Главная страница

Применение новых технологий в комплексном подходе к обучению детей, с множественными нарушениями, на специальных занятиях по рсв и фп


Скачать 148.65 Kb.
Название Применение новых технологий в комплексном подходе к обучению детей, с множественными нарушениями, на специальных занятиях по рсв и фп
Дата 04.03.2016
Размер 148.65 Kb.
Тип Документы

Применение новых технологий в комплексном подходе к обучению детей, с множественными нарушениями, на специальных занятиях по РСВ и ФП

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями органично входит в современное образовательное пространство. Идеи специального образования все больше становятся понятными и принимаемыми в обществе. Изменяется отношение к детям с особенностями психофизического развития в сторону признания их равных прав на получение образования. Концепция образования разработала дифференцированные уровни и варианты государственного образовательного стандарта и впервые ставит своей задачей введение в образовательное пространство всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вне зависимости от тяжести их проблем и таким образом исключает возможность определения ребенка как «необучаемого». Впервые в ней четко выделяются взаимодополняющие компоненты образования: «академический» и «жизненной компетенции» и показывается, что образование ребенка с ОВЗ на начальной ступени может считаться качественным и удовлетворять взрослых, при условии, что есть продвижения ребенка по этим двум направлениям.

Возрастают и требования к современной специальной школе. В настоящее время перед школой стоит задача пересмотра содержания обучения, совершенствование методов, приемов и всей организации учебно-воспитательного процесса.

Как один из ведущих принципов, комплексный подход в обучении и воспитании, получил широкое обоснование в развитии теории и практики отечественной сурдопедагогики.
За последнее время отмечается рост числа детей с проблемами слуха и речи, с недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Применение новых технологий и комплексный подход, в коррекции слухового, речевого и сопутствующих психических и соматических проблем, являются в настоящее время особенно актуальными.
В Озерской школе-интернате II вида обучается 127 детей. За последние годы увеличилось число детей с большой потерей слуха (IV- V ст. т/у, IV гр. глухоты), которые имеют глубокое недоразвитие или отсутствие речи, ЗПР, а некоторые дети имеют отклонения в интеллектуальном развитии. У многих детей в анамнезе имеются органические заболевания головного мозга, есть дети с миастенией, миалгией, ДЦП, дизартрией, атрезией и просто ослабленные, часто болеющие дети, что в свою очередь также влияет на общее состояние ребенка, и в конечном итоге - на его обучаемость.

Диагностика детей
Структура дефекта учащихся Озерской

школы - интерната II вида

(2012/13 учебный год)

Слуховое развитие

Интеллектуальное

развитие

Психическое

развитие

Степень потери слуха

Кол-во

уч-ся


%

Со сложной структурой дефекта

С ЗПР

I - II ст. т/у

III ст. т/у

IVст. т/у

Глухие

Позднооглохшие

С кохлеарным

имплантом

40

25

45

16

1

5

31

19

35

12

0,8

3,9

36ч.

28,3%

80ч.

63%

Миопия

Атрезия

ДЦП

Дизарт-

рия

6ч.

4,7%

2ч.

1,6%

2ч.

1,6%

85ч.

67%



Состояние речи обучающихся

Степень сформированности

речи

Нач.

школа

Старш.

школа

Всего

Уровень

речевого

развития

Нач.

школа

Ст.

школа

Всего

Внятная речь

40

23

63


Оптимальный

16


9

25

Маловнятная речь

32


9

41

Сниженный

13

13

26

Невнятная речь

12

10

22

Ограниченный

15


11

26

Дети без речи

1

-

1

Резко ограничен

42


8

50


Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результата.

.

Технология по РСВ и ФП пользуется общепедагогическими принципами, методами, формами организации учебной деятельности и применяет, и реализует собственные технологические принципы, приемы и средства обучения. Сочетание педагогической и предметной технологии дает продуктивный результат обучения детей по РСВ и ФП в учебно-воспитательном процессе.

Практикующие специалисты считают, чтобы более эффективнее решать проблемы, стоящие перед сурдопедагогом, надо включать в процесс коррекции основной речевой патологии приемы, которые будут воздействовать на сопутствующие ей проблемы.

Создание эффективных условий обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями слуха и речи предполагает продуманную во всех деталях совместную педагогическую деятельность по планированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для ученика и учителя.

Для этого в нашей школе-интернате учителя - дефектологи используют такие технологии:

1. личностно-ориентированные ( разноуровнего и дифференцированного обучения, модульного обучения)

2. коррекционно - педагогические

3. развивающие технологии

4. компьютерные технологии

I. К личностно-ориентированным технологиям

обучения относятся такие педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим особенностям каждой школы.

