Главная страница

«Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»


Скачать 56.47 Kb.
Название «Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»
Дата 23.03.2016
Размер 56.47 Kb.
Тип Документы

« Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»

В воспитании и развитии ребёнка-дошкольника ведущая роль принадлежит игре. Это утверждение давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Спросите любого воспитателя, и большинство ответит, что в игре ребёнок осваивает действительность, получает определённые знания и навыки. Педагог назовёт множество задач, решаемых с помощью игры.

Но в последние годы игра в детских садах стала носить прикладной, обучающий характер, постепенно утрачивая свою значимость как вид творческой деятельности. Этому есть несколько причин.

Во-первых, как уже было сказано, игра стала средством обучения. Во-вторых, большинство современных семей имеют по одному ребёнку, что не способствует передаче игрового опыта от поколения к поколению - с одной стороны, и развитию коммуникабельности дошкольника - с другой. В-третьих, в настоящее время практически исчезли игрушки, дающие простор детскому воображению. Строгое зонирование игрового пространства групповых комнат лишает ребёнка свободного проявления творческих способностей.

Еще одной существенной причиной является неумение педагогов играть вместе с ребёнком. И, наконец, последнее - снижение интереса к творческой игре у детей объясняется отчасти стремлением педагогов детских садов выполнить «социальный заказ» родителей. В результате больше времени уделяется обучению, а не самостоятельной творческой игре, проецирующей дальнейшую успешность ребёнка в жизни.

Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему игры и организацию игровой деятельности детей дошкольного возраста. В концепции дошкольного воспитания игра понимается как своеобразная деятельность детей, в которой они свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом. Сегодня личностно-ориентированная модель образования предполагает создание игрового пространства с целью познания ребёнком ценностей культуры, воспитания эмоций и чувств, красоты, добра в процессе сопереживания и сопричастности к тому, что является объектом учения.

Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия. Но возможным это может быть только в случае сохранения за игрой позиции ведущей деятельности детей дошкольного возраста, ведь именно в игре происходят становление ребёнка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Для развития игровой деятельности в свою очередь необходимы определённые условия. Прежде всего это относится к месту игры. Все помещения нашего детского сада приспособлены или подготавливаются в момент пребывания там детей к реализации их потребности в игре. Игрушки, игровое оборудование, предметы-заместители позволяют использовать каждый момент времени для игры, игровой ситуации.

Право ребёнка на игру предоставляется не только в специально отведённое в режиме дня время, но и в процессе любой деятельности в течение дня. Возможность использования места и времени для игры обеспечивается за счет создания эффективно продуманной игровой предметно-развивающей среды.

К формированию предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения предъявляются определённые требования, указывающие на то, что необходимо планировать не саму игру, а условия её организации и проведения. В настоящее время в детских садах получили распространение разнообразные тематические уголки. Они оформлены и насыщены игрушками так, что это подсказывает детям сюжет игры и способы его реализации. По зачастую тематические игровые зоны в различных возрастных группах мало отличаются по своему содержанию и игровым возможностям. Стабильная пространственная локализация уголков, их тематическая пестрота и разностильность оформления мешают детскому воображению выйти за рамки заданной темы.

Игровое оборудование, мебель являются ключевыми для организации игрового пространства. В связи с этим в игровых зонах должны быть представлены как относительно мелкие предметы, игрушки, так и множество разных по размеру коробок, модулей, бросового материала и др.

Современные формы обучения, используемые в детском саду для игры, часто имеют обратную сторону. Они ограничивают двигательную активность детей. В игре же должно быть всё наоборот. Если заменить игровые уголки соответствующим оборудованием, которое ребята под руководством воспитателя смогут переносить или комбинировать, создавая предметную опору, то это значительно повысит их двигательную активность.

Наличие бросового материала, позволяющего дошкольникам использовать в играх вместо игрушек и атрибутов предметы-заместители, является общим требованием для всех технологий развития игры. Постоянно побуждая детей к их использованию, педагог прежде всего способствует развитию воображения, памяти, что является очень важным в развитии игровой деятельности.

В процессе игры воспитатель может подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заместители легко преобразовать. Например, цветную бумагу можно разорвать на мелкие кусочки (приготовить «салат»), смять, свернуть в трубочку, нарисовать на ней узор (сделать «ковёр»). Каждая такая игрушка ценна тем, что её делает сам ребёнок. Хорошо, если в каждой группе будет, например, сундучок, а в нём - различные коробочки, лоскутики, палочки, ленты, кусочки меха и другой материал, который может пригодиться в игре. Важно, чтобы игрушка-заместитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или каким-то типичным свойством, характерной деталью. Например, палочка - градусник, нож, ложка; кружок - миска, крышка.

Таким образом, используя предметы-заместители, дети выходят за пределы традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности.

Роль взрослого в самостоятельных играх старших дошкольников специфична, С одной стороны, он внимательно и тактично наблюдает за играющими детьми, поддерживает их самостоятельную игру, если она имеет определённую воспитательную или развивающую ценность. С другой - педагог аккуратно направляет замысел и действия детей, используя в основном косвенные приёмы руководства. Педагог может гибко влиять на развитие сюжета, усложнение способов отражения действительности и при этом выступает как равноправный партнёр, корректируя ролевые отношения и незаметно видоизменяя среду.

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре решается центральная проблема всего детства - поиск своего места среди взрослых людей. Игра зависит от игрового опыта ребёнка-дошкольника. В настоящее время мы сталкиваемся с тем, что дети привыкли делать всё под руководством взрослого или с оглядкой на него. Если у вас в группах происходит такое и дети самостоятельно не играют, надо:

- изменить отношение к игре, поставив её выше других видов деятельности;

- чаще играть с детьми, демонстрируя образцы ролей и сюжетов;

- стараться облегчить трудности ребёнка в общении;

- обжить пространство для игры, используя предметы-заместители.

Для обеспечения полноценной игровой деятельности детей необходимо также продуманное руководство педагогов, которое включает в себя, прежде всего полноценное планирование.

Компетентное руководство игровой деятельностью предполагает систему комплексного руководства как собственно игровой деятельностью, так и включенных в процесс специальных занятий по всем методикам игр и игровых упражнений, использование разнообразных приёмов руководства творческими играми.

И, наконец, важнейшим условием полноценного разностороннего развития ребёнка является единство требований и подходов к организации игровой деятельности со стороны дошкольного учреждения и семьи. Для этого в детском саду организуется постоянная работа с родителями, включающая в себя как просвещение, так и обучение навыкам управления игровой деятельностью детей в семье на основе определённых принципов: приобретать игрушки разных видов; играть вместе с детьми; обогащать впечатления детей; собирать вместе с ребёнком материал, заменяющий игрушки; продумывать полезность игрушки.

Комплексное руководство игровой деятельностью подразумевает планомерное обогащение опыта и впечатлений детей в быту, на занятиях, прогулках, с помощью книг, экскурсий и др.; создание развивающей предметно-игровой среды с помощью реальных предметов, игрушек, атрибутов, игрового оборудования, предметов-заместителей; проведение обучающих игр, направленных на закрепление и совершенствование предметных и речевых способов решения задач; взаимодействие ребёнка со взрослыми во время игрового процесса (в ролевой ситуации, при обыгрывании действий). Если ребёнок увлеченно и подолгу играет, значит результат достигнут: малыш развивается правильно. Таким образом, реализовать право ребёнка на игру как ведущую деятельность, в процессе которой происходит его психическое и физическое развитие, воспитание разносторонней социальной личности возможно при обязательном создании всех названных условий.