|
Программа кружка «Юный краевед»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Курихинская основная общеобразовательная школа»
Программа
кружка «Юный краевед».
Авторы:
учитель ОПК – Ларюшкин Владимир Ильич,
учитель истории - Ларюшкина Светлана Николаевна
п. Сарма-Куриха
Вознесенский район
Нижегородская область
2011
Содержание
Введение 3
Целеполагание. 6
Взаимодействие кружка «Юный краевед» с другими организациями в ходе реализации программы. 7
Схема деятельности кружка «Юный краевед» 8
Содержание программы. 9
Учебно-тематический план образовательной программы. 11
Ожидаемые результаты. 13
Реализация программы 14
Результаты деятельности в рамках реализации программы. 18
Основные выводы. 19
Список используемой литературы. 20
Приложения:
Приложение 1 Семейное древо
Приложение 2 и 7 Список исследований
Приложение 3 Реферат
Приложение 4 Грамоты учеников
Приложение 5 Логиновские чтения
Приложение 6 Сретенские чтения
Приложение 8 Использование на ОПК
Приложение 9 Неделя истории и ОПК
Приложение 10 Заочная экскурсия на Старую Куриху
Приложение 12 Походы
Приложение 13 Публикации
Презентации (на диске):
Внеклассная деятельность в духовно-нравственном направлении
Грамоты учащихся
Хронология Логиновских чтений
I Сретенские чтения 2012, Сретенские чтения 2013 (фото)
Использование краеведческого материала на уроках ОПК
Интерактивная игра на вечере, посвященном Отечественной войне 1812 года
4 ноября – День народного единства
Заочная экскурсия по Старой Курихе
Походы
Введение.
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
В нашей школе, как и в стране, снизилось количество учащихся с высоким уровнем обученности и воспитанности до 10 - 15% от общего числа. Больше половины выпускников школы не обладают такими необходимыми в современных жизненных условиях качествами, как трудолюбие, дисциплинированность, деловитость, целеустремленность, пытливость. Значительно растет число подростков, употребляющих алкоголь, совершающих правонарушения; проявляется социальная дезадаптация детей. В последнее десятилетие наблюдается ослабление института семьи: растет число распавшихся семей, число детей-сирот, беспризорных детей.
Волна перемен захлестнула и деревни, в том числе и наш регион. Совхоз Курихинский распался, железную дорогу Выкса – Куриха - Илев в 1999 году разобрали, жители поселков, находящихся на территории Сарминского с\с потеряли работу, молодежь стала покидать поселки, оставшиеся вынуждены заниматься индивидуально-трудовой деятельностью или пополнять ряды социально-незащищенных слоев населения. Количество детей в школе резко сократилось до 40 человек, 28(70%) из которых из малообеспеченных семей.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
Все вышесказанное учитывалось при составлении целевой комплексной программы кружка «Юный краевед». Создание программы является закономерным итогом многолетней целенаправленной деятельности авторов данной работы с целью воспитания у школьников высоких духовно-нравственных качеств. Комплексная программа духовно-нравственного воспитания является частью воспитательной работы Курихинской основной общеобразовательной школы, основанная на выявлении социального заказа школе со стороны общества и микросоциума, опирается на результаты анализа состояния образовательного и воспитательного пространства и прогноз его развития.
Особенностью программы является то, что она подходит для использования в сельских школах с небольшой наполняемостью учеников.
Ориентировочной основой данной программы послужило новое отношение детей к проведению свободного времени после уроков, во время каникул как особому образовательному и воспитательному пространству, которое требует новых подходов в его организации. Особенность нашей программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья учащихся.
Нормативно-правовым основанием программы являются:
Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации)
Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 16.11.1997)
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ)
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ 14.10.2000 г. №751).
Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 г.)
Декларация прав ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1959 г.)
Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята 19.11.1974 г.)
Гражданский кодекс РФ.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы».
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными.
Кружок, создаваемый для досуговой и воспитательной работы с несовершеннолетними, выполняет важную роль по духовно-нравственному воспитанию в условиях открытого социума.
Важнейшей задачей дополнительного образования является воспитание здорового человека, т.е. личности обладающей физическим, духовным, эколого-социальным здоровьем, личности у которых сформированы мировоззренческие и поведенческие навыки здорового образа жизни.
Широкие возможности для решений этой задачи открывает краеведческий туризм, благодаря своему разнообразию и универсальности.
