|
Дом детского творчества Методические рекомендации в помощь старшим вожатым образовательных учреждений
Управление образования администрации Княгининского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Методические рекомендации
в помощь старшим вожатым образовательных учреждений
Программа деятельности
детского общественного объединения
Выполнила:
Шанина Т.В.,
педагог-организатор
г. Княгинино
Программа деятельности детского общественного объединения следует предоставлять как модель совместной деятельности старшего вожатого и членов детского общественного объединения, отражающего процесс деятельности, воспитания и творческого развития в деятельности детского общественного объединения.
Содержание программы должно быть направлено на:
Включение ребенка в социально-значимую деятельность.
Создание условий для самореализации личности ребенка в рамках ДОО.
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в ДОО.
Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.
При написании программы необходимо учитывать:
Наличии логики в изложении материалов.
Возрастные особенности членов ДОО.
Практическую значимость, технологичность программы (доступность для использования ее в педагогической практике.
Структуру программы.
Сроки реализации программы.
Программа – описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, ориентированной на достижение определенных результатов в будущем.
Принципы, которые необходимо учитывать в процессе конструирования программ.
Предполагает, что главная цель деятельности детского объединения – это развитие ребенка.
Создает предпосылки для развития активности и инициативы детей и взрослых.
Дифференциации и индивидуализации
Обеспечивает развитие каждого участника в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.
Непрерывности и комплексности
Обеспечивает взаимосвязь ступеней и форм образования (от начальной школы к среднему звену) и воспитания детей и подростков.
Реализуется через деятельность каждого ребенка, его дела – участника детского объединения в зоне его ближайшего развития (под ближайшим развитием имеется в виду расхождение между реальным уровнем развития ребенка и его уровнем потенциального развития).
Структура предоставляемой программы должна содержать следующие разделы:
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ: (см. образец)
Программа детского общественного объединения должна быть согласована с директором образовательного учреждения при наличии договора о взаимодействии (сотрудничестве); при отсутствии данного договора программа деятельности детского общественного объединения утверждается директором образовательного учреждения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ (ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ) ЗАПИСКА.
Пояснительная (объяснительная) записка призвана кратко раскрыть цели деятельности детского общественного объединения, обосновать отбор содержания и логику последовательности его изложения.
Исходя из вышеуказанного, в пояснительной записке рекомендуется отразить:
Введение.
В нем указываются:
Полное наименование программы
Ее авторство
Сроки реализации (по этапам)
Место реализации (на базе МОУ…)
Объяснение названия программы
На какие программы опирается (районные, школьные, региональные, СПО-ФДО и др. уровней).
Участников программы.
Описание контингента участников, для которых предназначена программа.
Учащиеся (описываются возраст, социальный состав, возрастные особенности, требования к участникам и др.)
Педагоги, психолог, социальный педагог, родители.
3. Аналитическую часть.
Формулируется актуальность и значимость программы (т.е. проблема, которую решает программа) и варианты ее выявления.
Для этого следует ответить на вопросы: «Почему возникла необходимость в написании программы?», «Почему решение данной проблемы – приоритетная задача?». Следует учесть социальный заказ – что хотят дети, родители; государственный заказ – Закон «Об образовании», федеральные, региональные законы, задачи, тенденции, установки районного управления образования, департамента образования и т.д.
Далее описываются варианты выявления актуальности (проблемы) программы:
либо через осмысление опыта уже проделанной работы, его анализ
либо через результаты определенных исследований, потребностей детей и молодежи, родителей и педагогов.
Формы выявления проблемы: анкетирование, опрос, наблюдение, исследование, диагностика и т.д., деятельность детей, ее анализ, выявление педагогических проблем. Характеризуется опыт работы педагогического коллектива в указанном направлении.
4. Цели и задачи программы.
В этом разделе указывается основная (главная) цель программы и задачи, которые уточняют, конкретизируют основную цель. Цель и задачи должны быть конкретными, реальными, достижимыми.
Цель деятельности детского объединения – это конкретный образ предполагаемого (ожидаемого) результата, который детское объединение может реально достичь к определенному моменту времени. (Это могут быть, например, какие-то качества, знания, умения, которые ребёнок приобретает в детском объединении).
И ещё, необходимо уяснить: цель возникает тогда, когда появляется проблема. Найти, «нащупать» проблему и означает определить цель деятельности (т.е. решение проблемы). Проблема – это разрыв между желаемым состоянием (идеальным образом) чего-то и его фактическим (реальным) состоянием.
К примеру, педагог-организатор в своей работе столкнулся с проблемой: низкая активность детей в общественной деятельности, отсутствие инициативы (реальное состояние). Поэтому он выдвинул цель – повышение активности детей, создание условий для развития их социального творчества (желаемое состояние). Реализовывать цель педагог решил через создание детского самоуправления в объединении.
(вариант решения проблемы).
Задача – это частная цель или мини-цель. Это конкретизация цели, шаг на пути её достижения. Задачи разрабатываются для каждого направления программы.
Поэтому и данный раздел программы обязательно включает в себя и основную (главную) цель и конкретизирующие её задачи.
Программа обычно содержит 1-2 основные цели и 3-7 уточняющие их задачи.
Чтобы правильно определить цели и задачи необходимо сделать несколько шагов:
Шаг 1. Изучение социального заказа – определить место и роль детского объединения в воспитательной системе школы, поселка, города; изучить потребности ребёнка, семьи, общества в отношении детского объединения. Знакомство с программами деятельности детских организаций на уровне города, области, страны.
Шаг 2. Предварительная психолого-педагогическая диагностика детского объединения и самодиагностика руководителя. Образно говоря, педагогу важно найти ответы на вопросы: «Чего хотят и что могут дети?», «Чего хочет и что может он сам?».
Шаг 3. Выдвижение общих целей и задач. На этом этапе осуществляется выбор между «хочу» и «могу» и определяется что «надо» сделать.
Шаг 4. Изучение специфики детского объединения (проведение диагностики) и индивидуальных особенностей её участников. Это необходимо делать именно после предварительного выдвижения целей и задач, чтобы диагностику проводить целенаправленно. В результате вы должны получить развернутую характеристику детского объединения с учетом возрастных и половых особенностей, где отражены ценностные ориентации детей, их интересы и увлечения, общественный и личный статус, проявление тех или иных свойств и качеств личности, семейная ситуация, успеваемость, положение в школе и т.д.
Шаг 5. Изучение условий, в которых будет реализовываться программа. Во-первых, условия связанные с особенностями и педагогическими возможностями базового для детского объединения учреждения. Во-вторых, условия, связанные с особенностями семейных взаимоотношений членов детской организации.
Правила формулировки целей и задач.
-
Возможно два варианта формулировок:
через глагольную форму (формировать, развивать)
через существительную форму (формирование, развитие)
В одном блоке целей и задач должны быть формулировки только одной формы: либо глагольные, либо через существительное
Цели и задачи должны быть связаны между собой
В ряде задач первыми будут стоять задачи более крупного масштаба, затем более мелкие
-
Среди задач выделяются:
задачи общие на весь период
задачи по периодам (этапам) деятельности
Достаточное количество задач от 3 до 7.
обучающими – развитие познавательного интереса, включение в познавательную деятельность, развитие мотивации к определенному виду деятельности, приобретение определенных знаний и навыков
развивающими – развитие личностных качеств ребенка: способности, активности, самостоятельности, ответственности и др.
воспитывающими – формирование гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и др.
Необходимо конкретизировать заданный срок достижения цели. Календарный срок – это тот рубеж, когда необходимо дать ответ – достигнута ли цель.
5. Принципы программы.
Каждый принцип расшифровывается.
6. Описание методов деятельности работы.
Краткое описание основных методов, обеспечивающих с точки зрения автора, сознательное и прочное усвоение членами детского общественного объединения материала, умение фиксировать и обобщать полученные знания, умения, транслировать материалы наблюдений, исследований, воспитывающие и развивающие навыки их творческой работы, традиций детского общественного объединения
7. Описание форм деятельности работы.
