Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия.
I Оргмомент.
Проверка готовности к уроку. Оформление тетради.
II Актуализация изученного.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в заснеженный лес, который сейчас выглядит сказочным. Гуляя по заснеженным тропам, вглядываясь в красоту зимнего леса, мы с вами узнаем много нового и интересного.
Чтение текста.
И начнем мы с текста Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.
Чтение текста учителем.
Красив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег.
(По И. Соколову-Микитову).
Задание:
О чем этот текст?
Какова основная мысль этого текста? (автор хотел передать всю красоту зимнего леса)
Как бы вы его озаглавили?
Определите стиль текста. Художественный
А тип? Описание.
Почему вы решили, что описание. Докажите.
Много прилагательных.
III Создание проблемной ситуации.
- Найдите прилагательные в тексте и выпишите их в строчку.
- Проверка.
- Все согласны? А у кого не так?
- Итак, задание было одно? Да
- А выполнили вы его как? (по-разному, осознание противоречия)
- Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? (какой частью речи являются слова сверкающий, лежащие, засыпанные)
- По каким признакам вы определяли прилагательные? (отвечают на вопрос какой?, обозначают признак предмета)
- Давайте поразмышляем над словами «сверкающий», «лежащие», «засыпанные».
- Какой вопрос зададим к ним? (Какой?) такой же, как у прилагательных
- Замените слова «сверкающий» и т.д. словосочетаниями, близким по значению (который сверкает).
- От какого слова образовано слово сверкающий? (сверкать)
- С помощью чего? (суффикса «ющ»)
- Признак какой части речи налицо? (глагола)
- Какой вопрос, похожий на вопрос глагола, можно задать к этому слову? (что делающий?)
- Признаки каких частей речи вместило это слово? (прилагательного и глагола)
- Какую проблему нам надо с вами решить? (Какая же это часть речи?)
Об этой части речи Владимир Иванович Даль говорил: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» (Слайд)
Обратите внимание на выделенное слово и догадайтесь, о какой же части речи говорил Даль? (Причастие) (слайд).
IV Запись темы урока.
V Какими могут быть цели нашего урока. Попробуем сформулировать вместе.
- Узнать, что такое причастие.
- Научиться находить причастие среди других частей речи.
- Уметь пользоваться причастием в речи.
Достичь поставленных целей вам помогут разнообразные задания, которые мы будем выполнять сегодня на уроке.
Первое задание.
- Распределите слова, которые характеризуют существительное снег, по столбикам.
- По какому принципу вы их распределили? (в одном столбике прилагательные, в другом причастия)
- Докажите.
Снег
Белый сверкающий
Глубокий сверкавший
Пушистый лежащий
Красивый переливающийся
- Посмотрите на причастия «сверкающий» и «сверкавший». Чем они отличаются? (суффиксами и временем)
- Чем же еще отличаются причастия от прилагательных? (имеют форму наст. и прош. времени).
- Итак, что мы узнали о причастии? (образовано от глагола, отвечает на вопрос «что делающий?, изменяется во времени)
VI Открытие нового знания, формулирование правила.
Откройте учебник стр. 215. Прочитайте информационный текст в рамке (про себя) и дополните характеристику.
- Какое определение причастию дают авторы учебника?
- что значит «особая форма глагола»? (т.е образуется от глагола)
- Общее грамматическое значение? обозначает признак предмета по действию.
- Как изменяется этот признак? (во времени)
- Как выражаются формы времени у причастия? (при помощи суффиксов)
VII Развитие умений – применение нового знания.
1. Итак, теперь мы знаем, по каким признакам можно узнать причастия, поэтому выполним следующее задание. Найдите устно среди данных однокоренных слов только причастия.
1) Синий, синеет, синеющий, синева.
2) Кружиться, кружившийся, круг, круглый.
3)Свет, светлый, освещать, освещенный.
4) Белый, белить, белизна, побелевший.
Мини-итог.
Итак, вспомните цели нашего урока. Что мы уже сделали?
Узнали, что такое причастие. Научились распознавать причастие среди других частей речи.
- А зачем нужны причастия в речи?
Ответить на этот вопрос, нам поможет высказывание М.В. Ломоносова о причастии. «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». (М.В. Ломоносов).
- Как вы понимаете слова Ломоносова?
Умелое использование причастий в художественных текстах делают речь более яркой, выразительной, придают тексту напряженность, точность, емкость и особую энергию. Посмотрите на предложение.
- Сравните два предложения.
Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.
Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.
Вывод: причастия позволяют избегать повтора слов, делают речь более яркой и выразительной.
Теперь обратимся к тексту по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
Чтение текста учителем.
На картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» изображена зима, принесшая радость всем.
Снежинки, плавно кружащиеся, медленно ложатся на крыши изб и на еще не замерзшую землю, оставляя кое-где прогалины. На крыльце, усыпанном снегом, стоят мальчик и девочка. Очевидно, это брат и сестра. Мальчик, сгорающий от нетерпения, выбежал, видимо, раньше сестры. Поэтому его шапка уже припорошена снегом. Девочка, спешившая увидеть первый снег, выбежала, только успев накинуть на себя платок. Дети широко раскрытыми глазами смотрят на преображенный мир.
- Найдите причастия в тексте и замените их на придаточные определительные.
- Что изменилось?
- Какова же роль причастий в этом тексте?
- Выпишите причастия, определите, от каких глаголов они образованы. Выделите суффиксы, обозначьте время причастий.
Принесшая– принести
Кружащиеся – кружить
Не замерзшую – замерзать
Усыпанном – усыпать
Сгорающий– сгорать
Спешившая– спешить
Раскрытыми – раскрыть
Преображенный – преобразить
Изображена – изобразить
Припорошена - припорошить
- Какую закономерность можно увидеть? (все причастии образованы от основы инфинитива при помощи суффиксов)
4. А теперь немного поиграем. Игра называется «Кто быстрее» (работа в парах)
Играть будем по колонкам. Каждой колонке я дам одну карточку, на которой написаны 5 глаголов. Ваша задача, передавая карточку по ряду (с первого к последнему столу), образовать причастия от глагола. Кто быстрее и правильнее выполнит задание, тот победит.
Какой бывает снег?
Задание:
Карточка.
Падает –
Порхает –
Летит –
Идёт –
Сверкает –
Молодцы!
5. Творческая работа.
Составить небольшой текст на тему: «Зима в лесу» (5-7 предложений), используя причастия.
А волшебную сказку зимнего леса поможет нам ярче представить картина Ивана Ивановича Шишкина «Зима»
В тексте можно использовать следующие опорные слова:
Зима: снежная, русская, морозная, белоснежная.
Лес: тихий, задумчивый, притихший, заколдованный, спящий, освещенный, завораживающий, принарядившийся.
Снег: глубокий, рыхлый, лежащий, блестящий, голубеющий, серебристый, слепящий, искристый, почерневший, ослепительный, покрывающий все.
Сосны: высокие, стройные, черные, величественные, печальные, гордые, дремлющие, замерзшие, покрытые снегом.
Небо: розоватое, вечернее, безоблачное.
VIII. Подведение итогов урока.
Вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
Узнать, что такое причастие.
Научиться находить причастие среди других частей речи.
Уметь пользоваться причастием в речи.
- Выполнили ли мы эти задачи?
- Назовите ключевые слова урока.
На этом наш урок заканчивается, надеюсь вам понравилось наше путешествие по зимнему лесу!
IX. Домашнее задание. Параграф 61, упр. 503.
|