Представляемая программа рассчитана на работу в двух образовательных областях: естествознание и физическая культура. В области естествознания предметом изучения является краеведение, а физической культуры – туризм.
Условиями возникновения программы по краеведению явились противоречия:
между пониманием краеведческого содержания как сложной многокомпонентной системы и преимущественной ориентацией школьной практики на знания, умения, навыки;
между потребностью работников школы в овладении инновационными технологиями формирования эмоционально-ценностного отношения подростка к окружающей действительности и отсутствием научно обоснованной методики решения этих задач средствами учебных предметов и внеурочными формами деятельности.
Актуальность предлагаемой программы можно представить тремя уровнями:
социальный заказ общества по созданию условия для разностороннего развития подростка как субъекта деятельности.
Необходимость создания единого, синтезированного гуманитарно-интегрированном курса знаний, так как сегодня оно реализуется только отдельными компонентами в программах различных предметов (география, история, ОПК и др.).
Состояние практики применения абстрагированных знаний, полученных в урочной деятельности в школе.
Кружок «Юный краевед» организован в Курихинской школе с 2000 года, его работа направлена на социализацию личности ребенка.
Программа является открытой для качественных изменений, корректировки целей и способов достижения результатов с учетом изменяющихся внешних условий. Программа рассчитана на 3 года.
1. Цели и задачи программы.
Цель программы - формирование у подростка эмоционально-ценностного отношения к миру на основе всестороннего изучения родного края.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1. Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
2. Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
3. Формирование у учащихся навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
4. Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
Принципы программы:
1. Принцип природосообразности.
2. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
5. Возрастной подход.
3. Принцип сотрудничества.
4. Деятельностный подход.
6. Личностно-ориентированный подход.
2. Взаимодействие кружка «Юный краевед» с другими организациями в ходе реализации программы.
3. Схема деятельности кружка «Юный краевед»
Составление семейного древа
(Приложение-1)
Выбор темы исследования
(Приложение-2)
Сбор материала
4. Содержание программы.
Программа рассчитана на три года и циклична. Она многофункциональна, вариативна, имеет социально-педагогический характер. Реализация осуществляется через эколого-краеведческий туризм. Осуществляется формирование у подростка эмоционально-ценностного отношения к миру на основе всестороннего изучения родного края по разным источникам и, главным образом, на основе непосредственных наблюдений и их последующей обработки под руководством педагога. Программа позволяет ребенку осваивать, углублять и развивать знания, которые он получает на уроках истории, географии, биологии, основ безопасности жизнедеятельности в практической деятельности краеведческого туризма. Дети, посещающие длительное время кружок, приобретают необходимое профессиональное мастерство.
Обучение рассчитано на 30 недель по 1 часу в неделю 36 учебных часов в год (в эти часы не входит участие в краеведческих городских, региональных конкурсах и конференциях, соревнованиях по технике туризма). Работа по программе организуется во внеурочное время, а экспедиции и походы проводятся в выходные дни и каникулярное время.
Программа предлагает, отказ от авторитарных отношений и переход к отношениям творческого соучастия в едином процессе, в такой организации участники дополняют друг друга и достигают качественно нового уровня развития. Сотрудничество в разновозрастных группах еще более эффективно, позволяет развиваться всем, от младших до старших, включая педагога, снимая психологические барьеры неуверенности у одних, амбиции у других, предлагая проявление терпения, внимательности, корректности, ответственности. Именно, такая атмосфера психологического комфорта, неформального общения, свободного проявления себя наиболее благоприятна для развития творческих способностей каждого, установлению взаимопонимания, глубокого узнавания друг друга.
В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования.
Условия кружка активно влияют на приобретение и развитие социального опыта, на рост гражданской зрелости. Существенным условием является направленность детей на развитие самоуправления, как условия для культурных и социальных проб.
В ходе реализации программы происходит поэтапное возрастание сложности теоретического материала и практических умений и навыков.
Первая ступень – экскурсионные краеведческие походы, простые исследования; сбор материала, вторая – научно-практические краеведческие экспедиции, третья – научные работы, участие в научно-практических конференциях.
Программа реализуется четырьмя модулями, определяющими всю деятельность.