Краткое описание форм деятельности работы с членами детского общественного объединения, которые дают возможность максимально проявлять свою активность и изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал, развивающий их эмоциональное восприятие, получать опыт работы в общественном объединении, формировать лидерский потенциал в детских общественных объединениях, представлять и защищать права своего объединения (экскурсии, походы, массовые мероприятия, занятия и т.д.).
8. Система личностного роста
Отражается система личностного роста членов объединения (заполнение мониторинг – карт: наблюдатель, участник, активист, организатор, лидер).
9. Прогнозируемые (ожидаемые) результаты и критерии их замера
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты – это предполагаемые результаты программы для ее участников, прогнозируемый социальный эффект. Это эффект, который мы хотим получить от детей в конце реализации программы.
Необходимо, чтобы результаты перекликались с задачами программы и ее актуальностью. Количество ожидаемых результатов должно быть не меньше количества поставленных в программе задач.
10. Критерии оценки эффективности программы - что будут знать и уметь члены детских общественных объединений, где они смогут продолжить обучение, расширить свои знания по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты у детей в результате полученных знаний и каким образом это определяется.
Критерии оценки должны быть:
Количественные
Качественные
Количественной оценкой эффективности программы будет количество различного рода мероприятий, проведенных и реализованных по данному направлению.
Оценить качественную сторону эффективности программы можно с помощью мониторинга оценки:
№
|
Критерии оценки
|
Мониторинг оценки
|
|
Что оцениваем?
|
С помощью, каких форм мониторинга: методик, опроса, наблюдения и т.п.?
|
1
|
Развитие коллектива
|
По Лутошкину
|
2
|
Активность
|
- цветограмма «Акт добровольцев»
- методика Рожкова и др.
|
11. Условия, необходимые для реализации программы.
Обеспечение реализации программы описывается для трех уровней:
Информационно-методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Финансовое обеспечение
Кадры программы.
Информационно – методическое обеспечение
Для разработки и реализации программы детское объединение имеет:
Устав детского объединения
Нормативно-правовую базу деятельности детского объединения (пакет документов обеспечения деятельности детского объединения и старшего вожатого)
Программы СПО-ФДО, государственные, региональные, районные программы
Пакет методик по изучению эффективности воспитательного процесса (результаты детей, педагогический анализ и т.п.).
Организация и проведение педагогического совета, совещаний, семинаров педагогов по вопросам реализации программы; обмен опытом работы по данному направлению – обобщение и внедрение наиболее интересного опыта
Создание банка разработок по реализации программы:
проектов, положений, сценариев мероприятий
диагностических методик
-
методических рекомендаций по данному направлению в помощь педагогам
наглядной агитации (стенды, плакаты, стенгазеты, оформление мероприятий и др.)
выставочных экспозиций (выставки методической литературы, выставки работ детей и др.)
Информирование о деятельности детского объединения и о реализации программы в местной печати, местному радио и телевидению
Анализ и обобщение итогов работы по программе деятельности детского объединения (летопись детского объединения, фотоальбомы и т.п.)
Материально – техническое обеспечение.
Кабинет старшего вожатого
Оборудование: магнитофон, видеомагнитофон и др.
Видео-, аудио- материалы
Финансовое обеспечение.
Собственные средства
Добровольные родительские взносы
Спонсорские разовые взносы
Кадры, специалисты, необходимые для реализации программы, с указанием Ф.И.О., должность, место работы:
Вожатый
Зам. директора
Руководитель музея
Психолог
Директор
3. СОДЕРЖАНИЕ.
Здесь содержится основная теоретическая часть.
Этот раздел программы содержит описание форм, методов, с помощью которых предполагается реализовать цели и задачи. Обычно, исходя из задач, содержание программы разбивается на отдельные направления (подпрограммы, блоки), представляющие относительно самостоятельные части программы. Например, программа «Компас» состоит из 4 направлений - блоков («Юный гражданин», «Знающий и умеющий», «Верный идеалам дружбы и товарищества», «Сильный духом и телом»), а программа «Шаг к успеху» состоит из 8 подпрограмм («Мы – дети Росии», «Начни с себя», «Фабрика звёзд», «Свой голос», «Шаг навстречу», «Зелёная планета», «За нами будущее», «Школа лидера»).
