|
Методические рекомендации по составлению портфолио Портфолио обучающихся «Портфолио» (в широком смысле)
Методические рекомендации по составлению портфолио
Портфолио обучающихся
«Портфолио» (в широком смысле) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, обучающихся в определенный период его обучения.
Цель протфолио: предоставить отчет по процессу образования обучающегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
«Портфолио» не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решить важные педагогические задачи:
Обучающемуся – для самосовершенствования;
Педагогу – для реализации индивидуального подхода в процессе воспитания личности обучающегося.
Заполняя разделы «портфолио», обучающийся проявляет отношение к себе, к объединению, людям, миру. Он учится строить планы, искать союзников и помощников в решении проблем, анализировать достижения и поражения, понимать и объяснять мотивы своих поступков и действий окружающих.
Педагоги отмечают тенденцию к более критичному отношению обучающихся к себе, своим ошибкам и недоработкам.
Виды портфолио:
Презентационный портфолио
Портфолио - собственность
Портфолио тематический
Портфолио процесса
Портфолио роста
Портфолио достижений
Портфолио оценочный
Портфолио проблемно-ориентированный
Система портфолио в любом из его видов дополняет традиционные оценочные средства таким важным компонентом, как самооценка, при этом ударение делается на то, что ученик знает и умеет, а не на то, чего он не знает и не умеет.
Вариант 1.
-
Портфолио документов - сюда войдут все дипломы, грамоты, свидетельства, полученные обучающимся
Портфолио работ - здесь будут исследовательские, конкурсные работы, рефераты
Портфолио отзывов - характеристики, представленные педагогом, детьми, родителями
Вариант 2.
-
Портрет автора - материалы, представляющие автора.
Коллектор - материалы, собранные автором по теме портфолио ( Словарь терминов и понятий. Теоретические материалы. Статистические материалы. Используемая литература)
Рабочие материалы - материалы, которые использованы автором в процессе подготовки и выполнения портфолио (схемы, графики, вопросы, оставшиеся без ответа, банк идей и т.д.)
Мои достижения - материалы, которые демонстрируют прогресс автора.
Содержание портфолио:
анкеты и результаты их обработки;
результаты интервью;
-
вопросы, возникающие в ходе работы;
дневники наблюдений;
самооценка работ;
краткие записи докладов, выступлений, ответов по теме портфолио;
образцы изобразительного творчества;
грамоты, дипломы
творческие работы;
результаты проверочных, контрольных работ, тестов;
результаты групповой работы;
проекты;
аудио- и видеоматериалы;
фотографии;
схемы, таблицы, графики, диаграммы;
анкеты и результаты их обработки и т.д.
Важно!
При сборе материалов и оформлении портфолио должен использоваться только принцип «добровольности» (прежде всего, с точки зрения ребенка). Ребенок, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку личных достижений. Это должно стать ведущим принципом работы с портфолио. В то же время взрослым следует активно помогать ребенку в этом процессе, оказывая психологическую и практическую поддержку.
-
При формировании портфолио важно не количество, а качество материалов, которые помогают сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.
Соблюдение принципа «профильности», то есть отбора из общей массы имеющихся материалов и документов той части, которая реально демонстрирует обоснованность выбора данного профиля (или направления деятельности).
Папка личных достижений не должна становиться «зачетной книжкой» с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для ребенка, собирающего свой портфолио как папку личных достижений.
Включение в портфолио характеристики педагогов – дело самого ребенка.
Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их внешнего единообразия, но следует выдержать саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы.
|
|
|