|
Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование уроков грамматики для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) на 2011-2012 учебный год разработано на основе базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденного приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении планов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии (I-VIII вида), регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ростовской области и в соответствии с действующими санитарными правилами СанПин 2.4.2 1178-02, утвержденными Постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 г. №44.
Программа составлена на основе программы по русскому языку 5-9 классов специальной общеобразовательной школы для детей с задержкой психического развития и классов коррекционно-развивающего обучения.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Планирование уроков составлено с учетом решения двух основных задач:
-
сформировать основы функциональной грамотности и основные умения и навыки учения и общения, дать обучающимся начальные представления об отечественной культуре;
-
скорригировать отставание в развитии обучающихся, ликвидируя пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерные для обучающихся с ЗПР, и преодолеть недостатки, возникшие в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения.
Программа предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Программа по русскому языку в старших классах специальной ( коррекционной ) школы имеет коммуникативную направленность. На первый план в связи с этим выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения, как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Требования к умениям школьников определены по двум уровням в зависимости от их возможностей. Первый уровень предполагает овладение учащимися программным материалом по всему основному содержанию, указанному в требованиях; второй – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.
Программный материал расположен концентрически. Основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5-го и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Основные требования к умениям учащихся 9 класса:
1 уровень:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75 – 80 слов)
-
составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов);
составлять простые и сложные предложения с опорой на картину, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт;
подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова;
-
определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
находить и решать орфографические задачи;
-
оформлять все виды деловых бумаг;
пользоваться орфографическим словарем.
2 уровень:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;
принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или без нее (40 – 45 слов);
-
составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картину, собственный опыт, с помощью учителя;
решать орфографические задачи, опираясь на схему, с помощью учителя;
пользоваться орфографическим словарем.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 «Б» КЛАССЕ
специальная (коррекционная) программа VIII вида
№ п/п
|
Тема раздела, урока
|
Кол-во часов
|
Сроки прохождения
|
Словарь
|
Ожидаемый результат
|
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (13ч)
|
1-2
|
Простое и сложное предложения. Их использование в текстах с элементами рассуждения
|
2
|
01.09.11г, 03.09.11г
|
|
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75—80 слов);
• составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
• писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов);
• составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт;
|
3-4
|
Простое и сложное предложения в деловых бумагах (заявление, расписка, доверенность).
|
2
|
06.09.11г, 08.09.11г
|
|
5-6
|
Решение орфографических задач в процессе работы над текстом.
|
2
|
10.09.11г, 13.09.11г
|
|
7
|
Исправления в тексте (правильность построения простых и сложных предложений), устранение других недочетов.
|
1
|
15.09.11г
|
|
8-9
|
Типы текстов. Сравнение планов ко всем типам текстов.
|
2
|
17.09.11г, 20.09.11г
|
|
10-11
|
Составление любого типа текста с использованием простых и сложных предложений.
|
2
|
22.09.11г, 24.09.11г
|
|
12-13
|
Связная речь. Составление автобиографии по данному плану.
|
2
|
27.09.11г, 29.09.11г
|
|
СОСТАВ СЛОВА (11ч)
|
14-15
|
Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов.
|
2
|
01.10.11г, 04.10.11г
|
|
проверять написание в корне слова безударных гласных звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;
|
16-17
|
Сложные слова с соединительными гласными и без них (сбербанк, видеомагнитофон).
|
2
|
06.10.11г, 08.10.11г
|
|
18
|
Сложносокращенные слова (НТВ, АТС).
|
1
|
11.10.11г
|
|
19-20
|
Правописание приставок без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас) в зависимости от произношения.
|
2
|
13.10.11г, 15.10.11г
|
|
21-22
|
Составление текстов повествовательного и описательного характера по коллективно составленному плану.
|
2
|
18.10.11г, 20.10.11г
|
|
23-24
|
Изложение статьи учебника географии или естествознания.
|
2
|
22.10.11г, 25.10.11г
|
|
|
ЧАСТИ РЕЧИ (64ч)
|
25-26
|
Имя существительное. Смысловые группы имен существительных.
|
2
|
27.10.11г, 29.10.11г
|
|
строить простое распространённое предложение с однородными членами;
связно высказываться устно и письменно (по плану);
пользоваться школьным орфографическим словарём.
подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова;
• определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
• находить и решать орфографические задачи;
• оформлять все виды деловых бумаг;
пользоваться школьным орфографическим словарем.
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;
• принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
• составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или без нее (40—45 слов);
• составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя);
• решать орфографические задачи, опираясь на схему (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.
|
27-28
|
Составление словосочетаний существительного с существительным.
|
2
|
08.11.11г, 10.11.11г
|
|
29-30
|
Определение падежа и окончания зависимого слова.
|
2
|
12.11.11г, 15.11.11г
|
|
31
|
Несклоняемые имена существительные. Определение их рода.
|
1
|
17.11.11г
|
|
32-33
|
Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными.
|
2
|
19.11.11г, 22.11.11г
|
|
34
|
Тематический подбор несклоняемых имен существительных.
|
1
|
24.11.11г
|
|
35-36
|
Составление рассказа по опорным словам.
|
2
|
26.11.11г, 29.11.11г
|
|
37
|
Написание деловых бумаг (доверенности, заявления), заполнение почтового перевода.