Модуль 1. «Технология конструирования содержания деятельности». Создание образа цели, выделение образа результата. Диагностика: выявление потребностей подростков, учет запроса родителей и педагога. Конструирование видов деятельности:
-
Вид
деятельности
|
Содержание
|
Краеведческая
|
Совместная работа с краеведческими музеями Сарова, Арзамаса, Выксы, Вознесенского. Систематизация краеведческого материала. Реферирование.
|
Познавательная
|
Проведение краеведческих исследований во время походов. Посещение музеев, библиотек. Участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах по краеведению. Проведение вечеров по истории и краеведению.
|
Эстетическая
|
Проведение концертов в походах. Организация и проведение тематических вечеров. Создание альбомов, стенгазет и литературных зарисовок.
|
Трудовая
|
Подготовка и ремонт снаряжения и оборудования для проведения краеведческих походов. Экологические десанты. Работы по самообслуживанию. Создание коллекций и гербариев.
|
Спортивная
|
Участие в спортивных соревнованиях по технике туризма.
|
Модуль 2. «Технология проектирования образовательной деятельности». Определение способа деятельности. Выбор тематики для исследований, формирование маршрутов походов. Изучение педагогом методик и литературы. Проведение теоретических занятий. Подбор и изучение подростками краеведческого материала. Встречи с интересными людьми. Посещение музеев, библиотек, экологической инспекции.
Модуль 3. «Технология оперативного управления». Создание условия для достижения цели. Инструктаж. Проведение походов и экспедиций. Участие в соревнованиях, конкурсах, викторинах. Выработка практики принятия и реализации самостоятельных решений.
Модуль 4. «Технология обработки и систематизации результатов деятельности». Обработка и систематизация материалов собранных в походах и экспедициях. Самооценка. Анализ тенденций в изменении интересов подростков. Постановка новых целей и задач.
На занятиях по программе используются коллективные (лекции, практические работы, экскурсии в музеи, научно-практические экспедиции, эколого-краеведческие викторины и конкурсы), индивидуальные (работа в библиотеке, музеях с исторической и краеведческой литературой, архивными документами), групповые (оформление материалов по итогам экспедиции: стенгазеты, фотомонтажи).
5. Учебно-тематический план образовательной программы.
№ п/п
|
Содержание
|
Часы
|
Способ проведения
|
Теория
|
Практика
|
Первый год обучения
|
1.
|
Составление семейного древа
|
1
|
|
Лекция
|
2.
|
Жизнеописание моих предков.
|
1
|
|
Лекция
|
3.
|
Родной край. Географическое положение. История края.
|
6
|
|
Беседа. Экскурсии в музеи.
|
4.
|
Изучение природного комплекса 20 км территории прилегающей к поселку Сарма
|
2
|
5
|
Лекция, практическое занятие. Викторина
|
5.
|
Выбор темы для исследования
Сбор материала по заданной теме
|
1
|
5
|
Лекция, деловая игра, практическое задание
|
6.
|
Сортировка материала.
Правильное оформление реферата.
|
2
|
|
Лекция, практическое занятие
|
7.
|
Погода и климат. Выбор одежды и обуви.
Техника безопасности во время похода.
|
1
|
|
Лекция, практическое занятие
|
8.
|
Гигиена в походе
|
1
|
|
Лекция
|
9.
|
Походы выходного дня по маршрутам «Старая Куриха», Ивановка, Степановка, Кочгар, Луктос, Крутой овраг
|
|
10
|
Практическое занятие
|
10.
|
Учебные соревнования по технике туризма
Написание заметки о поездке в Саров
|
1
|
|
Практическое занятие
|
|
Итого:
|
16
|
20
|
|
Второй год обучения
|
1.
|
Техника безопасности в пешеходном походе
|
2
|
|
Лекция
|
2.
|
Природа, экология, путешественник. Туристические возможности родного края его геологическое прошлое, рельеф, климат, реки, водоемы, растительный и животный мир.
|
2
|
8
|
Лекция. Экскурсия в музей. Посещение памятных мест.
|
3.
|
Снаряжение для пешеходного похода. Подбор снаряжения.
|
2
|
5
|
Лекция и практическое занятие
|
4.
|
Пешеходный туризм. Естественные препятствия в пешеходном походе и способы их преодоления.
|
8
|
10
|
Лекция
|
5.
|
Топография и ориентирование на местности.
|
1
|
5
|
Лекция и практическое занятие, конкурс.
|
6.
|
Бивак. Выбор места, оборудование экологические требования. Бивачное снаряжение.
|
1
|
|
Лекция
|
7.
|
Учебные соревнования по технике туризма. Полоса препятствий.
|
|
5
|
Практическое занятие
|
8.
|
Учебные соревнования по технике ориентирования в заданном направлении.
|
|
5
|
Практическое занятие
|
9.
