Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Аши
Челябинской области.
Сценарий развлечения
с использованием народных игр
Южного Урала для детей
старшего дошкольного возраста.
«Зимние посиделки»
подготовила
физинструктор 1 категории
Масайло Надежда Валентиновна.
г. Аша
2012 г.
Цель:
Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе уральского фольклора.
Задачи:
Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями уральского фольклора;
Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;
Развитие творческих способностей детей на основе разных жанров уральского фольклора.
Закрепление ранее изученных народных игр Южного Урала ( русских, татарских и башкирских).
Список используемой литературы:
Захарова Л.М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике (вторая пол. XIX в.в.): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1998. 17 с.
Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР - Москва: Просвещение, 1988 - с.239
Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраста): Дисс. . канд. пед. наук. М., 1995. 181 с.
Панкеев И.А. Русские народные праздники. М.: Яуза, 1998. 256 с.
Используемые интернет - ресурсы:
http://forum.in-ku.com/
В зале темно, Хозяйка (воспитатель, работающий по программе « Наш дом - Южный Урал») зажигает свечу, готовится к встрече гостей (раскладывает рукоделье, поправляет свой костюм).
Зажигается свет ,входят дети ( с ними физинструктор).
Физинструктор:
Тук – тук, тук- тук!
Из ворот слышен стук.
Двери отворяйте,
В дом гостей впускайте!
Веселых ребятишек-
Девчонок и мальчишек!
Хозяйка:
Давно вас жду – поджидаю, посиделок без вас не начинаю. Припасла для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, да пляски.
На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели и водили хоровод.
Да играли на Урале! Ах, как игры хороши.
Словом эти посиделки были праздником души!
Физинструктор:
Эй, девчата, выходите, хороводы заводите,
Ведь уральский наш народ ловко пляшет и поет.
( девочки выстраиваются в один ряд для игры «Русский плетень»)
Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела,
Да и девушки под стать, им не станут уступать.
( мальчики выстраиваются у другой стены)
Проводится игра «Русский плетень» ( играет музрук).
( наигрыш - дети, выстроив плетень идут навстречу друг другу и кланяются, затем идут обратно. Танцевальная мелодия - дети отпускают руки и танцуют. Тишина - должны выстроить свои плетни. )
Хозяйка:
Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Физинструктор:
Ну, что ж, говори свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить.
Проводится “Бой скороговорок». ( показывается скороговорка с картинкой, сперва проговаривает воспитатель, затем один ребенок, затем совместно)
Хозяйка:
Блестят коньки,
Блестит каток,
Пушистый снег искрится.
Надень коньки
Свои, дружок,
Попробуй прокатиться.
Физинструктор:
Пускай тебя
Щиплет мороз —
Смотри — не испугайся,
Пусть заморозит он до слез —
Ему не поддавайся. ( часть стихотворения В. Донниковой «На катке»)
Проводится игра русская народная «Дед Мороз»
Правила: по считалке выбирают «Деда Мороза», он встает в центр круга, нарисованного на снегу (на полу). Дети идут по кругу и приговаривают:
Дед Мороз, Дед Мороз
Через дуб перерос,
Приносил подарков воз.
Морозы трескучие,
Снега сыпучие,
Ветер вьюжит,
Метели кружат.
Дети разбегаются, «Мороз» ловит (до кого дотронулся, тот «замороженный», сидит неподвижно в круге).)
Хозяйка:
А знаете ли вы, ребята, пословицы о зиме? (вспоминаем)
— Январь — году начало, зиме середина.
— Новый год к весне поворот.
— Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
— Зима спросит, что летом припасено.
— Лето собирает, зима подъедает.
— Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
— Декабрь — году конец, зиме начало.
Хозяйка:
Ох, и славно вы говорите,
А как играть умеете, покажите.
Физинструктор:
Вот какой платок у меня:
Разноцветный, расписной, необычный, непростой.
Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!