|
1
|
01.12.11г
|
|
38-39
|
Правильное употребление имен собственных в косвенных падежах (Василию, Марии)
|
2
|
03.12.11г, 06.12.11г
|
|
40-41
|
Сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картинок.
|
2
|
08.12.11г, 10.12.11г
|
|
42-43
|
Имя прилагательное. Согласование прилагательного с именами существительными в роде, числе и падеже.
|
2
|
13.12.11г, 15.12.11г
|
|
44-45
|
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
|
2
|
17.12.11г, 20.12.11г
|
|
46-47
|
Подбор лексического материала для составления портретной характеристики с опорой на картину известного художника или литературное произведение.
|
2
|
22.12.11г, 24.12.11г
|
|
48-49
|
Определение типа предполагаемого текста (повествование, описание, рассуждение).
|
2
|
27.12.11г, 29.12.11г
|
|
50-51
|
Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье. Упражнение в их правописании.
|
2
|
14.01.12г, 17.01.12г
|
|
52-53
|
Сочинение-повествование по картине известного художника.
|
2
|
19.01.12г, 21.01.12г
|
|
54-55
|
Местоимение. Правописание личных местоимений с предлогами.
|
2
|
24.01.12г, 26.01.12г
|
|
56-57
|
Исправление в тексте. Правильное использование местоимений в качестве средств связи предложений в тексте.
|
2
|
28.01.12г, 31.01.12г
|
|
58-59
|
Глагол. Лексические группы глаголов, обозначающих состояние, речемыслительные процессы, настроение, цвет, звучание и др.
|
2
|
02.02.12г, 04.02.12г
|
|
60-61
|
Составление словосочетаний с переносным значением для описания пейзажа.
|
2
|
07.02.12г, 09.02.12г
|
|
62-63
|
Трудные случаи правописания глаголов.
|
2
|
11.02.12г, 14.02.12г
|
|
64-65
|
Глаголы I и II спряжения с ударным и безударным окончанием.
|
2
|
16.02.12г, 18.02.12г
|
|
66
|
Повелительная форма глагола в просьбах, приказаниях, инструкциях.
|
1
|
21.02.12г
|
|
67-68
|
Составление текстов повествовательного характера с опорой на глагольную лексику и серию сюжетных картинок.
|
2
|
25.02.12г, 28.02.12г
|
|
69
|
Использование образных средств языка, решение орфографических задач.
|
1
|
01.03.12г
|
|
70-71
|
Сочинение по картине с изображением пейзажа.
|
2
|
03.03.12г, 06.03.12г
|
|
72-73
|
Наречие. Значение и вопросы для выделения наречия как части речи. Его неизменяемость.
|
2
|
10.03.12г, 13.03.12г
|
|
74-75
|
Составление словосочетаний глаголов с наречиями для описания места, пейзажа, характера человека.
|
2
|
15.03.12г, 17.03.12г
|
|
76-77
|
Наречия, характеризующие глаголы речи в диалоге (весело сказал, удивленно спросил, испуганно прошептал и т. д.).
|
2
|
20.03.12г, 22.03.12г
|
|
78
|
Правильное интонирование диалогов с ориентировкой на глагол и наречие.
|
1
|
03.04.12г
|
|
79-80
|
Правописание наречий на -а и -о с проверкой их именем существительным (с окна, на окно, слева, направо).
|
2
|
05.04.12г, 07.04.12г
|
|
81
|
Использование наречий в текстах-рассуждениях (отзывы на книгу, на просмотренную телепередачу).
|
1
|
10.04.12г
|
|
82-83
|
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
|
2
|
12.04.12г, 14.04.12г
|
|
84
|
Употребление числительных в деловых бумагах.
|
1
|
17.04.12г
|
|
85-86
|
Написание заявления, расписки, доверенности с использованием имен числительных.
|
2
|
19.04.12г, 21.04.12г
|
|
87-88
|
Сочинение с элементами рассуждения на материале уроков труда.
|
2
|
24.04.12г, 26.04.12г
|
|
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (14ч)
|
89-90
|
Образование различных словосочетаний.
|
2
|
28.04.12г, 03.05.12г
|
|
Научить правильно обозначать звуки буквами на письме;
формировать навыки и умения подбора группы родственных слов;
проверки написания в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов;
связно высказываться устно и письменно;
пользоваться школьным орфографическим словарём;
знать способы проверки написания гласных в корне слова.
разбора слова по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
строить простое предложение с однородными членами предложения;
|
91-92
|
Простое и сложное предложения с союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который.
|
2
|
05.05.12г, 08.05.12г
|
|
93-94
|
Использование простых и сложных предложений в различных типах текстов.
|
2
|
10.05.12г, 12.05.12г
|
|
95
|
Составление диалогов с опорой на ситуацию, тему, картину, прочитанное произведение, практическую деятельность.
|
1
|
15.05.12г,
|
|
96
|
Полное и краткое изложение темы. Составление телеграммы.
|
1
|
17.05.12г
|
|
97-98
|
Сочинение творческого характера.
|
2
|
19.05.12г, 22.05.12г
|
|
99
|
Исправление текстов, составленных учащимися в течение года.
|
1
|
24.05.12г
|
|
|
|
|