  • Технология разноуровнего обучения

принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.

При работе с детьми с тяжелыми нарушениями слуха и речи и другими сопутствующими отклонениями технология разноуровнего обучения на занятиях по РСВ и ФП просто необходима. Как правило, учащиеся имеют разный уровень состояния слуховой функции, речевого и интеллектуального развития, произносительных навыков, восприятия и воспроизведения устной речи. Поэтому выполнение единых программных требований, ориентированных на определенные сроки обучения, просто неэффективно. Нестойкие умения быстро утрачиваются, и это приводит к развитию у учеников неуверенности в овладении речью, а у учителя - к неудовлетворенности результатами своей работы.

Используя в работе с детьми дифференцированный подход в обучении, который учитывает индивидуальные особенности речевого и психофизического развития, возможно добиться определенных результатов.

Для осуществления дифференцированного подхода к детям с множественными нарушениями в нашей школе учителя-дефектологи используют разноуровневое планирование речевого материала для индивидуальных занятий по РСВ и ФП, который определяет стратегию обучения каждого ученика, исходя из фактического состояния его слухоречевого и умственного развития.

Личностно-ориентированное обучение, уровневая дифференциация в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также увидеть ожидаемые результаты.

II. Коррекционно - педагогические технологии

В школе для детей с нарушением слуха и речи предполагают комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору оптимальной, результативной, комплексной методики. Методы и приемы, применяемые на индивидуальных занятиях по ФП эффективны и доступны детям всех возрастов.

Для достижения положительных результатов занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки.

В нашей школе-интернате с целью оздоровления, коррекции и развития ребенка на индивидуальных занятиях по ФП и РСВ используются следующие приемы:

1. Развитие ручного праксиса

У детей при ряде нарушений отмечается выраженная в разной степени моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. А движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Считается, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова).

В этот комплекс входит массаж кисти рук, каждого пальчика, каждой фаланги, ежедневное разминание, поглаживание. Это особенно важно для детей с ДЦП. Здесь упражнения подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Постепенно упражнения усложняются. Сюда же входят: катание пальчиками деревянных палочек, шариков, перекладывание из одной коробки в другую пуговиц, карандашей, спичек, природного материала: фасоли, гороха, елочных шишек, застегивание пуговиц, зашнуровывание обуви, завязывание и развязывание узлов,

вышивание, вязание, отвинчивание и завинчивание пробок, разной величины и конфигурации, вращение между пальцами карандаша, гладкого и ребристого, выкладывание из спичек, из шнурка букв, игра на воображаемом пианино и т.д.

Если у ребенка есть речь, то можно давать игры с речевым сопровождением, а можно и без речевого сопровождения: «Пальчики здороваются», «Слоненок»,

«Человечек», «Корни деревьев» и др. Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок из пальцев, можно будет разыгрывать небольшие сценки с сопровождением фигур из кисти и пальцев рук. Выполняя такие упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая оказывает благоприятное воздействие не только на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

2. Развитие тактильных ощущений

С развитием тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.

Для развития тактильной чувствительности применяем следующие упражнения:

- составление узора из мелкой мозаики,

- работа с пластилином ( вылепить фигуры, цифры, буквы),

- плетение ковриков из мелких полосок,

- специальные игры с шнуровкой,

- выложить узор из мелких предметов по пластилину,

- опознавание предмета на ощупь с закрытыми глазами,

- опознавание с закрытыми глазами букв, фигур, написанных на руках ребенка педагогом,

- поиграть пальчиками в сухом бассейне из гороха, фасоли и другого материала и др.

3. Массаж и самомассаж

Цель массажа и самомассажа – стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также нормализации мышечного тонуса.

Самомассажу надо научить ребенка. В дальнейшем упражнения он выполняет сам.

  • Самомассаж мышц головы и шеи.

Каждому упражнению можно дать названия.

«Я хороший». Расположить ладони рук на области головы, ближе ко лбу, провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения медленные, поглаживающие.

«Наденем шапочку». Движения обеих ладоней вниз к ушам.

  • Самомассаж мышц лица.

«Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.

«Пальцевый душ». Постукивание пальцами по лицу.

« Рисуем брови». Проводим по бровям каждым пальцем поочередно.

«Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки.

«Нарисуем усы». Движение указательными пальцами от середины верхней губы к уголкам рта.

«Погладим подбородок».

«Расческа». Поглаживание губ зубами.

«Молоточек». Постукивание губ зубами.

«Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам.

  • Самомассаж мышц языка.

