дошкольников» Т.С. Комарова, А.И. Савинков – М.: 2005.

  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз-Дидактика», 2008.

  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «Карапуз-Дидактика», 2008.

  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «Карапуз-Дидактика», 2008.

  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. – М.: «Карапуз-Дидактика», 2008


Образовательная область: «Музыка»

Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи:

  • развитие музыкально-художественной деятельности;

  • приобщение к музыкальному искусству.

Программно- методическое обеспечение образовательной области «Музыка»

  1. «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова – Сфера: 2009;

  2. «Веселые песенки для малышей» Е. Гомонова - Академия Холдинг, 2000;

  3. «Праздники и развлечения в детском саду» М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова- М.: Мозаика-Синтез, 2005.