Главная страница

Организации внеклассной воспитательной работы


Скачать 66.67 Kb.
Название Организации внеклассной воспитательной работы
Дата 17.02.2016
Размер 66.67 Kb.
Тип Доклад


СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основной доклад

Социализация – это аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Социализация – это процесс вхождения в социальную среду, приспособление к ней. Главный итог социализации – усвоение того, что человек – это высшая ценность. Главным критерием социализированности личности выступает не степень её приспособленчества, конформизма, а степень её независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности.

Основная цель социализации личности не в её унификации, превращении в послушный «винтик», а в удовлетворении потребности в самореализации и в развитии способности для успешного осуществления этой цели.

При этом большое значение имеет развитие способностей экстраполировать себя в свое будущее и, наоборот свое отдаленное будущее проецировать на свое настоящее социальное положение.

Будущее существует в личности как направление её развития. Оно переживается ею как стремление к достижению жизненно значимых целей и идеалов, как желание выразить себя в разных видах деятельности, как потребность в овладении культурой человечества с целью обогащения ценностного пространства собственной жизни, приобретения ценностного отношения и собственных взглядов на окружающий мир. В этой связи стремление человека к своему отдаленному будущему и есть стремление к своему развитию.

Овладение культурой человечества и проявление своего «Я», развитие ценностного отношения личности становится возможным в созидательной деятельности (общении, познании, эстетическом переживании и др.). Личность это объект своего собственного развития, постоянно находящийся в поиске и построении тех видов деятельного отношения к миру, в котором могут полнее всего проявиться и развиться уникальные потенции каждого индивида. Гуманизация образования поэтому и предполагает поиск стратегии, позволяющей построить такую систему воспитания, которая бы всемерно способствовала гармоничному развитию личности.

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и педагогическую практику России. В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии её самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе). Важно, чтобы сферы личностного проявления были основаны на гуманистическое воспитание.

Общепринятой целью в мировой практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель – идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику современной цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.

Современная трактовка цели гуманистического воспитания у воспитанников способствует появлению возможности самостоятельно влиять на свою жизнь, понимая, что у них есть право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала. В результате решения задач целостного педагогического процесса закладывается фундамент гуманитарной культуры личности, а она в свою очередь вызывает к жизни потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.

Одна из закономерностей педагогического руководства и формирования опыта социального поведения у воспитанников заключается в том, что все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитывающими возможностями.

Каждая такая деятельность содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ей соответствующих знаний и переживаний. Однако одна деятельность не может заменить все остальные. Поэтому в процессе воспитания целесообразно использовать комплекс деятельностей. Такая система – комплекс деятельностей обучающихся «Социальное партнерство» сформирована в МБОУ «Старосаврушская ООШ» и является одной из форм внеклассной воспитательной работы с учащимися. В соответствии с концепцией воспитания учащегося как человека культуры Е. В. Бондаревской в школе спроектирована определенная культурно – событийная среда, в которой каждый ученик с помощью педагога должен найти свое место в процессе саморазвития, поиска смыслов и собственной индивидуальности, включиться в процессы организации среды своей жизнедеятельности и овладения способами культурной самореализации в свободно избираемых видах жизнедеятельности.

В МБОУ «Старосаврушская ООШ» в сферу социального партнерства входят такие государственные и общественные организации как:

- Районный отдел культуры Аксубаевского района;

- ДШИ;

- ДЮСШ;

- ЧНКА и др. общественные организации.

Обучающиеся принимают активное участие в реализации в совместных социально–культурных и спортивных проектов.