- «Поглаживание языка губами». Просунуть язык между губами, расслабить его, убрать в рот.

- «Поглаживание языка зубами».

- «Покусывание языка зубами».

- «Пожуем язык».

  • Самомассаж ушных раковин.

«Аурикулотерапия».

Это система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма : сердце, печень, желудок и т.д. (принцип Су Джока). Воздействие осуществляется путем массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до легкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на козелок, который соответствует проекции головного мозга. Упражнения такие: «терочка», «погреем ушки», «потянем за ушки», «вытащим пробку», «послушаем тишину» - это будет заключительное упражнение. Потрем ладошки и накроем ими ушные раковины, подержим их в таком состоянии несколько секунд.

  • «Точечный массаж»

Очень полезный с целью профилактики простудных заболеваний.

Точечный массаж проводится и педагогами на общеобразовательных уроках, с целью здоровьесбережения учащихся, и воспитателям и во внеклассное время, и учителями-дефектологами на индивидуальных занятиях.

  • Массаж с помощью массажоров.

В каждом слуховом кабинете у нас есть специальные массажоры, с помощью которых дети сами или с помощью педагога проводят массаж всей речевой зоны, а также плечевой зоны, зоны спины и т.д.

4. «Дифференцированная артикуляционная гимнастика».

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

При обследовании артикуляционного аппарата у многих детей выявляются отклонения от нормы: короткая подъязычная связка, высокое или низкое небо, неправильный прикус, смешение или замена многих звуков и т.д. Имеются несовершенства движений артикуляционного аппарата: малоподвижный или толстый язык - что также служит причиной неправильного произношения звуков. Речь таких детей вялая, маловнятная или смазанная.

Задача артикуляционной гимнастики : развитие подвижности языка, губ, развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении - это необходимое условие для звукообразования.

Артикуляционная гимнастика проводится в основном в игровой форме, при этом соблюдается принцип последовательности: от более легкого к более сложному. Сначала гимнастика проводится с помощью учителя, сидя перед зеркалом. В дальнейшем, когда учащиеся овладеют навыками, то проводят самостоятельно по заданию и под контролем учителя.

6. Использование приемов фонетической ритмики

Фонетическая ритмика, – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (слогов, слов, фраз).

Цели, которые определяет основные направления в фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

- соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

- способствовать формированию у детей с недостатками слуха естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода от общей моторики к речедвигательной;

- развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

- снятие напряженности, вялости, скованности, монотонности, что оказывает положительное влияние на двигательные свойства речевых органов.

Приемы фонетической ритмики мы используем на индивидуальных и фронтальных занятиях по РСВ и ФП для формирования правильного речевого дыхания и голоса, для коррекции произносительных навыков, для работы над ритмической и интонационной стороной речи. Речевым материалом служат звуки, слоги, слова, фразы, стихи, отрывки. Использование приемов фонетической ритмики оказывает положительное влияние на произносительную сторону устной речи обучающихся, у них проявляется интерес к выполнению упражнений, что увеличивает эффективность всей работы, совершенствует координацию движений учащихся.

Выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики требует от ребенка сформированной пространственной ориентировки, точных движений максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, точных

движений кистей и пальцев рук. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях позволяет развивать и укреплять мышцы артикуляционного аппарата, что облегчает дальнейшую коррекционную работу над звуками.

  • Технологии модульного обучения предусматривают самостоятельную работу ученика, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учениками, изменить формы общения учителя и ученика.

Так при формировании произносительной стороны речи у учащихся с потерей слуха учителями-дефектологами используются элементы данной технологии. Например, в работе над произношением используются модули: «Дыхание», «Голос», «Звуки», «Ритм», «Словесное ударение», «Слова», «Тексты», «Интонация» и др.

Каждый модуль предусматривает алгоритм работы по этим разделам. Он состоит из последовательно усложняющихся задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением (мониторинг развития

III. Использование развивающих упражнений

Развивающий характер обучения в педагогике рассматривается как развитие психических функций ребенка, его мыслительной деятельности, активизации познавательных интересов, формирование способностей к саморазвитию и саморефлексии. Опыт применения таких упражнений показал повышенный интерес учащихся к ним, позитивное влияние, как на процесс развития слухового восприятия, так и на познавательную деятельность в целом.

Такие упражнения проводим с подготовительного класса и в последующие годы обучения. Особенно это важно проводить с детьми, имеющими ЗПР и отклонения в умственном развитии.

Упражнения проводятся в игровой форме. Начинаем с развития более простых психических процессов: осязание, внимание, восприятие. Предлагаем несложные игры (1 кл.) Например, «Чудесный ящик», «Волшебный мешочек», где надо на ощупь определить предметы. Или дать цифры 1,3, 7, 9,2. Запомни. Отвернись. Одну цифру убираем. Какой не хватает? И т.д.