Проводится башкирская игра «Юрта»
Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все четыре круга идут и напевают:
Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
Под музыку идут в один общий круг, заводят хоровод. Музыка закончилась - бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда , которая первой «построила» юрту.
После игры звучит тихая релаксационная музыка ( например диск « Путешествие в подсознание»
Anjey Satori).
.Физминутка . (проводит физинструктор)
С неба падают снежинки,( показываем)
Как на сказочной картинке.(разводим руки)
Будем их ловить руками,
(Дети над головой поднимают руки и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
А потом покажем маме. ( вытягиваем ладошками вверх)
А вокруг лежат сугробы, (руки вверх)
Снегом замело дороги. ( руками водим внизу )
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются)
Хозяйка:
И стоит на опушке леса
Сухой постаревший пенек.
Одинокий садится путник
На него отдохнуть часок.
Физинструктор:
Давайте мы с вами сыграем в башкирскую игру «Липкие пеньки»
( считалкой выбираются 3-4 ребенка, они становятся «липкими пеньками», эти дети садятся на пол, они не должны сходить с места, ловят- салят только при помощи рук. Те, кого они осалили, так же садятся рядом со своим «пеньком» и пытаются осалить других)
Хозяйка:
А не хотите ли гости дорогие сейчас послушать докучные сказки?
А не знаете таких?
Так слушайте:
Жил-был царь
У царя был двор
На дворе был кол
На колу мочало
Не сказать ли сначала ? (повторяет)
Физинструктор:
Нет, мой черед пришел:
Жили- были 2 братца
Кулик да журавль
Накосили они стожок сенца
Поставили среди кольца
А не сказать ли с конца?
Хозяйка:
Уж хватит говорить
не пора ли нам всем перекусить?
Проводится русская игра «Пирожок».
Правила игры: играющие выбирают покупателя, а остальные становятся в ряд, держась один за другого. Передний называется булошником, прочие составляют печь, а последний объявляется пирожком.
Покупатель подходит к булошнику и спрашивает:
- Где мой пирожок?
Булошник отвечает:
- За печкой лежит!
Покупатель бежит туда с правой стороны, а пирожок, крича:
«Я бегу, бегу», - торопится стать перед булошником.
Если ему это удается, он делается булошником, задний - пирожком, а покупатель снова должен покупать.
Но если покупатель поймает пирожок, то он (покупатель) делается булошником, а пирожок - покупателем.
Хозяйка:
Речка чудная течёт,
С тёмною водою.
Водяной в реке живёт,
Важен он собою.
Физинструктор:
Он зелёный, добродушный,
Любит петь он под луной.
Хор набрал он из лягушек,
И концерт даёт весной.
В какую игру мы с вами сейчас поиграем? Правильно – русская игра – «Водяной» ( считалкой выбирается один ребенок, он становится в центр круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу, произносят:
Водяной, водяной, что сидишь ты под водой?
Ну- ка выходи, с нами посиди.
Дети останавливаются, «водяной» встает и идет вперед, наткнувшись на ребенка, он на ощупь пытается отгадать, кто перед ним.)
Хозяйка:
Стой, мой милый хоровод, стой, не расходись.
Покажем всем какой мы татарский хоровод заводить умеем.
Проводится игра «Татарский хоровод» ( татарская танцевальная мелодия)
Правила: под музыку все идут хороводом, противоходом всем идет ведущий и забирает одного, теперь они двое идут и второй забирает еще одного из общего хоровода. И таким образом постепенно в основном хороводе остается один человек, который танцует после этого для всех, остальные хлопают.)
Хозяйка:
На завалинке сегодня
Отдохнули вместе мы,
Вспомнив песни, игры, шутки
Нашей старины.
Физинструктор:
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь,
Мы прощаемся с гостями,
Говорим: до новых встреч!
Хозяйка:
А гостей мы провожаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником
Физинструктор:
Каравай мы всем подносим,
Поклонясь, отведать просим.
(детям и гостям подносится каравай)
|