|
Презентация на cd диске Введение Актуальность темы исследования
Содержание
Введение…...........................................................................................................3-9
Глава I. Православные храмы города Сергача Нижегородской области.
Историческая справка о Сергаче …..................................................................10-14
Церковь Владимирской Божьей Матери. ….....................................15-21
Ильинская церковь. ….........................................................................21-24
Церковь Иоанна Милостивого............................................................24-27
Архангельская церковь. …..................................................................27-32
Выводы по I главе...............................................................................................32
Глава II. Православные храмы Сергачского района.
Церковь Николая Чудотворца села Пожарки. …......................... 33-36
Церковь Николая Чудотворца села Лопатино...................................36-44
Выводы по II главе..............................................................................................44
Заключение.........................................................................................................45-46
Список источников и литературы …............................................................47-49
Приложение..................................................................(презентация на CD диске)
Введение
Актуальность темы исследования.
История православия не была однозначной: она была противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая общественные противоречия на всем протяжении своего пути. С началом реформ в России произошли значительные изменения в нашем обществе. Вновь были разрушены устоявшиеся социальные связи, повержены прежние идеалы. И многие, очень многие люди, потеряв привычные ориентиры, начали чувствовать свою оторванность от общества, от мира, свою ненужность. Осознать себя в такой ситуации людям помогает вера в Бога. В России эту функцию на себя взяло традиционное православие, возрождение которого происходит в последнее время. Наше время определяется как век нового крещения Руси: восстанавливаются разрушенные и строятся новые храмы... Каждый из них имеет свои особенности и представляет собой произведение искусства.
Несмотря на то, что история Русской Православной Церкви изучена достаточно основательно, остается неисследованным целый ряд отельных ее эпизодов и локальных явлений. История складывается из истории отдельных личностей, которые внесли вклад в ее развитие, из истории отдельных епархий, и приходов, которые также вносят вклад в историю Церкви. Изучение истории отдельных храмов может открыть новые неизученные страницы жизни и деятельности не только Церкви, но и всего народа, который на протяжении длительного времени был неразрывно связан с приходом и Церковью.
Вновь обращающиеся к церкви верующие как правило не имеют полного представления ни об истории православия, ни об истории посещаемых храмов. Знания людей, проживающих в г. Сергаче и районе о самих храмах в большинстве случаев исчерпывается их названиями...
Таким образом, актуальность темы исследования вызвана:
острой необходимостью сохранения культовых сооружений как объектов культурного наследия;
возрождения связи времён и как следствие — духовного возрождения общества;
большой значимостью Церкви, как хранительницы нравственных ценностей, патриотических чувств;
стимулированием интереса к познанию исторического прошлого своего родного края;
воспитанием любви к малой родине подрастающего поколения.
Объект исследования — православные храмы города Сергача и района.
Предмет исследования – история возникновения, особенности, современное состояние действующих православных храмов города Сергача и района.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1734 года по 2013 год. В этот период происходила основная история храмов города Сергача и района.
Территориальные рамки исследования включают в себя город Сергач и Сергачский район.
Цель исследования: изучить историю возникновения, особенности и современное состояние действующих храмов города Сергача и района.
Задачи исследования:
представить историческую справку о городе Сергаче;
определить какие в настоящий момент в городе и районе функционируют православные храмы;
-
раскрыть историю возникновения, описать особенности и современное состояние следующих храмов:
Владимирской Божьей матери;
Иоанна Милостивого (Напольной церкви);
Ильинского (м/р Ключёво);
Архангела Михаила (м/р Гусево (Кладбищи);
Николая Чудотворца (с. Пожарки Сергачского района);
Николая Чудотворца (с. Лопатино Сергачского района).
Методологической основой исследования являются: принципы историзма, научной объективности и системности. Наиболее приемлемым для раскрытия выбранной темы считаю проблемно-хронологический метод, описательный, а также метод источниковедческого анализа.