Постепенно упражнения усложняются. Даем упражнения на развитие памяти, и самого сложного познавательного процесса – мышления. Например, такие упражнения: Соотнести инструменты с деятельностью людей, игры: «Верно – неверно», «Что лишнее», «Что общее у этих предметов» и т.д.

В процессе общения с неговорящими детьми проявляются следующие особенности психической деятельности детей: низкий эмоциональный фон, высокая истощаемость, неустойчивость внимания, затруднено запоминание и воспроизведение, несформированность процессов мышления. Вся познавательная деятельность ребенка связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире.

  • Технология эмоционально-волевой сферы

В нашей школе–интернате внедрена технология, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы детей с недостатками слуха и речи. Как известно, эмоции подлежат воспитанию, а эмоциональные состояния поддаются коррекции. Учителя-дефектологи на специальных занятиях по РСВ и ФП, а все остальные педагоги в своей ежедневной деятельности, проводят работу, направленную на коррекцию различных сторон эмоциональной сферы ребенка, общей задачей которых является сохранность психического здоровья, предупреждение эмоциональных расстройств, а также воспитание культуры эмоций.

Большое значение придается выразительности эмоций, мимике, выразительности движений, т.к. моторный компонент обязателен при любом эмоциональном состоянии. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет коррекционную направленность и психопрофилактический характер и обеспечивает активную разрядку эмоций.

Применение коррекционно-развивающих технологий направлены на развитие психических процессов, формирование мотивации, сохранения здоровья учащихся, – что позволяет переключаться от привычной коррекционной работы на игровую деятельность. Организация психологической помощи детям со сложной структурой дефекта, через использование развивающих упражнений, игр активизирует межполушарное взаимодействие, через которое происходит обмен информацией, повышает интерес учащихся к ним, позитивно влияет на процесс РСВ, а также на развитие всей познавательной деятельности детей и воспитывает самостоятельность в овладении ЗУН.

IV. Компьютерные технологии

Применение компьютерных технологий на занятиях по РСВ и ФП дает пошаговое развитие с учетом уровня слуха и речи каждого ученика. На данном этапе компьютер не может и не должен служить только развлечением, игрушкой. Он должен быть еще и инструментом для решения самых трудных учебных и житейских задач. При этом можно говорить о педагогическом результате, связанным с формированием навыка собственной деятельности (речевой и умственной).

Именно применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяют формировать и моделировать смысловые компоненты речи детей с ограниченными возможностями здоровья: восприятия, памяти, мышления.

Учителями-дефектологами используются модули «Речевой калейлоскоп», «Лабиринт», «Замок», «Собери слово», «Голос», «Дыхание», «Звуки» и др. Также используются презентации на различные темы как по ФП так и по РСВ.

Для проведения комплексного подхода к детям с множественными нарушениями в школе имеются достаточные условия. Все слуховые кабинеты (а у нас их 10) оснащены ЗУА стационарного пользования; все дети слухопротезированы современными цифровыми аппаратами индивидуального пользования. В кабинетах имеется наглядность, дидактический материал, в том числе для развития ручного праксиса, тактильных ощущений, развивающих упражнений. Есть компьютеры, правда не в каждом кабинете.

Очень жаль, что родители находятся далеко от своих детей и не могут нам оказывать помощь.

Но совместными усилиями учителей-дефектологов, учителей общеобразовательного цикла и воспитателей у детей с множественными нарушениями наблюдается положительная динамика результативности работы.

Использование таких приемов в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка память, внимание, повышает работоспособность, оказывает положительное действие на нервную систему ребенка, устраняет стрессы, утомляемость, улучшает коммуникативную функцию, а также в условиях работы целостного организма - улучшает состояние соматического здоровья. Большинство наших детей редко болеют, а во время эпидемий заболевание проходит в легкой форме и быстро.

Многие наши учащиеся участвуют в танцах, жестомимическом пении, в речевых конференциях, в школьных и межрегиональных олимпиадах.

А применение новых технологий в комплексном подходе к проблеме развития речи и слуха, детей с ограниченными возможностями здоровья, создает возможности всестороннего развития учащихся, предполагает овладение знаниями наук, формирование речи, развитие слухового восприятия, выработку умения применять знания на практике, активизирует индивидуальное психофизическое развитие ребенка, не смотря на особенности сложной структуры дефекта, расширяет его познавательные особенности и возможности.

Учитель-дефектолог: Мухина В.И.