|
Конспект открытого урока «Осень в музыке и живописи» Тема урока: «Осень в музыке и живописи» Тип урока: Открытый урок, обобщение знаний в живописи и музыке
План конспект открытого урока «Осень в музыке и живописи»
Тема урока: «Осень в музыке и живописи»
Тип урока: Открытый урок, обобщение знаний в живописи и музыке.
Цель урока: раскрыть взаимосвязи и взаимодействия двух искусств - живописи и музыки. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.
Задачи урока:
Воспитательные:
Обогатить духовный мир учащихся.
Формировать гордость за выдающихся деятелей искусства России.
Знакомство с современными музыкантами и художниками.
Обучающие
Отразить, посильными для данного возраста средствами художественной выразительности, своего видения окружающего мира.
Формировать навыки передачи настроения с помощью цвета и музыкальной тональности.
Знакомить с выдающимися мировыми произведениями музыки и живописи.
Развивающие
Развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть большое в малом, находить приметы одного в другом.
Развить творческое воображение, мышление, самостоятельность учащихся.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
-
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений живописи.
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности
Демонстрационный материал:
1 Слайды
И.И. Бродский «Летний сад осенью»
Портрет И.И. Бродского
Портрет А. Вивальди
И. Левитан «Золотая осень»
Портрет Левитана
Фото А. Рыбникова
Леонид Афремов, серия работ на тему осень
Фото А. Пьяццолло
И. Левитан « осень. Дорога в деревне»
Портрет П.И. Чайковского
А. К. Саврасов «Осень. Деревушка у ручья»
Портрет А. К. Саврасова
2 Музыкальные произведения
А. Вивальди «Времена года»«Осень» часть 1
А. Рыбников «Осенняя мелодия»
А. Пьяццолло «Осень в Буэнос Айросе»
П. И. Чайковский «Осенняя песнь»
А. Вивальди «Времена года»»осень» часть 2
3 Рисунки детей на тему осень, осенний пленэр.
Оборудование :
Ход урока
1 Вход в класс
Дети входят в класс, рассаживаются по своим местам.
2 Организационный момент
- Ребята , у нас сегодня необычный урок . Сегодня на уроке мы поговорим и поразмышляем о том как композиторы и художники в своих произведениях изображают природу.. Помогут вам в этом те знания , которые вы уже получили на предыдущих уроках в нашей школе. Мы будем говорить о том, что объединяет произведения музыкантов и художников.
3 Основная часть
-Дети давайте посмотрим на экран.
Преподаватель худ. Отделения.
И.И. Бродский «Летний сад осенью». На музыку А. Вивальди «Времена года» «Осень» часть 1.
И.И. Бродский « Летний сад осенью»
Эта картина переносит нас в один из красивейших мест Санкт Петербурга, Летний сад. Там растут старые мощные деревья, и наверно им столько же лет, сколько и самому парку. Это один из последних дней осени. Стоит ясная, теплая, совсем не Питерская осень, день радостный. Листа деревьев почти желтая, но уже заметно поредела, поэтому кроны полупрозрачные, зато на земле много опавших оранжевых листьев.
В глубине аллеи виднеются скамейки, мы видим фигуры отдыхающих людей. Они оживляют пейзаж, приближая его к нам.
Преподаватель муз. отделения
Золотая осень Бродского прекрасно ложиться на музыку гениального музыканта Антинио Вивальди. Мягкая, душевная, она успокаивает зрителя, помогая проникнуться пейзажем. Любоваться парком, вместе с отдыхающими. При этом создается твердое впечатление, что мы попали в царский Санкт Петербург.
Известный итальянский композитор 17 века, прославившийся как блестящий скрипач виртуоз, написал за свою жизнь огромное количество концертов (465). Многие концерты Вивальди имеют программу- название или даже литературное посвящение. Цикл «Времена года»- один из ранних образцов программной оркестровой музыки. Четыре концерта этого цикла- Веста, Лето, Осень, Зима – красочно рисуют картины природы. Вивальди удалось передать в музыке пение птиц, грозу, дождь! Концертное творчество Вивальди стало ярким воплощением в инструментальной музыке стиля барокко.
