|
Протокол № от июня 201 года Руководитель методического объединения
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 555
с углубленным изучением английского языка «Белогорье»
Приморского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено»
На заседании методического
объединения учителей
Протокол № ___ от «__» июня
201__ года
Руководитель методического
объединения: ______________
|
«Утверждаю»
Директор ГБОУ № 555 «Белогорье»
_____________________
от «___» августа 201___ года
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР ________________ от «___» августа 201__ года
|
-
-
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общекультурного направления
для 5 – 7 классов
«Мир вокального искусства:
групповое, ансамблевое, сольное музицирование»
1 час в неделю (всего 34 часа)
|
Автор-составитель:
учитель Маевская Е.В.
|
2014 / 2015 уч. г.
г. Санкт - Петербург
|
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокального искусства: групповое, ансамблевое, сольное музицирование» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта. Данная программа предполагает введение дополнительной деятельности младших подростков в сфере музыкального искусства.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников навыков восприятия музыки с точки зрения разных видов вокального музицирования с использованием музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации и бесспорно дополняет успешное художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 5-х классов в условиях ФГОС среднего общего образования, обусловлена возросшим интересом к вокальному исполнительству, ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого ребёнка, формирование певческой культуры с элементами музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.
Задачи:
формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;
развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания;
воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости;
развитие навыков музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.
Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в средней школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период предмутационного и мутационного периода формирования певческих навыков. Дополнение вокального музицирования разных видов (групповое, ансамблевое, сольное) музыкально-пластическим интонированием и двигательными импровизациями способствуют раскрепощению во время исполнения и облегчению вокальных трудностей, связанных с мутационными перестройками голосового аппарата в раннем подростковом возрасте (особенно у мальчиков).
Возраст детей, участвующих в реализации программы 11 – 14 лет.
Сроки реализации программы – 3 года, занятия проводятся 1 раза в неделю, 34 часа в год. Продолжительность 1 занятия 45 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии активных форм вокального музицирования позволяет поддерживать подвижный темп работы и избегать переутомления учащихся.
Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
вокально-хоровая работа;
хоровое сольфеджио;
ансамблевое музицирование;
сольное пение;
занятия по музыкальной грамоте;
музыкально-ритмические упражнения;
дыхательная гимнастика;
музыкально-пластическое интонирование;
движение под музыку;
двигательные импровизации.
Описание места курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 555 «Белогорье» на внеурочную деятельность программы «Мир вокального искусства: групповое, ансамблевое, сольное музицирование» в 5-х классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю, 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основы.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
-
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовно-нравственных оснований;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
Предметные результаты:
разнообразные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и познавательно-творческой деятельности;
постижение нотной грамоты;
знание особенностей музыкального языка;
применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
выражение образного содержания музыки через пластику и движение;
создание коллективных музыкально-пластических композиций;
исполнение вокальных произведений разных жанров.
Содержание учебного курса.
Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:
«Нотная грамота» - 3 часа.
Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.
«Хоровое сольфеджио» - 3 часа.
Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном тексте, хоровых и вокальных партиях.
«Исполнение а капелла и с сопровождением» - 5 часов.
Интонирование мелодии а капелла и с сопровождением; сольное и ансамблевое пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента и (или) других голосов.
«Работа с фонограммой» - 5 часов.
Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера; развития метроритмических навыков, ощущения темпоритма.
«Работа с микрофоном» - 3 часа.
Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.
«Сценическое движение и культура» - 5 часов.
Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами пластики, сцендвижения и хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.
«Работа над репертуаром» - 10 часов.
Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.
Календарно-тематическое планирование (одинаковое для каждого года обучения с постепенным усложнением).
№
|
Тема
|
Основные понятия
|
Планируемые результаты
|
Вид контроля
|
Период
проведения (план)
|
предметные
|
метапредметные
|
1.
|
Нотная грамота
(3 часа)
|
Нотный стан, ноты, звукоряд, скрипичный ключ, басовый ключ, нотные знаки, тональности до 2-х знаков
|
реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение; создавать коллективные музыкально-пластические композиции.
|
Личностные: творческая самореализация на занятии;
Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли в творчестве.
|
См. работа
|
сентябрь
2014
|
2.
|
Хоровое сольфеджио
(3 часа)
|
Интервал, интонирование, координация, мелодия
|
Исполнение, сочинение
|
сентябрь-октябрь
2014
|
3.
|
Исполнение а капелла и с сопровождением (5 часов)
|
Мелодия, аккомпанемент, фраза, кульминация.
|
Исполнение
|
октябрь-ноябрь
2014
|
4.
|
Работа с фонограммой (5 часов)
|
Фонограмма, песня, солист, ансамбль, хор
|
Исполнение
|
ноябрь-декабрь 2014
|
5.
|
Работа с микрофоном
(3 часа)
|
Дикция, микрофон, утрирование
|
Исполнение
|
декабрь-январь 2015
|
6.
|
Сценическое движение и культура
(5 часов)
|
Сцена, культура, певец, образ
|
Исполнение, импровизация
|
январь-февраль 2015
|
7.
|
Работа над репертуаром
(10 часов)
|
Репертуар
|
Исполнение на сцене;
Участие в концертах, фестивалях, конкурсах школьных, районных, городских и региональных
|
март-май 2015
|
|
ИТОГО:
34 часа
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые результаты: подготовка тематических вокально-исполнительских программ по годам обучения (3-4 песни для каждой программы).
5 класс (1-ый год обучения):
1. Программа «Милая моя мама…» – песни о материнской любви, нежности и ласке.
2. Программа «Рождество и Новый год» - рождественские и новогодние песни на русском и английском языках.
3. Программа «Поём о мире» – песни с патриотической и гражданской тематикой.
4. «Школьные годы чудесные» - песни о детстве и дружбе, о школьной жизни, об учителях и школьных товарищах.
6 класс (2-ой год обучения):
1. Программа «Песни народов мира» - песни любой тематики разных народов мира (возможно исполнение на языке оригинала).
2. Программа «Эх, дороги…» - песни военных и послевоенных лет.
3. Программа «Не повторяется такое никогда…» - лирические песни о первой любви и дружбе.
4. Программа «О, спорт, ты – мир!» - песни о физкультуре, спорте, спортсменах и спортивных командах.
7 класс (3-ий год обучения):
1. Программа «Изгиб гитары звонкой» - песни авторов-исполнителей.
2. Программа «Рождество в Европе» - рождественские песнопения России, Англии, Франции, Германии, Испании (на языке оригинала).
3. Программа «Волшебство мюзикла» - фрагменты российских, европейских и американских мюзиклов, песни к кинофильмам и театральным постановкам.
Использованная литература.
Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1990Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;
Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
Горюнова А.В. Говорить языком предмета. М., 1989.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.
Интернет-ресурсы:
Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/
Искусство слышать – http://iskusstvo.my1.ru/
Классическая музыка – http://classic.ru
Музыка и я - http://musicandi.ru/
X. Материально-техническое обеспечение курса.
Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.
Технические средства обучения:
компьютер
музыкальный центр
микшер
микрофоны
флеш-карты
Учебно-практическое оборудование:
фортепиано
синтезатор
аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
|
|
|