|
Программа кружковой работы «Использование элементов изотерапии в кружковой работе с детьми, с ограниченными возможностями в здоровье»
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида.
Программа кружковой работы
«Использование элементов изотерапии
в кружковой работе с детьми,
с ограниченными возможностями в здоровье»
(с 5 по 9 классы)
Составила воспитатель
коррекционной школы
VIII вида: Лепешкина О. Е.
Белый Яр – 2013 год
Пояснительная записка
«Искусство – изобразительная,
декоративная и конструктивная
деятельность – развивает зрение
и руку, как целостную систему
(глаз – мозг – рука), то есть, как
систему мышления».
Б.М.Неменский.
Современный мир быстро меняет свое лицо, поэтому наметившаяся тенденция новых подходов в педагогике способствует так же созданию новых образовательно-коррекционных программ в специальных (коррекционных) школах-интернатах. Данная программа разработана на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, раздел: «Изобразительное искусство»; авторской программы Саватеевой Т.Е. «Тестопластика», сохраняя преемственность, делает акцент на личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся. Программа предназначена для учащихся 5класса специальной (коррекционной) школы и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей, уровня их знаний и умений, местных условий.
Цель программы:
Систематизация и адаптация программы с использованием элементов изотерапии в кружковой работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Снятие психоэмоционального напряжения. Обеспечение социализации учащихся в условиях рыночной экономики через активное включение в творческий процесс.
Задачи программы:
1. Коррекция недостатков развития познавательной деятельности, путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов,
их положения в пространстве и умения находить в изображенном
существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
предметами.
Улучшение зрительно-двигательной координации путем использования
вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразного изобразительного материала.
-
Развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства.
Расширение словарного запаса за счет специальной лексики.
Развитие художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Воспитание коммуникативных навыков общения с окружающими.
Принципы построения занятий:
Занятия построены на основных педагогических принципах:
Доступности (от простого к сложному).
Межпредметных связей. Занятия должны быть тесно связаны с уроками чтения, развития речи, математики, рисования, коррекции.
Систематичности и последовательности.
Дифференцированного подхода к учащимся.
Гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся.
Учет региональных особенностей и национальных культурных традиций.
Учет требований гигиены и охраны труда.
Учет возможностей и способностей учащихся.
Формы и методы работы:
Занятия проводятся в любой форме, по выбору воспитателя и желанию (возможностью) воспитанников (лекция, объяснение с привлечением детей, постановка и проведение экспериментов и т. д.)
Можно использовать словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра, сказка.
Практическая работа является основной формой проведения занятия.
Так же используется наглядный метод: демонстрация образцов изделий на всевозможных выставках, конкурсах. Промежуточным и конечным итогом работы могут быть уроки «творческой мастерской», где учащиеся стараются выполнить индивидуальную, творческую работу.
Предполагаемые результаты и методы их отслеживания:
Кружковые занятия изотерапией будут способствовать:
Формированию коммуникативных навыков.
Развитию мелкой моторики.
Коррекции интеллектуального развития (памяти, внимания, мышления, восприятия, речи).
Снижению тревожности.
Развитию эстетического восприятия.
С целью выявления коррекционного воздействия занятий на развитие учащихся перед началом курса и после их окончания проводится отслеживание с использованием:
методики Э.Т.Дорофеевой (Цветовой тест);
Для контроля динамики изменений в поведенческой деятельности учащихся используется метод наблюдения.
Наблюдая детей в ходе занятий необходимо фиксировать:
1. особенности поведения и деятельности учащегося:
- использование пространства комнаты (изоляция в ограниченном пространстве, свободное перемещение);
- энергетический уровень активности, его изменение на протяжении занятия, признаки усталости, утомления, потери интереса;
- особенности речевых высказываний;
- отношение к продолжительности занятия.
