|
Программа обучения по курсу «Художественная обработка материалов»
МБОУ «СОШ № 9»
Программа обучения по курсу
« Художественная обработка материалов»
Разработала и оформила
учитель технологии
Киричинская О.Ф.
Троицк 2011 год
Пояснительная записка
Эстетическое воспитание средствами искусства – это шаг в нескончаемом стремлении человека к познанию прекрасного. Подростковому возрасту характерен повышенный интерес к окружающему миру. Подросток, входящий в мир искусства, остро чувствует уродливое и безобразное, доброе и хорошее.
Известно, что мастерство в художественной деятельности проявляется в двух одинаково важных аспектах: художественном и технологическом. Есть основание говорить об освоении не просто технологий, а художественных технологий, органично сочетающих в себе художественно – эстетические и технико-технологические аспекты, и о приобретении в результате обучения художественно – технологических умений.
Организация творческой декоративно – художественной деятельности детей - одно из условий успешности формирования их технологической культуры
Отличительной особенностью курса является изучение декоративно – прикладного творчества. Используемые разделы и темы позволят образно, эстетически воспринимать произведения искусства, окружающую действительность, будут способствовать развитию художественно – образного мышления и творческой деятельности.
Природа декоративно – прикладного искусства корнями связана с народным искусством, которая соединяет в себе две важные функции: практическую и художественную, это вид искусства, произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно -эстетическими свойствами, но в тоже время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначены для украшения. ДПИ – один из самых древних видов искусства, оно живет вокруг нас в одежде, тканях, в посуде, в архитектурных сооружениях.
Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в семье и в дошкольных учреждениях, продолжается в школе, как на уроках технологии, так и на занятиях декоративно - прикладного творчества.
На уроках учащиеся знакомятся с народно – художественными промыслами, учатся понимать язык искусства, видеть идейное, художественное совершенство, расширять свой кругозор, учатся применять полученные знания и умения на практике. Знакомятся с историей мирового декоративно – прикладного искусства, овладевают принципами проектирования изделий.
Данная программа будет реализована в системе основного образования.
В содержании предмета «Технология» можно выделить 10 основных разделов. Один из них «Художественная обработка материалов». С видами художественной обработки материалов уч-ся начинают знакомство с 5 – го класса, и продолжают до 11 класса. Учебный план отводит на изучения данного раздела от 6 до 14 часов.
Программа предлагает по сложности задания, ориентированные на подростковый возраст, предусматривается теоретическая и практическая работа, в зависимости от поставленных задач, на занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические; чаще всего они сочетаются. При планировании занятий учтены особенности детей, степень их подготовленности, уровень имеющихся знаний, умений и навыков, поэтому используются разноуровневые задания, применяется индивидуальный подход к обучению. Во всех случаях выполнение заданий способствует познавательной активности учащихся, усиливает их эстетическую восприимчивость, развивает их художественный вкус и творческие способности.
Программа предусматривает следующие разделы:
Декоративное вышивание
Нитяная графика
Аппликация из природных материалов
Цель программы:
Формирование у учащихся художественной культуры и интереса к традициям народного и декоративного творчества.
Задачи:
Развитие эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства.
Формирование и совершенствование практических умений и навыков художественно – творческой деятельности
Воспитание художественного вкуса
Календарно – тематическое планирование
№
|
Раздел
|
Кол-во часов
|
|
Декоративное вышивание
|
14ч
|
1
|
Введение.Т.Б. История техники. Материалы и инструменты.
|
2 ч
|
2
|
Выполнение образцов декоративных швов
|
2 ч
|
3
|
Подготовка схем эскизов, Подготовка материалов
|
2 ч
|
4
|
Вышивание декоративных панно
|
4 ч
|
5
|
Оформление изделий
|
2 ч
|
№
|
Раздел
|
Кол-во часов
|
|
Нитяная графика
|
14 ч
|
1
|
Введение.Т.Б. История техники. Материалы и инструменты. Заполнение угла
|
2 ч
|
2
|
Заполнение окружности
|
2
|
3
|
Выполнение фигурных элементов
|
2
|
4
|
Подготовка схем эскизов, Подготовка материалов
|
2
|
5
|
Выполнение композиций
|
4
|
6
|
Оформление изделий
|
2
|
№
|
Раздел
|
Кол-во часов
|
|
Аппликация из природного материала
|
14 ч
|
1
|
Введение.Т.Б. История техники. Материалы и инструменты. Выполнение образцов.
