|
Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с речевыми нарушениями средствами сказкотерапии
«Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с речевыми нарушениями средствами сказкотерапии.
(из опыта работы)
Подготовила учитель – логопед МАДОУ детский сад № 63 Насон И.И
Актуальность.
Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. Ведущее место в комплексном подходе к коррекции речевых нарушений многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А.Никишина, Г.А.Каше и др.) отводят формированию фонематического слуха и восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Только при опережающем формировании фонематического слуха гарантировано своевременное исчезновение возрастного косноязычия и развитие правильного звукопроизношения, так как различением звуков на слух ребенок овладевает значительно раньше, чем умением их произносить, и, в дальнейшем, опираясь на это различение, он старается «приспособить» свою артикуляцию к
Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо также, чтобы ребенок сохранял в своей памяти устойчивое представление о каждом звуке, то есть мог мысленно представить себе звучание любого звука.
И если раньше речь выступала лишь как средство общения, то к концу дошкольного возраста она становится объектом осознания и изучения. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте.
Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода:
Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет).
Обучение последовательному звуковому анализу слов с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.
Существуют общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:
соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа:
выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове;
нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).
полный звуковой анализ;
соблюдение порядка формирования умственных действий:
сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;
затем ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный
и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.
соблюдение четкой последовательности предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором.
Очень эффективно использовать в данной работе элементы драматизации и сказкотерапии. Дети испытывают моторную неловкость, «застревают» на своих трудностях, проявляют негативизм по отношению к занятиям. Оживляя какой-либо персонаж, отправляясь со сказочным героев «в волшебные путешествия», используя маски, разыгрывая сценку с использованием пальчиковых кукол, они отвлекаются от речевых трудностей, их настроение улучшается, значительно повышается интерес детей к логопедическим занятиям.
Данную работу хочу проиллюстрировать презентацией своего логопедического занятия с детьми подготовительной группы имеющим ФФНР.
В своей работе по развитию фонематического анализа и синтеза я использую различные пособия, такие как: половинки массажных шариков су- джок для выкладывания схем слов (синего, красного и зеленого цвета).
Придумала и изготовила различные пособия :
Дидактическая игра «Божья коровка Мила».
Цель: различение звуков [л] и [л'] в словах. Материал: картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки [л] и [л'] (лопата, кукла, лейка, котёл, слон, хлеб, пальто, телевизор, пальма, орел, телефон, стол, лук, лодка, дельфин, елка, улитка).
Дидактическая игра «Волшебная яблоня»
Цель: различение звуков [л] и [л'] в словах. Составление предложений.
Дети собирают яблоки в корзинки. Затем меняются корзинами, проверяют «урожай» друг друга и придумывают с 2- 3 словами предложения.
Дидактическая игра «Логоцветок».
Цель: развитие межанализаторных связей, развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [л] и [л'],составление предложений.
Дети расставляют все пять пальчиков на картинки изображенные на лепестках.
Дидактическая игра «Веселые гусеницы» (на прозрачных крышках из под йогурта изображены картинки на заданные звуки.
Цель: развитие фонематических представлении, развитие навыков звукового анализа и синтеза слов.
Дидактическая игра «Логомоталочка».
Цель развитие мелкой моторики, фонематических представлений.
Продолжая работу по развитию фонематического анализа и синтеза, хочется еще отметить, что абсолютно сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных. Хорошо слышатся в слове сонорные согласные Л, Р, М, Н, поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах. При выделении последнего звука можно брать глухие согласные, так как конец для таких звуков — позиция сильная, и они звучат отчетливо, а звонкие согласные не используются, они на конце слова оглушаются.
Трудны для выделения в начале слова взрывные звуки К, Г, их трудно произнести с интонированием, они сливаются с последующим гласным звуком, поэтому, их не стоит давать для выделения первого звука, по крайней мере, в начале обучения.
Таким образом, основываясь на рекомендациях Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, Л.М. Козыревой использую на этапе обучения элементарному звуковому анализу такую последовательность позиций анализируемых звуков.
Для узнавания звука в слове:
ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине слова);
согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки Р, Л, М, Н или глухие согласные К, Т, П, X, Ц, Ч, С, стоящие в конце слова);
любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).
Для определения первого звука в слове:
ударные гласные;
сонорные согласные;
щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ';
остальные согласные звуки.
Для определения последнего звука:
ударные гласные;
сонорные согласные;
щелевые согласные.
Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков.
соблюдение последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа.
Общее правило при подборе слов состоит в том, чтобы не использовать слова, в которых нет полного соответствия между звуками и буквами. Не подходят, следовательно, слова с йотированными буквами Я, Е. Ё, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, 3 в середине слова перед согласными (типа ложка, грядка).
Что касается слов с безударными гласными, то они берутся не на ранних этапах, а после предварительной работы с односложными словами, причем в начале двусложные слова имеют безударные гласные У и Ы, как наименее подверженные редукции. Совсем же отказываться от слов с безударными гласными не стоит, просто можно произносить их орфографически — [коза] не [каза] как мы произносим по нормам орфоэпии.
То же самое можно сказать о звонких согласных Б, В, Г, Д, Ж, 3 в конце слова - на 2 году обучения детей знакомят с правописанием сомнительных согласных в конце слова. Дети будут запоминать данные слова, и это будет пропедевтика правописания безударных гласных и сомнительных согласных.
Итак, порядок анализируемых слов следующий:
слова из двух гласных (типа ау);
слова из двух звуков (типа ум)
слова из трех звуков (типа рак)
слова из двух открытых слогов (типа мама);
слова из одного слога со стечением согласных (типа волк);
слова из одного слога со стечением согласных (типа стол);
слова из двух слогов (типа сумка)
• слова из трех открытых слогов (типа корова).
Все это учитывается при работе по формированию навыков звукового анализа с детьми посещающими логопункт, которая ведется на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях.
Для детей, у которых навыки недостаточны, проводятся дополнительные подгрупповые занятия по формированию навыков звукового анализа в форме игр и игровых упражнений.
В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания, определить точное место звука в слове по отношению к другим звукам. Это позволяет обеспечить тот уровень фонематического развития, который должен в норме быть у ребенка старшего дошкольного возраста.
В пособии 3.А.Репиной «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи» фонематический слух называется - основой сложной речевой системы и указывается, что его потеря ведет к недоразвитию всей речевой системы. И хотя на практике встречаются более стертые случаи недоразвития фонематического слуха, но и они оказывают большое негативное влияние на формирование сложной речевой системы.
И поскольку весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является, своего рода, базой для полноценного формирования последующего, то выпадение какого- то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию других, «надстроенных» над ним, звеньев.
Нарушение восприятия звуков не позволяет ребенку своевременно избавиться от звуковых замен в устной речи, то есть у него возникает нарушение звукопроизношения. Таким образом, один дефект неизбежно приводит к появлению другого. А нарушение звукопроизношения, выражающееся в звуковых заменах в устной речи, является несомненной предпосылкой артикуляторно- акустической дисграфии, то есть причиной появления третьего дефекта. Таким образом, все идет буквально по цепочке. Если же эта патологическая цепочка будет прервана в самом первом звене, в возможно более раннем возрасте, то все остальное речевое развитие ребенка потечет нормально и в дальнейшем уже не потребуется ни коррекции нарушений звукопроизношения, ни тем более коррекции нарушений письма.
Поэтому я считаю важной работу по развитию и коррекции фонематических процессов у детей, начиная с раннего возраста. Могу предположить, что если такую работу систематически и своевременно проводить с детьми, то к старшему дошкольному возрасту фонологические нарушения речи будут встречаться гораздо реже.
Воспитателей младших групп обращаю особое внимание на следующее: в случае выявления трудностей слуховой дифференциации звуков в возрасте 3 лет, не нужно пассивно выжидать, коррекционную работу надо начинать немедленно, хотя до обучения письму еще очень далеко. Это важно прежде всего для овладения ребенком правильным звукопроизношением — для своевременного исчезновения в его речи звуковых замен. Такая работа является профилактикой и лексико-грамматического недоразвития.
Воспитателям более старших детей-дошкольников рекомендую обратить внимание на следующее: в случае отсутствия к 5 годам способности овладения самыми элементарными видами фонематического анализа слов опять-таки нет никакого смысла выжидать, а нужно до начала обучения грамоте постараться привлечь внимание ребенка к звуковой структуре слов и привить ему необходимые в этом плане навыки.
В этих целях педагогам своего сада рекомендую включать систему работы по развитию фонематических процессов у детей с самого раннего возраста, для чего им предоставляются консультации, практические рекомендации, методический и практический материал для работы в данном направлении.
Для родителей провожу консультации, практические занятия по данному направлению, открытые занятия, организовываю анкетирование с целью выявления у родителей представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, а также с целью привлечения внимания родителей к данной проблеме, организовываю совместную деятельность родителей и детей по изготовлению книжек-малышек «Рифмушки», подготавливаю к различным праздникам «Правильной речи» и т.д.
При систематической адекватной логопедической и педагогической коррекции у детей с речевой патологией, отмечается выраженная тенденция более интенсивного развития всех сторон устной речи дошкольников и можно ожидать, что все дети, хотя и в разной степени, будут подготовлены к обучению в школе и не будут испытывать серьезные затруднения в до - букварном периоде обучения.
|
|
|