Главная страница

Сценарий развлечения с использованием народных игр Южного Урала для детей старшего дошкольного возраста


Скачать 62.72 Kb.
Название Сценарий развлечения с использованием народных игр Южного Урала для детей старшего дошкольного возраста
Дата 24.02.2016
Размер 62.72 Kb.
Тип Сценарий


Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Аши

Челябинской области.

Сценарий развлечения

с использованием народных игр

Южного Урала для детей

старшего дошкольного возраста.

«Зимние посиделки»

подготовила

физинструктор 1 категории

Масайло Надежда Валентиновна.

г. Аша

2012 г.

Цель:

Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе уральского фольклора.

Задачи:

Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями уральского фольклора;

Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;

Развитие творческих способностей детей на основе разных жанров уральского фольклора.

Закрепление ранее изученных народных игр Южного Урала ( русских, татарских и башкирских).

Список используемой литературы:

  1. Захарова Л.М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике (вторая пол. XIX в.в.): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1998. 17 с.

  2. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР - Москва: Просвещение, 1988 - с.239

  3. Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраста): Дисс. . канд. пед. наук. М., 1995. 181 с.

  4. Панкеев И.А. Русские народные праздники. М.: Яуза, 1998. 256 с.

Используемые интернет - ресурсы:

  1. http://forum.in-ku.com/

В зале темно, Хозяйка (воспитатель, работающий по программе « Наш дом - Южный Урал») зажигает свечу, готовится к встрече гостей (раскладывает рукоделье, поправляет свой костюм).

Зажигается свет ,входят дети ( с ними физинструктор).

Физинструктор:

Тук – тук, тук- тук!

Из ворот слышен стук.

Двери отворяйте,

В дом гостей впускайте!

Веселых ребятишек-

Девчонок и мальчишек!

Хозяйка:

Давно вас жду – поджидаю, посиделок без вас не начинаю. Припасла для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, да пляски.

На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели и водили хоровод.

Да играли на Урале! Ах, как игры хороши.

Словом эти посиделки были праздником души!

Физинструктор:

Эй, девчата, выходите, хороводы заводите,

Ведь уральский наш народ ловко пляшет и поет.

( девочки выстраиваются в один ряд для игры «Русский плетень»)

Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела,

Да и девушки под стать, им не станут уступать.

( мальчики выстраиваются у другой стены)

Проводится игра «Русский плетень» ( играет музрук).

( наигрыш - дети, выстроив плетень идут навстречу друг другу и кланяются, затем идут обратно. Танцевальная мелодия - дети отпускают руки и танцуют. Тишина - должны выстроить свои плетни. )

Хозяйка:

Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,

Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.

Физинструктор:

Ну, что ж, говори свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить.

Проводится “Бой скороговорок». ( показывается скороговорка с картинкой, сперва проговаривает воспитатель, затем один ребенок, затем совместно)

Хозяйка:

Блестят коньки,

Блестит каток,

Пушистый снег искрится.

Надень коньки

Свои, дружок,

Попробуй прокатиться.

Физинструктор:

Пускай тебя

Щиплет мороз —

Смотри — не испугайся,

Пусть заморозит он до слез —

Ему не поддавайся. ( часть стихотворения В. Донниковой «На катке»)

Проводится игра русская народная «Дед Мороз»

Правила: по считалке выбирают «Деда Мороза», он встает в центр круга, нарисованного на снегу (на полу). Дети идут по кругу и приговаривают:

Дед Мороз, Дед Мороз

Через дуб перерос,

Приносил подарков воз.

Морозы трескучие,

Снега сыпучие,

Ветер вьюжит,

Метели кружат.

Дети разбегаются, «Мороз» ловит (до кого дотронулся, тот «замороженный», сидит неподвижно в круге).)

Хозяйка:

А знаете ли вы, ребята, пословицы о зиме? (вспоминаем)

— Январь — году начало, зиме середина.

— Новый год к весне поворот.

— Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.

— Зима спросит, что летом припасено.

— Лето собирает, зима подъедает.

— Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.

— Декабрь — году конец, зиме начало.

