Главная страница

Методические рекомендации по составлению портфолио Портфолио обучающихся «Портфолио» (в широком смысле)


Скачать 33.05 Kb.
Название Методические рекомендации по составлению портфолио Портфолио обучающихся «Портфолио» (в широком смысле)
Дата 29.02.2016
Размер 33.05 Kb.
Тип Методические рекомендации

Методические рекомендации по составлению портфолио

 

 Портфолио обучающихся

 

«Портфолио» (в широком смысле) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, обучающихся в определенный период его обучения. 

 

Цель протфолио: предоставить отчет по процессу образования обучающегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

 «Портфолио» не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решить важные педагогические задачи:

Обучающемуся – для самосовершенствования;

Педагогу – для реализации индивидуального подхода в процессе воспитания личности обучающегося.

 

Заполняя разделы «портфолио», обучающийся проявляет отношение к себе, к объединению, людям, миру. Он учится строить планы, искать союзников и помощников в решении проблем, анализировать достижения и поражения, понимать и объяснять мотивы своих поступков и действий окружающих.

Педагоги отмечают тенденцию к более критичному отношению обучающихся к себе, своим ошибкам и недоработкам.

 

Виды портфолио:

  • Презентационный портфолио

  • Портфолио - собственность

  • Портфолио тематический

  • Портфолио процесса

  • Портфолио роста

  • Портфолио достижений

  • Портфолио оценочный

  • Портфолио проблемно-ориентированный

Система портфолио в любом из его видов дополняет традиционные оценочные средства таким важным компонентом, как самооценка, при этом ударение делается на то, что ученик знает и умеет, а не на то, чего он не знает и не умеет. 

 

Вариант 1.

  •   Портфолио документов - сюда войдут все дипломы, грамоты, свидетельства, полученные обучающимся

  •   Портфолио работ - здесь будут исследовательские, конкурсные работы, рефераты

  •   Портфолио отзывов - характеристики, представленные педагогом, детьми, родителями

Вариант 2.

  • Портрет автора - материалы, представляющие автора.

  • Коллектор - материалы, собранные автором по теме портфолио ( Словарь терминов и понятий. Теоретические материалы. Статистические материалы. Используемая литература)

  • Рабочие материалы - материалы, которые использованы автором в процессе подготовки и выполнения портфолио (схемы, графики, вопросы, оставшиеся без ответа, банк идей и т.д.)

  • Мои достижения - материалы, которые демонстрируют прогресс автора.

Содержание портфолио:

  • анкеты и результаты их обработки; 

  • результаты интервью; 

  • вопросы, возникающие в ходе работы

  • дневники наблюдений; 

  • самооценка работ; 

  • краткие записи докладов, выступлений, ответов по теме портфолио; 

  • образцы изобразительного творчества; 

  • грамоты, дипломы 

  • творческие работы; 

  • результаты проверочных, контрольных работ, тестов; 

  • результаты групповой работы; 

  • проекты; 

  • аудио- и видеоматериалы; 

  • фотографии; 

  • схемы, таблицы, графики, диаграммы; 

  • анкеты и результаты их обработки и т.д.

Важно!

  1. При сборе материалов и оформлении портфолио должен использоваться только принцип «добровольности» (прежде всего, с точки зрения ребенка). Ребенок, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку личных достижений. Это должно стать ведущим принципом работы с портфолио. В то же время взрослым следует активно помогать ребенку в этом процессе, оказывая психологическую и практическую поддержку.

  2. При формировании портфолио важно не количество, а качество материалов, которые помогают сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.

  3. Соблюдение принципа «профильности», то есть отбора из общей массы имеющихся материалов и документов той части, которая реально демонстрирует обоснованность выбора данного профиля (или направления деятельности).

  4. Папка личных достижений не должна становиться «зачетной книжкой» с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для ребенка, собирающего свой портфолио как папку личных достижений.

  5. Включение в портфолио характеристики педагогов – дело самого ребенка.

  6. Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их внешнего единообразия, но следует выдержать саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы.