Главная страница

Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с речевыми нарушениями средствами сказкотерапии


Скачать 127.72 Kb.
Название Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с речевыми нарушениями средствами сказкотерапии
Дата 14.02.2016
Размер 127.72 Kb.
Тип Документы


«Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с речевыми нарушениями средствами сказкотерапии.

(из опыта работы)
Подготовила учитель – логопед МАДОУ детский сад № 63 Насон И.И
Актуальность.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. Ведущее место в комплексном подходе к коррекции речевых нарушений многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А.Никишина, Г.А.Каше и др.) отводят формированию фонематического слуха и восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Только при опережающем формировании фонематического слуха гарантировано своевременное исчезновение возрастного косноязычия и развитие правильного звукопроизношения, так как различением звуков на слух ребенок овладевает значительно раньше, чем умением их произносить, и, в дальнейшем, опираясь на это различение, он старается «приспособить» свою артикуляцию к


Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо также, чтобы ребенок сохранял в своей памяти устойчивое представление о каждом звуке, то есть мог мысленно представить себе звучание любого звука.

И если раньше речь выступала лишь как средство общения, то к концу дошкольного возраста она становится объектом осознания и изучения. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте.

Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода:

  1. Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет).

  1. Обучение последовательному звуковому анализу слов с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

Существуют общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:

  • соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа:

  • выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);

  • определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове;

  • нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).

  • полный звуковой анализ;

  • соблюдение порядка формирования умственных действий:

  • сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;

  • далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;

  • затем ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный

  • и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

соблюдение четкой последовательности предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором.

Очень эффективно использовать в данной работе элементы драматизации и сказкотерапии. Дети испытывают моторную неловкость, «застревают» на своих трудностях, проявляют негативизм по отношению к занятиям. Оживляя какой-либо персонаж, отправляясь со сказочным героев «в волшебные путешествия», используя маски, разыгрывая сценку с использованием пальчиковых кукол, они отвлекаются от речевых трудностей, их настроение улучшается, значительно повышается интерес детей к логопедическим занятиям.

Данную работу хочу проиллюстрировать презентацией своего логопедического занятия с детьми подготовительной группы имеющим ФФНР.

В своей работе по развитию фонематического анализа и синтеза я использую различные пособия, такие как: половинки массажных шариков су- джок для выкладывания схем слов (синего, красного и зеленого цвета).

g:\опыт работы\новая папка\все фото\фотики\p1010016 (2).jpg
Придумала и изготовила различные пособия :

Дидактическая игра «Божья коровка Мила».

Цель: различение звуков [л] и [л'] в словах. Материал: картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки [л] и [л'] (лопата, кукла, лейка, котёл, слон, хлеб, пальто, телевизор, пальма, орел, телефон, стол, лук, лодка, дельфин, елка, улитка).

g:\опыт работы\новая папка\все фото\фотики\p1010056.jpg

Дидактическая игра «Волшебная яблоня»

Цель: различение звуков [л] и [л'] в словах. Составление предложений.

Дети собирают яблоки в корзинки. Затем меняются корзинами, проверяют «урожай» друг друга и придумывают с 2- 3 словами предложения.

g:\опыт работы\новая папка\все фото\фотики\p1010045.jpg

Дидактическая игра «Логоцветок».

Цель: развитие межанализаторных связей, развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [л] и [л'],составление предложений.

Дети расставляют все пять пальчиков на картинки изображенные на лепестках.

g:\опыт работы\новая папка\все фото\фотики\p1010040.jpg

Дидактическая игра «Веселые гусеницы» (на прозрачных крышках из под йогурта изображены картинки на заданные звуки.

Цель: развитие фонематических представлении, развитие навыков звукового анализа и синтеза слов.

g:\опыт работы\новая папка\все фото\фотики\p1010039.jpg

Дидактическая игра «Логомоталочка».

Цель развитие мелкой моторики, фонематических представлений.

g:\опыт работы\новая папка\все фото\среда\p1010022 (2).jpg

Продолжая работу по развитию фонематического анализа и синтеза, хочется еще отметить, что абсолютно сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных. Хорошо слышатся в слове сонорные согласные Л, Р, М, Н, поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах. При выделении последнего звука можно брать глухие согласные, так как конец для таких звуков — позиция сильная, и они звучат отчетливо, а звонкие согласные не используются, они на конце слова оглушаются.

Трудны для выделения в начале слова взрывные звуки К, Г, их трудно произнести с интонированием, они сливаются с последующим гласным звуком, поэтому, их не стоит давать для выделения первого звука, по крайней мере, в начале обучения.

Таким образом, основываясь на рекомендациях Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, Л.М. Козыревой использую на этапе обучения элементарному звуковому анализу такую последовательность позиций анализируемых звуков.

Для узнавания звука в слове:

  • ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине слова);

  • согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки Р, Л, М, Н или глухие согласные К, Т, П, X, Ц, Ч, С, стоящие в конце слова);

  • любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).

Для определения первого звука в слове:

  • ударные гласные;

  • сонорные согласные;

  • щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ';

  • остальные согласные звуки.