|
Краеведческая работа в ходе экспедиций
|
3
|
|
Лекция
|
10.
|
Обработка краеведческого материала, добытого в экспедиции
|
3
|
|
Лекция
|
11.
|
Научно практические конференция в ЦВР г.Сарова
|
|
30
|
Поход
|
12.
|
Изучение краеведческих музеев , Темникова, Ардатова, Арзамаса, Сарова, Вознесенского
|
8
|
64
|
Беседа. Экскурсии
|
13.Знакомство с памятниками археологии: Хозипское городище, Понетаевское городище
|
6
|
23
|
Лекция, поход – экскурсия.
|
Итого:
|
36
|
127
|
|
Третий год обучения
|
1.
|
Техника безопасности в походе.
|
2
|
|
Лекция
|
2.
|
Подбор снаряжения.
|
2
|
2
|
Лекция и практическое занятие
|
3.
|
Естественные препятствия в походе и способы их преодоления.
|
3
|
16
|
Лекция и практическое занятие. Полевая практика.
|
4.
|
Сбор материала по теме к научно-практической конференции
|
8
|
20
|
Лекция и практическое занятие. Полевая практика
|
5.
|
Первая доврачебная помощь и профилактика заболеваний в походе.
|
1
|
6
|
Лекция и практическое занятие
|
6.
|
Научно – практическая конференция: защита рефератов
|
|
6
|
Практическое занятие
|
7.
|
Краеведческая работа в ходе экскурсии по Сарову.
|
6
|
|
Лекция
|
8.
|
Обработка краеведческого материала, добытого в экспедиции.
|
|
30
|
Практическое занятие
|
9.
|
Учебные соревнования по технике туризма.
|
|
10
|
Практическое занятие
|
10.
|
Изучение памятников архитектуры, истории и культуры. Монастыри Дивеевский, Санаксарский, Саровский
|
4
|
30
|
Экскурсия
|
11.
|
Участие в экологических и краеведческих викторинах и конкурсах.
|
|
|
|
|
Итого:
|
36
|
120
|
|
6.Ожидаемые результаты.
Качественная характеристика результатов реализации настоящей Программы предполагает учет пяти аспектов:
содержательного (уровень сформированности предусматриваемых данной Программой знаний, представлений);
коммуникативного (уровень сформированности умений выстраивать систему отношений, взаимодействия, кооперации);
управленческого (уровень сформированности умений самоорганизации, организации деятельности в группе);
психологического (уровень сформированности мотивации к самосовершенствованию, эмоциональному приятию другого в ситуациях взаимодействия, умения делать нравственный выбор);
социокультурного (уровень сформированности социального поведения на основе осмысленных норм и ценностей традиции).
7. Реализация программы.
Кружковая работа по краеведению организована в Курихинской школе с 2000 года, она направлена на социализацию личности ребенка. Сначала мы не знали, с чего начать. Но стоило нам окунуться в мир поиска, мы поняли, что исследовать можно бесконечно. Начали с изучения истории поселков на территории Сарминского сельского совета.
Работу «История возникновения поселков на территории Сарминского с/с защищали ученики 10 класса Т.Коновалова и А.Селиверстов на научно-практической конференции юных экологов, туристов и краеведов в городе Сарове. Она была отмечена Благодарственными письмами ЦВР (центра внешкольной работы) города Сарова в 2001 году. Материал размещен в сборнике рефератов «Открытие родной земли» (2002 г.).
После первой победы кружковцы были воодушевлены на новый поиск: учащиеся 11 класса Д. Голубин и А. Юшкова собрали материал на тему «История железной дороги Выкса-Куриха-Илев».
Большое внимание на занятиях краеведческого кружка мы уделяем истории семьи в истории страны. Особенно удачными были рефераты: «Судьба семьи в истории страны» - В. Храмовой, «История моей семьи» - А.Юшковой, «Юбилейный год Федора Герасимовича Аниськина» - С. Аниськиной, «Вклад нашего деда Каштанова И.И. в развитие спорта на Курихе» - Д. и В. Каштановы.
Так учащиеся Курихинской школы, начиная с 2002 года, стали постоянными участниками научно-практической конференции юных краеведов, экологов и туристов центра внешкольной работы города Сарова. (подробно об этой дружбе и сотрудничестве мы уже писали в газете «Школа» №5-6 в марте 2008 года.). Во время поездки в г. Саров стало традиционным посещение исторических мест, связанных с именем святого Серафима Саровского, краеведческих музеев. Юные краеведы знакомятся с работой различных клубов, видят, как проводят свой досуг городские сверстники, интересуются их увлечениями, поделками и т.д. По возвращении домой каждый кружковец пишет статью о своих впечатлениях в школьную стенгазету. Выпускаем ее для всеобщего обзора вместе с фотографиями как отчет о поездке.
В летний период, а иногда и зимой, организуем совместные походы с нашими друзьями из ЦВР города Сарова. Теперь наступает наша очередь знакомить горожан с деревенскими достопримечательностями. И нам есть что показать - это удивительные, незабываемые по своей красоте наши русские уголки природы: лес, луга, речка Сарма, Степановский пруд, святые родники, Старая Куриха и многое другое.
В программу эколого-краеведческого кружка прочно вошло проведение исторической недели, которая завершается историческим вечером. В основу берем юбилейное событие и всю неделю собираем информацию (работа с датами, терминами, историческими деятелями). Вечер проводим в форме игры – конкурса между двумя командами. В этом году мы проводим конкурс команд на тему «Роль Нижегородского ополчения 1611 года».
С 2006 года в нашей школе введен новый курс «Основы православной культуры» в 5, 6, 7 классах (факультативно). Преподаватель этого курса В.И.Ларюшкин убежден в том, что наиболее полно реализация главной задачи данного предмета – духовно-нравственное воспитание детей и подростков, возможна при использовании на занятиях краеведческого материала. Именно через краеведение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Учебное краеведение преследует две задачи. Одна задача - всестороннее изучение своей местности, другая использование краеведческого материала в преподавании. Они тесно связаны: решение первой открывает путь второй.
Мы объединили усилия в изучении истории края, наше краеведение получило православную окраску.
Несколько лет мы с ребятами занимались изучением истории нашего храма во имя иконы Божией Матери «Знамение» в поселке Сарма. Работа увлекла ребят, история храма оказалась очень интересной и тесно связана с историей нашего государства. Реферат, написанный по результатам данной работы, занял первое место на II Районных Логиновских чтениях юных краеведов и первое место в XII научно-практической конференции экологов, туристов и краеведов «Открытие родной земли» в г. Сарове. Собранный материал и подготовленная по данной теме мультимедийная презентация активно используются на уроках ОПК.
Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников. На протяжении ряда лет ребята разрабатывали экскурсионный маршрут «Старая Куриха». Старая Куриха – это место, где по благословлению Серафима Саровского, в течение пяти лет пустынножительствовала Анастасия Семеновна Логачева, и где позднее на месте ее подвигов была основана Курихинская Знаменская женская община, просуществовавшая до 1928 гола.
Экскурсию по разработанному нами маршруту совершили учащиеся почти всех школ района, школьники из центра внешкольной работы города Саров, учителя ОПК и религии России, работники учреждений культуры района. Данный маршрут привлек внимание и работников районной администрации. 14 августа 2009 г, когда в районе проходил рекламно-информационный тур для представителей предприятий туриндустрии и СМИ, для них также была организована экскурсия на Старую Куриху. Отзывы в средствах массовой информации были самые положительные, перспективность данного экскурсионного маршрута подтверждает тот факт, что уже 28 ноября 2009 года «Нижегородская ярмарка-Тур», организовало тур «Осенняя рапсодия» в Вознесенский район с посещением урочища Куриха.
Занимаясь исследовательской работой, мы решили распространить и внедрить свой опыт в нашем районе. С этой целью были разработаны положение и программа Логиновских краеведческих чтений. Главной нашей задачей было заинтересовать педагогов и школьников в исследовательской работе по изучению истории своего края.
17 февраля 2008 года состоялись первые Логиновские чтения (подробно о них было рассказано на страницах газеты «Школа» № 21 за 2009 год). Логиновские краеведческие чтения уверенно занимают одно из центральных мест по реализации районной программы духовно-нравственного воспитания детей и подростков в Вознесенском районе. У нас постепенно накопился довольно интересный материал об истории нашего района, весь он хранится в центральной районной библиотеке. Надо отметить, что ежегодно участники краеведческих чтений делают шаг вперед в подготовке рефератов и презентаций. Повысился уровень содержания, оформления и защиты работ. В данный момент идет подготовка уже к пятым Логиновским чтениям.
Возвращаясь к школьным исследованиям, хочу подчеркнуть, что за почти десятилетний период мы собрали солидный исторический материал. Мы гордимся тем, что он использован при создании книги «На земле Вознесенской» Н. Шемяковым, а также в сокращенном виде вошел в книгу А. Свеклиной «Они в сердце каждого из нас».