2. особенности коммуникации:
- реакция на инициативные действия взрослого, сверстников, приглашающих к контакту, является сам инициатором;
3. эмоциональные реакции:
- общий эмоциональный тонус, смена настроения на протяжении занятия, эмоциональные реакции, интенсивность их проявления;
- использование детьми в работах ярких красочных оттенков для передачи душевного состояния в разные периоды времени.
Основные направления кружковой работы:
Коррекционно-развивающим направлением программы является применение методов, направленных на коррекцию имеющихся у детей нарушений, а так же на помощь в адаптации:
Медицинское: рекомендации медиков об психических особенностях развития каждого учащегося, о состоянии его психической деятельности, индивидуальных особенностях.
-
Психологическое: проведение диагностик; тестов; снятие негатива; рекомендации об особенностях психической деятельности детей; состоянии их эмоциональной сферы; коррекция отдельных сторон психической деятельности.
Педагогическое направление: исследование и разработка педагогических методов, принципов и форм коррекции через занятия изотерапией.
Занятия проводятся 2 раза в месяц, длительность их может быть разной: от 30 до 40 минут, с учетом возраста учащихся и их психических возможностей.
Формы контроля:
Индивидуальный, фронтальный, групповой опрос. Показ знаний и умений на практических занятиях. Промежуточные выставки работ. Итоговая выставка изделий.
Практическая значимость:
Раздел «Изотерапия» может использоваться: на уроках технологии в коррекционных школах; в средних общеобразовательных школах на уроках ручного труда; в кружковой работе в Центрах развития личности; в детских дошкольных образовательных учреждениях в старших и подготовительных группах.
Использовать раздел «Изотерапия» могут учителя технологии, учителя начальных классов, воспитатели, руководители кружков.
Раздел предусматривает изменения и дополнения по усмотрению и желанию педагога и по возможности условий реализации.
Структура кружковых занятий по изотерапии:
1. Вводная часть. Включает ритуал приветствия, которое выполняет функцию установления эмоционально-позитивного контакта, поэтому присутствует на всех занятиях. Осуществляется планирование видов деятельности, игр, упражнений, здесь инициатива и выбор сценария принадлежит педагогу.
2. Разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес к совместному занятию, настроить учащихся на совместную работу и контакт друг с другом. Для этого применяются игры на внимание, кроссворды, пальчиковые гимнастики, разминки для глаз, дидактические игры и тренинги.
3. Основная часть. Практическая деятельность.
4. Заключительная. Подведение итога занятия, выставка работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Л.В.Строганова «Классные часы, беседы для младших школьников и подростков». Москва: Просвещение, 2011.
И.Белова «Художественное творчество, дети и взрослые». Москва: Просвещение, 2009.
А.М.Стреунинг «Развитие творческого воображения школьников на занятиях по изобразительной деятельности». Ростов-на-Дону, 2012.
Р.Т.Казакова «Нетрадиционные техники рисования». Москва: Просвещение, 2010.
В.А.Корабельников «Краски природы». Москва: Просвещение, 2010.
А.С.Семячкина «Узоры». Москва: Искусство, 2009
Н.А.Борисовская, Е.С.Гордон «Русские художники от А до Я». Москва: Слово, 2011.
О.В.Свиридова «Изобразительное искусство. Предметная неделя в школе». Издательство: «Учитель», 2012.
С.Ф.Тарасенко «Забавные поделки своими руками». Москва: Просвещение, 2008.
Тематическое планирование – 5 класс
№
|
Название темы
|
Количество
|
|
|
часов
|
|
1 полугодие
|
|
1
|
Диагностика «Мой любимый цвет»
|
1 час (25.09.12г.)
|
2
|
«Коллаж» – «Африканские джунгли»
|
1 час (30.10.12г.)
|
3
|
Знакомство с живописью – «Пейзаж»
|
1 час (27.11.12г.)
|
4
|
«Тестопластика» – «Змейка-символ нового года»
|
1 час (25.12.12г.)
|
|
2 полугодие
|
|
1
|
«Поделки из бросового материала» – «Весёлый маскарад»
|
1 час (29.01.13г.)