Теоретическими методами исследования являются: анализ исторических и других источников по теме исследования, анализ и обобщение архивных данных.
Эмпирические методы исследования: изучение различных документов, архивных музейных данных, данных приходских архивов, индивидуальные и групповые беседы с настоятелями храмов, краеведами, научными сотрудниками музея, людьми разных возрастных категорий.
Источниковедческий анализ. Исследование проходило в три этапа:
Изучение источников, архивных документов1 (была проведена систематизация приходского архива, находившегося в хаотическом состоянии 2; был сделан перевод некоторых архивных материалов на современный язык ), изучение справочной и тематической литературы в аспекте выбранной темы.
Определение основных теоретических подходов к проблеме исследования.
Анализ и обобщение результатов, полученных в ходе исследования; формулировка выводов и заключения по теме исследования; оформление результатов исследования.
Для написания данной работы, в основном, использовались источники Государственного архива Нижегородской области:
1. ГАНО. Ф.177. Оп.766. Д. 1258; ГАНО. Ф. 639. Оп.125. Д. 7476. Описи о состоянии церквей и др.
ГАНО. Ф. 570. Оп.556. Д. 67 (1819). Дело о сносе питейных домов и др.
ГАНО. Ф.570. Оп.557. Д. 172. Сведения о церковнослужителях.
ГАНО. Ф.570. Оп.558. Д.334 (1854) Главная церковная опись Владимирского собора г. Сергача.
ГАНО «Епархиальные ведомости Нижегородской области» за 1889-1892 гг., где отмечены сведения о церквях и священнослужителях по селам Сергачского уезда. Эта информация очень важна для исследования и была использована для написания 1 и 2 глав данной работы.
Использованы «Духовные росписи Соборной Владимирской церкви» (1811-1848 гг.): ежегодные отчётные документы, составляемые по приходу православной церкви и представляющие собой посемейные списки всех проживающих на его территории прихожан (как правило, за исключением младенцев возрастом менее 1 года).
-
Громов В.А. Сергачское притяжение: Историко-краеведческие очерки-2-е изд., испр. И доп.-Нижний Новгород: Изд-во «Штрих», 2001.-160 . использовался как источник, который предоставляет сведения об истории Сергача и Сергачского района. Данный труд достаточно полно отразил этапы развития города и района в разные периоды, включая XX век. Материал данного источника использовался при написании 1 главы исследования.
Использовались статьи Солдатовой Н. И. - научного сотрудника Сергачского краеведческого музея им. Громова В.А. «Достанет ли охоты и непринуждения ?», «Забытое прошлое», предоставляющие интересные сведения о храмах города и района. Данные статьи использованы для написания 1 и 2 глав исследования.
Большую помощь при исследовании состояния храмов в 1830 — 1850 гг. оказали устные источники : беседы с настоятелями церквей: иереем Дмитрием Безумновым ( храм Иоанна Милостивого г. Сергач) и иереем Георгием Бобровым (Никольская церковь с. Пожарки) ; беседы с Громовой С.В. - дочерью основателя Сергачского краеведческого музея, которая предоставила и дала описание некоторым фотодокументам, вошедшим в презентацию.
Использовались фотодокументы из основного и вспомогательного фондов Сергачского краеведческого музея, а также личные фото авторов: В.Бакунина, Д.Гордеева, Н. Солдатовой.
Использовались ресурсы сети интернет:
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. URL: http://www. v-dal.ru/ (дата обращения: 25.02.2013 г.), справочная информация была нужна для написания 1 главы исследования.
«У Ильинского храма города Сергача появилась звонница.» URL: http: //www.nne.ru / (дата обращения: 10.12.2012г.), ресурс использовался для написания 1 главы исследования.
Степень изученности темы.
Изучение истории храмов города Сергача и района не становилось предметом специального исследования. Авторы, обращавшиеся к этой теме, затрагивали лишь отдельные аспекты. Причём это были, в основном, журналисты и местные краеведы, освещавшие историю и современное состояние церквей на страницах периодической печати.