Хозяйка:

Ох, и славно вы говорите,

А как играть умеете, покажите.

Физинструктор:

Вот какой платок у меня:

Разноцветный, расписной, необычный, непростой.

Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!

Проводится башкирская игра «Юрта»

Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все четыре круга идут и напевают:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под музыку идут в один общий круг, заводят хоровод. Музыка закончилась - бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда , которая первой «построила» юрту.

После игры звучит тихая релаксационная музыка ( например диск « Путешествие в подсознание»

Anjey Satori).

.Физминутка . (проводит физинструктор)

С неба падают снежинки,( показываем)

Как на сказочной картинке.(разводим руки)

Будем их ловить руками,

(Дети над головой поднимают руки и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)

А потом покажем маме. ( вытягиваем ладошками вверх)

А вокруг лежат сугробы, (руки вверх)

Снегом замело дороги. ( руками водим внизу )

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются)

Хозяйка:

И стоит на опушке леса

Сухой постаревший пенек.

Одинокий садится путник

На него отдохнуть часок.

Физинструктор:

Давайте мы с вами сыграем в башкирскую игру «Липкие пеньки»

( считалкой выбираются 3-4 ребенка, они становятся «липкими пеньками», эти дети садятся на пол, они не должны сходить с места, ловят- салят только при помощи рук. Те, кого они осалили, так же садятся рядом со своим «пеньком» и пытаются осалить других)

Хозяйка:

А не хотите ли гости дорогие сейчас послушать докучные сказки?

А не знаете таких?

Так слушайте:

Жил-был царь

У царя был двор

На дворе был кол

На колу мочало

Не сказать ли сначала ? (повторяет)

Физинструктор:

Нет, мой черед пришел:

Жили- были 2 братца

Кулик да журавль

Накосили они стожок сенца

Поставили среди кольца

А не сказать ли с конца?

Хозяйка:

Уж хватит говорить

не пора ли нам всем перекусить?

Проводится русская игра «Пирожок».

Правила игры: играющие выбирают покупателя, а остальные становятся в ряд, держась один за другого. Передний называется булошником, прочие составляют печь, а последний объявляется пирожком.

Покупатель подходит к булошнику и спрашивает:

- Где мой пирожок?

Булошник отвечает:

- За печкой лежит!

Покупатель бежит туда с правой стороны, а пирожок, крича:

«Я бегу, бегу», - торопится стать перед булошником.

Если ему это удается, он делается булошником, задний - пирожком, а покупатель снова должен покупать.

Но если покупатель поймает пирожок, то он (покупатель) делается булошником, а пирожок - покупателем.

Хозяйка:

Речка чудная течёт,

С тёмною водою.

Водяной в реке живёт,

Важен он собою.

Физинструктор:

Он зелёный, добродушный,

Любит петь он под луной.

Хор набрал он из лягушек,

И концерт даёт весной.

В какую игру мы с вами сейчас поиграем? Правильно – русская игра – «Водяной» ( считалкой выбирается один ребенок, он становится в центр круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу, произносят:

Водяной, водяной, что сидишь ты под водой?

Ну- ка выходи, с нами посиди.

Дети останавливаются, «водяной» встает и идет вперед, наткнувшись на ребенка, он на ощупь пытается отгадать, кто перед ним.)

Хозяйка:

Стой, мой милый хоровод, стой, не расходись.

Покажем всем какой мы татарский хоровод заводить умеем.

Проводится игра «Татарский хоровод» ( татарская танцевальная мелодия)

Правила: под музыку все идут хороводом, противоходом всем идет ведущий и забирает одного, теперь они двое идут и второй забирает еще одного из общего хоровода. И таким образом постепенно в основном хороводе остается один человек, который танцует после этого для всех, остальные хлопают.)

Хозяйка:

На завалинке сегодня

Отдохнули вместе мы,

Вспомнив песни, игры, шутки

Нашей старины.

Физинструктор:

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями,

Говорим: до новых встреч!

Хозяйка:

А гостей мы провожаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником

Физинструктор:

Каравай мы всем подносим,

Поклонясь, отведать просим.

(детям и гостям подносится каравай)