Преподаватель худ.отделения
И. Левитан «Золотая Осень» на музыку Алексея Рыбникова.
«Золотая сень» И. Левитан. Русский живописец, представляет нам характерную осень России, золотую, теплую и спокойную. Перед нами открывается простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте, сходиться с линией леса.
Перед нами березовая рощица. Береза очень живописное дерево, и как многие русские живописцы, Левитан любит ее изображать на своих картинах.
Преподаватель муз.отделения
К этой картине звучит произведение Алексея Рыбникова «Осенняя мелодия» из кинофильма «Осенняя история».
Алексей Рыбников известен, прежде всего своими работами в кино. Он пишет музыку для кино и телевидения с 1965 года. Рыбников — автор музыки к более чем 100 теле- и кинофильмам, среди которых «Приключения Буратино», «Тот самый Мюнхгаузен», «Вам и не снилось», «Через тернии к звездам», «Про Красную Шапочку», «Сказка о звездном мальчике» и многие другие.
Преподаватель худ.отделения
Осень в произведениях Леонида Афремова на музыку А. Пьяццолло «Времена года». «Осень в Буэнос Айросе» .
Леонид Афремов родился в Витебске и закончил Витебскую школу искусств. В рамки идеологии СССР его позитивное творчество не вписалось, поэтому Леонид уехал в Израиль, где и приобрел свою первую популярность. Но и в Израиле ему стали ставить ограничения, поэтому после 12 лет жизни в Израиле Афремов перебрался в солнечную Флориду, где живет и творит и сейчас.
Все его картины пропитаны позитивом, солнцем и радостью жизни. Стиль его рисования прост и необычен одновременно. Рисует Леонид не кистью, а мастихином (специальной лопаткой-ножом, позволяющим как наносить краску мазками, так и соскабливать ее).
Преподаватель муз.отделения
Астор Пьяццолла. Выдающийся аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционно танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Родоначальник стиля, получившего название нуэво танго(nuevo tango). Пьяццолла также известен как непревзойдённый мастер игры на бандонеоне. Свои произведения он часто исполнял с различными музыкальными коллективами. На родине в Аргентине он известен как «El Gran Ástor» («Великий Астор»).
Преподаватель худ.отделения
И. Левитан «Осень. Дорога в деревне.» на музыку П.И. Чайковского «Осенняя песнь»
Исаак Левитан - художник, которого мы называем певцом родной природы. Он любил ее во всех проявлениях - и в пышной красоте, и в убогой нищете. Именно такой - убогой, невзрачной, унылой - предстает перед нами природа в одном из его ранних пейзажей "Осень. Дорога в деревне". Художник избразил осень в ее самый печальный период, когда она выглядит невзрачно, тускло, серо. И краски для этого он взял такие же - тусклые, невзрачные. Цвет многих из них трудно определить, проще назвать словом "темные".
Пасмурный день поздней осени. Давно закончилась пора листопада. Длительные дожди основательно размыли грунтовую деревенскую дорогу. Глядя на нее, представляешь, как будут увязать ноги в этой грязи, с каким трудом лошадь будет тащить по ней телегу. Дорога на картине начинается прямо по центру на переднем плане и вертикально, слегка изгибаясь, уводит вдаль. По краям дороги - остатки высохшей пожухлой травы. На фоне остальной блеклости она кажется довольно яркой.
Эта темная полоса дороги делит нижнюю часть картины почти точно напополам. У правого края дороги огромная лужа. Многие художники, изображая спокойную воду в своих картинах, любили использовать ее отражающий эффект, как у зеркала. Здесь Левитан пользуется тем же приемом. Недалеко от лужи - два могучих ствола. На деревьях уже ни одного листика. Несмотря на свою высоту и толщину, деревья выглядят беспомощно, голо. Эти почти вертикальные стволы помогают художнику обозначить вертикальную перспективу полотна.