Для определения последнего звука:

  • ударные гласные;

  • сонорные согласные;

  • щелевые согласные.

Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков.

  • соблюдение последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа.

Общее правило при подборе слов состоит в том, чтобы не использовать слова, в которых нет полного соответствия между звуками и буквами. Не подходят, следовательно, слова с йотированными буквами Я, Е. Ё, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, 3 в середине слова перед согласными (типа ложка, грядка).

Что касается слов с безударными гласными, то они берутся не на ранних этапах, а после предварительной работы с односложными словами, причем в начале двусложные слова имеют безударные гласные У и Ы, как наименее подверженные редукции. Совсем же отказываться от слов с безударными гласными не стоит, просто можно произносить их орфографически — [коза] не [каза] как мы произносим по нормам орфоэпии.

То же самое можно сказать о звонких согласных Б, В, Г, Д, Ж, 3 в конце слова - на 2 году обучения детей знакомят с правописанием сомнительных согласных в конце слова. Дети будут запоминать данные слова, и это будет пропедевтика правописания безударных гласных и сомнительных согласных.

Итак, порядок анализируемых слов следующий:

  • слова из двух гласных (типа ау);

  • слова из двух звуков (типа ум)

  • слова из трех звуков (типа рак)

  • слова из двух открытых слогов (типа мама);

  • слова из одного слога со стечением согласных (типа волк);

  • слова из одного слога со стечением согласных (типа стол);

  • слова из двух слогов (типа сумка)

• слова из трех открытых слогов (типа корова).

Все это учитывается при работе по формированию навыков звукового анализа с детьми посещающими логопункт, которая ведется на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях.

Для детей, у которых навыки недостаточны, проводятся дополнительные подгрупповые занятия по формированию навыков звукового анализа в форме игр и игровых упражнений.

В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания, определить точное место звука в слове по отношению к другим звукам. Это позволяет обеспечить тот уровень фонематического развития, который должен в норме быть у ребенка старшего дошкольного возраста.

В пособии 3.А.Репиной «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи» фонематический слух называется - основой сложной речевой системы и указывается, что его потеря ведет к недоразвитию всей речевой системы. И хотя на практике встречаются более стертые случаи недоразвития фонематического слуха, но и они оказывают большое негативное влияние на формирование сложной речевой системы.

И поскольку весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является, своего рода, базой для полноценного формирования последующего, то выпадение какого- то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию других, «надстроенных» над ним, звеньев.

Нарушение восприятия звуков не позволяет ребенку своевременно избавиться от звуковых замен в устной речи, то есть у него возникает нарушение звукопроизношения. Таким образом, один дефект неизбежно приводит к появлению другого. А нарушение звукопроизношения, выражающееся в звуковых заменах в устной речи, является несомненной предпосылкой артикуляторно- акустической дисграфии, то есть причиной появления третьего дефекта. Таким образом, все идет буквально по цепочке. Если же эта патологическая цепочка будет прервана в самом первом звене, в возможно более раннем возрасте, то все остальное речевое развитие ребенка потечет нормально и в дальнейшем уже не потребуется ни коррекции нарушений звукопроизношения, ни тем более коррекции нарушений письма.

Поэтому я считаю важной работу по развитию и коррекции фонематических процессов у детей, начиная с раннего возраста. Могу предположить, что если такую работу систематически и своевременно проводить с детьми, то к старшему дошкольному возрасту фонологические нарушения речи будут встречаться гораздо реже.

Воспитателей младших групп обращаю особое внимание на следующее: в случае выявления трудностей слуховой дифференциации звуков в возрасте 3 лет, не нужно пассивно выжидать, коррекционную работу надо начинать немедленно, хотя до обучения письму еще очень далеко. Это важно прежде всего для овладения ребенком правильным звукопроизношением — для своевременного исчезновения в его речи звуковых замен. Такая работа является профилактикой и лексико-грамматического недоразвития.

Воспитателям более старших детей-дошкольников рекомендую обратить внимание на следующее: в случае отсутствия к 5 годам способности овладения самыми элементарными видами фонематического анализа слов опять-таки нет никакого смысла выжидать, а нужно до начала обучения грамоте постараться привлечь внимание ребенка к звуковой структуре слов и привить ему необходимые в этом плане навыки.

В этих целях педагогам своего сада рекомендую включать систему работы по развитию фонематических процессов у детей с самого раннего возраста, для чего им предоставляются консультации, практические рекомендации, методический и практический материал для работы в данном направлении.

Для родителей провожу консультации, практические занятия по данному направлению, открытые занятия, организовываю анкетирование с целью выявления у родителей представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, а также с целью привлечения внимания родителей к данной проблеме, организовываю совместную деятельность родителей и детей по изготовлению книжек-малышек «Рифмушки», подготавливаю к различным праздникам «Правильной речи» и т.д.

При систематической адекватной логопедической и педагогической коррекции у детей с речевой патологией, отмечается выраженная тенденция более интенсивного развития всех сторон устной речи дошкольников и можно ожидать, что все дети, хотя и в разной степени, будут подготовлены к обучению в школе и не будут испытывать серьезные затруднения в до - букварном периоде обучения.