В результате, литература по теме представлена в основном статьями в журнале «Арзамасская сторона»3 и альманахе «Сергач»4, а также в городской общественно-политической газете «Сергачская жизнь»5.
Помимо газетных и журнальных статей в работе использовался труд основателя Сергачского краеведческого музея В.А. Громова6, где автор предоставляет сведения об истории Сергача и Сергачского района. Данный труд достаточно полно отразил этапы развития города и района в разные периоды, включая XX век.
Исторические сведения о происхождении города Сергача отражены в работах
Л.М. Каптерева7, И.А.Кирьянова8, Л.Л.Трубе9.
Таким образом, историография рассматриваемой проблемы достаточно невелика, поэтому, несомненным достоинством работы является введение в научный оборот большого пласта неопубликованного архивного материала и его анализ10, а также сведения, полученные в результате непосредственного общения с местными краеведами и с настоятелями церквей. В частности, последние любезно поделились приходским архивом.
В сложной, противоречивой ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своего края представляется крайне необходимым и важным. Обновление России невозможно без ее духовного возрождения, что в свою очередь немыслимо без восстановления связи времен, без развития патриотических чувств, включающих и любовь к своей малой родине.
В настоящее время процесс православного воспитания только начинается, и еще многое предстоит сделать: восстановить разрушенные храмы в сёлах. Возрождение России начнется с ее духовного возрождения, мы делаем первые шаги в этом направлении, примером для нас служит бесценный опыт наших предков, которым вера помогала жить...
Структура работы
Работа включает: Введение, две главы, разделенные на параграфы, выводы после глав, список источников и литературы, приложение (презентация на CD диске).
Глава I. Православные храмы города Сергача Нижегородской области. Историческая справка о Сергаче.
Над храмами сверкают купола,
Народу возвращаются иконы,
И мы идём и отдаём поклоны,
Под звон, что издают колокола…
Вернулось то, что ждали много лет,
Вернулась Вера к русскому народу,
Пройдя через гоненья и невзгоды,
Заблудшим душам подарила свет.
Ю. Шмидт.
Сергач - старинный город Нижегородской области, самое первое упоминание о котором в древних русских летописях относится к 1382 году. Именно здесь, на Пьянских берегах, произошло известное в истории государства Пьянское побоище, и в Никоновской летописи, где изложена «Повесть о прихождении Тохтамыша на Москву» имеется упоминание о Сергаче, где он называется – Сернач (небольшой сторожевой пост)11. На месте города существовало мордовское поселение, о чём свидетельствуют древние захоронения.
По поводу происхождения названия Сергача бытует много легенд и преданий.
По одной из версий, в древности, на берегу мелководной лесной речки, впадающей в Пьяну, стояла деревушка. На её месте и была срублена из дуба часовня во имя Сергия Радонежского, который в 1380 году благословил московского князя Дмитрия Ивановича на борьбу с Мамаем и предрёк победу. Именно от часовни и пошло название деревни – Сергеевка. Отсюда и первая улица будущего поселения получила название Сергиевской.
Есть и такая легенда - название городу было дано по имени первого поселенца Серги, который носил в ухе серьгу. Даже у В.И. Даля есть такие строки: "Сережа - сергач, пройми ухо!"12 Жил отшельник вдвоём с ручным медведем. Второй вариант этой легенды утверждает, что первым поселенцем в этих местах был бортник – мордвин Сергас. По его имени стала называться неглубокая, но быстрая речка и местность вокруг неё.
Другое предание гласит: название Сергача – тюркского происхождения: исстари жившие здесь татары-мишари местность называли Сарыагач, что означает жёлтое дерево (на южном склоне холма, где когда-то зарождался город, деревья растут плохо, потому что под почвой близко залегает камень – известняк и мергель. Корни деревьев упираются в них, и от недостатка влаги и сухости почвы листва в разгар лета становится по-осеннему жёлтой).
