|
«Признаки начала весны»
МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Урок по предмету:
«Развитие устной речи на основе изучения предметов
и явлений окружающей действительности» с элементами деятельности по методу проектов.
4 класс.
Тема: «Признаки начала весны».
Учитель: Портянская С. Н.
2013 уч.год
Цель урока: выявление признаков начала весны в результате наблюдений и проектной деятельности учащихся.
Задачи: 1) Научить учащихся представлять продукт поисковой деятельности через рассказ-описание.
2) Формировать первичные навыки самостоятельного познания.
3) Формировать лексико-грамматический строй речи через задания: словообразование, согласование слов – предметов с другими частями речи.
4)Развивать творческий потенциал ребёнка.
5)Воспитывать интерес к предметам и явлениям окружающей среды.
Оборудование: презентация «Признаки начала весны»; карточки-рисунки: снежинка, река, сосулька, солнце, дерево; карточки с «рассыпанными» предложениями для работы в парах, с напечатанными предложениями для фронтальной работы, словарное слово: «капель», проекты учащихся
1. Оргмомент.
Сядет тот, кто ответит на вопрос:
- Какие времена года вы знаете?
- Какое время года идёт сейчас?
-Какое время года было до весны?
-Какое время года будет после весны?
-Какое время года будет потом?
-Какой месяц начинает весну?
-А какой завершает?
-Назовите весенние месяцы?
2. Упражнения на развитие внимания:
Картинки- рисунки: солнце, река, сосулька, дерево, снежинка.
Учащиеся смотрят 5-8 секунд, затем картинки закрываются.
-Какая картинка первая? Вторая? Последняя? В середине? Назовите соседей 3-й картинки.
3. Введение в тему:
- Оставьте те картинки, которые характеризуют погоду сегодня.
- Почему оставили эти картинки?
- Отметьте погоду в календаре.
- Дует лёгкий, тёплый ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Гомон птичий радость дарит…
Когда это бывает?
- Определите тему урока. Слайд.
4. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока «Признаки начала весны».
Цель урока: выяснить признаки весны и доказать, что весна уже наступила.
(записывают тему в тетрадь)
5. Защита проектов.
Ребята, в конце февраля мы с вами решили дать ответ на вопрос:
- Какие изменения происходят в природе с наступлением весны?
Чтобы ответить на этот вопрос вы были разделены на группы, и у каждой было своё задание. Вы вели наблюдения в марте, анализировали погоду в конце зимы, собирали информацию о весне из книг, журналов, из текстов на уроке чтения, делали рисунки. Сегодня на уроке расскажите о результатах своих наблюдений, работы (см. папку «Проект учащихся 4 класса по теме «Признаки весны»).
1.Группа «Аналитики и наблюдатели». Слайд.
Участники группы знакомят учеников с результатами наблюдений на погодой в конце зимы (календарь погоды), с результатами наблюдений за погодой в марте, делают выводы.
2.Группа «Искатели». Слайд.
Ученики знакомятся с пословицами и поговорками о марте, с народными приметами, с выводами об изменении долготы дня в начале весны.
3.Группа «Художники»
Руководитель группы знакомит учеников с рисунками о погоде в марте (рассказ по рисункам); второй участник группы знакомит с признаками весны, отражённых в рисунках.
Словарная работа:капель.
6.Физминутка.
- Называю весенние слова- хлопаете в ладоши, зимние- приседаете, прячетесь от зимы, летние- подпрыгиваете, стараетесь достать до солнышка.
- Капель, холод, масленица, мороз, ледоход, жара, почки набухают, заливаем каток, подснежник зацветает, загораем, ручей журчит.
7. Лексическая работа.
- Образуйте от слов- предметов слова-признаки: весна-весенний, март-мартовский, радость-радостный, апрель-апрельский, небо-небесный, май-майский.
-Образуйте от слов-признаков слова-действия: сверкающий-сверкать, журчащий-журчать, цветущий- цвести, перелётные-летать.
- Игра «Подбери слово». Слайд.
Солнечный, весёлый……………….(день)
Робкая, ранняя……………………….(весна)
Голубое, высокое, ясное……………………(небо)
Всходит, появляется, прорастает…………………(травка)
Прилетают, возвращаются…………………………..(птицы)
8. «Составь предложение».
«Составь рассказ».
Уч-ся выполняют задание в парах. В конвертах «рассыпанные» предложения.
- Составь предложение.
Яркое, светит, солнце.
Облака, голубые, небу, по, плывут.
Звонкая, капает, крыш, с, капель.
Птицы, поют, радостно.
-Составьте из полученных предложения связный рассказ, озаглавьте его.
Признаки весны.
Светит яркое солнце. По небу плывут белые облака. С крыш капает звонкая капель. Радостно поют птицы.
-О каких признаках весны здесь говорится?
9. Рефлексия.
- Закройте глаза и произнесите слово «Весна». Какое чувство у вас возникло? (Радость, скоро наступит лето. Яркое тёплое солнышко. Тает снег, ручейки, ЗЕЛЁНАЯ ТРАВКА, ЛИСТОЧКИ, ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ.)
- Чтобы сохранить радостное весеннее настроение, посмотрите фильм «Весна».
10. Итог урока
- Назовите основные признаки весны.
-Понравилось ли вам наблюдать за природой и вести свои наблюдения?
Учитель благодарит ребят за участие в реализации проекта и урок.
|
|
|