Использование данной формы краеведческой работы в школе способствует патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому воспитанию детей; позволяет решать задачи эффективного использования краеведческого материала в образовательном процессе и просветительской работе с населением; осуществлять разработку программ, методических материалов по историко-краеведческому образованию и воспитанию учащихся.
Представленный опыт предусматривает организацию учителем следующих видов деятельности: научно-поисковой (исследовательские проекты учащихся, поисковая работа, краеведческие экспедиции, участие в научно-практических конференциях); информационно-просветительской (сотрудничество со СМИ, размещение краеведческих материалов на сайтах ОУ, проведение внеклассных мероприятий краеведческой направленности); образовательной (разработка и внедрение программ дополнительного образования детей, УМК и методических материалов по историческому краеведению); экскурсионной и музейной работы (разработка экскурсионных маршрутов, обработка информационного материала, организация экскурсий, создание краеведческих экспозиций, уголков, школьных музеев).
Данный педагогический опыт организации краеведческой работы в школе, основанный на соединении духовно-нравственного воспитания с изучением истории и культуры родного края, обладает высоким воспитательным потенциалом и имеет важное культурное значение для района. Положительная результативность опыта позволяет говорить о возможности его тиражирования. Предложенная форма организации внеклассной воспитательной работы по краеведению может быть использована как в отдельно взятых образовательных учреждениях, так и в муниципальных районах любого региона РФ.
Не могу утверждать, что этот опыт работы является инновационным, но с уверенностью скажу, что внедряя его, от учителя потребуется терпение, умение и творчество.
8. Результаты деятельности в рамках реализации программы.
За одиннадцать лет работы кружка эколого-краеведческий туризм удалось создать среду развития, в которой подросток является активным субъектом деятельности. Сформировались взгляды на мир. Подростки приобрели определенные поведенческие навыки, а также навыки жизнеобеспечения, бережного отношения к окружающей среде, уважительного отношения к старшему поколению.
Кружковцы глубже узнали историю своего края, начиная с истории своей семьи. Нередко выпускники Курихинской школы используют рефераты в местах дальнейшего обучения: в институтах, техникумах. Каждый раз при встрече они с большой теплотой вспоминают и с благодарностью отзываются о совместной деятельности в кружке
В ходе реализации программы произошла коррекция асоциального поведения подростков. Некоторые ученики входили в «группу риска», под воздействием эколого-краеведческого кружка были сняты со школьного учета. Количество детей, составляющих «группу риска» сократилось до одного человека ( мальчик из очень неблагополучной семьи).
И, наконец, дети получили разностороннее развитие. Защищая рефераты на научно-практической конференции в г.Сарове кружковцы ежегодно награждались дипломами 1, 2, 3, степени, а также благодарственными письмами, Все эти награды являются гордостью нашей школы.
9. Основные выводы.
Мы уверены в том, что работа, проделанная за эти годы, не прошла бесследно. Нам удалось в душах детей посеять добро, любовь к Родине, достичь ожидаемых результатов. Программа кружка эколого-краеведческий туризм может быть использована как средство социализации личности ребенка, для его духовно-нравственного роста. Педагоги могут использовать в своей практике как программу в целом, так и отдельные ее элементы. Если сказать, что каждый может достичь ожидаемых результатов, то это будет неверно. Ибо кроме знания своего предмета, возрастной психологии, увлеченности педагога своим делом, любви к детям, обладания авторитетом среди детей и их родителей необходимо еще профессиональное чутье, как и в любом другом ремесле, А вот стать мастером своего дела попробовать может каждый.
10. Список используемой литературы.
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.
Концепция программы развития образования Нижегородской области на 2006- 2010 гг.
Ксензова Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Учебное пособие М. Педагогическое общество России 2005г.
Лихачев Б.Т. «Филосифия воспитания». Искать сердцем воспитание экологической культуры. (Программа «Маленький принц Земли». Автор-составитель Цветкова И.В. – М. 1997
Калинин В.Б. От «традиционной» модели к гуманистической. Журнал Вестник. Ас ЭкО 1(15), осень 1998
Инновационный опыт в преподавании истории и обществоведческих дисциплин. Издательство: НИРО, Н.Новгород, 2008.
Александров С.Г., Кузнецова В.Ф., Подурец А.М. Открытие родной земли. Изд .: г.Саров ЗАО ИНФО, 2002.
|
|
|