Каждое направление, блок, раздел должен содержать:
краткое его изложение (расшифровка)
цель и задачи
формы, методы, средства
планируемые мероприятия и дела без сроков их проведения
Формы мероприятий: лекции, беседы, диспуты, походы, экскурсии и др.
Формы дела: акции, операции, трудовые десанты, фестивали, вечера, различные КТД и проекты.
Методы: игра, диалог, соревнование, поручение, убеждение, поощрение и др.
Положительным фактором программы будет являться, если при ее написании будут учтены 3 этапа реализации программы с обязательным указанием точных сроков реализации каждого этапа:
срок - 09. – 12.2007г.
Знакомства с программой – ее презентация. Изучение интересов, способностей детей для дальнейшей работы над программой.
Распределение обязанностей, выбор ролей, создание новых групп, отрядов, организация органов самоуправления и др.
Раскрывается сущность понятий направлений, актуальность и необходимость программы.
Формы деятельности: беседа, диспуты, «круглые столы», сочиненья-раздумья, встречи, разведка дел, мониторинг и др.
срок – 01.2008г. – 05.2009г.
Организация индивидуальной, групповой, массовой работы в различных ее формах (социально-значимые дела, проекты). В результате чего в личности формируются духовно-нравственные ценности, желание и готовность помочь сделать доброе для себя, других людей, природы, Отечества и др.
срок – 09. – 12.2009г.
Формирование умений самостоятельно находить общезначимое дело, проявлять себя в различных видах творчества.
Ребята на данном этапе становятся инициаторами, активными организаторами различных дел по данным направлениям. У них развиваются организаторские способности, лидерские качества, инициатива.
Проводится диагностика работы по программе, анализ и обобщение результатов.
Указывается, какая работа проводится с семьей и педагогическими кадрами.
Формы работы: педагогический совет, организация выставок методической литературы, встречи, совместное участие с детьми в проектах, мероприятиях, КТД.
4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ (ПЛАН РАБОТЫ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ).
Описывается система действий по воплощению в жизнь замысла программы согласно таблице:
№
|
Мероприятие (КТД)
|
Сроки проведения
|
Место проведения
|
Ответственные
(взрослые и дети)
|
|
Проект «Чистый город»
|
05.2007г.
|
|
Ст. вожатая (кл. рук. и др.)
Председатель ДОО
Совет, Сектор «Досуг» и др.
|
5. ПЛАН УЧЕБЫ АКТИВА.
Тема
|
Общее количество часов
|
В том числе
|
Теоретические
(час)
|
Практические
(час)
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
6. ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ СТРУКТУРАМИ.
Отображается схема взаимодействия детского объединения (старшего вожатого) через внутренний и внешний уровни взаимодействия.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Рекомендуется располагать материал в списке литературы для педагога в порядке:
Акты государственных законодательных и исполнительных органов
Делопроизводственная документация, статистические источники
Периодическая печать, публицистика
Научные труды
Внутри разделов расположение материала алфавитное. Нумерация записей сквозная по всему списку соответствующего раздела.
Обязательные элементы описания включают:
Заглавие
Сведения об авторе
Место издания и год издания
Количество страниц
Управление образования администрации Княгининского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Княгининская средняя общеобразовательная школа
Детское общественное объединение «СИМС»
Согласована:
Директор МБОУ КСОШ:
_______________
«___» _________ 20__г.
М.П.
Программа деятельности
детского общественного объединения
«СИМС»
«НАЙДИ СВОЮ ДОРОГУ»
Возраст детей: с _____ лет
Срок реализации: ______ года
Выполнила:
________________________,
старшая вожатая МБОУ КСОШ,
руководитель ДОО «СИМС»
г. Княгинино
___ (год разработки)
|
|
|