Главная страница

Программа обучения по курсу «Художественная обработка материалов»


Скачать 103.85 Kb.
Название Программа обучения по курсу «Художественная обработка материалов»
Киричинская О.Ф
Дата 11.03.2016
Размер 103.85 Kb.
Тип Программа

МБОУ «СОШ № 9»

Программа обучения по курсу

« Художественная обработка материалов»

Разработала и оформила

учитель технологии

Киричинская О.Ф.

Троицк 2011 год
Пояснительная записка
Эстетическое воспитание средствами искусства – это шаг в нескончаемом стремлении человека к познанию прекрасного. Подростковому возрасту характерен повышенный интерес к окружающему миру. Подросток, входящий в мир искусства, остро чувствует уродливое и безобразное, доброе и хорошее.

Известно, что мастерство в художественной деятельности проявляется в двух одинаково важных аспектах: художественном и технологическом. Есть основание говорить об освоении не просто технологий, а художественных технологий, органично сочетающих в себе художественно – эстетические и технико-технологические аспекты, и о приобретении в результате обучения художественно – технологических умений.

Организация творческой декоративно – художественной деятельности детей - одно из условий успешности формирования их технологической культуры

Отличительной особенностью курса является изучение декоративно – прикладного творчества. Используемые разделы и темы позволят образно, эстетически воспринимать произведения искусства, окружающую действительность, будут способствовать развитию художественно – образного мышления и творческой деятельности.

Природа декоративно – прикладного искусства корнями связана с народным искусством, которая соединяет в себе две важные функции: практическую и художественную, это вид искусства, произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно -эстетическими свойствами, но в тоже время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначены для украшения. ДПИ – один из самых древних видов искусства, оно живет вокруг нас в одежде, тканях, в посуде, в архитектурных сооружениях.

Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в семье и в дошкольных учреждениях, продолжается в школе, как на уроках технологии, так и на занятиях декоративно - прикладного творчества.

На уроках учащиеся знакомятся с народно – художественными промыслами, учатся понимать язык искусства, видеть идейное, художественное совершенство, расширять свой кругозор, учатся применять полученные знания и умения на практике. Знакомятся с историей мирового декоративно – прикладного искусства, овладевают принципами проектирования изделий.

Данная программа будет реализована в системе основного образования.

В содержании предмета «Технология» можно выделить 10 основных разделов. Один из них «Художественная обработка материалов». С видами художественной обработки материалов уч-ся начинают знакомство с 5 – го класса, и продолжают до 11 класса. Учебный план отводит на изучения данного раздела от 6 до 14 часов.

Программа предлагает по сложности задания, ориентированные на подростковый возраст, предусматривается теоретическая и практическая работа, в зависимости от поставленных задач, на занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические; чаще всего они сочетаются. При планировании занятий учтены особенности детей, степень их подготовленности, уровень имеющихся знаний, умений и навыков, поэтому используются разноуровневые задания, применяется индивидуальный подход к обучению. Во всех случаях выполнение заданий способствует познавательной активности учащихся, усиливает их эстетическую восприимчивость, развивает их художественный вкус и творческие способности.
Программа предусматривает следующие разделы:


  • Декоративное вышивание

  • Нитяная графика

  • Аппликация из природных материалов



Цель программы:

Формирование у учащихся художественной культуры и интереса к традициям народного и декоративного творчества.
Задачи:

Развитие эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства.

Формирование и совершенствование практических умений и навыков художественно – творческой деятельности

Воспитание художественного вкуса

Календарно – тематическое планирование






Раздел


Кол-во часов




Декоративное вышивание



14ч


1


Введение.Т.Б. История техники. Материалы и инструменты.


2 ч


2


Выполнение образцов декоративных швов


2 ч


3


Подготовка схем эскизов, Подготовка материалов


2 ч


4


Вышивание декоративных панно


4 ч


5


Оформление изделий


2 ч







Раздел


Кол-во часов





Нитяная графика



14 ч


1


Введение.Т.Б. История техники. Материалы и инструменты. Заполнение угла


2 ч


2


Заполнение окружности


2


3


Выполнение фигурных элементов


2


4


Подготовка схем эскизов, Подготовка материалов


2


5


Выполнение композиций


4


6


Оформление изделий


2







Раздел


Кол-во часов




Аппликация из природного материала



14 ч


1

Введение.Т.Б. История техники. Материалы и инструменты. Выполнение образцов.