|
2
|
«Бумагоплетение» – «Красивая ваза»
|
1 час (26.02.13г.)
|
3
|
«Трафарет» – «Пиала» (хак. узор) (Р.К.)
|
1 час (19.03.13г.)
|
4
|
«Оттиск смятой бумагой» – «Одуванчики».
|
1 час (30.04.13г.)
|
5
|
«Монотипия» – «Красивая бабочка»
|
1 час (28.05.13г.)
|
|
|
Всего: 9 часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тематическое планирование – 6 класс
№
|
Название темы
|
Количество
|
|
|
|
часов
|
|
|
1 полугодие
|
|
|
1
|
Диагностика
|
1 час
|
|
2
|
"Кляксография" – "Листопад"
|
1 час
|
|
3
|
Знакомство с живописью – "Портрет"
|
1 час
|
|
4
|
Поделки из бросового материала –
|
|
|
|
"Цирковые клоуны"
|
1 час
|
|
5
|
"Смешанное рисование" – "Портрет"
|
1 час
|
|
6
|
" Тестопластика" – " Новогодний
|
|
|
|
подарок" (начальное занятие)
|
1 час
|
|
7
|
И.Айвазовский – маринист.
|
1 час
|
8
|
"Тестопластика" – "Новогодний
|
|
|
подарок " (завершающее занятие)
|
1 час
|
|
|
Всего: 8 часов
|
|
2 полугодие
|
|
1
|
Знакомство с живописью –"Натюрморт"
|
1 час
|
2
|
"Оттиск картофелем"– "Натюрморт"
|
1 час
|
3
|
"Тестопластика" – "Незабудки "
|
1 час
|
4
|
" Тестопластика"– "Дары моря "
|
1 час
|
5
|
"Объемная аппликация" – "Ветка
|
|
|
сирени"
|
1 час
|
6
|
Комплексное занятие со сказкотерапией
|
|
|
"Аквариум"
|
1 час
|
7
|
"Смешанное рисование" – "Хакасские
|
|
|
степи " (Р.К.)
|
1 час
|
8
|
Диагностика результативности
|
1 час
|
|
|
Всего: 8 часов
|
|
|
ИТОГО: 16 часов
|
|
|
|
Тематическое планирование – 7 класс
№
|
Название темы
|
Количество
|
|
|
часов
|
|
1 полугодие
|
|
1
|
Диагностика
|
1 час
|
2
|
Знакомство с творчеством русских
|
|
|
художников: И. Левитана, И.Репина,
|
1 час
|
|
И.Шишкина – определение жанров
|
|
3
|
"Объемная аппликация" – "Калина"
|
1 час
|
4
|
"Тычкование красками" – "Пушистый
|
|
|
котенок"
|
1 час
|
5
|
"Черно-белый граттаж" – "Ночь в лесу"
|
1 час
|
6
|
"Объемная аппликация с тычкованием" –
|
|
|
"Бабочки"
|
1 час
|
7
|
Поделки из бросового материала – "Цирк"
|
1 час
|
8
|
"Кляксография с трубочкой" – "Дерево
|
1 час
|
|
|
Бабы Яги"
|
Всего: 8 часов
|
|
|
2 полугодие
|
|
1
|
Диагностика
|
1 час
|
2
|
"Монотипия" – "Натюрморт"
|
1 час
|
3
|
"Объемная аппликация " – "Мимоза"
|
1 час
|
4
|
"Тестопластика" – "Букет лилий"
|
|
5
|
"Тестопластика" – "Букет лилий"
|
2 часа
|
6
|
"Кляксография с трубочкой " – "Джунгли"
|
1 час
|
7
|
"Цветной граттаж" – " Курганы " (Р.К.)
|
1 час
|
8
|
Диагностика результативности
|
1 час
|
|
|
|
|
|
Всего 8 часов
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: 16 часов
|
|
|
|
|
|
|