Первые документальные упоминания о Сергаче относятся к 1649 году в наказе боярина Бориса Ивановича Морозова (воспитателя царевича Алексея Михайловича) приказчику Любиму Осанову, назначенному в Сергач. Царь подарил своему «дядьке-воспитателю» и свояку (царица Мария Ильинична была родной сестрой боярыни Анны Ильиничны Морозовой) обширные земли к югу-востоку от Н. Новгорода — по соседству с Мурашкиным, где была родовая вотчина Морозовых. Так деревня Сергач с окружающими деревнями — Кладбицкой, Ключевой, Мокринской и другими становится собственностью Морозова. Он развивает кипучую деятельность, приказывая повсюду открывать поташные заводы — будные майданы. С этого времени Сергач становится селом, центром поташного производства в России, занимавшего важное место в экономике государства. «Сергачский» поташ, использовавшийся для изготовления оконного стекла, в мыловарении и выделке кож, считался, особенно за границей, лучшим. Окружённый государственными поташными заводами, на которые сгонялись ссыльные, Сергач в тот период назывался «ближней Сибирью»13.
По административной реформе, проведённой императрицей Екатериной II, казённое село бывшей поташной конторы, 5 сентября 1779 года по старому стилю, получает статус уездного города, а 16 августа 1781 года для нового города «высочайше» утверждается герб с изображением чёрного медведя на золотом фоне, означающий, что «того рода зверей в окрестностях города довольно»14.
Действительно, кроме дешёвого поташа и добротных «сергацких» лаптей, всероссийскую известность город получил ещё и тем, что «сергачи» с дрессированными медведями ходили по всей стране, бывали и за её пределами
(в Польше, Германии, Франции и Италии). По преданию, во время Отечественной войны 1812 года на Базарной площади Сергача проходил смотр медвежьих «полков», обученных для «борьбы» с Наполеоном ( это описано П.И. Мельниковым-Печерским в романе «На горах»).
В 1835 году в Сергаче открывается первая школа, основанная в собственном доме В.Н. Крыловым.
В 1861 году в городе числилось 3789 человек, из которых 2705 казённых крестьян, живших в слободах, 176 дворян, 83 купца, 244 мещанина; домов было 593, лавок-16, городская земская больница и вольная аптека.
Производство поташа к этому времени захирело. Главным занятием жителей стало хлебопашество. Заводов и фабрик в городе не было, кроме пивоваренного завода Г.К.Дика, открытого в 1886 году и небольшого мыловаренного. Действовали кустарные предприятия по выделке кож, одна шерстобойка, 2 крупорушки, одна маслобойка, 4 кузницы, 11 ветряных мельниц и 15 горнов для обжигания кирпича и гончарных изделий.
В сравнении с другими городами Нижегородской губернии Сергач считался бедным поселением. По численности населения и экономике он занимал одно из последних мест.
В 70-х годах XIX столетия в связи с открытием земских учреждений, развитию города стало уделяться больше внимания. Первое Сергачское уездное земское собрание открылось 23 сентября 1865 года. Основные свои усилия Сергачское земство сосредоточило на трёх направлениях — содействии экономическому благосостоянию населения и развитию в уезде здравоохранения и образования ( к 1915 году действовали 4 больницы, к 1916 году работали 84 земские школы, 52 церковно-приходские школы. Всего в уезде было 9814 учеников).
В 1913 году развернулось строительство железной дороги от Арзамаса до Шихран (ныне г. Канаш). Сооружались цеха паровозоремонтного депо, вокзал, грузовой двор, склады топлива и другие объекты. В 1914 году по проекту знаменитого архитектора А.В.Щусева возводится вокзал. На станции стало работать до тысячи человек из пригородных сёл — Ключёва, Пожарок, Кладбищ. Станция оказала большое влияние на развитие города и уезда.