2


2


Подготовка эскизов, рисунков, материалов


2


3


Выполнение основных элементов


2


4


Выполнение второстепенных элементов


2


5


Подготовка фона. Сборка деталей на фоне.


2


6


Составление и оформление композиций


2


7


Оформление изделий


2


Содержание программы
Программа предусматривает изучение различных техник, совершенствование практических умений, навыков в обработке различных материалов. Уч-ся изучают основы композиции, цветоведение, технологию художественной обработки материалов.

На основе принципа обработки материалов складывается система построения формы. Как известно, в основе создания изделий лежит художественный образ. Органическая связь интерьера с украшениями, единство декоративной и утилитарной функции, ансамблевость изделий, чувство материала – обязательные условия для создания подлинно художественных произведений.

По каждому из разделов следует проводить художествено-содержательный анализ: как форма изделия, декор, техника исполнения согласуется с материалом и его назначением. На уроках уч-ся предлагается выполнение творческих работ, то есть по своему замыслу и по готовому образцу

Так, проектирование сюжетных композиций, должно вестись в единстве с целостным решением художественного изделия, что помогает развить у уч-ся чувство четкого понимания композиционных законов построения форм и декора.

В процессе изготовления художественных изделий следует обращать внимание на то, чтобы выполняемые изделия имели определенную художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечали эстетическим требованиям.

Разработанный курс является составной частью образовательной программы по «Технологии», способствует развитию творческих способностей.
Раздел 1

Декоративное вышивание

История развития вышивки. Демонстрация образцов. Анализ готовых изделий. Основные сведения о композиции, цвете, пропорциях. Материалы и инструменты для вышивания. Виды швов. Правила вышивания по контуру, по схеме. Применение и использование. Т.Б.
Практическая работа: выполнение образцов декоративных швов. Вышивание работ по схемам или по собственному проекту.
Уч – ся должны знать:

Виды декоративно – прикладного искусства.

Виды вышивания
Уч – ся должны уметь:

Подобрать материалы для вышивки

Выполнять декоративные швы

Эстетично оформлять изделия
Объекты труда:

Сувениры, салфетки, декоративные панно.
Творческие задания:

Разработка рисунков, схем по своему замыслу

Раздел 2
Нитяная графика

История возникновения изонити. Основы техники Демонстрация образцов. Анализ готовых изделий. Основные сведения о композиции, цвете, пропорциях. Материалы и инструменты. Правила заполнения угла, окружности, художественных элементов. Применение и использование. Т.Б.
Практическая работа:

Изготовление композиций по готовому образцу или по собственному проекту.
Уч – ся должны знать

Знать основные приемы выполнения изонити
Уч – ся должны уметь:

Выполнять элементы изучаемой техники

Составлять композиции.

Эстетично оформлять готовые изделия

Объекты труда:

Сувениры, декоративные панно
Творческие задания:

Разработка рисунков, схем по своему замыслу

.
Раздел 3

Аппликация из природных материалов

Основные сведения о аппликации. Виды и применение аппликации в оформлении интерьера помещения. Виды материалов, используемых для аппликации. Технологические и физико-механические свойства бересты и соломки. Основные приемы аппликации. Основные сведения о композиции, цвете, пропорциях. Т.Б
Практическая работа:

Изготовление открыток, декоративных панно.
Уч – ся должны знать:

Основные приемы выполнения аппликации

Правила техники безопасности.
Уч – ся должны уметь:

Выполнять плоскую и объемную аппликацию

Составлять композиции в соответствии с правилами

Эстетично оформлять изделия
Объекты труда:

Сувениры, декоративные панно
Творческие задания:

Разработка изделий по своему замыслу

.

Используемая литература
Барадулина В.А. Основы художественного ремесла. М., Просвещение 1998г

Белякова А.В. Игрушки из природного материала. М., АСТ – 2008г

Гусакова О.В. Аппликация. М., Просвещение 1992г

Молотобарова О.С. Художественная вышивка. М. «Просвещение», 19996г

Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство М., Просвещение 1998г