|
2
|
2
|
Подготовка эскизов, рисунков, материалов
|
2
|
3
|
Выполнение основных элементов
|
2
|
4
|
Выполнение второстепенных элементов
|
2
|
5
|
Подготовка фона. Сборка деталей на фоне.
|
2
|
6
|
Составление и оформление композиций
|
2
|
7
|
Оформление изделий
|
2
|
Содержание программы
Программа предусматривает изучение различных техник, совершенствование практических умений, навыков в обработке различных материалов. Уч-ся изучают основы композиции, цветоведение, технологию художественной обработки материалов.
На основе принципа обработки материалов складывается система построения формы. Как известно, в основе создания изделий лежит художественный образ. Органическая связь интерьера с украшениями, единство декоративной и утилитарной функции, ансамблевость изделий, чувство материала – обязательные условия для создания подлинно художественных произведений.
По каждому из разделов следует проводить художествено-содержательный анализ: как форма изделия, декор, техника исполнения согласуется с материалом и его назначением. На уроках уч-ся предлагается выполнение творческих работ, то есть по своему замыслу и по готовому образцу
Так, проектирование сюжетных композиций, должно вестись в единстве с целостным решением художественного изделия, что помогает развить у уч-ся чувство четкого понимания композиционных законов построения форм и декора.
В процессе изготовления художественных изделий следует обращать внимание на то, чтобы выполняемые изделия имели определенную художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечали эстетическим требованиям.
Разработанный курс является составной частью образовательной программы по «Технологии», способствует развитию творческих способностей.
Раздел 1
Декоративное вышивание
История развития вышивки. Демонстрация образцов. Анализ готовых изделий. Основные сведения о композиции, цвете, пропорциях. Материалы и инструменты для вышивания. Виды швов. Правила вышивания по контуру, по схеме. Применение и использование. Т.Б.
Практическая работа: выполнение образцов декоративных швов. Вышивание работ по схемам или по собственному проекту.
Уч – ся должны знать:
Виды декоративно – прикладного искусства.
Виды вышивания
Уч – ся должны уметь:
Подобрать материалы для вышивки
Выполнять декоративные швы
Эстетично оформлять изделия
Объекты труда:
Сувениры, салфетки, декоративные панно.
Творческие задания:
Разработка рисунков, схем по своему замыслу
Раздел 2
Нитяная графика
История возникновения изонити. Основы техники Демонстрация образцов. Анализ готовых изделий. Основные сведения о композиции, цвете, пропорциях. Материалы и инструменты. Правила заполнения угла, окружности, художественных элементов. Применение и использование. Т.Б.
Практическая работа:
Изготовление композиций по готовому образцу или по собственному проекту.
Уч – ся должны знать
Знать основные приемы выполнения изонити
Уч – ся должны уметь:
Выполнять элементы изучаемой техники
Составлять композиции.
Эстетично оформлять готовые изделия
Объекты труда:
Сувениры, декоративные панно
Творческие задания:
Разработка рисунков, схем по своему замыслу
.
Раздел 3
Аппликация из природных материалов
Основные сведения о аппликации. Виды и применение аппликации в оформлении интерьера помещения. Виды материалов, используемых для аппликации. Технологические и физико-механические свойства бересты и соломки. Основные приемы аппликации. Основные сведения о композиции, цвете, пропорциях. Т.Б
Практическая работа:
Изготовление открыток, декоративных панно.
Уч – ся должны знать:
Основные приемы выполнения аппликации
Правила техники безопасности.
Уч – ся должны уметь:
Выполнять плоскую и объемную аппликацию
Составлять композиции в соответствии с правилами
Эстетично оформлять изделия
Объекты труда:
Сувениры, декоративные панно
Творческие задания:
Разработка изделий по своему замыслу
.
Используемая литература
Барадулина В.А. Основы художественного ремесла. М., Просвещение 1998г
Белякова А.В. Игрушки из природного материала. М., АСТ – 2008г
Гусакова О.В. Аппликация. М., Просвещение 1992г
Молотобарова О.С. Художественная вышивка. М. «Просвещение», 19996г
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство М., Просвещение 1998г
|
|
|