18 января 1918 года в Сергаче и уезде была провозглашена Советская власть.
В июне 1929 года упраздняется Сергачский уезд, образуется район.
В 1934 году в Сергачском районе организуется МТС, вступает в строй элеватор, сооружаются деревянные мосты через р. Пьяну в районе сёл Кочко-Пожарки и Яново. В Сергаче в здании бывшей городской думы открывается педагогический техникум, создаётся кооперативная артель «Красный швейник», строятся новые здания средней школы и поликлиники.
Велик вклад сергачан в общенародное дело разгрома фашизма — 17000 сергачан ушли на фронты войны, 9000 из них остались на полях сражений, 8000 награждены орденами и медалями, а 12 самым отважным присвоено высшее звание — Героя Советского Союза.
В 60-х годах XX века город и район входят в государственную энергосистему. В тот же период были построены асфальтированная магистраль Работки-Сергач-Сеченово, автомобильные дороги на Гагино, Спасское, Пильну. В 1967 году состоялся пуск сахарного завода с производственной мощностью переработки сахарной свёклы 400-500 тыс. тонн в год, затем в 70-е годы были построены такие крупные промышленные предприятия как электромеханический завод и завод железобетонных изделий. В 90-е годы в Сергач пришёл природный газ.
На Сергачской земле в разное время бывали: А.С. Пушкин, М.Е, Салтыков-Щедрин, С.В. Рахманинов.
Сергач сейчас - это город почти с 24-тысячным населением, в котором выросли микрорайоны многоэтажных домов. Сергачане продолжают славные трудовые традиции отцов и дедов, работая на полях и фермах, строя дома и дороги, стоя у станка или за прилавком, сидя за рулём или у швейной машинки, обучая детей и охраняя их здоровье, завоёвывая спортивные вершины и радуя земляков сценическим искусством…
В Сергаче действуют великолепные, не похожие друг на друга храмы, возводившиеся всем миром, обустраивавшиеся на пожертвования «доброхотных дателей», восстановленные ныне, чтобы служить в вере и любви отечеству...
Каждый приехавший сюда не может не почувствовать, как сильны здесь православные традиции, как люди сберегли свое право на веру, на молитвы, как отстаивают и утверждают свою самобытность. Здесь теперь возводятся не крепости, а храмы в которых звучит Слово Божие, а на подъездах к городу приезжих встречают уже не заставы, а поклонные кресты.
Город чуть виднеется вдалеке, а среди бескрайней шири окружающих его полей, близ шоссе, победно возвышается огромный деревянный поклонный крест. В старину такие кресты ставили на развилке дорог, там принято было назначать встречи: не разминешься — крест видно далеко, а близость святыни всегда означала, что встреча должна быть доброй...
Богат наш край христианскими памятниками. Их на Сергачской земле немало...
В центре года величественно красуются четыре из них. По селам и деревням их еще больше.
Таблица 1
Место расположения храма
|
Название храма
|
г. Сергач.
|
Владимирский собор (1818-1821 гг.)
|
г. Сергач.
|
Церковь Иоанна Милостивого
(1799 /1834 г.)
|
г. Сергач, м/р Ключево.
|
Ильинская церковь (1733/1856 г. )
|
г. Сергач, м/р Гусево
|
Церковь Михаила Архангела
(1702/1859 г.)
|
с. Пожарки.
|
Церковь Николая Чудотворца ( 1649/1835 г.)
|
с. Лопатино.
|
Церковь Николая Чудотворца
(1795/1887 г.)
|
с.Толба
|
Церковь в честь Святого Дмитрия Солунского (1824 г.)
|
с. Луговое.
|
Знаменская Церковь (1838 г.)
|
с. Богородское.
|
Церковь Казанской иконы Божией Матери (1821 г.)
|
с. Еропкино.
|
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы ( XIX век)
|
с. Чуфарово.
|
Церковь Успения Пресвятой
Богородицы (1790 г.)
|
|
|
|