Проекты работают с 2007 года. В рамках проектов обучающиеся склонные и имеющие творческие способности проводят ежегодно конкурсы детского рисунка, мастер-классы. Актуальность проектов: духовно-нравственное становление детей, формирование коммуникативных навыков, положительного эмоционального отношения к людям и миру на основе общечеловеческих ценностей - важнейшие задачи воспитания подрастающего поколения. Ребенок должен воспитываться на художественном материале, который доходчивым для детского восприятия языком, в эмоционально–привлекательной форме рассказывает о важнейших понятиях духовно-нравственного мира: Добро, Красота, Милосердие, Великодушие. Особенно живо дети откликаются на этот рассказ при активном восприятии: через включение в действие. Проект потенциально обладает воспитательными возможностями как для аудитории участников, так и для организаторской группы –ученического коллектива. Если современная детская аудитория испытывает дефицит в мероприятиях, рассчитанных на определенные возрастные категории детей, то общество в целом испытывает необходимость в вовлечении молодежи в социальную практику путем развития добровольческой (волонтерской) деятельности. Творческая работа является одной из форм такой деятельности.

С 2011 года работает социально–культурный проект школы «Стань первым!» направленный на оказание преподавателями и обучающимися добровольной профессиональной помощи детям–сиротам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, желающим поступить на обучение в учебные заведения республики.

Школа сотрудничает с общественной организацией ЧНКА района, совместно проведены конкурсы «Серебряный голос», где в 2009 году наша ученица Васикова Марина заняла 2 место, в республиканском празднике «Уяв» она же стала победительницей «Уяв пики». При сотрудничестве с районным Домом культуры в 2011 году ученица 7 класса Николаева Карина в республиканском конкурсе «Ватан – 2011» заняла в финале почетное 3 место в номинации «Художественное чтение». Целью социального партнерства с этой организацией является нравственное и эстетическое просвещение учащихся школы и проведение совместных мероприятий направленных на просвещение учащейся в школе и населения Аксубаевского района.

В школе совместно с Центральной районной библиотекой и заведующей сельской библиотекой Егоровой И.Н. проводятся праздники «Посвящение в красоту» и «День Земли», беседы и лекции «О чистоте русского языка», «История Аксубаевского района», «История села Савруши», юбилейные праздники писателей и поэтов и др. Учащиеся совместно с членами организации проводят выставки для населения и учащихся школ.

Плодотворным является сотрудничество с районным ЗАГС. Обучающиеся старших классов с 2010 года принимают активное участие в проектах «Азбука семейной жизни» и «Семья и дети», где встречаются и неформально общаются с психологами, социологами, священнослужителями по вопросам подготовки к семейной жизни.

Сотрудничество с ЦРБ и сельским фельдшерским пунктом состоялось в 2011 году в необычной форме. Обучающиеся посетили ФАП, прослушали лекцию фельдшера Федоровой М. М., психолога, встречались и беседовали с больными в присутствии врача и психолога, выслушали их истории вовлечения в наркозависимость.

Все социально–культурные проекты направлены для населения Аксубаевского района и села Старые Савруши. Совместно с «Комплексным центром социального обслуживания населения учащиеся школы оказывают помощь Ветеранам ВОВ и одиноким престарелым гражданам на дому – моют окна, убирают в доме и во дворе, окапывают деревья при участии родителей и педагогов школы.

С сельским народным хором Ветеранов войны и труда (руководитель Л. Н. Чуракова) учащиеся встречаются по праздникам Масленица, День Победы, Сабантуй и др. У детей есть возможность поздравить участников хора и прослушать праздничный концерт, и наоборот, представить свой детский спектакль.

Социальными партнерами школы являются так же все учебные заведения пгт Аксубаево, г. Казани, г. Чистополя, с которыми школа сотрудничает постоянно по профориентации обучающихся.

Можно сделать такой вывод: в современном воспитании перспективной моделью является та, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности. Программа социального партнерства позволяет осуществить принципы социальной адекватности воспитания, принцип социального закаливания, принцип индивидуализации воспитания и принцип создания воспитательной среды. В результате включения обучающихся в жизнедеятельность общества в процессе их обучения в учебном заведении, в дальнейшем они становятся в нем более адаптированными и успешными, потому что имеют большой опыт социальной деятельности. Учащиеся готовы к реализации разнообразных социальных задач, раскрытию своих потенциалов. Условиями успешности и эффективности социального партнерства в воспитании школьников должны стать учет реалий социальных отношений, особенности экономики и духовность общества.