Преподаватель муз.отделения
«Осенняя песня» — одна из лучших пьес «Времен года» П. Чайковского. Ее мелодия, пожалуй, самая прихотливая и проникновенная. Эту пьесу с полным правом можно назвать исповедью души, вдохновленной увядающей красотой осенней русской природы. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном.
Название пьесы не следует понимать буквально — это не песня в смысле музыкального жанра, имеющего свои определенные законы. Это скорее песня души. Она сродни тому, что мы имеем в виду, когда говорим «душа поет».
Петр Ильич Чайковский оставил наследие во всех музыкальных жанрах. К высочайшим достижениям мировой музыки относятся его оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты – «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Удивительно разнообразно, широко в жанровом отношении творчество этого великого композитора. Его основная тема, борьба человека за счастье, добро, свет и свободу, против жестокости и насилия.
Преподаватель худ.отделения
А.К. Саврасов «Осень. Деревушка у ручья» на музыку А. Вивальди «Времена года» «Осень» часть 2
Алексей Кондратьевич Саврасов был родом из Москвы. Родился он 12(24) мая 1830 года. Отец его был торговцем, жил он в Гончарной слободе. Саврасов достаточно рано заинтересовался искусством. В 12 лет он уже писал свои первые пейзажи, которые даже продавал по небольшой цене местным торговцам.
В 1844 году Алексей Саврасов поступает в Московское училище живописи и ваяния. Но вскоре ему пришлось прервать учебу: отец не одобрял такого увлечения сына, хотел, чтоб тот стал его помощником в купеческом деле, да к тому, же мать тяжело заболела. В 1848 году Саврасов смог продолжить обучение в училище благодаря помощи некоторым друзьям. С этого момента у Саврасова начинается активное становление как художника: он копирует пейзажи с Айвазовского, пишет свои работы и отправляется в поездку на Украину. Там Алексей Саврасов пишет работы, о которых заговорили критики, оценивая его как перспективного художника.
В 1849 году Саврасов кончил училище и получил звание художника, которе он заслужил после своих работ "Вид Московского Кремля при лунном освещении" и "Камень в лесу у Разлива".
Пейзажи Саврасова отличаются своей реалистичностью, живостью и контрастностью ("Перед грозой"). Смотря на его картины, кажется, что находишься возле того именно дерева и слышишь шум ветра в листве, и видишь, как идут тучи по небу. И Саврасов рисовал не просто природу, на картинах его стали появляться фигуры человека, что означало восприятие художником природы и человека воедино.
4 Подведение итога урока
Преподаватель муз.отделения
- Ребята , сегодня на уроке мы обсуждали с вами настроение музыкальных произведений и картин . Как вы думаете что вдохновляло и художников и композиторов на создание этих произведений ? (-Красота природы)
Преподаватель худ.отделения
А при помощи чего передают настроение художники и композиторы ? ( Одни при помощи красок и оттенков, другие при помощи звуков и нот ) . А что общего между их произведениями ? (Нужно подвести детей к ответу, что и те и другие хотят сказать нам, что природа красива всегда , ведь мы получаем удовольствие глядя на картины и слушая музыку )
И музыканты и художники учат нас уметь замечать красоту, которая окружает нас каждый день.
5 заключительная часть
Преподаватель худ.отделения
Ребята, но все-таки осень не такая уж грустная пора. Осень ,ведь, так радует нас своими разноцветными красками
Преподаватель муз.отделения
- Большое спасибо всем за то, что слушали внимательно на уроке.
6 Вывод
Музыка помогает лучше почувствовать состояние природы. Способность гармонии «очеловечить» художественный образ, придать ему глубину и объемность – это её наиболее яркая выразительная сила которая особенно очевидно проявляется в тех произведениях, где отсутствует текст. Музыка и живопись – это два вида искусства, которые неразрывны между собой, дополняют друг друга.
|
|
|